"Комбинирование методов и приемов различных образовательных технологий с целью повышения качества профессионального образования в условиях реализации нового федерального образовательного стандарта второго поколения"
статья на тему

Магомедисинов Магомедисин Рамазанович

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в специалистах с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. В меняющемся мире система профессионального образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности, адаптировать их к новым условиям реализации. Каждый педагог должен самостоятельно сформировать из всего многообразия методов и приемов, которые предлагает современная методология свою собственную систему преподавания. Ведь каждый мастер производственного обучения имеет свои особенности как характера, так и опыта. Давно известно, что одни и те же приемы у разных педагогов имеют разный эффект. Отсюда и рождается актуальность индивидуального подбора комплекса образовательных технологий для каждого отдельного мастера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

"Кореновский политехнический техникум"

Педагогические чтения-2016.

Доклад по теме

"Комбинирование методов и приемов

различных образовательных технологий

с целью повышения качества

профессионального образования

в условиях  реализации

 нового федерального образовательного

стандарта второго поколения"

Автор

мастер производственного обучения

Магомедисинов Магомедисин Рамазанович

Кореновск

2016год

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в специалистах с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. В меняющемся мире система профессионального образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности, адаптировать их к новым условиям реализации. Каждый педагог должен самостоятельно сформировать из всего многообразия методов и приемов, которые предлагает современная методология свою собственную систему преподавания. Ведь каждый мастер производственного обучения имеет свои особенности как характера, так и опыта. Давно известно, что одни и те же приемы у разных педагогов имеют разный эффект. Отсюда и рождается актуальность индивидуального подбора комплекса образовательных технологий для каждого отдельного мастера.

        В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества(общества информационного). Новые федеральные стандарты образования ориентированы в большей степени  на современное информационное общество, которое ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед среднетехническим образованием, ориентированным на подготовку учащихся по профессии, задачу:

- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

- самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определённой проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения и  аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

- самостоятельно работать над развитием интеллекта, культурного уровня.

                  Развитие профессионального образования может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.

        Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики выделяются педагогические технологии (образовательные технологии). Это обусловлено тем, что:

- в условиях существующей классно-урочной  и практикоориентированной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежат  каким бы то ни было серьёзным коррективам.

        В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий. Поэтому среди приоритетных технологий  я для себя определил следующие:

- игровые технологии;

- метод проектов;

- обучение в сотрудничестве;

     - дифференцированный подход в обучении;

- информационные технологии.

Именно такая комбинация элементов технологий позволяет мне улучшить результативность всего образовательного профессионального обучения

        Во-первых, обратимся к "Игровой технологии".

         Игра является  самым древним приёмом обучения. Игровые формы обучения - эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, неподдельного интереса. Игра- творчество, игра- труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

        Увлёкшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учащихся включаются в игру с огромным желанием.

                Реализация игровых приёмов и ситуаций происходит по следующим направлениям:

-дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве средства игры;

-в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

        Во-вторых, подключается метод проектов. Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-производственной деятельности, результаты которой должны быть «осязаемыми». Этот метод органично сочетается  с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

        Метод обучения в сотрудничестве основан на коллективном способе обучения. Обучение осуществляется путём общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого. При этом особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

-развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;

-каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;

-совершенствуются навыки логического мышления, последовательного выполнения поставленной задачи;

-актуализируются полученные опыт и знания;

-повышается ответственность за результат коллективной работы.

Дифференцированный подход в обучении как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели профессионального образования.

        Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности заключается в раскрытии индивидуальности, в помощи её развития, проявления и обретения избирательности и устойчивости к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и максимальному развитию способностей каждого ученика. Существенно то, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений и навыков.

        Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны – во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы в конкретной образовательной области.  

                В настоящее время для реализации целей педагогических технологий широко  используются информационные технологии – технологии с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся при обучении в сотрудничестве. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы. Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и  взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий. Информационные компьютерные технологии могут использоваться учителем и на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, в ходе устной работы, при обьяснении нового материала, при закреплении полученных знаний.

   Дифференцированный подход к обучению также может быть реализован с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. Мастер формулирует тему проекта с учётом индивидуальных интересов и возможностей ученика, поощряя его к творческому труду. В этом случае ученик имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения и демонстрации.

                 Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучению какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий.  

        Таким образом, современные педагогические технологии хорошо подобранные и продуманные могут создать из сочетания нескольких элементов различных технологий  уникальную совершенно новую систему преподавания в области профессиональной подготовки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная программа основного общего образования. Физическая культура (Стандарты второго поколения )

Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стан­дартов общего образования второго поколения», реализуемо­го Российской академией образования...

3.10.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования (муниципального и регионального уровня – за межаттестационный период, федерального уровня –

3.10.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования (муниципального и регионального уровн...

Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессионально

1. Формирование современной образовательной среды(учебная мастерская)2. Методические разработки3. Профессиональные достижения4. Повышенияуровняпрофессиональной компетентности...