Необходимость внедрения средств электронного обучения на всех уровнях профессионального образования
статья

Жабин Андрей Владимирович

Образование - одна из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающая формирование интеллектуального потенциала общества, в настоящее время в России находится в сложном положении. Оно определяется рядом противоречий, среди которых существенное место занимает противоречие между традиционным темпом обучения человека и постоянно прогрессирующего появления новых знаний.  По этой причине в настоящее время остро стоит проблема привлечения в систему образования современных информационных и коммуникационных технологий, средств электронного обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГБПОУ МО «Подольский колледж имени А.В. Никулина»


Эссе на тему:

"Необходимость внедрения средств электронного обучения на всех уровнях профессионального образования"

Выполнил преподаватель

высшей квалификационной категории

Жабин А.В.

г.о. Подольск, Московская область

2019 г.

Образование - одна из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающая формирование интеллектуального потенциала общества, в настоящее время в России находится в сложном положении. Оно определяется рядом противоречий, среди которых существенное место занимает противоречие между традиционным темпом обучения человека и постоянно прогрессирующего появления новых знаний.  По этой причине в настоящее время остро стоит проблема привлечения в систему образования современных информационных и коммуникационных технологий, средств электронного обучения.

Появление компьютерных сетей заставляет образование критически пересмотреть свое положение, так как коммуникационные технологии развиваются гораздо быстрее, чем возможности их использования в образовательных целях. Поэтому разработка различных моделей использования средств электронного обучения в образовании является актуальной проблемой, которая предопределила выбор темы.

Бурное развитие информационных технологий ставит перед образованием проблему расширения практики опережающего обучения, использования новых технических средств, совершенствования образовательных методик.

Концепция модернизации образования нормативно оформила требования к студенту среднего профессионального образования как личности, обладающей высоким уровнем общей культуры и сформированными компетенциями, необходимыми для успешной адаптации и социализации в постиндустриальном информационном обществе. Это определяет одну из основных задач колледжа – готовить новое поколение к условиям существования и профессиональной деятельности в глобальном информационном обществе, что влечёт за собой необходимость активного внедрения средств электронного обучения. Более того Российская Федерация должна в мировом масштабе стремиться возглавить процесс внедрения средств электронного обучения в сферу образования для сохранения конкурентоспособности на мировом рынке и в глобальной экономике.

Необходимость внедрения средств электронного обучения и их эффективное применение на всех уровнях профессионального образования залог будущего успешного развития нашего государства и граждан.

Сегодня в образовательных учреждениях происходят серьезные перемены. Основой обучения должно быть не столько запоминание, сколько активное участие самих студентов в овладении знаниями, формировании у них способности к самостоятельной продуктивной, практической деятельности. Для получения положительного результата в обучении, необходимо научить студентов мыслить, идентифицировать себя в окружающем мире на основе критического анализа информации, овладеть навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, уметь создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, находить и решать проблемы.

Работа преподавателя в СПО имеет, несомненно, свою специфику. Ни для кого не секрет,  что сегодня большая часть студентов, поступающих в НПО и СПО,  имеют низкую мотивацию к учебной деятельности. В этом возрасте мотивы обучения определяются уже главным образом мировоззрением и профессиональной ориентацией студентов. Проблема самоопределения, выбор специальности становятся стержнем личности подростка, заметно проявляется дифференциация познавательных интересов. Как повысить мотивацию студентов? Как сделать процесс обучения более эффективным?   Преподаватели в учреждениях СПО, сталкиваются с рядом  типичных для данной категории образовательных учреждений проблем:

  • необходимость усвоения студентами учебного материала, определяемого двумя стандартами (среднего (полного) общего  и профессионального образования);  
  • отсутствие понимания ценности общеобразовательной подготовки для решения задач профессиональной подготовки;  
  • низкий уровень знаний у большинства студентов, поступающих в НПО, СПО,  несформированность общеучебных компетенций;
  • разнопрофильность специальностей, по которым ведется подготовка в колледже.

Информационное общество создало свои проблемы, в частности, проблему перегруженности студентов и проблему ориентировки в избыточном количестве информации. Существуют утверждения, что объем школьных программ не соответствует возможностям даже самого способного ученика. Так же есть мнение, что за последнее время объем информации, который должен усвоить российский школьник, вырос на 30 %.

Таким образом, перед сферой образования стоят следующие задачи:  

  • избежать перегрузок студентов при освоении двух стандартов;
  • обеспечить  достижение каждым студентом базового уровня в обучении; способствовать удовлетворению потребностей студентов  в овладении знаниями на более высоком уровне;
  • способствовать повышению качества профессиональной подготовки выпускников;
  • обеспечить личностный рост каждого студента в соответствии с его психологическими особенностями, профессиональными запросами  и требованиями современного общества.

Основная идея состоит в следующем: создание условий для достижения устойчивых результатов в обучении и воспитании студентов колледжа средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий и средств электронного обучения.

Для организации работы на занятиях необходимо выбрать готовые программные продукты в виде программной оболочки, например СЭО "Академия-Медиа", позволяющей преподавателям создавать собственные электронные учебно-методические комплексы. Данный выбор объясняется:

  • управление программой и работа в ней проста, интуитивно понятна среднему пользователю;
  • программа позволяет использовать информацию в любой  форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- и аудиофрагменты);
  • имеется возможность добавления лекций, тестов, электронных учебно-методических комплексов, электронных курсов по учебным дисциплинам;
  • возможность дистанционного обучения;
  • удобство обучения для людей с ограниченными физическими возможностями.

Использование средств электронного обучения "Академия-Медиа":

  • представлять информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимации;
  • выдавать большой объем информации по частям – материал осваивается легче, чем материал учебника;
  • активизировать внимание студентов;
  • активизировать процессы восприятия, воображения и памяти;
  • значительно снизить временные затраты преподавателя на контроль нормативных знаний;
  • сделать урок современным, что так ценят студенты;
  • разнообразить формы проведения  рефлексии;
  • разнообразить формы учебной деятельности;
  • повышать интерес студентов к уроку;
  • возможность упорядочить и хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.

Средства электронного обучения:

  • позволяют быстро получить полную и новую информацию по предмету;  
  • позволяют накапливать, сохранять, систематизировать дидактическую базу предмета;
  • решить проблему наглядности; формировать навыки обработки различного вида информации;
  • эффективно строить этап диагностики и контроля знаний и умений студентов;
  • оптимизировать труд  преподавателя.

Применение средств электронного обучения в учебных отношениях хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным.

В заключении хотелось бы сказать о том, что использование электронных обучающих средств на уроках дает возможность экономить время на всех этапах занятиях, предъявлять материал в более наглядном, доступном для восприятия виде, индивидуализировать и дифференцировать обучение студентов, осуществлять постоянный оперативный контроль усвоения материала.

Мотивированный к обучению студент - это, на мой взгляд, образ будущего нашей страны, за ним конкурентоспособность Российской Федерации в мировой экономике, за ним потенциал технологического скачка для нашей страны, а обеспечить мотивацию к обучению возможно только путем повсеместного на всех уровнях профессионального образования средств электронного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования для всех специальностей СПО

Предлагаемые методические указания и контрольные задания содержат методические указания к выполнению контрольной работы, варианты контрольных работ, вопросы для подготовки к зачёту....

Использование информационных технологий и средств электронного обучения при формировании общих компетенций в процессе образовательных отношений в учреждении СПО

Современные тенденции в образовании характеризуются рядом противоречий, среди которых можно выделить противоречие между традиционным темпом обучения и постоянно прогрессирующего появления новых знаний...

Работа педагога по индивидуализации обучения студентов-инвалидов (применение средств электронного обучения и ДОТ, специальных средств обучения).

 Работа педагога по индивидуализации обучения студентов-инвалидов (применение средств электронного обучения и ДОТ, специальных средств обучения)....

Тема выступления :Использование средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном профессиональном образовании инвалидов и лиц ОВЗ

Договор оказания услуг по раработке образовательного контента для проведения семинара " Использование средств электронного обучени и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном професс...

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: их характеристика и применение в образовательной деятельности на примере курса «Повар. Кондитер»

В быстро меняющемся информационном обществе перед учебными заведениями стоит важная задача, которая заключается в качественном образовании студентов. Современный учебный процесс немыслим без применени...

Краткий курс лекций Русская литература первой половины 19 века обучающихся 1 курса очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования всех специальностей

Уважаемые обучающиеся, данный краткий Курс лекций по литературе 1 половины  19 века поможет вам в подготовке к занятиям и экзамену по литературе....

Разработка образовательного контента для семинара "Использование средств электронного обучения в инклюзивном профессиональном образовании"

Представлена статья по теме "Использование образовательных возможностей общедоступнго сервиса BookCreator (в т.ч. для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ)"...