«Проектная технология как средство формирования общих компетенций обучающихся среднего профессионального образования в процессе обучения химии в условиях реализации ФГОС нового поколения»
статья
Предварительный просмотр:
Е.Ю. Цыганова, преподаватель химии,
ГБПОУ «Семеновский индустриально художественный техникум»
Россия, Нижегородская область, г.о. Семеновский
«Проектная технология как средство формирования общих компетенций обучающихся среднего профессионального образования
в процессе обучения химии в условиях реализации ФГОС нового поколения»
В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов по специальности перед учреждениями среднего профессионального образования поставлены серьезнейшие задачи воспитания человека, который не только сможет по окончанию учебного заведения правильно ориентироваться в окружающей жизни, но и будет готовым эту жизнь совершенствовать и преобразовывать. А перед преподавателями встала проблема выбора технологий и методов обучения, которые дают возможность формировать у обучающихся общие и профессиональные компетенции.
Наиболее ёмкие понятия, отражающие единство обучения, воспитания и развития - это понятия «компетентность» и «компетенция», формирование которых сегодня является стратегической целью профессионального образования. Именно с формированием компетентности будущего специалиста связано качество профессионального образования, обеспечивающее конкурентоспособность выпускника на рынке труда.
Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении обучающимся определенным набором способов деятельности. Компетенции можно рассматривать как возможность установления связи между знаниями и требованиями ситуации, как способность в определенных условиях найти действие, адекватное проблемной ситуации.
Стандарты профессионального образования определяют общие компетенции как конечные результаты освоения обучающимися основных профессиональных образовательных программ.
Внедрение образовательных технологий, которые будут направлены на индивидуальное развитие личности будущего специалиста, нацеленного на самостоятельность, творчество, профессиональную мобильность, требует нового подхода в подготовке будущего профессионала. Педагогической технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, являются проектные технологии. Проектная деятельность обучающихся является совместной учебно-познавательной и творческой деятельностью, направленной на достижение значимого результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является «значимость предполагаемых результатов, которые должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены»
Учебный процесс с использованием проектной деятельности становится для обучающихся личностно значимым и позволяет им быть активными, раскрыть творческий потенциал, проявить исследовательские способности. При использовании проектных технологий появляется возможность объединять цели образования и будущую профессиональную деятельность, а так же перейти от воспроизведения знания к его практическому применению.
Реализуя цели проектного обучения, создаются такие педагогические условия, при которых обучающиеся самостоятельно выбирают способы решения задач профессиональной деятельности – ОК 1, осуществляют поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности – ОК 2, планируют и реализовывают собственное профессиональное и личностное развитие – ОК 3, работают в коллективе и команде, эффективно взаимодействуют с коллегами, руководством, клиентами - ОК 4, используют информационные технологии в профессиональной деятельности - ОК 9, планируют предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере - ОК 11.
Компетенции можно сформировать и проверить на уроке, лекции, семинаре, учебной экскурсии, тематической конференции, практическом занятии, курсовом проектировании, дипломном проектировании. С профессиональными компетенциями сложнее, они заставляют преподавателей искать нестандартные формы занятий: ролевая игра, круглый стол, деловая игра, мозговая атака, урок-конференция, урок-диспут. На таких занятиях сущность образовательного процесса не сводится к передаче фактических данных и информации. Профессиональные знания и навыки могут сформироваться только тогда, когда в познавательную активность вовлекаются не только стандартные, но и не стандартные формы обучения. Применяя компетентностный подход, мы вовлекаем студентов в процесс решения производственных задач, принятия управленческих решений, напряженных профессиональных поисков, исследований.
Компетенции можно рассматривать как возможность установления связи между знаниями и требованиями ситуации, как умение-способность в определенных условиях найти действие, адекватное проблемной ситуации. Становится важно не столько то, что знает будущий специалист о каком-либо аспекте своей деятельности, но в каких достаточно общих для этой деятельности ситуациях он может находить правильные решения. Таким образом, реализация компетентностного подхода предполагает перенос акцентов на воспитательную и развивающую функции образования, на становление в процессе обучения личности будущего специалиста, его гармоничное духовное и нравственное развитие.
В своей работе я взяла на вооружение проектные технологии, которые, на мой взгляд, позволяют решать проблему формирования компетенций у обучающихся как одно из требований образовательных стандартов. Проектная деятельность способна сделать учебный процесс для обучающихся техникума личностно значимым, позволяющим обучающим раскрыть свой творческий потенциал, проявлять свои исследовательские способности, быть активными. Формируя у обучающихся опыт проектной деятельности, я использую два основных направления: использование проектных технологий и включение обучающихся в реализацию творческих проектов, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Учебный проект — это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Проект как метод обучения представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими обучающимися потому, что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Тематика проектов определяется практической значимостью, личной заинтересованностью обучающихся, а также доступностью выполнения.
Используя в обучении метод проектов, обучающиеся постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата.
Этапы проектной деятельности:
1. выработка концепции,
2. определение целей и задач проекта,
3. определение доступных и оптимальных ресурсов деятельности,
4. создание плана, программ, организация деятельности по реализации проекта;
5. самостоятельная работа обучающихся в группах;
6. подготовка отчёта о проделанной работе;
7. защита полученных результатов и выводов.
8. оценивание полученных результатов и выводов;
9. рефлексия, анализ сделанного, сравнение того, что было задумано, с тем, что получилось.
Обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы. Анализирует свою деятельность, формируя новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт, учится эффективно общаться с коллегами, работая в команде, и брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания. Роль педагога в процессе выполнения проекта – контролирующая и корректирующая. В работе с обучающимися учитываются возрастные, психологические и индивидуальные закономерности развития, чтобы создать наиболее благоприятные условия в образовательном процессе.
Для большей стимуляции воли к победе над собой вводится дух соревновательности — конкурс проектов, выставка лучших работ, на которую приглашаются преподаватели данного учебного заведения и обучающиеся других групп. В результате у обучающихся повышается самооценка, происходит самоутверждение и признание взрослыми их работы, так нужные им в этот сложный период становления личности.
Проектная деятельность обучающихся формирует у будущих специалистов умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем – не только профессиональных, но и жизненных.
Выведение проектной деятельности за пределы урочной создает простор для творчества, позволяет максимально учесть личностно ориентированный подход в обучении. Задачей преподавателя является найти такие пути применения проектных технологий, которые привлекли бы к ней обучающихся с различным уровнем знаний и умений, расположили бы их к общей совместной деятельности, сориентировали бы их на будущую профессиональную успешность. Опираясь на опыт и интересы самих обучающихся, на их запросы и склонности, преподаватель приобретает союзников в формировании именно тех общих и профессиональных компетенций, которые будут важны в будущем выпускникам учреждений среднего профессионального образования.
Работа с профессионально значимой информацией приближает будущего специалиста к производственным условиям, что стимулирует желание обучающихся достичь продуктивных результатов и положительно отражается на формирующихся профессиональных компетенциях.
Включение обучающихся в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда.
Проводившееся сравнение результатов обучения с использованием проектной технологии, выявили высокую мотивация обучающихся, подъем среднего уровня знаний, повышение уровня критического и проблемного мышления, увеличение колличества дискуссий, повышение продуктивности и эффективности обучения (профессиональная деятельность обучающихся в группе стала на 30% осуществляться на эвристическом и творческом уровнях, что на 20% больше, чем у обучающихся в начале обучения).
Хочется еще раз подчеркнуть, что метод проектов относится к высоким педагогическим технологиям и требует тщательной подготовки, как со стороны педагога, так и со стороны обучаемых, и не менее тщательной координации всей деятельности обучаемых в процессе работы над проектом. Вместе с тем достаточно очевидна направленность проектной технологии на интеллектуальное и творческое развитие личности будущего специалиста, на формирование его критического и творческого мышления. При этом обучающиеся учатся выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей, оформителя результатов совместной деятельности и т. д.). Все это потребуется им в жизни, ибо работа в малых группах сотрудничества — одно из основных направлений социализации личности.
Таким образом, опыт педагогической деятельности показывает, что использование в педагогической деятельности проектной технологии способствует творческому развитию личности каждого обучающегося, формируя самостоятельность, инициативность, мобильность, конкурентоспособность. Эти качества необходимы каждому выпускнику, чтобы быть востребованным на рынке труда.
Не смотря на все сложности внедрения в образовательный процесс проектных педагогических технологий и на титанический труд, который предстоит преподавателю, результаты будут стоить потраченных сил и времени. Ведь главная радость для преподавателя – это его успешный ученик, в котором воплощаются все его идеи и стремления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе , в условиях реализации ФГОС нового поколения»
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа ...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР НА ТЕМУ: «МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Данная методическая разработка семинара посвящена теме межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению обучающихся на занятиях. Методические материалы семинара нацелены на повышение пс...

Презентация к методическому семинару НА ТЕМУ: «МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Презентация к методическому семинару...

Преподавание курса "Технологии приготовлении пищи" в условиях реализации ФГОС третьего поколения.
Преподавание курса "Технологии приготовлении пищи" в условиях реализации ФГОС третьего поколения....

Доклад на тему: «Технология естественного обучения в учреждениях среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения».
Докладна тему:«Технология естественного обучения в учреждениях среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения»....