Информационно-коммуникационные технологии в формировании профессиональных компетенций на практических занятиях в условиях ФГОС нового поколения
статья на тему

Носова Наталья Владимировна

Внедрение информационно-коммуникационных технологий  в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования  в связи с введением новых образовательных стандартов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nosova_n.v._2.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии в формировании профессиональных компетенций на практических занятиях в условиях ФГОС нового поколения

Наталья Владимировна Носова

ОБПОУ «Советский социально-аграрный

техникум имени В.М. Клыкова»

Становление принципиально новой системы образования в современной России ориентировано, прежде всего, на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Это в результате повлекло за собой изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Поэтому необходимо отметить, что все изменения, произошедшие в образовании, непосредственно связаны с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать вхождению обучающегося в мировое информационное общество.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий  в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования  в связи с введением новых образовательных стандартов.

В настоящее время в нашем учебном заведении получили широкое применение следующие направления использования информационно- коммуникационных технологий на практических уроках:

- Компьютерные, обучающие программы и системы (электронные учебники, тестовые системы, тренажеры, имитационные программы, лабораторные комплексы, базы данных и базы знаний по различным областям, прикладные и инструментальные программные средства).

-Системы на базе мультимедиа-технологии, построенные с применением видеотехники, накопителей на USB.

- Информационные среды, позволяющие осуществить как прямой,  так и удаленный доступ к информационным ресурсам.

- Телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту и позволяющие осуществлять выход в коммуникационные сети.

-Электронные библиотеки распределенного характера, позволяющие по - новому реализовать доступ к мировым информационным ресурсам.

В этой связи содержание информационно-коммуникационной компетенции можно определить как  совокупность знаний, умений и опыта деятельности с использованием средств и методов ИКТ, а именно:  

- осуществление информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса;

- оценивание  и реализация возможности электронных изданий образовательного назначения и имеющихся в сети Интернет информационных ресурсов образовательного назначения;  

- организация информационного взаимодействия между участниками учебного процесса и интерактивным средством, функционирующим на базе средств ИКТ;

- создание и использование тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний;

- осуществление учебной деятельности с использованием средств ИКТ в аспектах, отражающих особенности конкретного учебного предмета.  

Формирование информационно-коммуникационной компетенции будущего педагога осуществляется на практических уроках  в следующих направлениях:

-психологическом (решение проблемы мотивации и повышения интереса обучающихся к ИКТ  и самообразованию);

-педагогическом (самообразование; выявление, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, приобщение к исследовательской деятельности с помощью ИКТ);

етодическом (обоснование задач, содержания и принципов обучения; обеспечение образовательного процесса необходимыми средствами обучения; обновление существующих и внедрение новых форм, методов, технологий обучения и воспитания с использованием новых информационных средств);

идактическом (формирование оптимального содержания образовательного материала  в соответствии с установленной образовательными стандартами программой и целями дальнейшей профессиональной деятельности с помощью  информационного пространства);

нформационно-технологическом (формирование и использование фонда мультимедийных программных средств обучения и воспитания; использование мультимедийных и интерактивных технических средств; использование возможностей компьютерных сетей в образовательном процессе).

Методы использования ИКТ на практических уроках достаточно разнообразны и реализуются в нашем техникуме следующим образом:

-представление в мультимедийной форме информационных материалов (иллюстрации, видеоклипы, презентации и др.);

-изучение моделей объектов, явлений и процессов в интерактивном режиме (интерактивные модели, виртуальные лаборатории, конструкторы для предметов естественнонаучного цикла);

-организация проектной деятельности с использованием ИКТ, которая позволяет создавать условия для самостоятельных исследований, формирования навыков самостоятельной творческой деятельности;

-использование электронного оборудования при постановке естественнонаучных экспериментов, обработка результатов эксперимента и подготовка отчёта;

-решение тренировочных, творческих, исследовательских задач;

-формирование навыков информационно-поисковой деятельности;

-осуществление объективного и оперативного оценивания и др.

Рассмотрим наиболее распространенную структуру организации практического занятия с использованием информационных технологий.

На первом этапе преподаватель проводит беседу, в процессе которой может вводить новые понятия, определять готовность студентов к самостоятельной работе с электронными ресурсами. Если необходимо, преподаватель демонстрирует специфику и технологию  работы с программными продуктами. Студентам выдаются индивидуальные задания.

На втором этапе студенты начинают одновременное вхождение в работу с электронным ресурсом под руководством преподавателя, после чего приступают к самостоятельной работе. На данном этапе преподаватель становится консультантом,наставником,организатором процесса исследования, поиска, переработки информации.

Третий этап предполагает работу студентов с различным дидактическим материалом (без компьютера). Можно предложить решить проблемную ситуацию или задачу, что в свою очередь  поможет достижению целей занятия.

В зависимости от конкретного практического занятия и его целей этапы могут быть распределены иначе. Например, на втором этапе может быть предложена система практических  упражнений, обеспечивающая подготовку студентов к работе с электронно образовательным ресурсом, непосредственная работа с этим ресурсом станет кульминацией практического занятия.

При организации практического занятия с использование ИКТ необходимо учитывать следующие факторы.

Во-первых, проводить детальный анализ электронных ресурсов  с позиций принципа обобщения и систематизации информации, прогнозируя эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определяя методику их проведения и проектируя основные виды деятельности с данными ресурсами в образовательном процессе.

Во-вторых, соблюдать санитарные нормы работы студентов за компьютером. Для студентов первого курса оптимальное время учебных занятий при работе с компьютером составляет 1 час, для студентов старших курсов - 2 часа, с обязательным соблюдением между двумя академическими часами занятий перерыва длительностью 15 - 20 минут. Допускается время учебных занятий увеличивать для студентов первого курса до 2 часов, а для студентов старших курсов до 3 академических часов при условии, что длительность учебных занятий не превышает 50% времени непосредственной работы на компьютере, и при соблюдении профилактических мероприятий: упражнения для глаз, физкультминутка и физкультпауза.

В-третьих, продумывать  организационные формы практического урока.

Таким образом, подготовка к проектированию практического урока с использованием ИКТ может включать в себя следующее:

1.    Определение роли и места предстоящего практического урока в изучаемой теме, его связей с предыдущими и последующими занятиями.

2.    Определение общих и профессиональных компетенций, формируемых на практическом уроке. Планирование образовательных продуктов, которые будут созданы студентами в результате занятия. Уточнение способов контроля и оценки уровня достижения каждого из этапов урока.

3.    Изучение методических пособий, электронных изданий образовательного направления по данной теме.

4.    Выбор наиболее эффективных методов обучения, способствующих образовательной деятельности студентов. Выбор форм и способов организации этой деятельности.

5.    Отбор оптимального содержания образовательного материала для урока, выбор формы его проведения (семинар, практикум по решению задач, компьютерная лабораторная работа и т.д.), основных видов деятельности студентов.

6.    Оценка вариантов реализации педагогической ситуации - с применением компьютера и без применения.

7.    Отбор и подготовка демонстрационных опытов, интерактивных моделей, таблиц и другого оборудования.

8.    Разработка структуры, планирование этапов урока.

С целью овладения профессиональной деятельностью и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе практического урока с применение ИКТ получает следующие умения:

  • использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях;
  • использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
  • отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики;
  • составлять конспект занятий с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;
  • оформлять документацию.

Поэтому цель использования ИКТ на практических занятиях заключается в следующем:

- научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы достижения поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими людьми;

- научить  ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы;

-   научить ориентироваться в мире духовных ценностей, окружающих разные культуры и мировоззрения;

- научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;

- научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, применения решений, организации совместной деятельности и т.п.).

Эти новые цели не связанны жестко той или иной дисциплиной, они носят надпредметный характер, отличаются универсальностью. Поэтому их формирование требует не столько нового содержания (предметного), сколько иных педагогических технологий, например, таких как информационные.

Список использованных источников

  1. Андреев, А. А. Введение в Интернет-образование: учеб.пособие / А. А. Андреев. – М.: Логос, 2003. – 73 с.
  2. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. — М.: "Филинъ", 2003.
  3. Васильева, О. П. Применение информационных технологий в  учебно - воспитательном  процессе / О. П. Васильева // Классный руководитель. – 2008. - № 5. – С. 115 – 120.
  4. Дидактические основы дистанционного обучения А.А. Андреев. - http://aqua.iefb.agtu.ru/dist/Biblio/Dissert/dissert_Andreev/br/ogl-b.htm
  5. Информатизация образования: направления, средства, повышение квалификации / под ред. С.И. Маслова. — М.: Изд-во МЭИ, 2004.
  6. Компьютер в работе педагога: учебно-практическое пособие для учителей, начинающих осваивать компьютер и студентов пед. вузов / под ред. Н. Ю. Пахомовой. – М.: Ростов н/Д: МарТ, 2005. – 189 с.
  7. Концепция Федеральной целевой программы развития образования
    на 2011 - 2015 годы (утв.
    распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р)
  8. Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании.— М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.
  9. Педагогические технологии: учебное пособие для педагог.спец. / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, В. С. Кукушин, Г. В. Сучков; под общ. ред. В. С. Кукушина. – 3-е изд.; испр. и доп. – М. : Ростов н/Д: Март, 2006. – 333 с.
  10. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р
    "О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы"
    .
  11. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.2.542-96
    «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 14 июля 1996 г. №14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих и профессиональных компетенций на практических занятиях профессионального модуля в медицинском колледже

В статье рассматриваются  игровые методы обучения, их практическое применение на профессиональном модуле «Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными», с целью р...

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе , в условиях реализации ФГОС нового поколения»

   Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа ...

Развитие профессиональных компетенций студентов в рамках ФГОС нового поколения

Ведущее место в подготовке компетентного специалиста, несомненно, принадлежит урокам учебной и производственной практики, где преподаватель является ответственным не только за качество профессионально...

«Формирование профессиональных компетенций нового поколения, в современных образовательных условиях ».

Современная образовательная школа, будь то колледж либо университет, должна уметь формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и лично...

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций студентов на занятиях по математике, инженерной графике.

Компьютер в образовательном учреждении перестал быть только предметом изучения, он стал средством изучения. Основная задача применения компьютерных технологий обучения – повышение эффективности ...

Доклад на тему: «Технология естественного обучения в учреждениях среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения».

Докладна тему:«Технология естественного обучения в учреждениях среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС  нового поколения»....