Новые технологии оценивания образовательных результатов в рамках ФГОС.
статья на тему

Колесникова Любовь Юрьевна

 

В последнее время в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний и  умений  как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей обучающихся. В связи с этим изменился и подход к оцениванию.

Традиционная методика оценивания дает ответ только на вопрос, знает или не знает обучающийся ту или иную тему. Такой метод является малоинформативным, не фиксирует реальные достижения каждого отдельного студента, а также не дает полноценной возможности для формирования у обучающегося самостоятельности в оценивании. Чаще всего такая система оценивания имеет «травмирующий» характер, способствует  появлению студентов, которые опускают руки после первой же неудачи, теряют интерес к обучению.

Согласно новой парадигме образовательных стандартов оценивание призвано стимулировать обучение, а не тормозить его. Таким образом, на первый план выходит поиск такого подхода к оцениванию достижений обучающихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации процесса обучения, повышению учебной мотивации и самостоятельности обучающихся. Перед преподавателем встает вопрос: как это делать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novye_tehnologii_otsenivaniya_obrazovatelnyh_rezultatov.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Новые технологии оценивания образовательных результатов в рамках ФГОС.

 

В последнее время в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний и  умений  как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей обучающихся. В связи с этим изменился и подход к оцениванию.

Традиционная методика оценивания дает ответ только на вопрос, знает или не знает обучающийся ту или иную тему. Такой метод является малоинформативным, не фиксирует реальные достижения каждого отдельного студента, а также не дает полноценной возможности для формирования у обучающегося самостоятельности в оценивании. Чаще всего такая система оценивания имеет «травмирующий» характер, способствует  появлению студентов, которые опускают руки после первой же неудачи, теряют интерес к обучению.

Согласно новой парадигме образовательных стандартов оценивание призвано стимулировать обучение, а не тормозить его. Таким образом, на первый план выходит поиск такого подхода к оцениванию достижений обучающихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации процесса обучения, повышению учебной мотивации и самостоятельности обучающихся. Перед преподавателем встает вопрос: как это делать?

Основным объектом оценки в условиях ФГОС выступают планируемые результаты: личностные (самоопределение, моральная ориентация, смыслообразование), метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные (система опорных знаний и система предметных действий).

Цель оценки  это оценивание как достигаемых результатов, так и процесса их формирования. Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают комплексный подход к оценке  и использование разнообразных методов и форм оценивания. Основной акцент делается на оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения программы.

Функции оценивания:

обучающая  эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний;

воспитательная  формирование систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;

ориентирующая  воздействие на умственную работу студента  с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний;

стимулирующая  воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;

диагностическая  непрерывное отслеживание качества знаний обучающихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;

проверка эффективности обучающей деятельности самого преподавателя; контроль и оценка позволяют преподавателю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу;

формирование у обучающихся адекватной самооценки как личностного образования.

Новая система оценивания предполагает следующие исходные положения:

  • Частое оценивание, желательно на каждом уроке.
  • Выработка четких критериев оценивания каждой работы, исходя из планируемых результатов, соответствующих поставленным учебным целям урока.
  • Применение заранее известных преподавателю и обучающимся критериев оценивания студенческой работы, возможна совместная их выработка.
  • Исходя из ведущей роли каждого студента в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку, как средство принятия решения студентом, способность составить самостоятельную программу обучения.

Для того чтобы оценивание было эффективным, следует использовать различные стратегии и соответствующие инструменты, которые создадут прочный фундамент для дальнейшего обучения, будут способствовать успешности учения в целом. Применяя ту или иную стратегию, нужно понимать, на что она нацелена, каких результатов мы хотим добиться, каким образом мы помогаем студенту задуматься о своих успехах и достижениях.

Одним из таких подходов к оцениванию является формативное (формирующее) оценивание, или оценивание для обучения. При таком подходе меняется роль преподавателя, учебный процесс строится на основе сотрудничества между его участникам. Оценка осуществляется непрерывно, оценивается сам процесс движения к качественному результату. Часть полномочий переходит к студенту, таким образом, трансформируясь в самоконтроль и самооценку. Формативное оценивание позволяет преподавателю отслеживать процесс продвижения каждого обучающегося к целям их обучения, помогает ему корректировать свою работу на раннем этапе,  а студенту почувствовать ответственность за свое обучение.

Особенности техник формативного оценивания заключаются в использовании аналитических инструментов и приемов для измерения уровня освоения, прогресса учащегося в процессе познания. Какие же техники и приемы оценивания существуют в новой системе образования?

  1. Лист общеучебных достижений. Лист учебных достижений показывает развитие студента (в течение урока, семестра, года и т.д.). Такая техника, во-первых, позволяет реализовать принцип позитивного оценивания, так как даже небольшой успех студента не остается незамеченным. Во-вторых, такой мониторинг позволяет наблюдать развитие процесса обучения каждого студента и группы в целом. В листе учета указываются вопросы мониторинга, которые зависят от особенностей класса, целей и задач урока и т.д.

Например:

Умение прогнозировать содержание текста.

Умение аргументировать.

Умение привести пример.

Умение составить собственное высказывание.

Умение продуктивного письма.

Учебные цели должны быть открыты и понятны для обучающихся. Отметка, выставляемая за урок,- это средний балл полученных отметок. Для «сильных» обучающихся мониторинг повышает ценность пятерки (отметка «5» ставится, если обучающийся получает + за все критерии мониторинга), для «слабых» обучающихся  это накопитель достижений, возможность получить заветную «4», пусть и в результате работы на  нескольких уроках.

  1. Обратная связь. На любом этапе учебной работы обучающемуся необходимо получать обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться. В свою очередь преподавателю также держать обратную связь со студентами, анализировать свою работу, чтобы вовремя внести коррективы. Для обеспечения обратной связи существует несколько приемов.

«Трехминутное эссе». Обучающимся предлагается ответить на один из предложенных вопросов:

1) Что, по вашему мнению, было наиболее важным из того, что вы узнали (выучили) сегодня?

2) Какой вопрос вам запомнился?

3) Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня?

Преподаватель собирает ответы, анализирует их и в случае обнаружение проблемных моментов корректирует свою деятельность на следующем уроке.

«Письменная обратная связь». После проверки письменной работы преподаватель не выставляет отметку, а делает корректирующие записи, используя различные символы и цвета. Например, правильные ответы отмечаются галочкой зеленого цвета, в местах, где есть ошибки, делаются отметки красным цветом, а на полях пишутся рекомендации преподавателя по улучшению работы. Далее оговариваются конкретные сроки сдачи усовершенствованной работы. Однако, использовать эту технику можно только для промежуточных проверочных работ.

«Словесная оценка». Самый распространенный вид оценки. Преподаватель похвалил студента за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь,  соответственно, обучающийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил. Преподаватель указал обучающемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате обучающийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.

«Светофор». У каждого студента имеются стикеры трех цветов светофора. Преподаватель просит обучающихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит обучающихся ответить на вопросы:

К студентам, которые подняли зеленые карточки (все поняли):

 Что вы поняли?

К студентам, поднявшим желтые или красные карточки:

 Что вам не понятно?

По итогам полученных ответов преподаватель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

  1. «Критериальное оценивание». Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии способствуют объективации оценивания. Самый эффективный способ оценивания  это составление критериев оценивания совместно со студентами. Это не только мотивирует обучающихся, но и способствует развитию понимания того, чему им нужно научиться, осознать свои сильные и слабые стороны. Совместная разработка критериев позволяет сформировать у обучающихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата. При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока. Например, при составлении диалогов по заданной теме совместно с обучающими были предложены следующие критерии:

Произношение и интонация.

Соблюдение грамматических норм.

Умение спонтанно реагировать на реплики друг друга («живой» диалог).

При ответах студентов постоянно акцентируется внимание на критериях. Это удобно и при выставлении отметок за выполнение задания, так как критерии были сформулированы четко, и студентам было понятно, что от них требуется.

 

  1. «Самооценивание». Процесс, в ходе которого обучающиеся собирают информацию о своем обучении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания  наличие критериев оценивания работы, с которыми студенты должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы. Одним из приемов является лист самооценки с вопросами, которые заставляют обучающихся анализировать свою работу в течение урока, изучения темы. Это помогает им ответить на вопросы, «Что у меня получается?», «Над чем мне нужно поработать?» и «Что мне нужно делать в следующем?», «Как я могу преодолеть пробелы?». Еще один способ  это предложить обучающимся в течение урока, после пары, после выполнения какого-нибудь задания оценить себя по предложенным утверждениям, например, поставить «плюсы» на полях в рабочей тетради. Для развития самооценки можно использовать следующие приемы: «Лесенка успеха», «Карточка сомнений» (+ «Я понял все», -  «Не совсем усвоил, сомневаюсь»; ? «Не понял»)

Для эффективного самооценивания необходимо:

понимание обучающимся, как оценивается его работа, деятельность;

развитие способностей критического мышления;

развитие объективизма;

концентрирование внимания учащихся на своих целях.

Поэтому важно для преподавателя постоянно напоминать студенту о целях и критериях оценивания работы, планировать время для самооценивания, предоставлять цели урока  и критерии оценки наглядно, для того чтобы обучающемуся четко представляли к чему они стремятся.

Самооценивание позволяет обучающимся осознавать цели учения, определять свои пробелы, заставляет их понимать, что успех или неудача зависят не от таланта, удачи или способности, а от практики, усилий и применения правильных стратегий.

  1. «Взаимооценивание». Оценка работы одногруппниками  это полноценный обучающий прием оценивания. Взаимооценивание дает обучающимся возможность закреплять пройденный материал посредством оценивания работ друг друга. Оценивая работы одногруппников, студенты отмечают их сильные и слабые стороны, таким образом, они анализируют и собственный прогресс. Техника «Две звезды и желание» применяется, например, при оценивании творческих работ, эссе и т.п. Проверяя работу своего одногрупника, обучающимуся необходимо прокомментировать ее: определить два положительных момента и отметить их звездочкой (две звезды), и один момент, который требует доработки (желание). Каждый устудент получает свою работу с комментариями, для доработки «желаний» им предоставляется определенное время (например, 2-3 дня). Следующую проверку проводит преподаватель и выставляет отметку.

Важно помнить, что оценка должна быть проявлением чуткости и доброжелательности. Незнание - это не порок, а стимул к познанию, поэтому необходимо стимулировать студента к познанию через похвалу, одобрение, поддержку, создание ситуации успеха. Новая система оценивания снимает тревожность студентов, повышает учебную мотивацию, отслеживает динамику успеваемости. Система контроля ставит важные социальные задачи: развить у студентов умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Оценка и отметка в новой системе образования прежде всего фиксируют достижения студента.

 

Список литературы:

  1. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности.  М.: Рассказовъ, 2002.
  2. Кохаева Е.Н. Формативное (формирующее) оценивание: методическое пособие /Е.Н. Кохаева.  Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2014.  66 с.
  3. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Сост. Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина.  Б.: «Билим», 2012.  80 с.
  4. Пинская М.А. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А. Пинская, И.М. Улановская. - М.: Просвещение, 2013. - 80с. - (Работаем по новым стандартам)
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.  М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания планируемых образовательных результатов в рамках изучения темы "Изменения агрегатных состояний вещества"

        В соответствии с планируемыми образовательными результатами в работе показано, как можно в рамках изучения темы «Изменения агрегатных состояний вещества» организоват...

Формы и методы оценивания образовательных результатов обучающихся по профессии официант, бармен.

Из опыта работы доклад на тему "Формы и методы оценивания образовательных результатов студентов"...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилов

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижени...

Практико-ориентированные технологии обучения как средство оценивания образовательных результатов

Характеристики практико-ориентированных педагогических технологийПедагогический контроль и оценка образовательных результатов   с применением современных образовательных технологий...

Доклад на объединенном заседании ЦМК ОГСЭ дисциплин по теме: Новые технологии в оценивании достижений обучающихся в рамках ФГОС нового поколения

Сегодня в России в условиях внедрения ФГОС общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценки образовательных результатов обучающихся. В докладе речь идет о прак...

Доклад на объединенном заседании ЦМК ОГСЭ дисциплин по теме: "Новые подходы к оцениванию образовательных результатов обучающихся в условиях реализации в ФГОС

Сегодня в России в условиях внедрения ФГОСов общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценке образовательных результатов обучающихся. В докладе  речь иде...

«Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности. Технология оценивания образовательных достижений учащихся в рамках при реализации ФГОС».

Контрольно–оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретного предмета в процессе или по окончании его изучения по результатам проверки....