Использование ИКТ как способ повышения эффективности обучения грамматике английского языка
статья на тему

Гатауллина Гульнара Ранисовна

С этой статьей участвовала в XXI городских открытых Педагогических чтениях «Современное образование: новые требования, новые возможности»

В статье предсавлен опыт использования ИКТ при обучении грамматике АЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gataullinoy_g.r.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Гатауллина Г.Р., МАОУ СОШ№29,

                                                              учитель английского языка

Использование ИКТ как способ повышения эффективности обучения грамматике английского языка

На сегодняшний день бесспорным является тот факт, что преподавание иноязычной грамматики, как никакая другая деятельность, нуждается в использовании самого широкого набора дидактических методов, пособий и мультимедийных программ, организуемых в единую систему поддержки учебного процесса. Другими словами, для улучшения качества обучения такому сложному аспекту английского языка, как грамматика, необходимо внедрение современных тенденций информатизации учебного процесса, как высокоэффективного способа повышения уровня знаний и мотивации.

Неотъемлемой частью процесса информатизации образования является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Их применение обусловлено Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, в котором говорится о важности формирования у учащихся ИКТ-компетентности, в целях повышения эффективности процесса формирования навыков самостоятельного приобретения знаний [www.минобрнауки.рф].

Согласно Национальному стандарту Российской Федерации термином ИКТ называют информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации [www.standartgost.ru]. ИКТ – широкое, обобщающее понятие, в состав которого входят такие технологии как компьютерная, мультимедийная и интерактивная.

К главным преимуществам использования ИКТ относят интенсификацию и индивидуализацию обучения, которые дают положительный результат, т.к. создают условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у обучающихся положительные эмоции, и, таким образом, способствует повышению интереса к предмету и продуктивности самоподготовки учащихся. Новые информационные технологии обеспечивают высокое качество подачи материала за счет того, что используют различные коммуникативные каналы, и помогают восполнить дефицит источников учебного материала. Несомненными достоинствами применения ИКТ являются также и ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики, сокращение времени получения и усвоения информации без потери качества, обеспечение гибкости процесса обучения. Кроме того, использование компьютера и цифровых образовательных ресурсов в обучении иностранному языку помогает учащимся преодолеть психологический барьер на пути использования иностранного языка как средства общения, развивает их коммуникативные, когнитивные, творческие способности и информационную культуру [Григорьев 2008: 34].

Наиболее распространенными элементами ИКТ являются:

  • электронные энциклопедии и справочники,
  • образовательные ресурсы Интернета,
  • тренажеры и программы тестирования,
  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
  • электронные учебники и интерактивные материалы, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
  • дистанционные олимпиады, дистанционное обучение.

Основными средствами реализации ИКТ на современном уроке в школе является компьютер, мультимедийный проектор и экран.

Использование ИКТ на уроке, посвященном грамматике возможно при изучении любой темы и на любом этапе работы над грамматическим материалом. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении правила будут восприниматься обучающимися легче и быстрее. Более того, применяя новые информационные технологии, можно в интересной форме провести контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ и системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях.

В своей педагогической практике на этапе ознакомления с тем или иным грамматическим явлением я использую мультимедийные презентации (ММП), созданные в программе Microsoft Power Point. При изучении грамматики, важно, анимировано выделять наиболее сложную и важную информацию. Анимация объектов позволяет учащимся дополнительно акцентировать внимание на значимых компонентах. Наиболее продуктивными зарекомендовали себя презентации, в которых после объяснения или предъявления материала, вставлены упражнения на первичное закрепление. Эти упражнения обучающиеся проделывают прямо с экрана индивидуально или фронтально. Возможность показать правильный ответ позволяет организовать взаимо- или самопроверку быстро и эффективно.

На этапе первичного закрепления кроме ММП можно использовать ресурсы сети Интернет:

http://www.e-grammar.org 

http://study-english.info/grammar.php

http://englisch-infoblog.ru

http://www.study.ru и др.

На этапе формирования грамматического навыка широкие возможности предоставляет интерактивная доска. Благодаря чувствительной поверхности она позволяет управлять обучающими компьютерными программами, добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране, а также выделять и перемещать объекты на доске или группировать их по определенным признакам. Примеры упражнений для интерактивной доски:

  • Circle / Underline the correct answer (Выберите правильный ответ);
  • Tick (Отметьте галочкой) / Cross out (Зачеркните);
  • Fill in the gaps in these sentences (Заполните пропуски);
  • Complete the sentences with… (Закончите предложения, вставив…);
  • Correct the following words / sentences (Найдите и исправьте ошибку);
  • Put … in the correct order (Поставьте…в нужном порядке);
  • Match the phrase and its translation (Соедините фразу с ее переводом)
  • Write the words in the chart (Впишите слова в таблицу).

Контроль усвоения изученного материала я считаю целесообразным проводить посредствам такого действенного средства, как компьютерное тестирование, выполненное в редакторе Microsoft Excel или в программе My test. Но в целях экономии времени можно воспользоваться разработанными тестами:

http://www.englishteststore.net

http://nsportal.ru

http://onlinetestpad.com

http://www.learnenglish-online.com

http://engtime.ru и др.

Таким образом, новые возможности средств ИКТ выявляют важность их применения на каждом этапе работы с грамматическим материалом, т.к. позволяют добиться достаточно высокого уровня владения грамматическими навыками. Анализируя опыт применения ИКТ, можно с уверенностью сказать, что современные средства информационных технологий позволяют расширить, сделать более емким содержание обучения грамматической стороне речи; обогатить методику изучения английского языка новыми формами и примерами, сделать ее более эффективной.

Однако использование ИКТ может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить недопустимое увеличение объема учебной информации, утомление зрительных анализаторов и ухудшение состояния нервной системы. Рациональному решению проблемы негативного влияния новых информационных технологий на участников учебного процесса способствует построение уроков с учетом санитарных требований, разумная организация деятельности, выполнение рекомендаций психологов и врачей, постоянное отслеживание реакции участников образовательного процесса и оперативное проведение коррекции.


Список литературы:

  1. Григорьев, А. Н. Информационно-комуникационные технологии. Учебно-методическое пособие [Текст] / А. Н.  Григорьев. – Калининград: Калининградский ЮИ МВД  России, 2008. – 188 с.
  2. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.минобрнауки.рф./.
  3. Открытая база ГОСТов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://standartgost.ru/.
  4. Петрова, Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка -потребность времени [Текст] /Л.П. Петрова// Иностранные языки в школе – 2005. –№5.

Аннотация

Статья «Использование ИКТ как способ повышения эффективности обучения грамматике английского языка» представляет практический опыт учителя английского языка по применению средств информационных технологий на уроках обучения иноязычной грамматике.

В данной работе автор описывает возможности и специфику применения, а также преимущества и недостатки ИКТ, обосновывает целесообразность их применения, с учетом поэтапного формирования грамматических навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кластерный подход - способ повышения эффективности лесных комплексов

Рассмотрено понятие и сущность кластера, зарубежный опыт  развития кластеров и значение кластеризации в повышении эффективности лесного комплекса российских  регионов....

Формативное оценивание – как способ повышения эффективности обучения

     Актуальность изучения процесса оценивания определяется проблемами, которые возникают в процессе контроля. Изучение процесса оценивания деятельности учащихся показало, что от...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ИНТЕРЕСА К ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ИНТЕРЕСА К ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ...

Обучение грамматике английского языка с использованием алгоритмов - действия

Разработка может быть использована в общеобразовательных учреждениях (основной общеобразовательной школе; средней (полной) общеобразовательной школе, в т.ч. с углубленным изучением отдельных предметов...

«Использование пословиц и поговорок для повышения эффективности процесса изучения грамматики английского языка»

«Использование пословиц и поговорок для повышения эффективности процесса изучения грамматики английского языка»...

Игра, как средство повышения эффективности обучения английскому языку

Игра помогает разнообразить процесс обучения, снять напряжение и повысить качество образования. Это особенно важно в начальной школе. Представляю свой опыт....

Коммуникативный подход к обучению грамматике английского языка

        Актуальность данного исследования определяется тем, что результаты коммуникативного грамматического навыка обучающихся приводят к слабому формированию иноязычной ком...