Игра, как средство повышения эффективности обучения английскому языку
методическая разработка на тему

Антропова Лариса Викторовна

Игра помогает разнообразить процесс обучения, снять напряжение и повысить качество образования. Это особенно важно в начальной школе. Представляю свой опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство повышения эффективности обучения иностранному языку.

Антропова Лариса Викторовна

 «Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

                                                                                                  В.А.Сухомлинский

Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия и гармонии. Аристотель в «Поэтике» отмечал пользу словесных игр и каламбуров для развития интеллекта.                                       В ХХI веке интенсификация и модернизация образования требует внедрения таких инновационных технологий, которые характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у школьников. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности.                                                                                              В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи.                                                                                                                    Игра позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, формируют навыки коллективной работы, снимают утомляемость.                                                                                                      Игра — это:

  • деятельность
  • мотивированность
  • обучение и воспитание в коллективе, через коллектив
  • развитие психических функций и способностей
  • учение с увлечением.

Существует большое колличество классификаций игр. Игры могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую- либо одну задачу или же целый комплекс задач.                                                                                               В классификации М.Ф. Стронина, который в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории:     1. лексические игры;                                                                                                2. грамматические игры;                                                                                          3. фонетические игры;                                                                                              4. орфографические игры;                                                                                      5. творческие игры.                                                                                               Мне бы хотелось поделиться своим опытом использования лексических игр для повышения эффективности обучения английскому языку.               Лексические игры ставят целью тренировать учащихся в употреблении лексики в бытовых ситуациях, знакомить их со структурой английского высказывания, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию в коммуникативных блоках.                                               Игра «Цепочка слов»                                                                                   Ученикам предлагается найти и выделить лексические единицы по теме в непрерывной цепочке слов.                                                                                       Игра “Выучи слова, используя рифмовку”                                                         1)   Очень любит манку обезьянка — monkey.                                                        2)   В английском я вершин достиг! Свинья, я знаю, будет — pig.                                  3)   Каждый из ребят поймет: птица — по-английски bird.                               4)   Имеет пышный рыжий хвост проказница лисица — fox.                           5)   В цирке он большой талант, слон могучий — elephant.                          Угадай (составь) загадки.
- I can tell you all the day.
Time to sleep and time to play. (A clock)
-This a house with one window in it
Showing film nearly every minute. (A TV-set)
-I am black and red and blue
I draw a picture for you. (A pencil)
DRAWING
Дети младшего школьного возраста очень любят рисовать. Игры с использованием этих навыков можно широко применять на уроках английского языка. Можно предложить ребятам несколько вариантов:
1. Picture Dictations.
Draw the monsters
Учитель зачитывает текст, учащиеся берут карандаш и делают зарисовки, в соответствии с описанием. Учитель может усложнить задачу, предложив ребятам поочередно сделать описание своего чудовища. Например,
It is a monster. He has a big head,
he hasn’t body, long tail and three hand.
His mouth is very big. You can see three
teeth. His eyes are big too… …..     или

There are two men on the picture. One man is fat, the second man is thin. The fat man is shot, the thin man is tall. The fat man is wearing trousers and a checked shirt, the tall man is wearing shorts and a striped T-shirt. The fat man has a hat on but the thin one has no hat.                                                                                
Draw the room. 
Ребята получают заготовки - схема пустой комнаты, приготовленные заранее учителем. Зачитывается список предметов домашнего интерьера, учащиеся рисуют их там, где бы они хотели разместить эту мебель. Описывают свою комнату.
2.
What’s the difference?
Особое значение отводится развивающим играм, которые пробуждают интерес к решению логических задач и способствуют развитию абстрактного мышления, памяти и внимания. На протяжении всего курса детям можно предлагать отыскивать различия в картинках. Например, показать ребятам изображения двух львов. Предложить найти отличия и даже пофантазировать. Учащиеся охотно вовлекаются в игровую деятельность.
What’s the difference between these two lions? – This lion is fat (strong, wicked, big, bad, brave) and this lion is thin (weak, kind, small, good, cowardly).               3.
Игра «Заседание детективного клуба».                                                           Учителем предлагается ситуация. Например, потерялся мальчик из класса, герой рассказа или животное. Дети получают его описание и находят правильный вариант.                                                                                         Проектная работа дает широкие возможности для активизации лексики в игровой форме. Дети создают мини-проекты по темам «Внешность», «Моя любимая одежда», «Гардероб моей куклы», «Деревня индейцев», создают кластеры по темам «Виды транспорта», «Животные», «Моя семья», «Виды спорта».                                                                                                           Стремясь к улучшению процесса обучения иностранным языкам, я провожу занятия с использованием компьютерных технологий, которые пользуются большой популярностью у школьников. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать. Компьютерные программы сочетают в себе цветную графику, видеофильмы, музыку.                                                                                                              Одним из актуальных нововведений стало использование интерактивной доски как средства повышения интенсификация процесса обучения за счет интерактивности, наглядности и динамичности подачи материала.                                                                              При введении лексического материала наиболее эффективными являются такие приемы как: « Распределение на группы», «Убери лишнее», «Сопоставление», «Заполнение пробелов».                                                  Анализ уроков и интерактивных заданий к ним, доказывает, что использование интерактивной доски позволяет включить всех учащихся в процесс познания на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности, стимулировать развитие мыслительной и творческой активности, созданию наилучших условий для овладения навыками говорения и восприятия речи на слух, что обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка.                  В результате активного использования на уроках игры я наблюдаю устойчивый интерес к урокам, стремление участвовать в предметных олимпиадах и чемпионатах большого количества детей. Высокий средний балл (4.5 ), стабильно высокий процент качества знаний (более 80%) учащихся является результатом применения игры как инновационного и проверенного веками средства повышения эффективности обучения.                                            Таким образом, учебная игра является одним из способов организации учебно-познавательной деятельности. Применение игр в обучении - не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом. Будучи введенной в систему традиционного обучения, игра позволяет использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности.

1. Аникеева, Н. П.  «Воспитание игрой» Н. П. Аникеева - М.: Просвещение

2. Колеченко А.К. «Энциклопедия педагогических технологий».,-СПб.,-2006г.,

3. Никишина И.В. «Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов».- Волгоград: Учитель, 2007.

4. Петричук И.И. «Ещё раз об игр», Иностр. языки в школе.- 2008.- № 2.

5. Степанова, Е. Л. «Игра как средство развития интереса к изучаемому языку»  Е. Л. Степанова, ИЯШ. - 2004.

6. Шарафутдинова Т.М. «Обучающие игры на уроках английского языка», Иностр. языки в школе.- 2005.- №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ как способ повышения эффективности обучения грамматике английского языка

С этой статьей участвовала в XXI городских открытых Педагогических чтениях «Современное образование: новые требования, новые возможности»В статье предсавлен опыт использования ИКТ при обучении граммат...

Игра и ее роль в обучении английскому языку

В методической разработке представлено сущность игры как психологического явления роль, место и значение игры в процессе обучения, цели использованеия игр на уроках, приминение их в учебной деятельнос...

тема по самообразованию «Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку»»

Тема по самообразовани.ю " Практическая направленность приобучении английскому языку как средство повышения качества оюразования в обучении иностранному языку" представлена на 2016-2021 год....

Статья "Технология группового обучения как средство повышения эффективности производственного обучения"

Ключевые слова: технология группового обучения, группа, подгруппа, познавательная деятельность, оценочное суждение, межличностное общение, сотрудничество....

Статья "ЭОР нового поколения как средство повышения эффективности обучения студентов "

Изучение современного состояния и существующих тенденций в подготовке квалифицированных специалистов, анализ нормативно-правовой базы российского образования (ФГОС СПО), научно-методической литературы...

Возможности интернет ресурсов для эффективного обучения английскому языку.

Апробированные источники информации, квесты, игры для успешного изучения английского языка для развитий умений аудирования, чтения. Грамматике и лексике....