Развитие профессиональных компетенций студентов в рамках ФГОС нового поколения
статья на тему

Грошикова Ирина Валерьевна
Ведущее место в подготовке компетентного специалиста, несомненно, принадлежит урокам учебной и производственной практики, где преподаватель является ответственным не только за качество профессионального образования в целом, но и за личные профессиональные успехи каждого отдельно взятого выпускника. Ведь согласно требованиям введенных ФГОС, преподаватель – не носитель информации, а прежде всего руководитель самостоятельной познавательной учебной деятельности студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие профессиональных компетенций студентов в рамках ФГОС нового поколения

В связи с действующими  ФГОС в системе среднего профессионального образования возникла необходимость замены понятия «квалифицированный специалист» понятием «компетентный специалист». Главной целью и основным результатом процесса обучения в среднем специальном учебном заведении становится теперь овладение различными компетенциями, которые основываются на запросах работодателей, потребностях современного общества и самой обучающейся личности.

Но как добиться того, чтобы студент техникума обладал не только необходимым уровнем качества знаний, умений и навыков в рамках действующих стандартов, но и мог творчески решать профессиональные задачи, постоянно стремиться к повышению своей квалификации? Мне как преподавателю специальных дисциплин необходимо, прежде всего, формировать и развивать мотивацию к выбранной профессии, раскрывать возможности профессионального роста, а также способствовать активному формированию профессиональных компетенций.

Ведущее место в подготовке компетентного специалиста, несомненно, принадлежит урокам учебной и производственной практики, где преподаватель является ответственным не только за качество профессионального образования  в целом, но и за личные профессиональные успехи каждого отдельно взятого выпускника. Ведь согласно требованиям введенных ФГОС, преподаватель – не носитель информации, а прежде всего руководитель самостоятельной познавательной учебной деятельности студентов. Следовательно, преподаватель должен активизировать познавательную деятельность студентов как субъектов образовательного процесса, давать студентам свободный выбор способов учебной деятельности, развивать активность личности, формировать проявление собственной инициативы и самостоятельности. Также нужно организовывать выполнение студентами творческих заданий, создавать на уроках учебной практики ситуации успеха, использовать технологии сотрудничества.

Одним из самых эффективных способов организации самостоятельной работы студентов является учебно-исследовательская деятельность, которая в то же время способствует  повышению мотивации к профессиональной деятельности,  развитию любознательности творческого мышления и устойчивого интереса к самообразованию. Так,  в нашем техникуме ежегодно проводятся научно-практические конференции, в ходе подготовки к которым студенты готовят свою проектную работу и выступают с ее творческой защитой. Важно то, что содержание и тематика данной работы не ограничиваются рамками учебной программы. Таким образом, студенты могут проявлять собственную инициативу при выборе своего проекта, проводить анализ специальной литературы, выделять и обосновывать новизну и доказывать практическую значимость выбранной темы.

Необходимо отметить  участие студентов в конкурсах профессионального мастерства, которые регулярно проводятся в техникуме. Участие в подобных конкурсах позволяет сравнивать профессиональные компетенции, переосмысливать имеющийся опыт в своей профессии, оценивать его эффективность.

Особая роль в развитии у студентов интереса к возможностям выбранной  профессии, мотивации к повышению своей квалификации отводится ежегодному конкурсу среди студентов «WorldSkills», участие в котором  для студентов и преподавателей нашего техникума также стало традиционным.

Итак, действующий ФГОС предполагает деятельный подход к процессу обучения. Одна из основных задач преподавателя состоит не только в том, чтобы студент овладел необходимым минимумом знаний, умений и навыков, но и систематически привлекал студентов к творческой деятельности, направлял эту деятельность на успешное овладение выбранной профессией. Ведущая роль здесь принадлежит активной жизненной позиции, постоянному самосовершенствованию и творческой деятельности самого преподавателя.

Список литературы.

1. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки  (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса. // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М., 2012, с. 3 - 9.

2.  Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. // Педагогика, 2010, №10, с. 8 – 14.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Зеер Э. Ф., 2013. - 480 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В РАМКАХ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ (ФОРМИРУЕМ МЕТАПРЕДМЕТЫ)

     Российская  школа находится  на  этапе  становления  в новом  качестве,  которого  требует  современная  об...

Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует кор...

Информационно-коммуникационные технологии в формировании профессиональных компетенций на практических занятиях в условиях ФГОС нового поколения

Внедрение информационно-коммуникационных технологий  в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования  в связи с введением но...

Технология использования веб- квестов на уроках обществознания, истории и философии как инструмента активизации познавательной самостоятельности студентов в рамках внедрения нового Стандарта ФГОС.

Аннотация.          Системно-деятельностный подход, выступающий методологической основой нового Стандарта, актуализирует особое внимание учителя к формиров...

Доклад на объединенном заседании ЦМК ОГСЭ дисциплин по теме: Новые технологии в оценивании достижений обучающихся в рамках ФГОС нового поколения

Сегодня в России в условиях внедрения ФГОС общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценки образовательных результатов обучающихся. В докладе речь идет о прак...

Доклад на тему: «Технология естественного обучения в учреждениях среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения».

Докладна тему:«Технология естественного обучения в учреждениях среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС  нового поколения»....