Доклад на тему: «Технология естественного обучения в учреждениях среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения».
статья

Куликова Алла Вячеславовна

Доклад

на тему:

«Технология естественного обучения в учреждениях среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС  нового поколения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_tehnologiya_estestvennogo_obucheniya.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Вольский технологический колледж»

Доклад

на тему:

«Технология естественного обучения в учреждениях среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС  нового поколения».

                                                 

                                                 

                                                   Разработала

                                                                            Куликова Алла Вячеславовна,

                                                 Мастер п/о

                            ГАПОУ СО «ВТК»,  г. Вольск

                                                                    2022 г

Технология естественного обучения используют для рационализации учебного процесса, поскольку данная технология обеспечивает с одной стороны, общение как естественное средство обучения, с другой стороны, позволяет экономить учебное время. Эта технология наиболее эффективна для работы в учреждениях профессионального образования.

          В условиях реализации личностно-ориентированной концепции обучения наметилась тенденция к разработке конкретных современных педагогических технологий, позволяющих организовать или предоставить условия для осуществления индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Индивидуальная образовательная траектория - определенная последовательность элементов учебной деятельности каждого обучающегося, соответствующая его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемая им при координирующей, консультирующей деятельности педагога.

 Свое название технология естественного обучения (ТЕО) получила потому, что способ организации учебной деятельности при ее использовании основан на общении как естественном средстве обучения, причем общение рассматривается как процесс взаимосвязи и взаимодействия субъектов образовательного пространства, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями, умениями, а также результатами деятельности. Термин «технология естественного обучения» введен Н.Н. Суртаевой. В основу данной технологии положены идеи КСО (В. Дьяченко, А. Ривин, Н. Воскобойникова и др.), которые достаточно подробно освещались в методических изданиях. Предлагаемая технология – развитие идей, методологии и методики организации учебного процесса на основе применения КСО. В данной технологии наряду с естественным общением применяется парное, опосредованное и групповое. Дидактическое назначение технологии - изучение новой темы, закрепление знаний по крупному разделу курса, а также их повторение и обобщение. Особый интерес к данной технологии проявляют преподаватели, преподающие в НПО, т.к. обучающиеся в основном сориентированы в направлении дальнейшего образования и испытывают недостаток времени для углубления тех знаний, которые им нужны для поступления в ВУЗы.

Для внедрения ТЕО необходима предварительная работа преподавателя: подготовка необходимого методического материала для организации учебного процесса (тематическое планирование, лабораторные и практические работы, алгоритм поведения обучающихся, дорожные карты), средств обучения. Информационный ввод обучающихся в тему преподаватель осуществляет в виде обобщающей лекции, комментирования опорного конспекта, схемы. На следующих уроках обучающиеся самостоятельно работают по предложенным заданиям по практическим и лабораторным работам, при этом создаются условия для парного естественного и опосредованного диалога. Затем они выполняют практические работы и выходят на индивидуальный итоговый контроль. После проверки контрольных работ преподаватель проводит урок индивидуального осмысления результатов, проектирование дальнейшей образовательной траектории, которая завершает изучение темы. Самостоятельная деятельность обучающихся осуществляется по предлагаемым заданиям практических или лабораторных работ двух подгрупп  в три этапа в режиме диалога.

        Вначале всем обучающимся предлагается карточка 1 (для всех одинаковая, один вариант). Обучающиеся произвольно образуют пары сменного или постоянного состава и прорабатывают информацию, заложенную в данной карточке. Карточка 1 чаще всего содержит задания репродуктивного характера, направленные на усвоение понятийного аппарата темы, воспроизведение ранее изученного.После окончания работы с карточкой 1 обучающиеся могут выходить на контроль к преподавателю или переходить к работе с карточками 2. Эти карточки должны быть приготовлены в нескольких вариантах. Структурирование содержания в них может быть разнообразным. Карточки 2 обучающиеся прорабатывают  в группах по 4 или 6 человек на основе естественного общения. Ход работы обучающихся фиксируется в листе учета. Выполнив задания соответственно 4 или 6 карточек; группа дает сигнал о готовности отвечать преподавателю (в этом случае контроль обязателен). Обучающиеся, которые успешно прошли контроль по всем 2-м карточкам, получают возможность переходить к индивидуальному выполнению заданий. Индивидуальные задания для этих карточек составляют дифференцированно по микротемам.  Для каждой из них необходимо приготовить по 10-15 заданий, тестов.

         Обучающийся должен решить не менее 4-5 задач из каждой микротемы. При этом он может пользоваться обобщающим опорным конспектом, в котором заложена информация об учебном материале по всему разделу и перечнем вопросов.

         Выполнив 4-5 задании по каждой микротеме, после собеседования с преподавателем обучающиеся допускаются к письменной индивидуальной итоговой контрольной работе.

         Основная цель технологии естественного обучения заключается в ориентации образовательного процесса на развитие следующих качеств: оптимальный уровень интеллектуального развития, общительность, познава-

тельная активность, владение навыками самообразования, способность к творчеству, инициативность, целеустремленность, решительность, потреб-

ность в самопознании и самовоспитании, способность к рефлексивному

анализу своего поведения и деятельности, т.е. служит одним из способов реализации личностно-ориентированной концепцией обучения, что создает условия для развития личностно значимых качеств и соответствует требованиям современности.

Список литературы:

1.Гальперин, П.Я. Введение в психологию/ П.Я. Гальперин. - Москва, 2007.

– 273 с.

2. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении. Книга для учителя/ В.К.

Дьяченко – М: Просвещение, 2009. – 192 с.

3.Педагогика: педагогические теории, системы и технологии / Под ред. С.

А. Смирнова. – М.: Просвещение, 2009

3.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/ Г.К. Селевко. –

Москва, 2010. – 193 с.

4.Петровский, Г.Н. Современные образовательные технологии. Основные

понятия и обзор/ Г.Н. Петровский. – Мн.: ННО, 2011. – 92 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое развитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования

     Основная задача педагога в обучении английскому языку заключается в стимулировании творческого потенциала учащихся наряду с развитием навыков владения определенными языковым...

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования для всех специальностей СПО

Предлагаемые методические указания и контрольные задания содержат методические указания к выполнению контрольной работы, варианты контрольных работ, вопросы для подготовки к зачёту....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ дисциплины «Основы декоративной косметики» и контрольные задания для обучающихся очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ и практические задания  учебной дисциплины   разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ дисциплины ОП.09 Основы декоративной косметики и контрольные задания для обучающихся очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство

Методические рекомендации и практические задания  учебной дисциплины   разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...

Методические указания к выполнению практических занятий для студентов очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания к выполнению практических занятий по учебной дисциплине статистика созданы для изучения количественных и качественных сторон общественных явлений, чтобы выявить и оценить масштаб...

ОП.05 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Методические указания и контрольные задания для обучающихся заочной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторож

Методические указания и контрольные задания для обучающихся заочной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация...

Краткий курс лекций Русская литература первой половины 19 века обучающихся 1 курса очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования всех специальностей

Уважаемые обучающиеся, данный краткий Курс лекций по литературе 1 половины  19 века поможет вам в подготовке к занятиям и экзамену по литературе....