Преподавание курса "Технологии приготовлении пищи" в условиях реализации ФГОС третьего поколения.
статья

Кожушко Лариса Сергеевна

Преподавание курса "Технологии приготовлении пищи" в условиях реализации ФГОС третьего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кожушко Л.С. мастер производственного обучения

СПб ГБ ПОУ «Петродворцовый колледж»

ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Мир не стоит на месте. Его прогрессивное развитие происходит на основе ознакомления и накапливания опыта поколений и это помогает подниматься на более высокие уровни не только обучения и воспитания учащихся, но и самообразования. С каждым годом в области образования происходит обновление, усовершенствование различных курсов. Так же и не отстает от новизны, предметная область «Технология приготовления пищи», структура курса становится все более современной, шагая в ногу с федеральным государственным стандартом, в том числе стандарта среднего профессионального образования (СПО). В наше время курс «Технология приготовления пищи» должен быть современным, отвечать всем требованиям и результатам: личностным, межпредметным и предметным. Изучение предметной области «Технология приготовления пищи» должно обеспечивать развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения учебных задач. Не все преподаватели готовы это принять, и шагать в ногу с требованиями ФГОС. Для преподавателя, который в течение нескольких лет, преподавал по одной и той же программе, сложно разработать современный, интересный, с универсальными учебными действиями курс. Что же означает переход на новые образовательные стандарты? Чем ФГОСы отличаются от старых образовательных стандартов, и какие задачи в связи с этим встают перед профессиональным колледжем?

Структурным элементом старых образовательных стандартов был предмет (дисциплина). Структурным элементом образовательных стандартов третьего поколения, основанных на компетенциях, становится образовательная область, представленная в виде профессиональных модулей, предназначенных для освоения конкретных видов профессиональной деятельности. В свою очередь структурными элементами профессиональных модулей становятся профессиональные и общие компетенции, совокупность которых в каком-либо виде профессиональной деятельности рассматривается как интегральный показатель качества ее освоения.

Таким образом, в настоящее время в корне меняется отношение к результатам обучения и, соответственно, к формам и методам их оценки. Если прежде оценка результатов обучения сводилась к оценке уровня знаний, умений и навыков, то в соответствии с новыми образовательными стандартами оценка результатов освоения вида профессиональной деятельности (ВПД) носит комплексный, интегративный характер: оценивается сформированность как профессиональных, так и общих компетенций. Общие компетенции носят надпрофессиональный характер и выражаются через такие качества личности, как самостоятельность, умение принимать ответственные решения, постоянно учиться и обновлять знания, гибко и системно мыслить, осуществлять коммуникативные действия, вести диалог, получать и передавать информацию различными способами. Оценка сформированности этих качеств нашла отражение в показателях оценки и, соответственно, в разработанных на основе этих показателей заданиях. При разработке заданий был применен продуктный подходкогда результатом выполненного задания является готовая продукция или услуга. Задания составлены так, что оценка сформированности компетенций производится поэтапно в соответствии с логикой выполняемых профессиональных задач и в соответствии с разработанными критериями оценки, нашедшими отражение в оценочных листах.

Так как оценка должна носить комплексный, интегративный характер, в колледже была разработана методика определения показателей оценки, позволяющая подразделить их по различным формам контроля: текущего, промежуточного и итогового. Это было сделано с целью избежать дублирования как в формах, так и в методах оценки для различных этапов контроля. Были выявлены наиболее актуальные в модульно-компетентностном обучении формы оценки сформированности профессиональных и общих компетенций: экзамен (устный, письменный, практический и т.д.), защита портфолио, аттестация, защита проекта (индивидуального, группового).

Преподавание курса «Технология приготовления пищи» в условиях реализации ФГОС третьего поколения заключается в формировании грамотных, высоко компетентных, конкуретноспособных специалистов, максимально адаптированных к рыночным условиям экономики. 

Серьезным недостатком нового стандарта, по моему мнению, является слабая продуманность стоимости его введения, то есть расходов на новые учебники, пособия, лабораторное оборудование, разработку программ, а также на повышение квалификации и переподготовку педагогов, что серьезно может также отразиться на стоимости обучения. Также, на мой взгляд должна прослеживаться некая согласованность между ФГОС основного общего образования и среднего профессионального образования, изменения в них должны идти в ногу со временем.

Наш опыт работы по реализации программ профессиональных модулей, проведению квалификационного экзамена, результаты анкетирования студентов, оценка социальных партнеров, показали, что технология модульно-компетентностного обучения курса «Технология приготовления пищи» принимается положительно как самими обучающимися, так и работодателями. Но реализация ФГОС на модульно-компетентностной основе требует от педагогического коллектива профессиональных колледжей больших усилий по разработке комплексного методического обеспечения программ профессиональных модулей, освоению инновационных форм и методов организации образовательного процесса и формированию практикоориентированной образовательной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе в рамках ФГОС третьего поколения

Среди факторов, способствующих формированию творческой активности обучающихся, одно из ведущих мест занимает самостоятельная работа. По федеральному государственному образовательному  станда...

Презентация "Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе в рамках ФГОС третьего поколения"

Презентация к докладу  "Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе в рамках ФГОС третьего поколения"...

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе , в условиях реализации ФГОС нового поколения»

   Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа ...

Сборник тестовых заданий по профессиональному модулю «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» для студентов I курса специальности «Лечебное дело» ФГОС третьего поколения (II семестр)

Сборник тестовых заданий по профессиональному модулю «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» для студентов I курса специальности «Лечебное ...

Доклад на тему: «Технология естественного обучения в учреждениях среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения».

Докладна тему:«Технология естественного обучения в учреждениях среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС  нового поколения»....

Методические рекомендации "Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях реализации ФГОС" для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Содержание методических рекомендаций направлено на овладение студентами конкретными практическими навыками построения урока, который не только вооружал бы учащихся знаниями и умениями, значимость кото...

Выступление на педагогическом совете "СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА как условие выхода на новые образовательные результаты в ходе реализации стандартов третьего поколения"

Выступление на педагогическом совете "СОВРЕМЕННЫЙ    УРОК  ИНОСТРАННОГО  ЯЗЫКА как условие выхода на новые образовательные результаты в ходе реализации стандартов третьего пок...