Статья "ЭОР нового поколения как средство повышения эффективности обучения студентов "
статья

Изучение современного состояния и существующих тенденций в подготовке квалифицированных специалистов, анализ нормативно-правовой базы российского образования (ФГОС СПО), научно-методической литературы, а также личный опыт педагогической деятельности показали, что:

- актуальность исследования проблемы повышения эффективности обучения определяется требованиями к технологиям обучения будущих специалистов в соответствии с ФГОС в рамках реализации комплексного проекта подготовки кадров по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям СПО;

- использование информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) приведет к повышению эффективности и качества образования лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами;

- ЭОР нового поколения обладают инновационными качествами: обеспечение всех компонентов образовательного процесса (получение информации, практические занятия, аттестация), интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения, возможность более полноценного обучения вне аудитории.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭОР нового поколения как средство повышения

эффективности обучения студентов

Симонова Галина Николаевна, преподаватель ТОГБПОУ

«Колледж торговли, общественного питания и сервиса


Введение

В концепции модернизации российского профессионального образования сформулирована цель: подготовить квалифицированного специалиста соответствующего профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной мобильности.

Эта тенденция ставит систему профессионального образования перед необходимостью поиска новых подходов к проектированию содержания и условий реализации при подготовке квалифицированных рабочих, что несомненно, затрагивает основы профессионального образования и прежде всего требования к технологиям обучения будущих специалистов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) в рамках реализации комплексного проекта подготовки кадров по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования. Одной из задач проекта является обновление содержания профессионального образования с учетом профессиональных стандартов, современных методик и технологий. При разработке ФГОС также учитывались требования международных конкурсов профессионального мастерства, включая чемпионаты «Молодые профессионалы» (WorldSkills и WorldSkills Russia).

В новом поколении ФГОС требования к результатам обучения сформулированы в виде компетенций. Работодатели со своей стороны также формулируют требования к будущему работнику. Именно по уровню овладения набором требуемых компетенций судят о качестве образовательных услуг. В настоящее время учреждения СПО испытывают сложности в учебно-методическом обеспечении ФГОС в связи с бурным обновлением производственных технологий индустрии питания и появлением нового оборудования. Поэтому очень важным является усиление практической составляющей подготовки рабочих кадров. Интерактивная форма подачи информации с учетом последних методик и тенденций в преподавании становится очень актуальной.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу обучающихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Одним из таких направлений развития образования является его информатизация. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-ориентированного образования. Важнейшее из условий, которое способствует возникновению заинтересованного отношения к любому изучаемому предмету - мотивация учебно-познавательной деятельности обучающихся, а также их активные и сознательные действия, направленные на освоение материала.

Информационные технологии облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, позволяют по-новому организовать взаимодействие преподавателя и студентов. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока. Поэтому использование информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель по любой дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть именно современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника.

Технология опыта

Использование ИКТ в процессе обучения способствует: осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся; повышению эффективности учебного процесса в области овладения умениями самостоятельного извлечения знаний; развитию личности обучающегося; подготовке его к комфортной жизни в условиях информационного общества.

ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные системы (ОМС). ОМС - электронный образовательный ресурс модульной архитектуры. Мультимедийно насыщенные. Интерактивные. Открытые. Доступны (размещены во ФЦИОР (http://fcior.edu.ru/). При этом каждый модуль является автономным, содержательно и функционально полным образовательным ресурсом, предназначенным для решения определенной учебной задачи.

Каждому тематическому элементу предмета соответствуют три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):

И-тип – модуль получения информации;

П-тип – модуль выполнения практических заданий;

К-тип – модуль контроля усвоения материала.

В образовательной деятельности ЭОР НП используются как в традиционном обучении, так и  в инновационных образовательных технологиях.

В  условиях традиционного обучения рассмотрим особенности использования ЭОР НП в учебном процессе в соответствии с группой  методов обучения.

Объяснительно-иллюстративные. Использую содержание отдельных электронных учебных модулей (ЭУМ), преимущественно информационного и практического типов,  как средство предъявления готовой информации или иллюстрации сообщаемого факта, понятия, рассматриваемой технологии, конструкции оборудования на различных уровнях (от натурных образцов и их моделей до чертежно-графической документации и функциональных схем). Обучаемые  пассивно взаимодействует с содержанием ЭУМ на уровне восприятия информации, наблюдения, запоминания и т.д. (приложение А).

Репродуктивные. Эта группа методов предполагает использование ЭОР НП для формирования у обучаемых умений и навыков, а также для  тренинга по формированию устойчивых умений и навыков правильного выполнения технологических приемов по  обслуживанию технологического оборудования и/или их применению (приложение Б). Важным является применение ЭОР НП для отработки приемов техники безопасности при выполнении технологических операций. При этом преимущественно используются:

- практические ЭУМ, содержание которых предусматривает воспроизведение обучаемыми учебных действий по заранее заданному алгоритму;

- практические ЭУМ – виртуальные тренажеры технологического оборудования, например, для отработки навыков проведения работ по техническому обслуживанию оборудования;

- контролирующие ЭУМ, направленные на повторение и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений, например, умения читать чертежи, схемы и собирать по ним технические объекты т.д;

- контролирующие ЭУМ, содержащие наборы заданий, имитирующих профессиональные ситуации.

Использую ЭОР НП для демонстрации:

- примеров образцов действий; контроля и оценки знаний и умений на уровне воспроизведения усвоенного материала. При этом обучаемые  включаются в репродуктивную деятельность, предполагающую выполнение действий по образцу, заранее заданному алгоритму, контроль и оценку качества воспроизведения знаний.

- оборудования, которое отсутствует в образовательном учреждении или на предприятии, где проходит производственная практика или это оборудование является дорогостоящим и не используется в учебных целях, но впоследствии выпускники могут с ним столкнуться в реальной производственной деятельности.

Проблемное изложение изучаемого материала. Построение учебного процесса на основе этой группы методов позволяет использовать ЭОР НП как на лекционных или практических занятиях, так и при организации самостоятельной деятельности обучаемых. Содержание ЭУМ (преимущественно информационного или практического) может выступать как источник создания проблемной ситуации, постановки учебной проблемы, демонстрации способов ее решения.

В ходе занятий, опираясь на проблемное содержание ЭУМ (например, поиск неисправностей при моделировании реальной производственной ситуации и/или поиск ошибок при сборке оборудования, поиск ошибок при обслуживании,  и т.д.),  активизирует деятельность обучаемых:

- по поиску как самой производственной проблемы, так  и путей по ее разрешению (например, правильное оснащение цеха различными типами оборудования).  

Организуя самостоятельную деятельность (например, при подготовке к производственной практике) предлагаю обучаемым самостоятельно познакомиться с проблемным содержанием ЭУМ, выполнить практические ЭУМ, а далее  и попытаться сформулировать те проблемы, которые могут возникнуть при прохождении производственной практики (приложение В).

Частично-поисковые. Эта группа методов предполагает использование ЭОР НП преимущественно при организации самостоятельной деятельности обучаемых  под руководством преподавателя. При этом актуальным становится использование различных типов ЭУМ:

- информационных, содержание которых носит проблемный характер;

- практических, направленных на освоение обучаемыми  новых способов профессиональной деятельности, которым их ранее не обучали;

- контролирующих, направленных на систематизацию, обобщение уже усвоенных знаний, стимулирования многоаспектного осмысления явлений производственного содержания.

ЭУМ И, П типа могут использоваться на занятиях для организации эвристических бесед, дискуссий, а также различных конкурсов мастерства.

Исследовательские. ЭОР НП использую при организации самостоятельной деятельности обучаемых с учетом их индивидуальных образовательных потребностей, а также с учетом особенностей контингента, обучаемого в колледже: самостоятельное изучение материала во время занятий, организация и проведение лабораторных и практических работ (подготовка к выполнению практических и лабораторных работ с использованием ЭУМ П-типа – виртуальные лаборатории и виртуальные тренажеры), написание студентами исследовательских реферативных работ на основе комплектов специально подобранных ЭУМ И,П,К-типов (приложение Г), выполнение учебных проектов по тематике, связанной с реальными производственными ситуациями, организация учебных производственных игр на основе ЭУМ П и К типов.

Характер взаимодействия преподавателя и обучаемого на основе использования ЭОР НП в учебном процессе.

Использование ЭОР НП в учебном процессе позволяет реализовывать различные варианты взаимодействия преподавателя и обучаемого:

1. Использование ЭОР НП на занятии преподавателем  при отсутствии самостоятельного взаимодействия обучаемого с  содержанием ЭУМ различных типов.

2. Использование ЭОР НП на занятии преподавателем  и взаимодействие обучаемого с содержанием ЭУМ различных типов под руководством преподавателя.

3. Использование ЭОР НП на занятии преподавателем и обучаемым в процессе самостоятельной работы в соответствии с рекомендациями преподавателя.

4. Использование ЭОР НП обучаемым на занятии  и во внеучебной деятельности в соответствии с его индивидуальным выбором и рекомендациями преподавателя.

5. Использование ЭОР НП во внеучебной деятельности при ведущей роли обучаемого (приложение Д).

В первых трех вариантах ведущая роль в определении  типов и видов используемых ЭУМ, характера деятельности обучаемого с содержанием ЭУМ принадлежит преподавателю. Обучаемые, в основном, действуют под его руководством.

Четвертый и пятый варианты инициируют изменение позиции преподавателя: он становится консультантом, модератором, тьютором. Этот тип взаимодействия является инновационным для системы обучения в образовательных учреждениях СПО и требует специальной подготовки преподавателя по применению дополнительных приемов по активизации мотивации. Однако именно ЭУМ интерактивные и  обогащенные мультимедийными компонентами имеют достаточно высокий дидактический потенциал по активизации мотивации.  

Модели организации учебной деятельности обучаемых при освоении ЭУМ.

1 модель. Порядок работы с ЭУМ во время аудиторных занятий

Информационный ЭУМ рассматривается как основа для организации самостоятельной работы студентов во время аудиторных занятий. На лекционных занятиях (1 и 2 этап) работа с информационным ЭУМ организуется следующим образом: 1 час – самостоятельная работа с ЭУМ, 1 час – лекция – беседа и/или проблемная лекция.

1 этап. Преподаватель готовит несколько дополнительных ключевых вопросов, которые ставит перед обучающимися в начале занятий. Обучающиеся работают с информационным ЭУМ в компьютерном классе (желательно, чтобы каждый работал самостоятельно за ПК, в исключительных случаях – по 2 человека (работа в парах)).

2 этап. Лекция-беседа: обсуждение изученных материалов информационного ЭУМ на занятии (2-ой час), при этом преподаватель комментирует основные понятия изучаемого тематического элемента, постоянно обращается к материалам информационного ЭУМ. Свои комментарии иллюстрирует дополнительными средствами наглядности (плакаты, натурные модели). Важно, чтобы в обсуждении активное участие принимали студенты.

В заключении преподавателем формулируется ключевой вопрос, который будет обсуждаться в дальнейшем на практическом занятии.

3 этап. Самостоятельная работа учащихся с практическим ЭУМ. Работа с практическим ЭУМ организуется во время практических и/или лабораторных занятий как подготовительный этап к выполнению лабораторной работы.

4 этап. Организация контроля по усвоению учебного материала. Работа с контрольными ЭУМ. По результатам выполнения контрольных ЭУМ обучаемым, которые не справились с контрольным ЭУМ рекомендуется дополнительно повторно изучить как информационный, так и практические ЭУМ во внеаудиторное время (и/или дома).

2 модель. Порядок работы с ЭУМ во время аудиторных занятий и учебной практики

1 этап. Работа с ЭУМ информационного типа организуется аналогично 1 этапу модели 1.

2 этап. Работа с практическими ЭУМ организуется в период прохождения учебной практики. При этом рекомендуется следующий порядок работы.

Работа с информационным ЭУМ (повторение) для актуализации теоретических и практических знаний. Возможно два подхода:

Преподаватель формулирует ключевые вопросы – обучаемые самостоятельно работают с информационным ЭУМ в компьютерном классе.

Преподаватель выводит  информационный ЭУМ на экран для всей группы, акцентирует внимание на наиболее важных понятиях, формулирует ключевые вопросы. В случае возникновения затруднений при ответах на вопросы, обращается к соответствующей сцене информационного ЭУМ.

Работа с практическими и контрольными ЭУМ, аналогично модели 1. 

3 модель. Порядок работы с ЭУМ во время аудиторных занятий перед началом производственной  практики.

Студенты самостоятельно работают в компьютерном классе с информационными, практическими и контрольными ЭУМ. Преподаватель наблюдает и контролирует результаты работы. В случае возникающих затруднений рекомендует повторное изучение информационного ЭУМ и выполнение практических ЭУМ.  Возможно 2 способа организации работы:

  1. работа с контрольным ЭУМ. В случае выполнения обучаемый допускается к практике. В случае возникающих затруднений рекомендуется выполнение практического ЭУМ, а потом повторно контрольного. Если контрольный ЭУМ выполняется с ошибками, назначается дополнительно работа с информационным и практическими ЭУМ, далее – повторное выполнение контрольного ЭУМ.
  2. обязательное выполнение практических ЭУМ, а далее – контрольных. В случае возникновения затруднений порядок действий аналогично первому способу организации работы.  

4 модель. Организация самостоятельной работы с ЭУМ (дома, компьютерный класс колледжа).

Преподаватель задает на дом всем студентам информационный, практические и контрольные ЭУМ, а во время аудиторных занятий организует обсуждение. Дальнейший процесс обучения происходит в соответствии с тематическим планированием. Далее работа строится в соответствии с учебным планом. В случае плохого усвоения учебного материала частью студентов, преподаватель может повторно задать им необходимые ЭУМ.

Результаты опыта

Внедрение ИКТ на уроках позволило повысить темп занятия, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, обеспечить активное взаимодействие с динамическими образовательными модульными системами. Благодаря постоянной обратной связи информирующего и контролирующего характера студенты приобретают возможность корректировать свою учебную деятельность. Отмечается положительная динамика результатов освоения студентами программы учебной дисциплины ОП.03 «Техническое оснащение и организация рабочего места»  43.01.09 Повар, кондитер (приложение Е).

Практическая значимость опыта

Материалы опыта могут быть использованы на всех изучаемых дисциплинах, МДК, УП в течение всего учебного процесса, при  подготовке к производственной практике, в учебно-воспитательной деятельности.

Достигнутые результаты позволят мне использовать полученный опыт при реализации программы стажировки: «Инновационные производственные технологии и оборудование отрасли общественного питания и сервиса: подготовка к работе и эксплуатация современного оборудования, инвентаря, кухонной посуды» (приложение Ж). Категория слушателей: преподаватели  и мастера производственного обучения, работающие в группах по направлениям подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер» и специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» (базовый уровень/повышенный уровень), а также участвующие в государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills. Так же подобный опыт позволит сформировать авторские электронные курсы и индивидуальные образовательные траектории (АЭК и ИОТ).

Выводы

Изучение современного состояния и существующих тенденций в подготовке квалифицированных специалистов, анализ нормативно-правовой базы российского образования (ФГОС СПО), научно-методической литературы, а также личный опыт педагогической деятельности показали, что:

- актуальность исследования проблемы повышения эффективности обучения определяется требованиями к технологиям обучения будущих специалистов в соответствии с ФГОС в рамках реализации комплексного проекта подготовки кадров по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям СПО;

- использование информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) приведет к повышению эффективности и качества образования лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами;

- ЭОР нового поколения обладают инновационными качествами: обеспечение всех компонентов образовательного процесса (получение информации, практические занятия, аттестация), интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения, возможность более полноценного обучения вне аудитории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИТАГЕННЫЙ ОПЫТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Разнообразие педагогических технологий, применяемых в учебном процессе, не всегда позволяет достичь целей обучения. Учебный процесс при этом стоит рассматривать как сложную динамическую систему, в кот...

Интегрированная Рабочая тетрадь по русскому языку как средство мотивации обучения студентов специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).

Для первокурсника язык специальности не всегда понятен и известен, иногда они не знают даже истории  будущей профессиональной отрасли, в данном случае – железной дороги, поэтому в Рабочей тетради...

Развитие профессиональных компетенций студентов в рамках ФГОС нового поколения

Ведущее место в подготовке компетентного специалиста, несомненно, принадлежит урокам учебной и производственной практики, где преподаватель является ответственным не только за качество профессионально...

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.         На современном этапе развития профес...

Работа педагога по индивидуализации обучения студентов-инвалидов (применение средств электронного обучения и ДОТ, специальных средств обучения).

 Работа педагога по индивидуализации обучения студентов-инвалидов (применение средств электронного обучения и ДОТ, специальных средств обучения)....

Доклад на объединенном заседании ЦМК ОГСЭ дисциплин по теме: Новые технологии в оценивании достижений обучающихся в рамках ФГОС нового поколения

Сегодня в России в условиях внедрения ФГОС общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценки образовательных результатов обучающихся. В докладе речь идет о прак...

Доклад на тему: «Технология естественного обучения в учреждениях среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения».

Докладна тему:«Технология естественного обучения в учреждениях среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС  нового поколения»....