Главные вкладки

    Психологический аспект формирования самооценки обучающихся в рамках ФГОС второго поколения.
    статья на тему

     

     Адекватная самооценка — позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Самооценка у детей не остаётся стабильной. В зависимости от успехов в образовательной деятельности, возрастных особенностей и многих других факторов она имеет тенденцию изменяться.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Психологический аспект формирования самооценки обучающихся в рамках ФГОС второго поколения.

    Т.В.Литвинова, педагог-психолог

    Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе деятельности и общения.  Совершая  поступки, человек постоянно  сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения.

    Под самооценкой принято понимать оценку личности  себя, своих качеств и места среди других людей.

    Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими.

    Самооценка формируется еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, затем продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной. Сензитивным периодом для становления самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно в этом возрасте.

    Рассмотрим основные факторы, непосредственно влияющие на формирование самооценки младшего школьника.

    1. Мнение родителей, стиль домашнего воспитания.

    На становление самооценки младшего школьника огромное влияние оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности.

    Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности, всеобщего поклонения.

    Дети с заниженной самооценкой не имеют с родителями доверительных отношений, не чувствуют их эмоционального участия. Они либо пользуются большой свободой, которая, по сути, является результатом бесконтрольности, следствием равнодушия родителей к детям, либо испытывают чрезмерное ущемление собственной свободы со стороны родителей, подвергаясь их жесткому ежедневному контролю, негативной критике.

    Неадекватная самооценка (завышенная или заниженная) — деформирует внутренний мир личности, искажает её мотивационную и эмоционально — волевую сферу и тем самым препятствует гармоничному развитию. Неадекватная низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний человека, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы человека.

     Адекватная самооценка — позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Самооценка у детей не остаётся стабильной. В зависимости от успехов в образовательной деятельности, возрастных особенностей и многих других факторов она имеет тенденцию изменяться.

    Родители задают исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности. Уровень притязаний ребенка в значительной мере определяется семейными ценностями.

    Таким образом, для формирования объективной и содержательной самооценки младшего школьника учителю необходимо осуществлять целенаправленную работу с родителями.

    В нашей школе педагоги начальных классов регулярно проводят лекционные и практические занятия с родителями, на которых обсуждаются насущные проблемы детей, проводят совместные праздники для детей и родителей, выездные мероприятия, обучающиеся вместе с родителями участвуют в различных школьных, районных мероприятиях. Это всё способствует позитивному развитию личности обучающегося и конструктивному взаимодействию семьи и школы.

    2. Наличие (отсутствие) навыков учебной деятельности, оценка учителя.

    Формирование учебной самостоятельности младшего школьника невозможно без сформированности у него навыков учебной деятельности, важным и непременным условием которой являются контроль и оценка.

    Становление содержательной и объективной самооценки должно быть связано с обращением к анализу существенных свойств предмета и способов его преобразования, т.е. выделению четких критериев для оценивания. Поскольку в младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, необходимо, по мнению Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, формировать самооценку ребенка, используя возможности этой деятельности. Самооценка представляет собой движение к выполнению учебной задачи в целом: «да, это я умею и могу двигаться дальше» или «этот способ действия мною еще не освоен, и необходимо еще поработать над некоторыми операциями». Учебная задача направлена на поиск обобщенного способа решения  большого круга конкретно-частных задач. Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных  учебных действий:

    • преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
    • моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;
    • преобразование модели отношения для изучения его свойства в чистом виде;
    • построение системы частных задач, решаемых общим способом;
    • контроль за выполнением предыдущих действий;
    • оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

    Оценочный компонент становится внутренним стимулом в учебно-познавательной деятельности школьника, вселяет в него уверенность, оптимизм в преодолении трудностей, придает сложным учебным задачам притягательную силу познания. Ученик начинает поощрять сам себя, так как внутри своей учебной деятельности он находит источники своего стимулирования.

    3. Оценка товарищей

    Научить ребят объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Необходимо ставить ученика в позицию учителя, предъявлять ему четкие критерии для оценки учебной работы товарища и учить оценивать и анализировать деятельность одноклассников с точки зрения заданных критериев. «Следует постоянно фиксировать внимание детей на разных сторонах поведения каждого ребенка в различных видах деятельности, привлекать всех к активному наблюдению за этим поведением, формировать в детском самосознании объективные критерии оценки, привлекать детей к совместной оценке, в своей же оценке подчеркивать продвижение каждого ребенка вперед, его моральный рост».

    Учителю важно помнить, что оценочная позиция младшего школьника меняется на протяжении всего периода обучения в начальной школе. 

    В оценочной деятельности в 1-м классе закладывается два вида оценки:  

    а) Ретроспективная оценка,  при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения, что порождает, с одной стороны, работу над критериями оценки, с другой стороны, позволяет оформить действия самоконтроля учащихся как особую (специальную) задачу. На этом этапе обучения появляются различные формы фиксации оценки по заданным критериям (линеечки, оценочные листы и т.п.), проводятся специальные учебные занятия по отработке способов контроля и оценки.

    б) Рефлексивная оценка. Основой рефлексивной самооценки – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия.

    Во 2-м классе ученик может анализировать результаты своей учебной деятельности и результаты деятельности своих товарищей под руководством учителя. Возможно использование следующих приёмов

    • «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи),
    • «работа с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия),
    • «составление задачи, подобной данной» (вычленение существенного в представленной задачи),
    • «создание помощника для  проверки работ» (изготовление или поиск себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание),
    • «обоснованный отказ от выполнения задания» (обозначение границы своих знаний, обнаружение заданий с недостающими условиями),
    • «карта движения по предмету».

    В 3-м и 4-м классах учащиеся должны уметь анализировать и обобщать результаты своей учебной деятельности с большей самостоятельностью, по сравнению с второклассниками, разрабатывать пути корректировки результатов деятельности под руководством учителя.

    Учитель может использовать следующие приёмы:

    • «составление заданий с ловушками» (определение или установление возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
    • «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа решения задачи);
    • «составление задачи по чертежу» (переход от графического языка к словесному описанию);
    • «письмо с дырками» (видеть ошибкоопасные места в слове);
    • «составление проверочных заданий» (выделение критериев и на их основе разработка проверочных заданий);
    • «умные вопросы» (определение «дефицита» в той или иной задачи: « я этого не знаю, но могу узнать, если….»);
    • «многоступенчатый выбор» (работа со столом «заданий»);
    • «орфографические или математические софизмы» (обнаружение и опровержение псевдологичного рассуждения при решении той или  иной задачи);
    • «разноцветные поправки» (работа над совершенствованием своего текста, неоднократный возврат за продолжительный  отрезок времени).

     Владение навыками самооценивания и взаимооценивания будет способствовать более быстрой адаптации ребенка в среднем звене школы.

    4. Собственный жизненный опыт.

    Самооценка складывается под воздействием определенного жизненного опыта, является результатом переживания человеком своих успехов или неудач. Поэтому важно научить школьников анализировать причины, которые способствовали их успеху или неудаче в конкретной ситуации, делать выводы и строить свою дальнейшую деятельность с учетом полученных выводов.

    Анализ данных факторов позволил определить комплекс основных психолого-педагогических условий, способствующих формированию самооценки:

    • культура общения педагога и обучающегося, учеников друг с другом, родителей с ребенком;
    • формирование учебной самостоятельности младшего школьника;
    • создание ситуации успеха в процессе организации учебной деятельности;
    • использование разнообразных форм и методов обучения при организации учебной деятельности;
    • обучение младших школьников приемам самоконтроля;
    • обучение младших школьников приемам самооценивания и взаимооценивания, способам корректировки полученного результата;

    -        осуществление целенаправленной работы с родителями.

    Для реализации этих условий можно использовать следующие формы работы:

    • работа в парах;
    • работа в творческих группах;
    • индивидуальная работа учителя с учеником;
    • индивидуальная работа родителя с учеником;

    -        самостоятельная работа обучающегося.

    Что же делать, чтобы ученик адекватно оценивал свои результаты, а значит, сохранял психологическое и физическое здоровье? Прежде всего, мы обучаем алгоритму самооценивания.

    Алгоритм самооценки вводится в первом классе, когда обучающиеся начинают отвечать на основные вопросы после выполнения задания:

    1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы, учебную задачу  проблемную ситуацию, с разрешением которой и было связано освоение нового познавательного метода).
    2.  Удалось выполнить задание? Удалось получить результат, решение, ответ? (Учимся сравнивать результат с целью — это и есть качество как соответствие цели и результата).
    3.  Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки, признаем право ребенка «на пробу и ошибку»).
    4. Задание выполнил сам или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).

    Обучение алгоритму самооценки продолжается во 2-4-х классах, когда уже усложняются основные вопросы после выполнения задания:

    1. Какое умение развивал при выполнении задания? (Учимся определять выполнение действий, например УУД).
    2. Каков был уровень задачи? (Такие задачи мы решали много раз (опорный уровень «Выпускник научится»). В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией. Такие задачи мы никогда не учились решать, нам нужны новые знания (повышенный уровень «Выпускник получил возможность научиться»).
    3. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу (Учим обосновывать самооценку, учим адекватно оценивать себя).
    4.  Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить (Учим переводить оценку в отметку и аргументировать ее).

    Результаты наблюдения за самооценкой обучающихся при выполнении учебных задач в 2012-2013 г.г.

    В 1-х классах ( 90 обучающихся):

    Завышенная самооценка – 66% (60 человек)

    Адекватная самооценка – 34% ( 30 человек)

    В 2-х классах ( 85 обучающихся):

    Завышенная самооценка – 32% (23 человека)

    Адекватная самооценка – 68% ( 62 человека)

    В 3-х классах ( 69 обучающихся – 2 класса):

    Завышенная самооценка – 28% (19 человек)

    Адекватная самооценка – 72% ( 50 человек)

    В 4-х классах ( 86 обучающихся):

    Завышенная самооценка – 14% (12 человек)

    Адекватная самооценка – 86% ( 74 человека)

    При правильной организации педагогической работы по формированию контрольно-оценочной самостоятельности младшие школьники  к концу  переходного этапа из начальной в основную школу (конец 5-го класса) осваивают полный цикл контрольно-оценочной деятельности:

    • - определяют, то, что будет проверяться (работа с критериями);
    • - составляют проверочные задания (в том числе, с «ловушками») под составленные критерии;
    • - выделяют сложность заданий, приписывают баллы сложности;
    • - создают (или ищут) образец для проверки задания (работы);
    • - составляют полученные данные с образцом;
    • - дают характеристику ошибок и выдвигают  гипотезы об их причинах;
    • - составляют (или ищут) корректировочные задания или новую «индивидуальную» проверочную работу с последующим их выполнением;
    • - сообщают учителю (сверстнику) о готовности предъявить свои достижения (результаты) для  публичной  оценки;
    • - переводят (по необходимости) формализованные свои оценочные шкалы в общепринятую пятибалльную систему оценивания.

    Таким образом, развитие самооценки и личностного действия оценивания себя является условием развития личностной саморегуляции как важного вида регулятивных и коммуникативных действий в младшем школьном возрасте.

    Именно поэтому мы должны знать психологические особенности младших школьников, учитывать индивидуальные особенности развития самооценки обучающихся в образовательном процессе и формировать адекватную самооценку личности обучающихся.

    Список литературы:

    1. Князева Т. Н. Я учусь учиться  – М.: АРКТИ, 2004
    2. Сиротюк А.Л. Сиротюк А.С. Закономерности психического развития детей от 0 до 9 лет.–М., 2009 г.
    3. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофихиологии: Практическое руководство для учителей  родителей. – М., 2001.
    4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе., М.2007 г.
    5. Петерсон Л.Г. как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе  деятельностного метода обучения «Школа 2000 …». Методическое пособие: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000 …» , 20010 г


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психологические аспекты формирования коммуникативной компетенции студентов в условиях реабилитационно-образовательного пространства НТТИ.

    В данной статье рассмотрены способы формирования общих компетенций, особенности и специфика психологических тренинговых занятий позволяющих сформировать в студентах конкурентно-способного профессионал...

    ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В РАМКАХ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ (ФОРМИРУЕМ МЕТАПРЕДМЕТЫ)

         Российская  школа находится  на  этапе  становления  в новом  качестве,  которого  требует  современная  об...

    Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе в рамках ФГОС третьего поколения

    Среди факторов, способствующих формированию творческой активности обучающихся, одно из ведущих мест занимает самостоятельная работа. По федеральному государственному образовательному  станда...

    Презентация "Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе в рамках ФГОС третьего поколения"

    Презентация к докладу  "Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе в рамках ФГОС третьего поколения"...

    Развитие профессиональных компетенций студентов в рамках ФГОС нового поколения

    Ведущее место в подготовке компетентного специалиста, несомненно, принадлежит урокам учебной и производственной практики, где преподаватель является ответственным не только за качество профессионально...

    Доклад на объединенном заседании ЦМК ОГСЭ дисциплин по теме: Новые технологии в оценивании достижений обучающихся в рамках ФГОС нового поколения

    Сегодня в России в условиях внедрения ФГОС общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценки образовательных результатов обучающихся. В докладе речь идет о прак...


     

    Комментарии

    Спасибо большое за предоставленный материал. Замечательная разработка. Очень много познавательного.