Система работы педагога по индивидуализации обучения студентов с нарушениями слуха.
статья на тему

Калинкина Марина Васильевна

Статья для Региональной научно-практической конференции Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_noyabr_2017.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы педагога по индивидуализации обучения студентов с нарушениями слуха.

М.В. Калинкина,

преподаватель БУ «НСГК»

В работе по индивидуализации обучения студентов-инвалидов педагог должен опираться на следующую нормативно-правовую базу:

  1. ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273;
  2. ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ;
  3. ФЗ от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
  4. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
  5. Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р «Об утверждении «Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы»;
  6. Приказ Минобрнауки от 16.04.2014 г. № 05-785 «О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов»;

В учебном процессе для студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ применяются специализированные технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с различными нарушениями, обеспечивается выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт), электронных образовательных ресурсов в формах, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся, наличие необходимого материально-технического оснащения.      

К числу проблем, характерных для лиц с нарушением слуха, можно отнести:

  • замедленное и ограниченное восприятие;
  • недостатки речевого развития;
  • недостатки развития мыслительной деятельности;
  • пробелы в знаниях;
  • недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).

Индивидуализация учебной деятельности студентов с нарушениями слуха осуществляется на основе учета их индивидуальных особенностей, проявляющихся в их познавательной деятельности, психофизических (в том числе и слуховых) способностях, в умении мобилизовать эмоционально-волевые и интеллектуальные силы, на основе использования дидактических и организационных средств.

Учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося на конкретном занятии при изучении каждого учебного предмета является одним из путей реализации принципа индивидуального подхода.

В обучении студентов с нарушением слуха большую роль играют наглядные средства. Перенос акцента на невербальные средства преподнесения учебного материала является одним из возможных путей решения ряда педагогических вопросов, связанных с усвоением знаний.

Большое значение для совершенствования процесса обучения студентов с нарушением слуха имеет рациональное сочетание наглядных и словесных средств.

Важно дозировать применения словесных и наглядных компонентов в учебных сообщениях для глухих. Информативная ценность текстов для глухих обеспечивается укрепляющейся с годами обучения взаимосвязанностью в их мышлении понятия и образа, благодаря чему они могут более успешно соотносить вербальный и графический материал.

Полноценное усвоение знаний и умений происходит в условиях реализации принципа коммуникативности. Эффективное использование письменных и устных средств коммуникации при работе в группе, умение представлять и защищать результаты своей работы, владение различными социальными ролями в коллективе, способность к организации эффективного делового общения являются навыками, которыми необходимо  овладеть в процессе обучения.

Коммуникативный компонент развивается в результате включения студентов в групповую деятельность на основе формирования словесной речи. Поэтому коммуникативная система, действующая ныне в практике обучения глухих и слабослышащих, в большей степени направлена на развитие словесной коммуникации. Задачей данной системы является обучение языку как средству общения.

Полноценное владение неслышащими студентами речью предполагает не только совершенствование навыков ее восприятия, но и ее воспроизведения. Эти два процесса взаимосвязаны, их совершенствование осуществляется в условиях использования развивающегося остаточного слуха студентов с нарушенным слухом в ходе образовательного процесса.

Сочетание всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма, зрительного восприятия с лица и с руки говорящего) предполагает развитие всей структуры речевой деятельности, которая помогает практической деятельности и вплетается в нее. От содержания целей, условий практической деятельности зависят и соответствующие функции общения, что особенно важно для получения общего или профессионального образования лицами с нарушением слуха.

Для студентов с нарушением слуха необходимым также является построение процесса обучения на основе учета их психофизиологических особенностей. Учет индивидуально-психологических особенностей, интеллектуального развития, способностей, уровня подготовки по данному предмету осуществляется через содержание и форму самих учебных занятий. Готовясь к занятию, преподаватель подбирает разнообразный дидактический материал, исходя из учебных возможностей студентов (прежде всего уровня усвоения знаний), индивидуального темпа работы. Важно подбирать дидактический материал с учетом индивидуальных способов переработки учебной информации (словесного, знаково-символического, рисуночного и др.).

Учет индивидуальных особенностей на занятиях поможет решить одну из важнейших задач специального образования – обеспечить общее развитие лиц с нарушением слуха и, прежде всего, развитие их мышления и речи. Такой учет возможен в процессе формирования индивидуальной траектории каждого обучающегося.

Формирование индивидуальной траектории обучения каждого студента с нарушением слуха происходит в процессе:

  • индивидуализированного обучения;
  • дифференцированного обучения;
  • разработки специального методического обеспечения;
  • привлечения самого обучающегося к планированию его деятельности в процессе обучения.

При работе со студентами с нарушением слуха необходимо, чтобы устное объяснение материала подкреплялось наглядным изображением и затем дублировалось устным пояснением. Необходима также последующая беседа по представленному материалу (вопросы студентам, выявляющие степень восприятия нового материала с целью восполнения пробелов понимания). Таким образом, схема объяснения нового материала такова: устное объяснение – визуальный объект – устное пояснение – беседа по предложенному материалу. Также при ответе студента речь (любой её вид), подкрепленная рисунками, говорит о понимании изученного. Тем не менее, предпочтительнее – речь устная, развитие которой неразрывно связано с развитием мышления.

Методическую систему обучения необходимо строить на основе индивидуализированного подхода, позволяющего учитывать особенности студентов с нарушением слуха; существенного повышения уровня наглядности; применения средств и методов, позволяющих формировать логическое мышление обучаемых и развивать их коммуникативные возможности.

Для повышения эффективности занятия можно использовать следующие средства обучения:

  • учебная, справочная литература, работа с которой позволяет развивать речь, логику, умение обобщать и систематизировать информацию;
  • словарь понятий, способствующий формированию и закреплению терминологии;
  • структурно-логические схемы, таблицы и графики, концентрирующие и обобщающие информацию, опорные конспекты, активизирующие различные виды памяти;
  • раздаточный материал, позволяющий осуществить индивидуальный и дифференцированный подход, разнообразить приемы обучения и контроля;
  • технические средства обучения.

Таким образом, предлагаемый для изучения материал должен быть представлен в доступной для каждого студента форме независимо от степени потери слуха и развития речи с учетом формирования индивидуальной траектории обучения каждого студента.

Поэтому во время лекции  желательно использовать следующие приемы:

  • наглядность (например, использование компьютерных презентаций позволяет максимально визуализировать изучаемый объект);
  • использование различных форм речи: устной (уровень развития остаточного слуха, умение считывать с губ), жестовой, письменной – в зависимости от навыков, которыми владеют студенты;
  • разделение лекционного материала на небольшие логические блоки.

Объяснение учебного материала происходит от простого к сложному. В то же время принцип обучения от общего к частному используется в меньшей степени, чем при работе со здоровыми учащимися, так как студенты с нарушением слуха легче воспринимают и лучше усваивают более конкретные вещи, а абстрактный материал воспринимается ими с трудом. На практических занятиях необходимым является систематическая работа по предупреждению и ликвидации пробелов путем организации самостоятельных работ и проверки домашних заданий с обязательной корректировкой (на каждом занятии).

Студенты лучше воспринимают тот материал, который предъявлен в наиболее легко воспринимаемой форме. Для глухих, как правило, такой формой является жестовый язык. Для многих слабослышащих студентов восприятие жестовой речи нередко вызывает затруднения, что связано со способами обучения в школах для слабослышащих. Для слабослышащих студентов эффективна практика опережающего чтения, когда студенты заранее знакомятся с лекционным материалом и обращают внимание на незнакомые и непонятные слова и фрагменты. Такой вариант организации работы позволяет студентам лучше ориентироваться в потоке новой информации, заранее обратить внимание на сложные моменты.

Поскольку состав групп неоднородный (в одной группе обучаются студенты с разной степенью потери слуха), при выборе способов подачи лекционного материала оптимальным является использование всех четырех видов речи: жестовой, дактильной, письменной, устной. При этом необходимо адаптировать текст лекции для студентов с нарушением слуха: не использовать, если это возможно, длинных фраз, сложных предложений.

У студентов с нарушением слуха на занятиях зрительный канал работает с перегрузкой, причем тем большей, чем сильнее поражены органы слуха. Это приводит к снижению скорости восприятия информации и повышенной утомляемости во время занятия. В связи с этим надо выделить некоторые особенности проведения занятий, позволяющие снизить нагрузки:

  • представление информации с использованием наглядности и активизации мыслительной деятельности;
  • представление материала малыми дозами;
  • комплексное использование устной, жестовой речи;
  • хорошая артикуляция;
  • немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов;
  • неоднократное повторение, причем фраза должна повторяться без изменения слов и порядка их следования;
  • обучение работе со зрительными образами: работа с графиками, таблицами, схемами и пр.;
  • тренировка умения выделять главное: обучение составлению конспектов, таблиц, схем.

Многие проблемы помогает решить изложение лекций с использованием учебно-методических презентаций, такой подход позволяет:

  • использовать наглядность;
  • упростить коммуникацию;
  • облегчить восприятие нового материала.

Итак, в основе методического подхода лежат: совершенствование словесной речи; опора на наглядность; активизация работы студента.

Информационные технологии расширяют возможности педагога, помогают создавать такие условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционных средств.

Учебно-методические презентации являются одной из организационных форм, которые можно использовать в процессе обучения студентов с нарушением слуха. Подготовка таких лекций основана, в частности, на принципе сочетания абстрактности мышления с наглядностью, который отражает закономерную связь между разнообразием чувственных восприятий содержания учебного материала и возможностью его понимания, запоминания, хранения в памяти, воспроизведения и применения. Использование развитых средств графики облегчает эту задачу.

Учебно-методические презентации представляют собой набор определенных иллюстраций, отражающих содержание каждой темы дисциплины с небольшим текстовым пояснением.

С целью сокращения объема записей целесообразно использовать опорные конспекты, различные схемы, придающие упрощенный схематический вид изучаемым понятиям. Надо отметить, что при этом лектор может направлять внимание на основные звенья мыслительной работы – постановку задачи, исследование  путей  решения, аргументирование правильности  выбранного пути, формулировку определений, анализ полученных результатов и следствий. Студенты получают возможность не только следить за мыслью лектора, но и думать вместе с ним. У лектора усиливаются возможности для управления работой мысли студентов. Это развивает определенный вид мышления, повышает культуру и значимость слушания. Использовать учебно-методические презентации можно также и на семинарских занятиях. Сочетание наглядности с постановкой проблемных вопросов, заданий и задач является эффективным способом активизации познавательной деятельности студентов.