Главные вкладки

    «Новые технологии воспитания и социализации школьников в контексте стандарта второго поколения»
    статья на тему

    Новикова Марина Германовна

    В новом ФГОС одной из приоритетных задач становится духовно- нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся.

    Цели и задачи воспитания и социализации обучающихся является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

    Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx26.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад на тему «Новые технологии воспитания и социализации школьников в контексте стандарта второго поколения».

    В новом ФГОС одной из приоритетных задач становится духовно- нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся.

    Цели и задачи воспитания и социализации обучающихся является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

    Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

    Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, разработанным группой сотрудников РАО под руководством академика А.М. Кондакова. Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать: овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру; формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности; формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему.

    Эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность со следующими существенными характеристиками:

    • ориентированность на образовательные запросы учащихся, родителей, общества, государства;
    • принятие ребенком ценностей должно происходить через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами;
    • использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.); согласованность деятельности различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы;
    • реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.

    В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.

    Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

    • Диагностирование
    • Целеполагание
    • Проектирование
    • Конструирование
    • Организационно – деятельностный компонент
    • Контрольно – управленческий компонент

    Содержанием воспитательных технологий являются:

    • Научно обоснованные социализированные требования
    • Передача социального опыта
    • Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
    • Социализированная оценка ученика
    • Организация творческого дела
    • Создание ситуации успеха

    Инновационные воспитательные технологии

    • коллективное творческое дело (КТД)
    • информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека)
    • нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон)
    • социальное проектирование
    • организационно-деятельностные игры (ОДИ)
    • технология исследовательской деятельности
    • технология проектов
    • технология дидактической игры
    • здоровьесберегающая технология
    • личностно- ориентированная технология
    • экологообразовательные
    • кейс – технологии
    • арт-технологии
    • шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)
    • групповая проблемная работа (разработка проектов)
    • диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)
    • диалог «педагог- воспитанник»
    • тренинг общения
    • «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)

    1. Технология «Тренинг общения»

    Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель-создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения (опыта взаимоузнавания и взаимопонимания, опыта обращения, опыта поведения в проблемных для школьников ситуациях).

    2. Технология «Коллективное творческое дело» (КТД)

    Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела) Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

    Постулаты КТД:

    – коллективное творчество;

    – единое дело и добровольное участие в нём;

    – свобода выбора форм деятельности;

    – содружество взрослых и детей;

    – развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров

    Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Концептуальные идеи, принципы:

     идея включения детей в улучшение окружающего мира;

     идея соучастия детей в воспитательном процессе;

     коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;

     комплексный подход к воспитанию;

     личностный подход, одобрение социального роста детей

    Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности.

    Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

    Структурная схема КТД:

    • Совместное решение о проведении дела;
    • Коллективное планирование;
    • Коллективная подготовка;
    • Проведение дела;
    • Коллективный анализ;
    • Результат.

    3. Шоу-технологии

    Шоу имеет три особенности: деления участников на выступающих( «сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.

    В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов.

    Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы .

    Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.

    Технология « Ток-шоу»

    Достоинства:

    -обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;

    -аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;

    -ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;

    -в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.

    -особая роль ведущего ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.

    4. Технология «Групповая проблемная работа»

    Групповой проблемной работой С.Д. Поляков называет «работу с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации». Общение воспитанников при ГПР направлено на внешний предмет, а суть проблемы может заключаться в познании предмета общения, в его организации, либо выработке к нему ценностного отношения. Следовательно, и задачи ГПР можно разделить на познавательные, организационные (организационно-ориентированные) и аксиологические (ценностно-ориентированные). Познавательные задачи ставятся в учебном процессе. Значит, задачи ГПР как воспитательной технологии могут быть либо организационно-ориентированными, либо ценностно-ориентированными.

    .

    5. Диалоговые технологии

    «Дебаты» Интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения внеурочных занятий в старших классах.

    Условия игры:

    1. Принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает)
    2. Обязательно наличие «спикера» в каждой команде
    3. Суть – убедить нейтральную третью сторону, судей, что ваши аргументы лучше

    Структура:

    • Определение темы (в виде утверждения), целей – «Хорошо живётся на свете эгоисту», «Счастье - иметь всё необходимое для интересной жизни»
    • Формирование команд
    • Работа с информацией по теме ( «мозговой штурм», поиск информации, составление вопросов)
    • Подготовка команд
    • Критерии оценки
    • Анализ и оценка выступлений команд

    «Круглый стол»

    «Круглый стол» - это одна из форм проведения дебатов.«Коммуникативное письмо»

    Незаконченное предложение«У кассы магазина плакала девочка, потерявшая деньги. У меня не было денег, чтобы помочь. Я…» Закончи предложение:

    «Если я знаю, что поступил неправильно, то…»

    «Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то…»

    «Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно…»

    «Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я…»

    «Мозговой штурм» Сбор большого числа идей в результате обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Сбор большого числа идей в результате обсуждения.

    Обязательные условия:

    1. Закрепление эксперта ( пишет)
    2. Назначение «кукушки» (засекает)
    3. Ограничение времени (10 – 15 минут)

    5. Технология «Арт-педагогика»

    Воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.

    Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны.

    Положительные результаты:

    • создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;

    • обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование у детей с агрессивными проявлениями;

    • оказывается влияние на сознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности к саморегуляции, на формирование позитивной «Я-концепции», уверенности за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.

    6. Технология «Коллаж»

    Педагогическая технология «Коллаж» предполагает изучение темы или проблемы путем создания обучающимися плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств. Цель технологии «Коллаж» - развитие абстрактного мышления обучающихся. Занятие проводится по группам, каждая из которых затем защищает свой коллаж перед остальными. При использовании современных средств информационных и коммуникационных технологий коллажи могут создаваться на компьютере, а затем публиковаться на сайте Интернета.

    Тема коллажа : « Чему радовались и чему огорчались»

    Цель : Развивать умения детей анализировать произошедшие события жизни.

    Воспитывать у детей умение работать в группах, выслушивать мнения других детей.

    Работа в группах. Педагог наблюдает за работой групп, фиксирует результаты своих наблюдений. В каждой группе может быть по одному наблюдателю — помощнику, который поможет проанализировать работу (распределение ролей, комфортная обстановка в ходе работы, отсутствие конфликтов, наличие или отсутствие лидера).

    Выступления групп. По окончании времени работы в группах проводится жеребьевка очередности выступлений групп: по цвету жетонов рабочих групп. Группы по очереди представляют свои плакаты (время на представление — не более 2 минут). Плакаты закрепляются скотчем на доске или на стенах класса.

    Литература.

    Технология групповой проблемной работы [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – URL: Источник: http://si-sv.com/publ/4-1-0-66

    Использование воспитательных технологий в условиях ФГОС [Электронный ресурс] // Источник: http://khbs1.ru/000/novosti/teljukova_prilozhenie_5.doc

    Новые технологии воспитания и социализации школьников в условиях реализации ФГОС»

    С. Д. Поляков. Технологии воспитания.– М., 2003. С. 19.

    С.М.Курмангалиева. Шоу-технология, один из методов развития творческого потенциала младших школьников.

    Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. - М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 2002.

    Андюхов Б. Кейс-технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы. – 2010. – № 4. – С.61-65

    Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №1. – С.36-38

    Золотухина А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2010. – №4. – С. 3-5

    Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование. – 2010. – №2. – С.107-114


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Примерная программа основного общего образования. Физическая культура (Стандарты второго поколения )

    Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стан­дартов общего образования второго поколения», реализуемо­го Российской академией образования...

    "Комбинирование методов и приемов различных образовательных технологий с целью повышения качества профессионального образования в условиях реализации нового федерального образовательного стандарта второго поколения"

    Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в специалистах с раз...

    Доклад "Использование информационных технологий в обучении английскому языку в контексте введения новых образовательных стандартов"

    Доклад на заседание ЦМК о использовании информационных технологий в обучении английскому языку в контексте введения новых образовательных стандартов...

    Квалификационная работа по проблеме «Воспитание и социализация подрастающего поколения в условиях современного образовательного учреждения» (на примере планирования работы классного руководителя)

    Проблемы воспитания и социализации ребенка в образовательном учреждении обусловлена современным состоянием школы, как института социализации, а, следовательно, и положением детей в ней и за ее предела...