статья ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ «В»
статья
В статье описываются особенности обучения лиц с нарушением слуха вождению, как теоретической, так и практической части. Особое внимание уделяется теоретической части. Каждое занятие проводится с использованием презентаций, видеороликов и "Интерактивной автошколы. Профессиональная версия".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_obucheniya_gluhih_statya.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ПО ПРОГРАММЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ «В»
Вантеев Э.В.,
преподаватель
ОГБПОУСО «Иркутский реабилитационный техникум»,
г. Иркутск
В статье описываются особенности обучения лиц с нарушением слуха вождению, как теоретической, так и практической части. Особое внимание уделяется теоретической части. Каждое занятие проводится с использованием презентаций, видеороликов и «Интерактивной автошколы. Профессиональная версия».
Ключевые слова и словосочетания: слухо-зрительное восприятие, объяснительно-иллюстративный метод, жестовое общение.
В настоящее время большое внимание со стороны государства уделяется людям с ограниченными возможностями здоровья и имеющим инвалидность различной нозологии. Сегодня коренным образом изменился подход к предоставлению образовательных услуг. Самое большее, что раньше могли предложить абитуриентам с инвалидностью образовательные организации и вузы – это дистанционное обучение. Да это удобно, но при этом студенты с инвалидностью и ОВЗ не получали столь необходимого им общения со сверстниками. Сегодня по всей стране реализуется федеральная программа «доступная среда», которая позволила расширить людям с инвалидностью и ОВЗ свое жизненное пространство, круг общения. Для них организуются и проводятся совместные праздники, благотворительные акции, фестивали, чемпионаты профессионального мастерства, спортивные олимпиады. Они беспрепятственно посещают государственные учреждения, театры, музеи, обучаются в образовательных организациях по очной форме обучения.
В Иркутской области создано профессиональное образовательное учреждение, специализирующееся на реабилитации и обучении инвалидов – это Иркутский реабилитационный техникум, подведомственный Министерству социального развития опеки и попечительства Иркутской области. В 2018 году реабилитационный техникум отметил свое 80-летие. В техникуме созданы необходимые условия для обучения инвалидов различных нозологических групп, создан банк методических материалов, разработаны технологии обучения и социализации инвалидов.
С 1964 года в техникуме реализуется программа профессионального обучения «Водитель автомобиля» (категории «В»). Первоначально подготовка по этой профессии была открыта для фронтовиков-инвалидов, получивших увечья во время Великой Отечественной войны.
Сегодня умение управлять автомобилем для лиц с инвалидностью приобретает особенный смысл, для них автомобиль – не роскошь, а средство передвижения, умение управлять автомобилем – это жизненная необходимость. Что позволяет не только успешно социализироваться, повысить свою мобильность, но и найти работу, почувствовать себя нужным и полезным обществу.
Иркутский реабилитационный техникум – единственное образовательное учреждение на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока, которое осуществляет подготовку водителей автомобиля из числа инвалидов различных нозологий, не имеющих противопоказаний к управлению транспортным средством за счёт средств областного бюджета (бесплатно) с обеспечением всех социальных выплат (стипендии). Для реализации этой образовательной программы в техникуме создано специальное структурное подразделение – отдел по учебно-курсовой подготовке водителей. Обучение ведут преподаватели и мастера производственного обучения, имеющие соответствующее педагогическое и специальное образование. Учебно-производственная база, включающая учебные кабинеты, автотренажер и 4 автомобиля: 2 с механической трансмиссией и 2 с автоматической трансмиссией, один из которых в свою очередь модифицирован органами ручного управления.
Повышению качества обучения по программе подготовки водителей способствует систематическая работа педагогов по самообразованию, изучение специализированной литературы, повышение квалификации, участие в вебинарах, круглых столах, научно-практических конференциях различного уровня.
Уровень профессионализма педагогов техникума позволяет разрабатывать адаптированные программы для инвалидов различных нозологических групп. В техникуме осуществляется подготовка водителей автотранспортных средств категории «В» по адаптированным образовательным программам для обучающихся:
- С нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- Имеющих общие нарушения функционирования организма;
- С нарушениями слуха и речи.
К работе с лицами, имеющими инвалидность по слуху, привлекаются сурдопереводчики.
Несмотря на достаточно большой опыт работы по подготовке водителей из числа лиц, имеющих инвалидность, выстраивание взаимодействия с инвалидами по слуху остается самой сложной задачей для педагогов техникума. Эти сложности вызваны рядом причин.
Во-первых, это отсутствие или нарушение образно-наглядного восприятия окружающего мира, нарушение речи. Вследствие врожденных или приобретенных дефектов слухового анализатора людей, имеющих проблемы со слухом, изменяется весь ход психического развития, нарушается речь, так как именно слух играет решающую роль в ее развитии и функционировании. Слушатели с врожденной или рано появившейся глухотой не могут самостоятельно овладеть речью, и это в дальнейшем негативно сказывается не только на формировании такой сложной функции, как словесно-логическое мышление, но и на развитии наглядно-образного мышления, внимания, памяти, восприятия. У лиц данной категории компенсирующим фактором являются невербальные ощущения окружающего мира. Чем позже возникает дефект слуха, тем лучше формируется речь, тем меньше страдает дальнейшее психическое развитие человека.
Во-вторых, это ограниченный словарный запас. Большинство людей, имеющих инвалидность по слуху, практически не способны к абстрактному мышлению, с трудом улавливают логические закономерности, а ограничение или полное отсутствие контактов с обществом негативно сказывается на развитии коммуникативных навыков.
В-третьих, это отсутствие навыков жестового общения. Многие инвалиды по слуху приспосабливаются к общению в соответствии с той ситуацией, которая принята в данном социуме и не всегда общаются с помощью жестового языка. Нередки случаи, когда слабослышащие понимают значение только отдельных знаков и не владеют жестовой речью в полном объеме.
Решение обозначенных проблем стало возможным посредством комплекса мероприятий по совершенствованию образовательного процесса. Уроки теоретического обучения проходят в синхронном сопровождении сурдопереводчика. Кроме того, преподаватели и мастера производственного обучения прошли курсы повышения квалификации по изучению языка жестов, который помогает общаться во время отработки практических навыков вождения, которые проходят без участия сурдопереводчика. Объем часов, предусмотренный на изучение теоретических дисциплин специального цикла увеличен по сравнению с примерной программой (утв. МОНРФ 26.12. 2013 г.). Дополнительный объем учебного времени отводится на изучение специальных, профессиональных терминов с использованием жестового языка.
Для педагогов, работающих по программе подготовки водителей различных категорий и подкатегорий (категория «В») с инвалидами по слуху было разработано методическое пособие, позволяющее дать наглядную интерпретацию таких абстрактных терминов, как «заблаговременно», «непосредственно», «приоритет», «опережение», «интенсивность», «дистанция», «вынужденная остановка», «маневрирование», «перекресток», «пересечение», «сумерки», «реверсивное движение» и т. д. Авторы разработки уделили особое внимание подбору жестов для занятий практического обучения по профессии «водитель автомобиля». В методическое пособие внесены пояснения к жестам сурдоперевода, объясняющие термины правил дорожного движения с использованием иллюстраций, помогающих выстроить ассоциативный ряд для понимания и толкования профессиональных терминов. Например, термин «приоритет» показывается следующим образом – Два жеста «во!» рядом, потом один дугообразно поднять выше другого. Термин «Вынужденная остановка» показывается следующим образом– рука в букве «в» двигается от плеча вниз по туловищу, 2 кулака накладываем накрест перед туловищем.
Педагоги техникума широко используют объяснительно-иллюстративный метод обучения, предполагающий доведение информации и ее объяснение в сочетании с наглядным представлением изучаемого материала. Изложение нового материала происходит с опорой на презентационный материал. Использование данного метода направлено на активизацию слухо-зрительного восприятия учебного материала. Преподавателями теоретических дисциплин разработаны презентации к каждому уроку в соответствии с учебным планом, к наиболее сложным для восприятия и понимания темам учебного занятия подобраны видеоролики с субтитрами.
Образовательный процесс по подготовке водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий для лиц, имеющих инвалидность других нозологических групп, осуществляется по разработанным специально для них адаптированным программам.
В своей работе педагоги техникума руководствуются следующим принципом: научить управлять автомобилем человека, имеющего инвалидность, с учетом всех правил безопасности в условиях реального дорожного движения, дать ему ощущение свободы и независимости от окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарный учебный график для профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В»
Календарно-тематический план для подготовки водителей транспортных средств категории "В"...
Рабочая программа подготовки водителей транспортных средств категории «В»
Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "B" составлена на основе примерной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ «С»
Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "С"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ «В»
Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "В"...
Программа профессионального обучения "Водитель транспортных средств категории "А" 1 год обучения
Целью настоящей Программы является профессиональная подготовка водителей транспортных средств категории «А». Основными задачами программы являются: • формирование у обучающихся совоку...
Программа профессионального обучения "Водитель транспортных средств категории "В" 3 мес.обучения
Целью настоящей Программы является профессиональная подготовка водителей транспортных средств категории «В». Содержание Программы представлено пояснительной запиской, учебным планом, рабоч...
Программа подготовки водителей транспортных средств категории "В"
Программа подготовки водителей транспортных средств категории "В"...