НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ИНТЕРЕСА К ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
статья по теме

Лукашёва Ирина Юрьевна

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ИНТЕРЕСА К ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnye_formy_uroka.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей 1564

г. Москва

НЕТРАДИЦИОНЫЕ ФОРМЫ УРОКА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ИНТЕРЕСА К ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

подготовила

учитель английского языка

Лукашёва Ирина Юрьевна

г. Москва

 2014

Содержание

Введение

I.    Основные формы организации учебного процесса

1.1. Урок как основная единица учебного процесса

1.2. Особенности урока иностранного языка

1.3. Повышение эффективности урока иностранного языка

II. Нетрадиционные формы урока

2.1. Особенности нетрадиционных форм урока

2.2. Интернет  на уроках иностранного языка

2.3. Метод проектов

2.4. Видео-урок

2.5. Урок – экскурсия

2.6. Урок – спектакль

2.7. Урок-праздник и  Урок – интервью

2.8. Урок эссе

2.9. Интегрированный урок

2.10. Урок-мюзикл

2.11. Урок-игра

III Использование уроков нестандартной формы

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время актуальна. Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации, а изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых.

Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Но первая и естественная потребность изучающих иностранный язык – коммуникативность. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся. Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий: урок – спектакль, урок – праздник, урок – экскурсию, видеоурок и т.д. Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения. Достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие социокультурной компетенции учащихся, расширение знаний о культурном наследии стран изучаемого языка и повышение мотивация к учению.

Исходя из вышесказанного, цель работы – показать возможность использования нетрадиционных форм урока в современной школе, направленной на решение задачи формирования социокультурной грамотности учащихся, предполагающей развитие способности ценить культуру других народов, формировать непредвзятый взгляд на мир и обучать культуре общения.

Предмет исследования – нетрадиционные уроки на начальном этапе обучения иностранному языку.

Объект исследования – процесс формирования коммуникативных навыков у учеников среднего школьного возраста при использовании различных видов нетрадиционных уроков в процессе обучения английскому языку.

Ввиду многоплановости темы в работе сосредоточено внимание на исследовании узловых моментов и поставлены следующие задачи:

  1. проанализировать методическую литературу по проблеме;

  1. дать определение понятию «нетрадиционные уроки» и описать различные формы их проведения.

Методы исследования – анализ методической литературы, синтез, обобщение.

Сегодня педагоги-новаторы активно внедряют и поощряют нетрадиционные формы занятий, такие как видеоурок, урок – праздник, интернет урок и другие формы. Актуальность нашего исследования определена недостаточной изученностью особенностей видов нетрадиционных уроков как единиц учебного процесса.

Гипотеза: процесс обучения иностранному языку на начальном этапе обучения будет более успешным, если будут активно использоваться нетрадиционные виды уроков в целях развития коммуникативных навыков у учеников. Материалом для исследования послужили научные статьи, методическая литература, посвященная данной проблеме, а так же различные интернет-сайты.

I. Основные формы организации учебного процесса

1.1. Урок как основная единица учебного процесса

        

Форма обучения представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащённую систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие, экскурсия и другие) имеет частное обучающе-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение детьми конкретных фактов, обобщений, умений и навыков. [1]

Урок — это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. [2]

Урок как форма организации обучения прочно занял свое место в школе в качестве основной организационной формы обучения. Хороший урок — дело не простое. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. Обучение иностранному языку преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач. Практическая, или коммуникативная, задача "нацелена" на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, то есть речевой активности. Общеобразовательные задачи призваны заложить основы филологического образования школьников; совершенствовать культуру общения: умение начать разговор, поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, завершить разговор. Немалая роль отводится и воспитательным задачам, состоящим в воспитании у учащихся оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке. Развивающие задачи намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию в иностранном языке. Реализация перечисленных задач является необходимым условием эффективности урока, то есть достижения желаемых результатов.

1.2. Особенности урока иностранного языка

У урока иностранного языка особенная специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка. Иноязычная коммуникация базируется на теории речевой деятельности. Коммуникативное обучение иностранному языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством "речевой деятельности". Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.

Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде, эти условия сводятся к следующему:

·  учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;

·  каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;

· участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания.

При гуманистическом подходе к обучению исчезают характерные для учебного процесса познавательные барьеры, снижающие мотивацию учащихся, побуждающие их к раздражительности. Гуманистический подход  означает, что учение, а точнее, взаимодействующие между собой учащиеся являются центром познавательной активности на уроке.

Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть важность взаимодействия и сотрудничества учащихся, а также речевого задания для организации коммуникативного усвоения языка. Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной концепции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на "вхождение" в иное культурное пространство. Для такого обучения характерны, прежде всего, нетрадиционные формы проведения занятий.

1.3. Повышение эффективности урока иностранного языка

Содержание, организация и проведение урока иностранного языка определяют силу воздействия на учащихся учебно-воспитательного процесса. Для повышения действенности урока иностранного языка в современных условиях имеется много возможностей.

К первым из них можно отнести обучение школьников приемам учения, способам познания иностранного языка, столь необходимым для рациональной самостоятельной работы учащихся по овладению им. Отсутствие у школьников естественной потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях создает большие трудности, как для учителя, так и для них самих. Потребность может возникнуть только при условии такой организации учебной деятельности учащихся, которая способна вызывать высокую мотивацию, обеспечивающую не только их активность на уроке, но и сохраняющую свою воздейственную силу и во внеурочное время. Интерес к предмету, желание овладеть им зависят в большей степени от того, какая технология обучения используется, как учит учитель, и как учатся у него школьники.

Овладение языком осуществляется, прежде всего, на уроке. Современный урок иностранного языка — это сложное образование. Подготовка и проведение его требуют от учителя большой затраты творческих сил.

Во-первых, на уроке решаются многоплановые задачи. На каждом уроке учащиеся непременно должны получить "прибавку" к практическому владению изучаемым языком: улучшение понимания речи на слух за счет усвоения новых слов;  приобретении знаний о культуре страны изучаемого языка в области литературы, музыки и т.д.. Материал урока и средства для его активизации следует использовать в конкретных воспитательных целях. Во-вторых, на уроке используются различные организационные формы работы: групповые, парные, индивидуальные. Чтобы вовлечь всех и каждого, нужно развивать и совершенствовать свои организаторские способности для подготовки своего рода сценария урока. В-третьих, урок должен быть обеспечен средствами обучения, соответствующими решаемым задачам. В-четвертых, использование учителем на уроке компонентов УМК и других средств обучения должно быть доведено до степени свободного манипулирования ими благодаря регулярному использованию их в рабочем состоянии.  В-пятых, важным фактором является создание положительной мотивации в изучении иностранного языка при глубоком знании учителем личности каждого школьника. Это достигается использованием приемов, которые вызывают личную заинтересованность у ребят в выполнении заданий. К ним относятся: речевые задания, проблемные задания.

Таким образом, урок как сложное образование играет решающую роль в овладении учащимися иностранным языком. Урок иностранного языка требует особенно тщательной подготовки. Глубокое понимание учителем того, что от него ожидают дети, следует рассматривать как еще одну возможность повышения действенности урока иностранного языка. В глазах школьников учитель — прежде всего носитель преподаваемого им иностранного языка,  филологически образованный человек, знакомый с иноязычной культурой. Учитель "представляет" школьникам культуру народов стран изучаемого языка, знакомит их с традициями, памятниками культуры, выдающимися деятелями, образовывает, воспитывает и развивает учащихся, вдохновляет школьников на изучение.

           Подводя итог, можно сказать, что основные формы организации учебного процесса, а именно урок, лекция, семинарское занятие, экскурсия, позволяют раскрыть целостные разделы, темы, применить взаимосвязанные умения и навыки, а также имеют общее обучающе-воспитательное значение, формируют у учащихся системные знания и личностные качества. Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обучения обусловлена своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала детьми различных возрастных групп. Содержание науки и возрастные особенности школьников требуют соответствующей, адекватной формы обучения, определяют ее характер: место в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся, подвижную структуру, способы организации, методическое оснащение. Различные сочетания этих компонентов дают возможность создавать разнообразие и многообразие обучающих форм.

II. Нетрадиционные формы урока

2.1. Особенности нетрадиционных форм урока

Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности — его сознанию, духовности, культуре, нравственности, интеллекту. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями гибко мыслить. Поэтому в школах должен происходить постоянный поиск новых форм по образованию учащихся с учетом их индивидуальных возможностей. Пути реализации этих принципов должны быть творческими, нетрадиционными и эффективными.

Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в нетрадиционной обстановке, создающей атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера. На них осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;  обеспечивается рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;  предусматривается минимальное участие на уроке учителя.[3] Методически высокоэффективными нетрадиционными формами обучения являются урок-спектакль, урок-праздник, видео-урок, урок-экскурсия, урок-интервью и другие формы занятий.

2.2. Использование Интернета на уроках иностранного языка

Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатлительными услугами. Неудивительно, что и преподаватели иностранного языка по достоинству оценили потенциал глобальной сети Интернет. Интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка, он создает естественную языковую среду.

Сначала вспомним особенности предмета "иностранный язык". Основная цель — формирование коммуникативной компетенции, которая предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. В наше время именно эта цель является наиболее востребованной учащимися. Следует иметь в виду еще одну особенность предмета "иностранный язык". Обучать речевой деятельности можно лишь в общении, живом общении.  Если иметь в виду предмет нашего обсуждения — Интернет, то важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы. Например, для включения материалов сети в содержание урока, для самостоятельного поиска информации учащихся в рамках работы над проектом или  для ликвидации пробелов в знаниях.[4]

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке: совершенствовать умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет; пополнять словарный запас, как активной, так и пассивной лексикой современного языка;  формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.

Включение материалов сети в содержание урока создает возможности для "погружения" учащихся в естественную языковую среду.

2.3. Метод проектов

Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его запоминать и воспроизводить знания, и  уметь применять их на практике. Проектная деятельность является творческой. Проектная методика является формой организации исследовательской деятельности, где учащиеся занимают активную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результат работы - актуализация имеющихся и приобретение новых знаний. Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, оформление совместного результата; отчет по проекту и оценка.[5]

Работа по проектной методике требует от учащихся высокой самостоятельности, активного исследовательского, исполнительского взаимодействия. Роль учителя - в подготовке учащихся к работе, выборе темы, в оказании помощи, в текущем контроле и консультировании. Основная идея  - перенести акцент с различного  вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.

2.4. Видеоурок

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа-носителя языка. В этих целях большое значение имеют видеофильмы. Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики — представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала. Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Преимуществом видеоурока является приобщение школьников к культуре стран изучаемого языка. Видеоматериалы представляют учащимся живую речь носителей языка и погружают их в ситуацию знакомства с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений страны изучаемого языка. Практика показывает, что видео-уроки являются эффективной формой обучения.

2.5. Урок-экскурсия

В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т. д. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.  Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.

2.6. Урок-спектакль

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной мотивации. Подготовка спектакля — творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Спектакль активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, углубляет знание языка по средствам запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь и учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

2.7. Урок-праздник и урок-интервью

Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях  англоязычных стран, и развивает у школьников способности, позволяющие участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.  В зависимости от поставленных задач темы урока могут быть: "Свободное время", "Планы на будущее". Такая форма урока требует тщательной подготовки, которая стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, углублению знаний, а также расширяет кругозор.

2.8. Урок-эссе.

      Современный подход к изучению английского языка предполагает не только получение какой-то суммы знаний по  предмету,  но  и  выработку  собственной позиции, отношения    к    прочитанному:    соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского "я". Словарь кратких литературоведческих  терминов трактует понятие  "эссе" как разновидность очерка, в котором главную роль играет  изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.  На уроках английского языка ученики  анализируют  избранную  проблему, отстаивают  свою  позицию,  критически   оценивают прочитанные  произведения, в  письменном  виде  излагают  мысли   согласно поставленной проблеме. Такая форма урока развивает логическое и  аналитическое мышление и умение  мыслить  на  иностранном языке.

2.9. Интегрированный урок

      В настоящее время в средней школе все более  острую  необходимость  приобретают  решение   важных педагогических  задач,  имеющих   целью расширить  общеобразовательный  кругозор  учащихся. Одним из  путей  решения  этих задач  является   интеграция   учебных   дисциплин   в   процессе   обучения иностранного    языка.    Межпредметная    интеграция    дает    возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам. Исследования  показывают,  что   повышение   образовательного   уровня обучения с помощью  межпредметной  интеграции  усиливает  его  воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных  предметов. [6] Науки гуманитарного цикла ставят предмет  для  разговора. Литература влияет на эстетическое развитие учащихся и приобщает учащихся к культуре страны изучаемого языка. На  уроках   МХК учащиеся знакомятся с представителями  в различных видах  искусства.  Использование  интеграции  формирует художественные  вкусы  учащихся,  умение   правильно   понимать   и   ценить произведения искусства, совершенствует  коммуникативно-познавательные  умения, и расширяет  знания.

2.10. Урок-мюзикл

      Урок-мюзикл  способствует  развитию   социокультурной  компетенции   и ознакомлению с культурами англоязычных стран.

      Методические преимущества песенного творчества в обучении иностранному языку очевидны. Известно, что в Древней Греции  многие  тексты  разучивались пением, а во многих школах  Франции  это  практикуется  сейчас.  Тоже  можно сказать и об Индии, где  в  настоящее  время  в  начальной  школе  азбуку  и арифметику выучивают пением.

      Урок-мюзикл  содействует  эстетическому  и  нравственному   воспитанию школьников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика.      Благодаря   пению   мюзикла   на   уроке    создается    благоприятный психологический  климат,  снижается   усталость,   активизируется  языковая деятельность и восстанавливает работоспособность учащихся.

2.11. Урок-игра

Весьма плодотворным видом организации нетрадиционной формы урока английского языка является урок-игра, расширяющая знания учащихся об обычаях англоязычных стран и развивающая способности участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. Нетрадиционные формы урока английского языка в виде игры могут проходить в виде следующих игр: деловая игра, время которой может занимать весь урок или несколько занятий; дидактическая игра;  логическая игра; ролевые игры на уроке (инсценирование); урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН; игровая организация учебного процесса с использованием заданий, типичных для традиционного урока.

Подводя итог, можно сказать, что методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок–спектакль, урок–праздник, видеоурок, урок-экскурсия, урок–интервью и другие формы занятий.

Нетрадиционный урок – органичное сочетание образования, развития и воспитания. Нетрадиционные уроки нравятся детям, т.к. они творческие и необычные, а самое главное – эффективные. Но не следует слишком часто проводить нетрадиционные уроки, т.к. они станут традиционными и уровень эффективности снизится.

III Использование уроков нетрадиционной формы

В связи с становлением новой системы образования,  введения новых стандартов образования, а также в связи с тенденцией снижения интереса обучающихся к занятиям, отчуждения ребят от познавательного труда, на практике мной были применены так называемы нестандартные уроки, имеющие главной целью возбуждение и удержание интереса обучающихся к учебному труду.

При организации и проведении нестандартных уроков были отмечены их основные принципы:

1.  максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность;

2. не развлекательность, а занимательность и увлечение, как основа эмоционального тона урока;

3. развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания;

4. «скрытая» дифференциация обучающихся по учебным способностям;

5. использование оценки в качестве формирующего инструмента.

Одной из задач нестандартного урока было вовлечение учащихся в подготовку самого урока, которое выражалось в подготовке сообщений, составлении вопросов, кроссвордов, викторин, изготовлении необходимого дидактического материала. На самих же нестандартных уроках обучающиеся изучали новый материал и систематизировали ранее полученные знания в различных «нестандартных» формах организации мыслительной активности.

Нестандартные уроки были разработаны и проведены в 5х, 6х и 7х классах, поэтому уроки не обходились без игр, песен, загадок, наглядных пособий. Игры использовались как для введения нового материала, так и для его закрепления. Используемые презентации, видеоматериал и интернет ресурсы делали уроки более информативными и яркими.

        В основном уроки были приурочены к праздникам страны изучаемого языка и окончанию пройденых тем, что способствовало созданию особой психологической ситуации обучения, которая ориентирует внимание учебной группы исключительно на положительные результаты и достижения обучающихся. Секрет прост: нет заданий не по силам (даже для слабых обучающихся), правильное их выполнение приветствуется и поощряется, а неудача хотя и не останется незамеченной, но не привлекает к себе общего внимания.

Анализ моей педагогической деятельности показал, что наряду с традиционными уроками необходимо внедрять и нетрадиционные формы обучения. При анализе проведенных уроков были выявлены не только результаты достижения образовательных, воспитательных и развивающих задач, но и картина общения - эмоциональный тонус урока.

В начале методической практики до внедрения нестандартных уроков устные высказывания ребят показали, что из изученной лексики по теме в своей речи ребята употребляют лишь 50 % слов. После введения в практику  нестандартных уроков на овладение лексикой английского языка таких как урок-игра, урок-экскурсия, урок-спектакль (См. Приложение ), ученики стали использовать в речи 70-80 % изученных слов. Более высокие результаты объясняется тем, что использование игр и нестандартных уроков при обучении лексике, помогло сформировать лексические навыки на порядок выше, чем у них были до этого. Процесс изучения лексики и прохождение нового материала при помощи игр происходил при весьма живом интересе со стороны детей, которые проявили большую инициативу, участвуя в различных игровых моментах.

Так же при опросе учащихся было установлено, что уроки понравились всем детям и каждый узнал что-то интересное из них. Больше всего детям понравились: языковые игры, развлечения, тесты, использование видеофрагментов, дополнительные задания в нетрадиционной форме (проекты, сочинения, кроссворды, загадки) и все это они хотели бы видеть на последующих уроках. Таким образом, была доказана  методическая необходимость включения нетрадиционный уроков в процесс обучения лексике иностранного языка.

Однако, нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения.  Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания.

При проведении нестандартных уроков необходимо руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости, а интегрирование уроков и усилий учителей разных предметов при подготовке совместных уроков даст еще более положительный результат.  

Таким образом, анализ работы проведения нестандартных уроков  показывает, что нестандартные уроки обладают огромными возможностями. Они предоставляют возможность осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого ученика в активную работу, учитывая его склонности, интересы, уровень языковой подготовки. Причем, такие уроки содействуют поддержанию работоспособности каждого ученика, снимают усталость, выполняют дефицит общения, что особенно важно для современной школы с ее значительной перегрузкой учащихся знаниями.

На основании проведенной работы можно утверждать, что нестандартные уроки обогащают учащихся новыми впечатлениями, придают уроку привлекательность, создавая положительный психологический климат в классе, способствуют лучшему запоминанию лексики, более качественному лексическому оформлению речевого высказывания, создают ситуацию для употребления данного речевого образца; развивают речевую активность и самостоятельность учащихся, активизируют память и развивают личность и ребенка и самое главное повышают мотивацию учащихся к учению.

Заключение

В исследовании была рассмотрена проблема - процесс формирования коммуникативных навыков у учеников среднего школьного возраста при использовании различных видов нетрадиционных уроков в процессе обучения английскому языку.

Результат исследования и практика работы говорят о том, что эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Как известно, целью обучения иностранному языку в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся,  которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

·  формирование у учащихся интереса и уважения к культуре страны изучаемого языка;

· воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;

·  развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

В ходе работы была достигнута поставленная цель. Мы показали возможность использования нетрадиционных форм урока в современной школе, направленной на решение задачи формирования социокультурной грамотности учащихся. Так же были выполнены поставленные задачи:

  1. проанализировали методическую литературу по проблеме;

  1. дали определение понятию «нетрадиционные уроки» и описали различные формы их проведения.

Материалы исследования могут быть использованы в работе учителей иностранного языка в средних школах, гимназиях и школах с углубленным изучением иностранного языка, а так же для студентов педагогических вузов в процессе обучения английскому языку в младшей школе.  

Приложение 1

Halloween party

Тема урока: праздник «Halloween».

Классы: 6

Технология: постановка спектакля «Three magic seeds».

Оснащение урока:

интерактивная доска; костюмы к спектаклю;

рисунки учащихся на тему «Halloween»;

аудиозаписи; презентация в Power Point;

тематический кроссворд.

Методическая задача – дать учащимся знания страноведческого характера, активизировать интерес к изучению английского языка.

Цель урока: расширить кругозор учащихся и обогатить их знания о жизни зарубежных сверстников.

ХОД УРОКА

Учитель. Good afternoon, boys and girls! Today you'll see a mini-show which is devoted to the popular holiday «Halloween». Welcome to our Halloween Party!

Ведущий. Good afternoon, boys and girls! Halloween is one of the best holidays for children. People celebrate Halloween on the 31-st of October. Halloween colours are orange and black. During the early years of the Christian era people celebrated Halloween with games, bonfires, parties. Today, of course, Halloween has degenerated into a candy-collecting orgy by costumed youngsters who travel from house to house crying out “Trick or Treat!”

Презентация «What do we know about Halloween» – презентация на интерактивной доске.  

Ведущий. Now we'll see the play which tells us about this funny and the same time horror holiday.

Инсценировка.«Three magic seeds».Гаснет свет, играет музыка, появляются

the Prince Pepper, Queen Salt and Vinegar Witch and Sarah.

Ведущий. Once upon a time there was a Magic country. In the capital of the country there was the Golden Palace where Queen Salt and Prince Pepper lived. Prince was very rich. He had a lot of food but he liked mustard very much. But someone had stolen all the Prince's magic mustard seeds. Prince and Queen wanted to buy them in the shops but they couldn't find.

Queen. What should we do? We can't find the mustard. The Prince can die. What should we do? Who can help us?

Sarah. Well, I try to find the magic seeds. But where does the witch live? How can I get there?

Queen. You can get there by broomstick and you'll have to go there on foot too. First find the magic road!!!

Играет музыка, и дети поют песню «Ten little witches ...», выходят ведьмы и танцуют.

Vinegar Witch. Oh, I'm glad to see you but if you aren't afraid of me you must guess some puzzles. But first repeat after me:

«I would like to go, to meet, and to see

To show, to visit and to stay to dance

To sing, to play.

Are you ready to do it?»

Sarah. Yes we are. What should we do?

Vinegar Witch.  Now'll see small sheets of paper. On each of it there is a part of sentence. You'll have to join them right and read aloud. (Предложения текста разрезаются на части.) Учащиеся должны составить правильно текст. (На это задание дается 3-4 мин.)

Пример предложения: You must be very careful on the night of October 31st.This is the night when witches and ghost come out!

Vinegar Witch. You're right. So, try to do the next task. I want to ask you about Jack O' Lantern. What do you know about him?

 (На доске написаны опоры, которые помогут учащимся составить рассказ.)

Vinegar Witch. Thank you for your story. Now repeat after me: «I would like to go, to meet…»

Sarah. Yes of course.

Vinegar Witch. Now we'll have Halloween quiz and I'll see what you know about this holiday. Oh, how I like the puzzles.

Puzzles.

1. When is Halloween celebrated?

A) December 25-th

B) February 14-th

C) October 31-st

2. What colors are associated with Halloween?

a) Red and green

b) Orange and black

c) Yellow and blue

3. Who can walk through the walls?

a) Witches

b) Goblins

c) Ghosts

4. What is worn around the neck to keep vampires away?

a) Garlic

b) Onion

c) Pepper

5. How many bones are there in the human skeleton?

a) About 50

b) Over 200

c) Over 1000

6. What does a witch use for transport?

a) A hat

b) A broomstick

c) A motorbike

Vinegar Witch. Well. Welcome to my castle. I don't have many visitors these days. What do you want?

Sarah. People say somebody has stolen magic mustard seeds. But some people say you have them. Is it true?

Vinegar Witch. Perhaps it's right. Look at these boxes. One of them has the magic seeds.

Sarah. What should I do?

Vinegar Witch. You must guess the crossword.

Звучит музыка, дети разгадывают кроссворд, находят слова по теме «Halloween». (Приложение 2)

Vinegar Witch. Great, you can open one of these boxes.

Sarah opens the box but it's empty.

Vinegar Witch. Excellent! I have a chance to play with you once more. Guess the riddles.

Дети отгадывают загадки:

1. I flight at night because I don't like light (Bat)

2. I'm scary and white. I come out at night. Who am I? (Ghost)

3. I've got soft black fur. When you hold me I purr. Who am I?

4. I'm round on all sides. I've got a light inside. Who am I? (Jack-o-lantern)

5. I've got a black cat and a big pointed hat. Who am I? (Witch)

6. I’m yellow or white. I smile on Halloween night. Who am I? (Moon)

Vinegar Witch. Stop, stop you'll kill me. Come up to me. You can open the second box.

Sarah opened the next box, but it's empty. «What can I do?»

Vinegar Witch. (Ведьма чихает) Oh! I hate children. I'll give the last chance. I like to dance. Can you dance with me?

(Звучит музыка, учащиеся выходят в костюмах, ведьма выбирает лучшие, и они танцуют.)

Vinegar Witch. Excellent! You can open the last box.

Sarah:

«Halloween, Halloween magic night.

We are glad and very bright.

We all dance and sing and recite

Welcome! Welcome! Halloween night!»

Затем Sarah открывает последнюю коробочку и находит горчичные семена внутри. Она берёт их и выбегает с ними из замка ведьмы в большой спешке.

Sarah. I have found them, I have found them!

Queen. How wonderful! The Prince will recover soon. (Все вместе поют песню «I don't wonna say Good bye!»)

Учитель. Thank you! Our party is over.

Приложение 2

Интегрированный урок английского языка и литературы в 6-м классе по теме "Марк Твен и его герои"

Статья отнесена к разделу: Преподавание английского языка с использованием УМК «„Английский в фокусе“ – на урок с учебником XXI века» издательства «Просвещение»

Цели урока:

Образовательные: совершенствовать умение говорить по теме в монологической и диалогической речи, умения аудирования, систематизировать учебный материал;

Развивающие: развивать логическое мышление, творческую мыслительную деятельность, наблюдательность, кругозор, память учащихся, артистические способности, умение работать с книгой, развивать интерес к культуре других народов;

Воспитательные: воспитывать честность, смелость, доброту, чувство товарищества и взаимопомощи, внимательное отношение друг к другу, умение прислушиваться к мнению одноклассников, поддерживать интерес к чтению.

Этапы урока:

Организация класса.

Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока: мотивация, целеполагание, психологический настрой.

Биография М.Твена. Вопросы писателю (на английском и русском языке).

Работа над содержанием книги: Аудирование, портретная характеристика героев, викторина на русском языке.

Работа над образом Тома Сойера. Групповые задания (на английском языке).

Сценка “первая встреча с Томом” (на английском языке).

Работа в группах.

Чтение по ролям.

Рефлексия групповой работы. Составление синквейна “Том Сойер”.

Итог урока. Пословицы на английском языке.

Информация о домашнем задании.

Итоговая рефлексия урока.

Формы организации познавательной деятельности:

- парная;

- групповая;

- индивидуальная;

- коллективная.

Оборудование урока:

- мультимедийный проектор;

- магнитола;

- записи музыки в стили кантри;

- портрет М.Твена;

- карточки – задания;

- выставка книг М.Твена;

- костюмы для детей;

- ладошки из цветной бумаги для рефлексии;

- Цитаты: “Слово, добытое обманным путем, скоро становится тяжелым бременем” М.Твен. “Совесть человека высший суд” В.Гюго.;

- пословицы на английском языке.

Технологические особенности урока: проектный урок в системе развивающего обучения.

Ход урока

I этап. Организация класса.

а) Учитель приветствует детей.

Glad to see you! Sit down, please. Our lesson is devoted to Mark Twain, a famous American writer. But today we have an unusual lesson. We have Literature and English together. Are you ready for the lesson? (Слайд 1).

Учитель литературы.

Добрый день ребята! Я рада приветствовать Вас на интегрированном уроке. Сегодня мы с вами попробуем окунуться в мир Америки 50-х годов 19 века, почувствовать себя маленькими “американцами” и даже героями известной книги, попытаемся выяснить, чем привлекает читателей уже более ста лет твеновский проказник и озорник Том Сойер, будем общаться на его родном языке.

At the end of the lesson you’ll get 2 marks on Literature and English. How are you children? Let’s start our lesson.

II этап. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока. Мотивация. Целеполагание. (Слайд 2)

а) Слово учителю литературы. Поворачивается к доске, где записаны слова Д.С.Лихачев. “Академик Д.С.Лихачев 100-летие, которого мы отмечали 28 ноября, говорил: “Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей,- одним словом, делает вас мудрее”.

- Согласны ли вы с этим высказыванием?

-Ученики – Да!

- Докажите, что Д.С.Лихачев прав.

- Дети говорят, что изучали произведения не только русских авторов, но и зарубежных.

As you know, we have read an interesting and funny book “The Adventures of Tom Sawyer”.). It was written by Mark Twain, a famous American writer. Some of his books are very popular with the children in our country and in other countries of the word and in America of course. What books are these? Do you know?

Учитель литературы:

- “Вся современная американская литература вышла из одной книги М.Твена, которая называется “Приключения Гекльберри Финна”. Это лучшая наша книга …Ничего равного не было до сих пор,- так оценил творчество М.Твена американский писатель Эрнест Хемингуэй. Нам еще предстоит встретиться с героями этого произведения в конце года, и тогда мы убедимся в правоте Хемингуэя. А вот с книгой о лучшем друге Г.Финна мы уже знакомы.

- Как она называется?

- Дети: “Приключения Тома Сойера”. (Слайд 3, 4, 5, 6).

- “Это гимн детству”- говорил автор об этой книге.

- С чего мы обычно начинаем разговор о книге?

- Учащиеся: С биографии писателя.

III этап. Биография писателя. Вопросы М.Твену. (Слайд 7, 9).

Mark Twain, whose real name was Samuel Clemens, was born in 1835 in the small town of Hannibal on the Mississippi River. He was the son of a lawyer.

Little Samuel spent his childhood in his native town. He was a bright, lively boy. He went fishing and swimming to the river and he was the leader in all the boys’ games.

Samuel had a lot of friends at school. And when he became a writer he described this in his stories.

When Samuel was eleven years old, his father died, leaving his wife and four children with nothing. And the boy had to leave school and look for work. He learned the profession of a printer. For some years Samuel worked as a printer for the town newspaper and later for his elder brother, who at that time started a small newspaper of his own. The two young men published it themselves. Samuel wrote short humorous stories and printed this in their newspapers.

When Samuel was a boy, he dreamed of becoming a sailor. At the age of 20 he found a job on a ship traveling up and down the Mississippi.

Here on a ship he "found" his pen-name "Mark Twain". It was taken from the call of the Mississippi pilots when they measured the depth of the river.

Many steamboats moved up and down the river carrying all kinds of people - rich and poor, farmers and; businessmen, slave owners and slaves. Thus Samuel Clemens saw America passing before his eyes. This work gave him the opportunity to get to know a great deal about life. He worked as a pilot for more than four years.

Later he used to speak about this time as the happiest period of his life and described it in his book "Life on the Mississippi"

Then the young man worked with the goldminers in California for a year. Here he began to write stories about camp life and sent them to newspapers under the name of Mark Twain.

The many professions that he tried gave Mark Twain knowledge of life and people and helped him to find his true calling— that American satirical and critical literature began with Mark Twain.

In 1876 he published "The Adventures of Tom Sawyer" and eight years later "The Adventures of Huckleberry Finn". Children and grownups all over the world now know these two novels.

Writing did not bring much money to Mark Twain, so he had to give lectures on literature and read his stories to the public. He visited many countries and lived in England for a long time. In 1907 Oxford University gave Mark Twain an honorary doctorate of letters.

Вопросы:

Nice to meet you! How are you?

What is your real name and surname?

Are you from America?

What is your nationality?

How old are you?

What is your profession?

What professions have you got?

Have you got a family?

How many children have you got?

Have you got any friends?

Have you got a pet?

What is your hobby? (fishing)

What is your best book?

Have you got a house?

How many rooms have you got?

Would you like a cup of tea? etc.

IV этап.

А теперь обратимся к книге, которая принесла М.Твену мировую славу, к книге, возраст которой 130 лет. Ни одно поколение мальчишек и девчонок с удовольствием знакомились с приключениями Тома Сойера и его друзей. Ребята, у кого из вас мамы и папы читали эту книгу в детстве? А бабушки?

- Ну что же, герои М.Твена ждут нас. И вновь будет звучать их родной язык.

б) Аудирование на английском языке “Узнай героя”. (Слайд10 ,11, 12, 13).

1.

He is a boy with ideas. He goes to school, but he hates it. He likes to play, he knows many interesting games.

He has many friends. His best friends are Huck and Joe. He has no mother and father, but he has got an aunt. He likes fishing, playing games, Becky and sugar. He does not like school, his teacher and model boys. What is his name? (Tom Sawyer)

2.

She is neither very small nor very tall. Her hair is grey. She wears a dark dress. She takes care about her house and her family.

Her hobby is cooking. She does not go to school. I think she loves Tom very much and Tom loves her.

She is Tom's aunt.

What is her name? (Aunt Polly)

3.

She has a father and a mother. She lives in a big house.

She goes to school every day. She can read and write.

She is little. She has a round face. Her eyes are large and blue. Her hair is long. She wears a nice dress.

She is a beautiful girl.

Who is she? What is her name? (Becky Thacher)

(Yes, you are right. That's all. Thank you. The main characters of the book are...)

в) чтение текста

Учитель литературы:

- Каждый автор придает большое значение портретной характеристики героя. Она многое может рассказать о персонаже.

Следующее задание: “Узнай героя по портрету” (учащиеся зачитывают отрывки из произведения) Героев узнали, молодцы!

- Давайте проверим, насколько внимательно вы прочитали повесть.

Викторина на русском языке. (Слайд 14).

V Физкультминутка (музыкальная пауза на английском языке. Step! Step! Clap! Clap!) (Слайд 15).

VI этап. Работа над образом Тома Сойера. Блиц опрос. Групповое задание (из литературы). Кто же такой Том Сойер. (Слайд 16)

Давайте, определим главную черту Тома. Для этого мы проведем игру. Let’s play, will you! I’ll give you some cards you must describe Tom Sawyer. (звучит музыка). Are you ready…? Begin, will you! (на доске плакат Тома Сойера. Дети выходят к доске и приклеивают слова). Его характеристика получилась хорошая, но все-таки не исчерпывающая, и мы вместе дополним ее. Давайте вспомним как началось наше знакомство с Томом. (звучит музыка)

VII этап. Сценка “Первая встреча с Томом”. (Слайд 17, “Том и тетя Поли”).

(Приложение 1)

Describe his character in this scene.

Учащиеся: He is resourceful.

- Докажите, что Том веселый, жизнерадостный мальчишка, который не выносит скуки.

- Докажите, что Том большой фантазер и изобретатель.

- Докажите, что Том находчив и смел.

- Любит ли Том читать книги? Кого Том выбирает в друзья? Что он больше всего ценит в людях? (дети отвечают)

Учитель английского языка: Как вы назовете взаимоотношения Тома и Бекки? (любовь, влюбленность)

Учитель литературы: Романтическая влюбленность Тома не что иное, как плоды прочитанных им книг о прекрасных дамах и рыцарях.

Учитель английского языка: Дайте оценку поведению Тома в эпизоде “Бекки и Том на уроке”

Tom and Becky at the lesson

(Приложение 2, Слайды 18,19, 20)

Чтение по ролям эпизода “Помолвка”.

- Как выглядят герои в этом эпизоде? (смешные).

- А когда Том ведет себя с Бекки как мальчишка, а когда по - рыцарски, как мужчина? (гл. 12)

VIII этап. Домашнее задание было составить сиквейн. (Учащиеся составляют на русском языке). Итак, мы создали очень привлекательный образ Тома, но как сказал Ларашфуко “люди никогда не бывают ни безмерно хороши, ни безмерно плохи”.

- Какие поступки Тома не заслуживают одобрения? (побег из дома, курение, “вещий сон”). Можно ли их назвать простой детской шалостью?

- Почему Том почувствовал себя негодяем? (его мучила совесть)

Учитель читает высказывание Марка Твена “Совесть – самый страшный судья для человека. Незваная гостья, которую нельзя прогнать ” – говорит о ней Том. (Слайд 21)

        

- Муки совести, - самое страшное. Они сильнее даже страха смерти.

IX этап. Итог урока. (Слайд 22, 23)

- Хорошая книга- это книга, которая чему-то учит.

- Чему вас научила книга о Томе?

Когда я перевернула последнюю страницу, то я вспомнила английские пословицы.

All is well, that ends well.

You know a man by his friends.

- Какие чувства вы испытали, расставаясь с Томом и его друзьями: радость, облегчение, сожаление? Почему?

- Какие появились желания? (прочитать другие книги М.Твена).

- Герои М.Твена ждут вас.

X этап. Домашнее задание. (Слайд 24)

Учитель литературы: написать сочинение – миниатюру “Чему я научился у Тома Сойера?”

XI этап. Итоговая рефлексия. (Слайд 25)

- Марк Твен, на мой взгляд, был одним из талантливых писателей позапрошлого столетия. Он оставил людям более 20 книг и огромное количество неопубликованных рукописей. “Я еще не знаком с XX веком. Я желаю ему удачи”, писал Твен. Знал ли он, что сам станет одной из величайших удач теперь уже не только XX, но и XXI века. (Слайд 26, 27)

Героям М.Твена поставлен памятник, по его книгам сняты кинофильмы. А слова писателя: “Мир, счастье, братство людей – вот, что нужно нам на этом свете” – будут современны и своевременны. Думаю, вы все разделяете это мнение М.Твена, потому, что другого просто не может быть.

Рефлексия.

Did you like our lesson?

Did you like heroes?

Would you like to have such faithful friends?

And now come up to the blackboard and fasten your palms to him.

Дети подходят к доске и протягивают “руку дружбы” Тому Сойеру.

The lesson is over. Bye! Bye!

Приложение 3

                                                        Видеоурок.

      Задачи урока:

      1)  развивающая:   развитие   психических   процессов,   связанных   с

речемыслительной деятельностью (внимания, памяти);

      2)     воспитательная: воспитание бережного отношения к здоровью;

      3)     познавательная:  формирование  знаний   о   живой   иноязычной

культуре.

       В качестве примера приводится вариант работы с видеофильмом "A  Piece of Cake " из американского учебного видеокурса "Семейный альбом США"

     1. Подготовительная работа.

      Учащимся сообщается название фильма и предлагается  догадаться  о  его

содержании. Затем вводится новая лексика, которая необходима  для  понимания фильма и предназначена для активного владения. Новая лексика вводится  перед просмотром каждой части.

      Особое внимание уделяется фразеологизмам: It`s a  piece  of  cake;  No

sweat; It`s a snap; It`s rough; It`s tough.

      В начале дается страноведческий комментарий (учитель сообщает  о  роли физических упражнений и диеты в жизни американцев).

      Today, millions of Americans are exercising for good health.  One  out of every ten Americans exercising every day to stay in good shape.  Interest in exercising and eating health foods is popular  all  across  the  country. Every day in the United States, thousands of men, women,  and  children  run through parks or city streets for good health.  Today, fitness is part of the American way of  life.  More  than  ever before, a good diet and exercise programme are important in the U.S.

     2. Восприятие видеофильма ( по частям).

      Перед просмотром  каждой  части  школьникам  предлагается  вопрос,  на

который им предстоит ответить.

      Часть 1. Why do Marilyn and Richard make a bet? What?s the bet?

      Часть 2.  Why does Richard sing and dance after the aerobics class?

      Часть 3.  What did Richard understand?

     3. Проверка понимания основного содержания.

      Сначала учащиеся отвечают  на  вопросы,  предложенные  учителем  перед просмотром. Затем можно  использовать  упражнения  типа  “Выбери  правильный ответ”, “Расположи предложения в логической последовательности” и другие.

     4. Развитие навыков и умений устной речи.

      Коммуникативную активность можно  стимулировать  с  помощью  различных заданий.

     1. Describe Marilyn after the aerobics class.

     2.  Act out a  dialogue  between   Richard  and  Marilyn  about  doing

        exercises.

     3. Comment on Richard's behaviour after the class.

     4. What idioms would you use to describe the advanced  aerobics  class

        which Richard and Marilyn attended together.

     5. Prove that Richard and Marilyn were a loving and friendly couple.

                                                                                                Приложение 4

                                                 Урок – экскурсия.

      Задачи урока:

      1)  познавательная:   развитие   социокультурной   компетенции   через

знакомство учащихся с культурой страны изучаемого языка;

      2)   развивающая:   развитие   психических   функций,   связанных    с

речемыслительной деятельностью;

      3)     воспитательная: воспитание толерантности  к  стране  изучаемого

языка.

      Оснащение:   карта   Великобритании;   карта   Лондона;   картинки   с

достопримечательностями  Лондона;  класс  оформлен  в  виде   экскурсионного автобуса; классная доска, куда проецируются поочередно  изображения,  играет роль лобового стекла автобуса.

      “Экскурсию”  проводят  наиболее  подготовленные  ученики  класса.  Для

“экскурсии”  выбираются наиболее  известные  места  и  достопримечательности Лондона.

      При рассказе о  каждой  достопримечательности  но  доску  проецируются

картинки, фотографии с ее изображением.

      Ход урока:

      Teacher: Good afternoon, my dear friends!  Today  we`ll  make  a  tour       around London. We`ll visit the most famous sights of  London.  I  hope       that you`ll get a great pleasure from this travelling.

      Экскурсовод (Э): London is one of the world`s greatest cities  and  is       an important centre of  art,   entertainment  and  high  finance.  Its       attractions include royal pageantry, architectural masterpieces, first-class museums and art galleries. Well, let`s start our travelling.

      The "City" is the oldest area of  London.  Today  it  is  one  of  the       world`s leading financial and commercial are  represented.  The  first  citizen of the City is the Lord Mayor. He has keys of the City.

      The next item of our excursion is the Tower of London. The  Tower  was       built by William the Conqueror. It has served as fortress, palace  and    state prison. Today The Tower is guarded by  the  Yeomen  Warders,  or  Beefeaters, who give tours telling the history of the Tower. The large  black ravens live in the Tower. It is believed that if they  disappear  England will fall, so their wings are clipped.

      St. Paul`s Cathedral is one of the most famous buildings in the world.  It was built by sir Christopher Wren. One of its unplanned features is the famous "Whispering Gallery",  where a message whispered  into  the   wall on one side can heard clearly on the other side.

      Westminster Abbey has been the coronation  place  of  all  39  English       monarchs. Many of the monarchs are buried here. It was called the West       Monastery. The Abbey contains about 1000 monuments.  They  commemorate       many great names from British history: ministers, writers and poets.

      Here you can see Buckingham Palace, the London residence of the Queen.       The first Queen to live there was the young Queen Victoria. Above  the   State Entrance is the central balcony where the Royal  Family   appear       on occasions of national importance. The Royal  standard  flying  over   Buckingham Palace is the sign that the Queen is in the residence.

      This Gothic building is the Houses of Parliament, seat of  government.  The design was made by Charles Barry and Augustus Pugin. The  building  contains over 1000 rooms, 100 staircases and  two miles of  corridors.  Every year the Queen drives in a horse-drawn carriage amid  much  pomp   and ceremony to open the new session of Parliament.

       The clocktower of the Houses of Parliament is known as Big Ben. It was       named after sir Benjamin Hall, the First Commissioner  of  Works.  The  clock is wound by hand, and tells the precise time.

      Look, this is Trafalgar Square. The square was created to  commemorate       Nelson`s naval Victory at the Battle of Trafalgar in 1805.  The  great  admiral stands on top of Nelson`s Column, with four lions on guard  at  the base. Every December, the city of Oslo  sends  a  giant  fir  tree  which is erected in the  square  to  act  as  a  focus  for  Christmas  celebrations.

      London has a rich cultural heritage. The British Museum houses one  of     the greatest collections of antiquities representing all  the  World`s   great civilizations. Among its many treasures are the  Rosette  stone,  the Elgin Marbles,   the Portland Vase and  the collection of Egyptian  mummies outside Egypt. British library  is  situated  in  the  British   Museum.

     The National Gallery has a collection of Italian,  Dutch,  German  and       French pictures. The National Gallery is rich in painting  by  Italian    masters, such as Raphael and Veronese.  It also has  the  pictures  of   Rembrandt, Rubens and El Greco.

      The Tate Gallery opened in 1897 and is named after Sir Henry Tate, who      donated his collection of 65 paintings to the nation. Now  it  is  the   National Gallery of Modern Painting.

      London has many parks and gardens. Hyde Park is one of the best  known     parks. Originally it was a hunting forest where Henry VIII hunted wild  animals. Now it`s popular with horse-riding. In the middle of the park  there is the serpentine lake.

    Regent`s Park is the home of the London Zoo. There are  more than 6000       animals and birds in the Zoo.

      В процессе экскурсии учащиеся задают вопросы учащимся. Но если  у  них   возникают затруднения, учитель им помогает.

      Teacher:  I`d like to thank our guides for an  interesting  tour.  But   now we`ll go back to our class-room.  Imagine   that  I  am  your  ill   classmate and I couldn`t take part in the tour. I`d like you  to  tell  me what you have seen and show  me  the  photos  you  have  taken.  (В качестве   фотографий   ученики   могут   использовать   картинки    с    достопримечательностями Лондона).

      "Больной" ученик может задать следующие вопросы:

     1. What are your general impressions of London?

     2. What places did you visit?

     3. What sights did you like best? Why?

      На мой взгляд,  урок  прошел  хорошо.  Все  поставленные  задачи  были       реализованы.  Учащиеся  углубили  свои  знания   о   культуре   страны       изучаемого языка, узнали новые факты о Лондоне, сумели  самостоятельно       изложить их. Учащиеся проявили любознательность, задавая  экскурсоводу       вопросы,  а  также  активность  при  изложении  фактов.  Ребята  четко       ориентировались в новом материале. В целом урок получился плодотворным       и эффективным.

Список использованной литературы

1.   Бабинский  Ю. К.,  Педагогика. - М.: Просвещение, 1999.

2. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения.- М.: Просвещение, 1999.

3.  Кульневич  С.В. Совсем необычный урок.  Ростов-на-Дону: Учитель, 2001.

4. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1987.

5.  Махмутов М. И. Современный урок: Вопросы теории. - М.: Педагогика, 2001.

6. Онищук,  В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2002.


[1]1   Бабинский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983. С. 46.

[2]2  Махмутов М. И. Современный урок: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1981. С. 21.

[3]3 Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. – 2е изд., перераб. – М.:Просвещение, 2002

[4]4 Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранному языку. // ИЯШ – 2003

[5]5 Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ – 1991 - №2 С.5

[6]6 Кулагин П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы уроков с использованием ИКТ при обучении иностранному языку

Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурн...

Формативное оценивание – как способ повышения эффективности обучения

     Актуальность изучения процесса оценивания определяется проблемами, которые возникают в процессе контроля. Изучение процесса оценивания деятельности учащихся показало, что от...

Социальное партнерство как способ повышения эффективности образования на уроках профессионально – трудового бучения в Специальной (коррекционной) школе VIII вида

Дано понятие "Социальное партнерство", цель социального партнерства, виды социального партнерства, специфика социального партнерства с учетом новых федеральных государственных стандартов для специальн...

Использование ИКТ как способ повышения эффективности обучения грамматике английского языка

С этой статьей участвовала в XXI городских открытых Педагогических чтениях «Современное образование: новые требования, новые возможности»В статье предсавлен опыт использования ИКТ при обучении граммат...

Тема: «Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста»

Тема: «Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста»...

Тема: «Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста» Обобщение опыта преподавателя высшей категории Королевой Валентины Васильевны

Тема: «Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста»Обобщение опыта преподавателя высшей категорииКоролевой Валентины Васильевны...