МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР НА ТЕМУ: «МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
методическая разработка

Нудельман Рита Алмазовна

Данная методическая разработка семинара посвящена теме межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению обучающихся на занятиях. Методические материалы семинара нацелены на повышение психологопедагогической компетентности  педагогов в области организации развивающего образовательного пространства на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx34.39 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Тюменской области

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Тюменской области

«Агротехнологический колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР НА ТЕМУ:

 «МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

ПОДГОТОВИЛ: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

НУДЕЛЬМАН РИТА АЛМАЗОВНА

2019

Концептуальное изложение профессионального опыта

преподавателя общеобразовательных дисциплин

Нудельман Риты Алмазовны

Цель обучения студента, состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи преподавателя

«Скажи мне, и я забуду:

 покажи мне, и я запомню,

вовлеки меня, и я пойму»

 Бенджамин Франклин

Одно из условий успешного развития профессиональной образовательной организации – высокая степень профессионализма преподавателей. Именно педагог обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь обучающихся в колледже была интересной и успешной. Динамично развивающийся рынок труда предъявляет к специалистам все новые требования – производству необходим работник высокой квалификации с творческим подходом к производственной деятельности и немаловажным условием является знание английского языка.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить студента фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание обучаться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Одиннадцать лет назад, начиная свою педагогическую деятельность в Агротехнологическом колледже, я оказалась перед выбором методов и средств обучения и образовательных технологий. Актуальным вопросом для меня тогда и по сей день является: «Как лучше научить студента английскому языку, используя при этом наиболее эффективные методы и технологии?»

В первые годы работы в колледже я больше применяла традиционные, коммуникативные, игровые технологии обучения, позже я начала использовать современные, инновационные технологии, которые заняли прочное место в процессе обучения и имеют больше преимуществ перед традиционными методами обучения.  У каждой из этих технологий есть свои достоинства и недостатки, которые можно увидеть на практике.

Сейчас на своих занятиях я начала использовать метапредметные технологии.  

Метапредметные технологии - это педагогические способы работы с мышлением, коммуникацией, действием, пониманием и рефлексией обучающихся. Метапредметные технологии создаются для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и обучающегося, и преподавателя, который не «застревает» в информации одного учебного предмета, а работает с взаимосвязями знаний каждой из дисциплин. Это происходит, благодаря тому, что на метапредметах и учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение преподавателя и студента к надпредметному основанию, которым является сама деятельность студента и педагога. Под результатом метапредметного обучения подразумеваются универсальные учебные действия. Значительно удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей обучающихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах.

Метапредметный подход - это  понятие, вызвавшее вначале страх у меня как преподавателя, работающего не первый год в колледже. Но, окунувшись в теорию вопроса, я поняла, что элементы метапредметных технологий использовались нами и раньше.

Если бы люди старшего поколения попали на современное занятие, очень удивились бы, потому что занятие мало похоже на то, что было в их времена.

Занятие изменилось… А все потому, что от выпускника сегодня требуются мобильность, креативность, умение самому добывать знания. Чтобы помочь ему быть успешным, на помощь преподавателю приходит так называемый «метапредмет».

Мы  в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня  ситуация кардинально изменилась  с введением в колледже новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальному колледжу, зачем это нужно вообще?

  Не секрет, что наши студенты, приходя в школу, катастрофически теряют интерес к обучению.  Чем старше, тем меньше мотивация.   Избежать этого позволяют метапредметные технологии,  результат которых нацелен на  развитие способностей  каждого студента.

 Что такое метапредмет? “Мета” – значит “за” предметом, “над” предметом, то есть выход за рамки собственно предмета. Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности. То есть они задают новые возможности для всех обучающихся. 

Метапредмет – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.

Метапредметы соединяют в себе идею предметности и надпредметности, и, самое важное, идею рефлексивности: студент не запоминает, а промысливает важнейшие понятия. Создаются условия, чтобы студент начал рефлексировать собственный опыт работы: несмотря на разные предметы, он проделывает одно и то же – производит формирование определенного блока способностей. Опыт давно уже доказал, что если студент сам «дошел» до определенной мысли, самостоятельно вывел результат поставленной задачи, то материал им усвоится намного лучше и качественнее, чем у того, кто получил знание от преподавателя, услышал ответ от одногруппника или прочитал в учебнике.

Преподавание иностранного языка – это неисчерпаемый источник формирования и использования метапредметных связей. Мы обучаем различным способам при работе с текстами различной направленности и тематики. Обучающиеся получают навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального понимания – и эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении любых текстов, в любой области знаний. Мы обучаем аудировать, направляя речевую деятельность ребят для осуществления тех же целей – полного, специального или детального понимания. Это обеспечивает успех при любом аудитивном действии. Навык, полученный во время урочной деятельности, сформированные умения, усвоенные знания помогают в самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать с получением практического результата.

Ни одна учебная дисциплина, пожалуй, не обладает в этой работе такими возможностями, как иностранный язык.  

Характер обучения иностранному языку межпредметен. Это значит, что на занятиях иностранного языка идёт работа на материалах из разных предметных областей, будь то история, география, литература, математика, физика, химия, биология или психология. Такая специфика иностранного языка создаёт  идеальные условия для овладения метапредметными умениями.

.        Цель   моей педагогической деятельности - формирование личности, способной к самообразованию и самореализации.

Для достижения поставленной цели   выделяю следующие задачи:

  1. Создание оптимальных условий для самостоятельного получения знаний;
  2. Применение приобретённых знаний для решения познавательных и практических задач;
  3. Развитие базовых способностей обучающихся: мышления, коммуникации, рефлексии.
  4.  Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию
  5. Воспитание социально-активной личности.

На мой взгляд, в работе современного педагога должны использоваться новые технологии обучения с практическим применением знаний, способных подвигнуть обучаемых на эксперимент. Какие метапредметные технологии использую я в своей педагогической деятельности?

Интегративная технология как путь формирования метапредметных знаний и умений. Интегрированные занятия развивают познавательный интерес обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности. Идея интеграции обучения вытекает из стремления дать молодому поколению целостное представление о профессии, которую они получают. Такие занятия предполагают обязательное развитие творческой активности обучающихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни, а так же прививает любовь к выбранной профессии. Приобретённые метапредметные умения пригодятся обучающимся  в их будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности обучающихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия. В своей деятельности я использую интеграцию таких учебных дисциплин, как русский язык и английский и часто привожу пример междисциплинарных связей с профессиональными дисциплинами, что часто повышает мотивацию изучения иностранного языка.

В качестве примера использования метапредметной технологии на уроках английского языка хочется привести фрагменты моих  занятий.

Например, в рамках метапредмета «Знак» у студентов формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале. Это работа в дальнейшем позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных предметов (различные таблицы с данными; чертежи фигур и сами фигуры; формулы и чертежи изучаемых процессов и т.д.). За этими разными графическими изображениями они учатся мысленно видеть то содержание, которое в них выражено. В качестве применения метапредмета «Знак» на материале английского языка на своих занятиях при обучении грамматике использую схему построения вопросительных предложений, употребления предлогов.

Другим примером реализации метапредмета «Знак» может послужить проведение урока по теме «Finding your way in a town» («Сориентируйся в городе»). В ходе занятия обучающиеся знакомятся с несложными дорожными знаками и обозначениями мест, которые можно встретить в большинстве стран мира. Обучающимся предлагается использовать карту и, следуя инструкциям, «выйти» к определённому месту на карте.

 Изучая метапредмет «Проблема», обучающиеся обучаются обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Проблема» обучающиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др. Задействуются механизмы критического мышления, поиска выходов и решений проблем.

Примером реализации метапредмета «Проблема» в своей деятельности могу привести занятие по теме «В отеле». На занятии обучающиеся анализируют и пытаются решать проблемы, связанные с проблемой регистрации в отелях,  в различных жизненных ситуациях.  Для этого группа разбивается на несколько групп. Занятие проводится в форме «круглого стола». Каждая ролевая группа представляет поставленную проблему со своей точки зрения. Далее обучающиеся, объединив свои усилия, пытаются найти пути её решения.   
 
Метапредмет «Задача» помогает студентам осмыслить механизм решения разных классов задач. При изучении метапредмета «Задача» у обучающихся формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

В своей деятельности я реализую этот метапредмет при работе с текстом, поочерёдно предлагая учащимся на основе одного и того же текста разные задачи:

 

  • Сначала, предшествуя чтению, можно предложить студентам несколько слов из текста. Задача: догадаться об основной теме текста.
    По мере догадок можно добавлять слова-подсказки. В зависимости от возраста студентов и уровня их развитости можно предлагать слова/ словосочетания, не напрямую связанные с основной темой. Выполняя данное задание, обучающиеся обучаются решать такую задачу, как достраивание картины по отрывочной информации.
  • Далее обучающимся выдаётся сам текст, только разрезанный на части.
    Задача: выстроить части текста в правильном порядке.
    Здесь тоже можно усложнять или упрощать задачу, разделяя текст на большее — меньшее количество частей.
    Выполняя данное задание, обучающиеся обучаются прослеживать логические связи событий.
  • До чтения текста задаю студентам вопросы и даю задание найти ответы на поставленные вопросы в тексте.
    Таким образом, студенты учатся такому виду работы с информацией, как поиск конкретной информации.
  • Также можно попросить студентов установить причины событий, описываемых в тексте, а также предположить события, которые последуют за  описанными в тексте.
    Здесь мы обучаем решать задачу  устанавливать причинно-следственные связи и строить предположения о будущем. 
  • Составление плана текста из ключевых слов прививает умение решать задачу вычленения приоритетной информации.
  • Озаглавливание частей текста решает метапредметную задачу анализировать содержание материала.

Можно приводить бесчисленное количество примеров и заданий, которые реализуются через метапредметные технологии.

В результате своего опыта работы преподавателем английского языка я пришла к такому выводу, что иностранный язык является идеальным  предметом с точки зрения реализации принципов метапредметности, поскольку этот предмет междисциплинарен. 

Студенты нашего колледжа имеют разную  языковую подготовку: от очень низкой до весьма подготовленной. Здесь целесообразно использовать технологию разноуровневого обучения.  Кроме того, в группах могут быть те, кто ранее не изучал английский язык и приходится часто отвечать на вопрос, зачем нам необходимо изучать язык, каким образом это связано с той или иной специальностью или профессией. Ответ на этот вопрос часто ограничивается словами, английский предусмотрен стандартом. Однако, не секрет что предмет часто изучается не для того чтобы знать его непосредственно, но для того чтобы воспитывать у обучающихся трудолюбие и формировать умение работать, общаться и находить необходимую информацию, поэтому нужно тщательно отбирать  методы и формы работы, чтобы не отбить желание студентов изучать язык. Опять же на помощь приходят упражнения и задания, которые развивают метапредметные умения. Зачастую в своей практике использую примеры из собственной жизни. Например, некоторые выпускники по - прежнему активно пишут мне и советуются со мной. Я  стараюсь направлять их и подсказывать,  по какому руслу двигаться. Часто в своей работе со студентами привожу примеры с этих диалогов, что изучение английского языка, актуально даже в рядах РА. Например, в Армии актуальны курсы английского языка для контрактников, с целью применения языка, как международного в Сирии. Так же занятия веду у студентов заочной формы обучения. Здесь обучающиеся делятся примерно на три группы, это те, кто думает, что английский изучают для общего развития, плюс будут помогать своим детям, и те, которые утверждают, что английский активно используют в своей профессиональной деятельности и тех, кто скептически относится к изучению языка. Я огромное удовольствие получаю, когда третья группа начинает включаться в процесс обучения и активно начинают строить предложения на английском языке, хотя, изначально не верили в свои силы.  

Считаю, что вопрос систематического контроля является одним из основных в учебном процессе. Для проверки качества знаний, умений и навыков необходима универсальная методика отслеживания успешности освоения предмета. С этой целью я осуществляю предметный мониторинг по ключевым точкам учебного материала, которые обеспечивают достаточно успешное его усвоение и продвижение в практике его применения, для этого разработаны: методическое пособие для самостоятельного изучения учебного материала и комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине  ОГСЭ 03 «Иностранный язык в профессиональной деятельности».

Сбор информации в течение последних пяти лет позволяет мне сделать вывод о результативности моей работы и о качестве полученных знаний, а значит откорректировать свою деятельность.

Я полагаю, что для успешной педагогической деятельности необходим тесный контакт и содружество между педагогом и обучающимся, а этого можно достигнуть выдержкой, уважением к личности и профессионализмом. По результатам анкет, проведенных студентами, 93% студентов чувствуют себя на моих уроках комфортно, 60 % - удовлетворены знаниями, полученными на занятиях, 100% - понимают цели деятельности.

Качественная успеваемость по дисциплине составляет 70-80%.

Я систематически работаю над повышением своего профессионального мастерства, регулярно изучаю новинки методической литературы, внедряю в опыт своей работы новые информационные технологии. 

Считаю, что моя педагогическая концепция актуальна в современном педагогическом процессе, ведь в простых истинах заложена программа педагогического труда, его общественная польза и значимость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Обобщённо-личные предложения» по учебнику М. М. Разумовской (8 класс)

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС«Обобщённо-личные предложения» по учебнику  М. М. Разумовской (8 класс)  Учитель русского языка и литературы Сутягина Елена ...

Обучение иностранному языку в условиях реализации ФГОС

Обучение иностранному языку в условиях реализации ФГОС...

Статья на тему "Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС"

Тема данной статьи очень актуальна на сегодняшний день, так как переход на новый ФГОС  внедрил некоторые инновации  в структуру современного урока, где главной задачей является активизироват...

Опыт "Развитие креативного мышления школьников на уроке английского языка в условиях реализации ФГОС ООО"

В наши дни проблема формирования творческих способностей у подростков в процессе обучения английскому языку приобретает особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса общеобразов...

«Особенности построения современного урока английского языка в контексте реализации ФГОС 2022»

 Нововведения XXI века, процессы интернационализации всех сторон жизни, особенности информационного общества выдвигают особые требования к овладению иностранными языками. Современный челов...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать.В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие...