Доклад на объединенном заседании ЦМК ОГСЭ дисциплин по теме: Новые технологии в оценивании достижений обучающихся в рамках ФГОС нового поколения
статья

Зорина Татьяна Федоровна

Сегодня в России в условиях внедрения ФГОС общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценки образовательных результатов обучающихся. В докладе речь идет о практике изучения и внедрения критериального оценивания в учебный процесс. Это десятибальная система. Говорится о правилах критериального оценивания, о том какие преимуществаэтого оценивания есть у преподавателей, обучающихся, родителей, завуча и директора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на заседании ЦМК ОГСЭ

«Новые подходы к оцениванию образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС.»

Габова Елена Юрьевна

 Сегодня в России в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценке образовательных результатов учащихся.

Оценка -процесс соотношения реальных результатов образования обучающихся с планируемыми целями.

Система оценивания – это механизм осуществления контрольной и диагностической связи между преподавателем, студентом и родителями по поводу успешности обучения.

Основные функции оценки :нормативная ,  информативно-диагностическая,  карательно-поощрительная .                                                                                                                                                                                                                                                  

Нормативная функция фиксирует достижения обучающегося согласно утвержденному эталону.

Информативно-диагностическая функция показывает основные моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексиюобучающихся,  педагогическую рефлексию преподавателей.

Карательно-поощрительная функция связана с мотивацией деятельности учащихся, не требует дополнительных пояснений.

Рассматривая отметочную (количественную) систему оценивания, господствующую в современной российской школе, мы должны констатировать, что она не выполняет перечисленные функции. Причины этого следует искать  вподходах к самому оцениванию, которое не имеет четких критериев.

 Оценивание должно быть критериальным, где основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

Несмотря на все достоинства существующей системы оценивания  наблюдаются  существенные недостатки:

  • Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные обучающимся, родителям и педагогам;
  • Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев;

  •  Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого.

  • Отсутствует оперативная связь между обучающимся и преподавателем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации к обучению.
  • Трудность ранжирования результатов средствами пятибалльной оценки.

Таким образом, существующая практика оценивания не соответствует требованиям ФГОС ООО.

Это несоответствие практики и новых требований стандарта к проведению оценивания приводит к следующим противоречиям:

  • Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. А оцениваются только предметные; [Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009 ]
  • развитие студента происходит в учебное (занятия) и внеучебное время (дополнительные занятия, внеурочная деятельность), а оцениваются достижения обучающихся только во время урока;
  • цель оценивания – способствовать развитию студента, но реально проводится оно с целью констатации факта его обученности.

Исходя из вышеперечисленного и анализируя сложившуюся ситуацию, была создана рабочая группа по изучению и внедрению критериального оценивания в учебный процесс. Это 10-балльная система.

Критериальное оценивание-  процесс, основанный на сравнении учебных достижений обучающихся с чётко определёнными,  коллективно выработанными критериями, соответствующими целям и содержанию образования и понятными для учащихся, родителей и педагогов. Критериальное оценивание делится на два вида: формативное и суммативное.

В последнее время все чаще говорят о таких понятиях как оценивание для обучения и оцениваниеобучения. Чем же они отличается друг от друга? Могут ли суммативные данные использоваться формативно?

Если представить, что дети - цветы …

Суммативная оценка растений – это просто их измерение. Может быть

интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений.

Формативная оценка - эквивалент уходу и поливу, соответствующему

потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост.

 

Формативное(формирующее) оценивание – это целенаправленный непрерывный процесснаблюдения за учением.Формативное оценивание является «неформальным»(чаще всего безотметочным) оцениванием. Под формирующим оцениванием понимается оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение обучающегося, устанавливается обратная связь преподаватель-студент.

Основная цель данного вида оценивания – мотивировать учащегося на планирование целей и путей достижения образовательных результатов, т.е. на дельнейшее обучение и развитие.

Оно вовлекает обучающихся в самооценивание или партнерское оценивание; обеспечивает обратную связь, которая помогает им осознавать, какие следующие шаги в учении им предстоит сделать; укрепляет уверенность  в том, что он может достичь прогресса в учебе; вовлекает и преподавателей, и студентов в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания .

Общая логика оценивания может быть представлена следующим образом.

Преподаватель описывает

Обучающийся понимает

Критерий и его содержание

(Какой результат оцениваю?)

Чему учусь? Что развиваю?

Уровни (Какой шкалой пользуюсь?)

Как фиксируются мои результаты?

Характеристику каждого уровня (По каким признакам я определяю проявление того или иного уровня?)

Как я пойму, что нахожусь на том или ином уровне развития этого умения? Как я пойму, что я этому научился?

Как я пойму, что нахожусь на том или ином уровне развития этого умения? Как я пойму, что я этому научился?

Предлагается следующая упрощенная система оценки устных ответов  на уроках по следующим критериям:

1.Правильность

2.Полнота

3.Понимание

4.Последовательность

5.Самостоятельность

Таким образом, использование критериального оценивания позволяет перейти к самооцениванию: основной функцией оценивания становится обратная связь и коррекция учебной деятельности. Самооценивание способствует приобретению опыта через развитие рефлексивных способностей.

Правила критериального оценивания

1.Базовый уровень (безошибочно) – максимально – 8 баллов;

2.50% задания повышенного уровня –– 9 баллов;

3.Задания творческого характера, 100% задания повышенного уровня – максимально – 10 баллов;

4.Преподаватель +1 балл к отметке за ответ;

5.Преподаватель и студент по возможности определяют оценку и отметку в диалоге;

6.За задания, на первичное закрепление при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию обучающегося, так как он еще овладевает знаниями и умениями по теме и имеет право на ошибку;

7.За проверочную (контрольную) работы по итогам темы отметка ставится всем , так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Обучающийся не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку;

8.Студент имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку;

9.В дескрипторах избегаем отрицательной приставки, не- (не выполнил, не смог). Заменяем на «испытывает трудности», «проблемы», «в ответе отсутствует»;

10. Возможность получения и накопления бонусных баллов за нестандартный подход к выполнению заданий и привлечение внепрограммных материалов, участие в олимпиадах, научно-практических конференциях;

11.Оценивается только работа студента.

12.Работа  сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее.

13.Обучающемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;

14.Оценивают  только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

Но при введении критериального оценивания возникает ряд проблем.

Адапционный период.

Трудоемкость использования.

При условии соблюдения всех этапов критериального оценивания трудоёмкость и издержки адаптационного периода окупаются повышением качества знаний .

Преимущества критериального оценивания.

Снижение тревожности.

Сравнение собственных достижений с эталоном.

Объективность.

Прозрачность.

Единство требований.

Многогранность.

Возможность самооценки, самоанализа, самоконтроля

Такая система оценивания исключает неудовлетворительные оценки.

       Таким образом, критериальное оценивание позволяет:

Преподавателям:

разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;

иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;

улучшить качество преподавания;

выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого  с учетом его индивидуальных особенностей;

использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Обучающимся:

использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;

знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;

 участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;

использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Родителям:

получать доказательства уровня обученности ребенка;

отслеживать прогресс в обучении ребенка;

 обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

 

Завучу:

анализировать результативность педагогической деятельности учителей и динамику успешности учащихся.

Директору:

получать разноплановую информацию о ходе учебного процесса в образовательном учреждении.

Сущность оценивания и в том числе критериального в образовательном процессе должна быть прежде всего нацелена на то, чтобы способствовать  возможности обучающегося  улучшению своего обучения. Мы привыкли к ситуации, когда оценивание традиционно осуществляется в два шага. Работа сначала условно оценивается в пять баллов, которые потом начинают снижаться (минус за каждую обнаруженную ошибку). В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. При этом оценивается приращение: ты что-то сделал, пусть не много, но это уже хорошо, и ты получаешь за это балл. Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает очевидным, что оценивается не личность ученика, а его деятельность.   Прибавление, а не уменьшение.

Для преподавателя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать обучающегося к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках преподавателя, который будет направлять, открывать новые возможности обучающемуся на пути познания. В рамках этой системы стало возможным.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе в рамках ФГОС третьего поколения

Среди факторов, способствующих формированию творческой активности обучающихся, одно из ведущих мест занимает самостоятельная работа. По федеральному государственному образовательному  станда...

Презентация "Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе в рамках ФГОС третьего поколения"

Презентация к докладу  "Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе в рамках ФГОС третьего поколения"...

Психологический аспект формирования самооценки обучающихся в рамках ФГОС второго поколения.

Адекватная самооценка — позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Самооценка у детей не остаётся стабильной. В зависимости ...

Новые технологии оценивания образовательных результатов в рамках ФГОС.

В последнее время в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний и  умений  как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных ...

Развитие профессиональных компетенций студентов в рамках ФГОС нового поколения

Ведущее место в подготовке компетентного специалиста, несомненно, принадлежит урокам учебной и производственной практики, где преподаватель является ответственным не только за качество профессионально...

«Новые технологии воспитания и социализации школьников в контексте стандарта второго поколения»

В новом ФГОС одной из приоритетных задач становится духовно- нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся.Цели и задачи воспитания и социализации обучающихся является воспитание, социа...

Доклад на объединенном заседании ЦМК ОГСЭ дисциплин по теме: "Новые подходы к оцениванию образовательных результатов обучающихся в условиях реализации в ФГОС

Сегодня в России в условиях внедрения ФГОСов общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценке образовательных результатов обучающихся. В докладе  речь иде...