Главные вкладки

    Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе в рамках ФГОС третьего поколения
    материал на тему

    Турчанинова Галина Александровна

    Среди факторов, способствующих формированию творческой активности обучающихся, одно из ведущих мест занимает самостоятельная работа. По федеральному государственному образовательному  стандарту третьего поколения на самостоятельную работу обучающихся отводится 30 % всего времени обучения по предмету «Основы технической механики», как аудиторных так и внеаудиторных занятий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_sam.rabota_obuchayushchihsya.doc68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе в рамках ФГОС третьего поколения

    ВВЕДЕНИЕ

    Современная педагогическая наука приоритетным направлением развития системы образования определяет гуманистический подход в организации процесса обучения. Ведущим принципом гуманистической модели учебного процесса является развитие личности обучающегося. Степень развития обучающегося измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности.   Существующая сегодня система профессионального образования не носит еще подлинно гуманистический характер. При переходе училища на ФГОС III поколения самостоятельная работа будет способствовать формированию творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.

    Среди факторов, способствующих формированию творческой активности обучающихся, одно из ведущих мест занимает самостоятельная работа. Только целенаправленная систематическая самостоятельная работа каждого  обучающегося позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа  является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

    По федеральному государственному образовательному  стандарту третьего поколения на самостоятельную работу обучающихся отводится 30 % всего времени обучения по предмету «Основы технической механики», как аудиторных так и внеаудиторных занятий.

    1. Виды самостоятельной работы обучающихся (слайд 1)

    Все виды самостоятельной работы, применяемые мною в учебном процессе по предмету«Основы  технической механики» в группах 1 курса по профессиям «Автомеханик», «Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин» , можно классифицировать по различным признакам:

    • по дидактической цели,
    • по характеру учебной деятельности учащихся,
    • по содержанию,
    • по степени самостоятельности ,
    •  элементу творчества учащихся и т. д.

    Классификация самостоятельной работы по дидактической цели, которая выделяет пять групп деятельности: (слайд 2)

    1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

    2) закрепление и уточнение знаний;

    3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;

    4) формирование умений и навыков практического характера;

    5) формирование умений и навыков творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

    Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач.

    К основным видам самостоятельных работ, которые я применяю на своих занятиях я выделяю  следующие: (слайд 3)

    1. Работа с книгой, справочником, инструкционной картой, информационным материалом и т.д.

    2. Упражнения.

    3. Выполнение практических и лабораторных работ.

    4. Проверочные самостоятельные, контрольные работы, диктанты ( техни-ческих терминов, определений и др.)

    5. Подготовка докладов, рефератов, презентаций, сообщений;

    6. Домашняя работа, наблюдения.

    Говоря о типах самостоятельной работы, я выделяю в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности воспроизводящие ( применяю в начале обучения или для более «слабых» учащихся), реконструктивно-вариативные (применяю, когда ребята овладевают навыками самостоятельной работы), эвристические и  творческие (для «продвинутых»)

    (4 слайд)

    К творческим самостоятельным работам можно отнести такие формы как:

    • практические работы;
    • контрольные работы;
    • тематические зачеты;
    • защита и написание рефератов, докладов, сообщений, презентаций;
    • решение проблемных задач и другие.

    С точки зрения организации самостоятельная работа может быть: (слайд 5)

    фронтальной - учащиеся выполняют одно в то же задание (обучающиеся работают с учебником, информационными картами и другими раздаточными материалами;

    групповой - для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы по 3- 6 чел. (использую на лабораторно-практических занятиях по теме  «Штангенинструменты»);

    парной - например, при проведении практических занятий, выполнении различных таблиц, схем, построений  и др., затем при обмене тетрадями ребята выполняют взаимопроверку выполненных заданий;

    индивидуальной - каждый учащийся выполняет отдельное задание (применяю на занятиях при закреплении знаний, формировании умений и навыков, контроле знаний).

    Рассматривая самостоятельную деятельность в качестве познавательной, выделяю  четыре ее разновидности в процессе обучения: (слайд 6)

    1. Цель и план работы учащийся определяет с помощью преподавателя.

    2. Цель учащийся определяет с помощью педагога, а план самостоятельно.

    З. Цель и план учащийся определяет самостоятельно, но задание даёт преподаватель (использую при написании учащимися докладов, сообщений, презентаций)

    4. Без помощи учителя учащийся сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно её выполняет.

    Первая разновидность наиболее простая, и с неё преподаватель должен начинать подготовку ребят к более сложным этапам самостоятельной работы. Затем постепенно, переходя от этапа к этапу, обучающийся получает возможность полностью проявлять свои знания, инициативу, личные качества и индивидуальные особенности. Самостоятельная работа организуется с помощью индивидуальных форм обучения. Обучающийся работает самостоятельно дома при выполнении домашних заданий, написании рефератов и т. д. Индивидуальная форма предполагает деятельность обучающегося по выполнению общих для всей группы заданий без контакта с остальными ребятами в едином для всех темпе. Она преимущественно используется при закреплении знаний, формировании умений и навыков, контроле знаний. Индивидуальная работа на занятии требует от преподавателя тщательной подготовки, большой затраты сил и времени. Однако эта форма организации познавательной деятельности не всегда создаёт условия для полной самостоятельной деятельности учащихся. Она является хорошим средством организации деятельности сознательных учеников. Но нередко можно наблюдать на занятиях картину, когда слабо успевающие учащиеся либо ничем не занимаются, т. к. не могут справиться самостоятельно с заданием, либо спрашивают у соседей по парте о способе решения, что ведет к списыванию и подсказкам. Для организации большей самостоятельности обучающихся используется индивидуализированная форма обучения. Индивидуальное задание предполагает такую организацию работы, при которой каждый ученик выполняет свое, отличное от других, задание, с учетом учебных возможностей. В начале учебного года столкнулась с таким фактом, что обучающиеся не умеют работать самостоятельно (особенно ребята 1 курса: гр.11, 15). Но планомерно включая самостоятельную работу учащихся  в процесс обучения на своих занятиях по предмету «Основы технической механики» дали положительные результаты: ребята спокойно, осознано, самостоятельно, каждый в своем индивидуальном темпе выполняют задания.

    Очевидно, что педагог лишь организует и направляет познавательную деятельность обучаемых. Ее эффективность зависит от собственных усилий обучающихся. При правильной организации самоподготовка имеет решающее значение для развития самостоятельности обучающихся:

    • сознательное и прочное усвоение знаний по предмету;
    • овладение способами и приемами самообразования;
    • развитие потребности в самостоятельном пополнении знаний.

    Самоподготовка способствует формированию высокой культуры умственного труда, приобретению приемов и навыков самостоятельной работы, умений разумно расходовать и распределять свое время, накапливать и усваивать необходимую для успешного обучения и профессионального становления информацию.

    Самостоятельная работа развивает у обучающихся такие качества, как организованность, дисциплинированность, инициативность, волю; вырабатывает мыслительные умения и операции (анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.), учит самостоятельному мышлению, позволяет сформировать свой собственный стиль работы.

    В условиях же высокого уровня развития науки и техники особые требования предъявляются именно к подготовке обучающихся начального профессионального образования. Задача образования не может сводиться только к вооружению учащихся определенной суммой знаний. Необходимо сформировать у них умение оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.

    Самостоятельную деятельность учащихся можно и нужно организовывать на различных уровнях, от воспроизведения действий по образцу и узнавание объектов путем их сравнения с известным образцом до составления  модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях.

    2. Цели, задачи и функции самостоятельной работы учащихся

    Общей же целью самостоятельной работы учащихся при изучении предмета «Основы  технической механики» является формирование технического мышления учеников.

    Эта цель самостоятельной работы при изучении предмета  конкретизируется в задачах самостоятельной работы по каждой теме, среди которых выделяются приоритетные.

    При постановке целей и задач самостоятельной работы я учитываю следующие дидактические требования: (слайд 8)

    1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача преподавателя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у обучающихся интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.

    Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к преподавателю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.

    2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать учащегося при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами обучающиеся - подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

    3. На первых порах у обучающихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с преподавателем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.

    Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов работы преподавателем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.

    4. Для самостоятельной работы в большинстве случаев нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым алгоритмам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.

    5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениям и навыками различным учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.

    Наблюдая за ходом работы группы в целом и отдельных учащихся, преподавателель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных.

    6. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть.

    7. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки.

    8. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание и изложения материала преподавателем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.

    9. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать преподавателю. Педагог продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на занятии, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методами самоконтроля и осуществляет контроль за качеством ее выполнения, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.

    Анализ результатов самостоятельной работы учащихся провожу непосредственно после выполнения задания. Исправление недостатков по свежим следам эффективнее, нежели такая же работа на следующий день или через несколько дней, когда забылось содержание работы. 

    Лучшим способом анализа самостоятельной работы является фронтальная работа с классом в конце урока или по окончании выполнения учащимися самостоятельной работы в форме обсуждения ее хода и результатов.

            3.Технология организации самостоятельной работы учащихся

    Говоря о технологической стороне, организация самостоятельной работы может включать в себя следующие компоненты:

    Целевой компонент самостоятельной работы. Основаниями для отбора целей являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом, и конкретизация целей по разделам дисциплины.

    Содержательный компонент самостоятельной роботы. Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ). Индивидуально-психологические особенности учеников (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности). При этом важную роль играет подборка учебного материала, т.к. с его помощью мы черпаем информацию содержания обучения.

    Вообще говоря, к условиям отбора содержания самостоятельной работы можно отнести достаточно большой ряд различных факторов, но на мой взгляд, большую роль играют следующие:

    1. Обеспечение правильного сочетания объема совместной с преподавателем работы и самостоятельной.

    2. Методически правильная организация работы обучающегося в аудитории и вне ее.

    3. Обеспечение обучающегося необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.

    4. Контроль за ходом самостоятельной работы и меры, поощряющие 
    учащегося  за ее качественное выполнение.

    Контрольно-корректировочный компонент самостоятельной работы. Включает тщательный отбор средств контроля, определение эталон, разработку индивидуальных форм контроля.

    Самостоятельная работа делится на аудиторную и внеаудиторную.

    Основные требования к организации внеаудиторной  работы в обучении:

    • Как известно, первое требование сводится к тому, что внеаудиторная работа может только углублять, расширять и совершенствовать знания, умения и навыки, полученные учащимися на занятии, но не имеет основной целью сообщение новых знаний, умений и навыков.
    • Вторым требованием является увлекательность самих форм, процесса и материала работы.
    • Третье фиксирует необходимость межпредметных, междисциплинарных связей. Важными требованиями являются также добровольность и активность учащихся в этой работе,

    Заключение

    Изменения, происходящее в мире заставляют общество предъявлять новые требования к современному человеку. Начинает уделяться внимание его умению адаптироваться к быстро изменяющимся условиям. При этом он должен на протяжении всей своей жизни заниматься самообразованием, для того чтобы быть хоть в некоторой степени успешным.

    Самостоятельная работа обучающегося  является высшей формой его учебной деятельности по критерию саморегуляции и целеполагания.

    Я считаю, что самостоятельная работа обучающихся является важной составляющей учебно-воспитательного процесса в рамках ФГОС третьего поколения, на что и нужно обратить внимание при написании рабочих программ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе в рамках ФГОС третьего поколения"

    Презентация к докладу  "Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе в рамках ФГОС третьего поколения"...

    Психологический аспект формирования самооценки обучающихся в рамках ФГОС второго поколения.

    Адекватная самооценка — позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Самооценка у детей не остаётся стабильной. В зависимости ...

    Роль самостоятельной работы в образовательном процессе

    Статья: "Роль самостоятельной работы в образовательном процессе"...

    Сборник тестовых заданий по профессиональному модулю «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» для студентов I курса специальности «Лечебное дело» ФГОС третьего поколения (II семестр)

    Сборник тестовых заданий по профессиональному модулю «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» для студентов I курса специальности «Лечебное ...

    Преподавание курса "Технологии приготовлении пищи" в условиях реализации ФГОС третьего поколения.

    Преподавание курса "Технологии приготовлении пищи" в условиях реализации ФГОС третьего поколения....

    Доклад на объединенном заседании ЦМК ОГСЭ дисциплин по теме: Новые технологии в оценивании достижений обучающихся в рамках ФГОС нового поколения

    Сегодня в России в условиях внедрения ФГОС общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценки образовательных результатов обучающихся. В докладе речь идет о прак...

    Роль активных методов обучения в образовательном процессе при реализации ФГОС

    Статья о использовании активных методов  обучения в системе СПО...