Работа педагога по индивидуализации обучения студентов-инвалидов (применение средств электронного обучения и ДОТ, специальных средств обучения).
материал на тему

Афонасьева Наталья Николаевна

   Работа педагога по индивидуализации обучения студентов-инвалидов (применение средств электронного обучения и ДОТ, специальных средств обучения). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Система работы педагога32.86 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемая Надежда Петровна и уважаемые члены администрации.

Тема моего доклада «Деятельность педагога по индивидуализации обучения студентов-инвалидов (применение средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ДОТ), специальных средств обучения).

Цель доклада- представить  практический опыт моей педагогической деятельности по индивидуализации обучения студентов-инвалидов.

        Моя работа по данному направлению базируется на нормативной базе,

-  закон «Об образовании», стандарты СПО, должностные инструкции преподавателя, куратора,тьютора и других, на  федеральных и локальных нормативных актах:

  • Федеральные законы «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • Постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации и Приказы Минобра по вопросам создания доступной среды для инвалидов и образовательной деятельности по программам СПО:
  • Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы:
  • Положения колледжа: «Об инклюзивном образовании студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ»; «Положение о психолого-педагогическом сопровождении студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ»;
  • Дорожная карта Ресурсного центра
  • Анализ результатов работы коллектива колледжа в 2016-2017 учебном году. Задачи работы на 2017-2018 учебный год. (по материалам выступления Н.П.Коробовой)-

- план кафедры……

Для себя я определила следующие этапы по осуществлению индивидуализации  со студентами:

  1. Выявление студентов-инвалидов  
  2. Определение методов работы с каждым конкретным студентом.
  3. Реализация обучения и воспитания  студента.

       Для организации и осуществления образовательного процесса со студентами-инвалидами в начале учебного года  изучаю особенности нарушений  в соответствии с рекомендациями  Индивидуальной Программы Реабилитации , которые предоставляет   Ресурсный  центр колледжа, а так же рекомендации психолога Демидовой Т.П.,рекомендации педагогов кор.школы №1 города Нижневартовска для слабослышащих , советы родителей, сурдопедагога. Осуществляю тесное взаимодействие с зав.отделениями, с кураторами, с  преподавателями,  обучающими данных студентов. Далее, на основе выявленных  особых образовательных потребностей студентов, разрабатываю для них дидактические материалы  учебных дисциплин.

Всего обучаю 8 студентов-инвалидов   второго, третьего и четвертого  курсов  специальностей Физическая культура и Преподавание в начальных классах.    6 студентов имеют нозологию по нарушению слуха, а именно, четверо  слабослышащие и двое  глухие,  один студент  с нарушением опорно-двигательного аппарата( проблемы с позвоночником), один с соматическими нарушениями организма(заболевание  щитовидной железы).

Я преподаю  у них  дисциплины : педагогику,  ПМ « профессия рабочего служащего вожатый», междисциплинарный курс профессионального модуля организация культурно - досуговой  внеурочной деятельности младших школьников. Организую практическую подготовку.

  Работа со студентами-инвалидами имеет  специфические особенности.В особом  внимании  нуждаются  слабослышащие  студенты. Они имеют разные степени нарушения слуха  ( умеренную, значительную, тяжелую) - от незначительных трудностей в восприятии шепотной речи до резкого ограничения возможности воспринимать речь разговорной громкости. Глухие- реагируют на голос повышенной громкости около уха.

Слабослышащие и глухие  студенты воспринимают речь разными способами. Поэтому при объяснении учебного материала я опираюсь на эти особенности: у трех человек слухо - зрительное  восприятие они видят  моё лицо губы, когда говорю   и «слышат» с помощью слуховых аппаратов и кохлеарного импланта. А  один  студент воспринимает речь не глядя на собеседника опираясь полностью  на возможности слухового аппарата. У двух глухих только зрительное восприятие они воспринимают и понимают речь при артикуляции собеседника без опоры на слух, то есть происходит чтение с губ.

  Слабослышащие помогают глухим на уроке передавать информацию  жестами. Так же   сурдопедагог из школы глухих Татьяна Анатольевна оказывает посильную  студентам и педагогам  на уроках, на экзаменах, на индивидуальных консультациях. На переменах говорящие оказывают волонтерскую помощь  глухим.

В начале изучения учебных курсов я провожу  с каждым студентом-инвалидом    индивидуальную консультацию, на которой я рассказываю и показываю на слайдах особенности    программы курса, формы и способы освоения материала с помощью учебника, интернет ресурсов. Привожу наглядные, конкретные примеры предстоящих  заданий, указываю перечень и источники самостоятельной  работы. Раздаю специальные  памятки.Рекомендую использовать ноутбуки, предоставляемые читальным залом колледжа.

Рассказываю о требованиях к проверке знаний  учебного  материала, о  форме  контроля по дисциплине (зачет, дифзачет,экзамен).    На  лекционных и практических занятиях использую  комплекс наглядных практических и словесных методов. Методы иллюстрации, демонстрации, видеометод. Метод упражнений ( подготовительные, тренировочные и творческие) Словесные инструкции, объяснение, рассказ, беседа и др.

 При  использовании словесных методов соблюдаю, следующие условия:

  • Сопровождаю  устное объяснение письменными/схематическими/ наглядными материалами;
  • Привлекаю  внимание студентов к теме учебного занятия, новым словам и определениям;
  •  объясняю  новый материал на основе алгоритмов, представляю его в виде коротких тезисов, перечней, схем и др. на индивидуальной карточке/на  интерактивной доске;
  • Устанавливаю усвоенный студентами объем знаний, умений, навыков.
  •  Выявляю трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены.

Я обращаюсь к специалистам психологу, сурдопедагогу, родителям когда бывают случаи затруднения в понимании  студентов.

Для всех обучаемых мной  студентов-инвалидов  по  темам учебных занятий  мною разработаны слайдовые электронные презентации, тексты, задания, карточки, памятки. Контроль знаний осуществляю письменно  на уроке и дистанционно  с помощью программы айспринг сьюит. Карточки –задания имеют четкий пошаговый  алгоритм действий. Рассылаю по системе нетскул  задания самостоятельной работы. На занятиях студенты активно используют ноутбуки, с их помощью  выполняют письменно задания по учебнику, работают с помощью индивидуальных карточек инструкций. Через систему нетскул  отправляю домашние задания и необходимые  материалы, в ответ от студентов получаю выполненные работы, копирую на флэшкарту  теоретический материал, домашние задания.

Считаю, что между студентами с нарушениями слуха и мной за год знакомства и общения   уже выстроены доброжелательные  и понимающие  отношения, и  в этом мне поспособствовали курсы  повышения квалификации по сурдопереводу и курсы «долступная среда для инвалидов»  организованные методической службой колледжа, которые я прошла в декабре 2016года и феврале 2017 года. Для более  глубокого и детального изучения специфики сурдоперевода, жестового языка я продолжу свое обучение   в этом учебном году участвуя в курсах    Сургутского государственного университета в ноябре-декабре 2017 года.   Полагаю, что приобретенные специальные компетенции помогут мне в дальнейшем выстраивать более активное и качественное  общение со студентами как на учебных занятиях, так и за их рамками во внеаудиторной работе.

В работе со студентами-инвалидами данной категории так же  мне помогает исполнение функций  тьюторского сопровождения, а именно  налажено достаточно тесное  взаимодействие с родителями, сурдопедагогом коррекционной школы №1 г.НВ,тренерами наших студентов  по адаптивным видам спорта  из ДЮСШ «Олимпия»,  из « Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва Нижневартовского района пгт Излучинска

Для студентки-инвалида с нозологией опорно-двигательного аппарата 2 курса специальности Преподавание в начальных классах  я оказала помощь и поддержку  на профессиональном конкурсе «Педагогический дебют»,который был организован кафедрой .По итогам конкурса с (Александра), она  была удостоена номинации «Первые удачные шаги в профессии». А так же в рамках практики по внеурочной деятельности  мной  были подготовлены    три студентки специальности Преподавание в начальных классах  ,которые приняли  активное участие в организации и проведении детских праздников студенческой учебной фирмы колледжа  «Импульс Югры» в каникулярное время детей и подростков города Нижневартовска.

  За 2016-17 учебный год получены  положительные результаты со  100% успеваемостью ( на «хорошо»и «отлично» закончили год   3студента из 5 )

   В этом учебном году совместно с преподавателями нашей кафедры  участвую в подготовке двух студенток специальности преподавание в начальных классах в  региональном  конкурсе» Абилимпикс», который уже стартует 19-20 октября. Все мы очень волнуемся за наших воспитанниц и желаем им успешного прохождения всех испытаний.

А так же я принимаю участие со слабослышащими  студентами и студентами волонтерами колледжа  во Всероссийском конкурсе «Доброволец России-2017»  мы реализуем  проект  « Услышь меня»,где люди с нарушением слуха сами помогают слышащим выучить  основы жестового языка, для того чтобы достичь взаимопонимания, при активной помощи слабослышащих и сурдопереводчиков.

        Для     обучения   слабослышащих студентов планирую в 2017-18 году  освоить    приобретенную технической службой колледжа  аппаратуру для громкого звукового сопровождения на поточных лекциях.

         Таким образом, из всего выше  сказанного хочется сделать вывод о том, что, для студентов-инвалидов   в социально-гуманитарном  колледже созданы все необходимые условия для их успешного обучении. А так же я  считаю, что и   для педагога  создана всесторонняя административная, методическая, техническая,   поддержка  педагогического коллектива и всех сотрудников колледжа, которую я ощущая, считаю что она  непосредственно влияет на организацию и осуществление  качественного  образовательного и воспитательного  процессов  со студентами- инвалидами.

Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине ОП. 07 Основы специальной педагогики и специальной психологии

Методические рекомендации по дисциплине Основы специальной педагогики и специальной психологии является частью общепрофессионального цикла (ОП 07.) «Основы специальной педагогики и специальной психоло...

Использование информационных технологий и средств электронного обучения при формировании общих компетенций в процессе образовательных отношений в учреждении СПО

Современные тенденции в образовании характеризуются рядом противоречий, среди которых можно выделить противоречие между традиционным темпом обучения и постоянно прогрессирующего появления новых знаний...

Система работы педагога по индивидуализации обучения студентов с нарушениями слуха.

Статья для Региональной научно-практической конференции Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограни...

ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ЧООДУ (ЧАШ-ООЛ) ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА (Уфа)

УДК 373.31    ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО.   ЧООДУ (ЧАШ...

Тема выступления :Использование средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном профессиональном образовании инвалидов и лиц ОВЗ

Договор оказания услуг по раработке образовательного контента для проведения семинара " Использование средств электронного обучени и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном професс...

Необходимость внедрения средств электронного обучения на всех уровнях профессионального образования

Образование - одна из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающая формирование интеллектуального потенциала общества, в настоящее время в России находится в сложном положении. Оно определ...

Разработка образовательного контента для семинара "Использование средств электронного обучения в инклюзивном профессиональном образовании"

Представлена статья по теме "Использование образовательных возможностей общедоступнго сервиса BookCreator (в т.ч. для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ)"...