Учебный организатор как один из способов рефлексивного управления обучением.
статья на тему

Шафинская Елена Евгеньевна

В статье описывается технология модульного обучения.Одним из подходов для перехода на модульное обучения является использования на занятиях учебного организатора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шафинская Е.Е.-

преподаватель общепрофессиональных дисциплин

ГАОУ СПО Технологический колледж№28 г.Москвы

Учебный организатор как один из способов рефлексивного управления обучением

                В условиях модернизации профессионального образования возникает необходимость переосмысления основных подходов к организации образовательного процесса. Первоочередной задачей является поиск технологий, способствующих реализации профессиональных программ, формированию общих и профессиональных компетенций (ФГОС НПО и СПО). Одной из таких технологий является технология модульного обучения, задача которой сводится к содействию развития самостоятельной учебной деятельности обучающихся. Модульная технология призвана обеспечить индивидуализацию обучения:  по содержанию, по темпу усвоения, по методам и способам обучения, по формам контроля и самоконтроля. Технология модульного обучения базируется на системно-деятельностном подходе: содержание обучения становится предметом системных и активных действий студентов. Четкость и логичность, активность и самостоятельность обучающихся, индивидуальный темп, самоконтроль и самокоррекция присущи данной технологии обучения. При этом меняется роль самого преподавателя: преподаватель становится консультантом, тьютером, наставником и экспертом.

Переход к данной технологии необходимо осуществлять постепенно, сочетая с  традиционной объяснительно-иллюстративной. Одним из подходов, способствующих  переходу к модульной технологии, является использование на занятиях «учебного организатора».

                 Учебный организатор –  это электронная рабочая тетрадь, предназначенная для самостоятельного (полностью или частично) обучения. Данное пособие может содержать необходимый краткий теоретический материал по изучаемой теме (разделу), задания для выполнения, критерии оценивания, справочные материалы, алгоритмы решения, инструкции и рекомендации для ее успешной реализации. В ходе учебного занятия студент максимум времени работает самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.  Поэтому основное назначение учебного организатора:

  • создание условий для самоуправляемого обучения с максимальной опорой на практическое освоение и применение новых знаний и умений;
  • оказание помощи обучающимся  в организации самостоятельной  учебно - познавательной деятельности;
  • обучение  методам и приемам анализа учебного материала,
  • развитие  самостоятельности в выборе траектории обучения и планированию собственной деятельности;
  • обучение самоцениванию и самоконтролю.

Целесообразно  использовать  учебный  организатор при изучении нового материала и получение нового опыта, при закреплении, обобщении и систематизации новых знаний, умений, практического опыта.

В рамках практической апробации учебного организатора при освоении профессиональных модулей в колледже было проведено анкетирование обучающихся «Оценка эффективности внедрения учебного организатора в процесс обучения»  по следующим параметрам:

1.Возможность обучаться самостоятельно;

2.Учебный материал изложен понятно и доступно;

3.Возможность распределять время на обучение самостоятельно;

4.Возможность выстраивать индивидуальный темп обучения;

5.Возможность оценивать свою работу на каждом этапе;

6.Возможность сравнивать свои результаты с эталоном;

7.Возможность  выполнять задания, соответствующие способностям и возможностям;

8.Возможность видеть свои результаты на каждом этапе обучения

9.Возможность вносить свои предложения и замечания по организации обучения (рис.1).

                Рис.1  Результаты анкетирования «Оценка эффективности внедрения учебного организатора в процесс обучения».

.

Учитывая вышесказанное, можно констатировать, что использование учебного организатора (органайзер) на занятиях позволяет управлять процессом обучения и организовать  самостоятельную учебную деятельность обучающихся.

Список литературы:

1.Олейникикова О.Н.Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие/ О.Н.Олейникова, А.А.Муравьева, Ю.Н.Коновалова, Е.В.Сартакова. Изд.2-е, перераб. и доп.М.:Альфа-М;ИНФА-М,2010.-256с

2.Муравьева А.А. Кузнецова Ю.Н., Червякова Т.Н. Организация модульного обучения основанного на компетенциях. -  М., 2006. – 95 с.

3.Исламгулова С.К.  Как технологизировать  процесс обучения:

Методическое пособие. – Алматы: ИПК ПКСО, 2009. – 156 с.