Обучение студентов-инвалидов с применением индивидуального образовательного маршрута в процессе профессиональной реабилитации.
статья
В опубликованной статье представлен опыт работы по профессиональной реабилитации студентов в Санкт-Петербургском государственном бюджетном специальном реабилитационном профессиональном образовательном учреждении-техникум для инвалидов "Профессионально-реабилитационный центр"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение студентов-инвалидов с применением индивидуального образовательного маршрута в процессе профессиональной реабилитации.
В современной России активно идет процесс гуманизации отношения государства и общества к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, расширяются аспекты их интеграции в разные сферы социальной и экономической жизнедеятельности страны.
Получение инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья общего и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Для эффективной профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью необходима комплексная система профессиональной ориентации, которая позволит формировать мотивацию к трудовой деятельности, социализации и внесению личного вклада в развитие общества у названной категории обучающихся. Основными факторами экономической независимости и социальной интеграции инвалидов являются трудоустройство и занятость — важнейшие звенья системы профессиональной реабилитации.
СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр» начал свою деятельность в 1996 году, как инновационный проект в Санкт-Петербурге, основанный на применении существующего зарубежного и отечественного опыта деятельности учреждений в области профессиональной реабилитации инвалидов и продолжающий развитие современных тенденций профессиональной реабилитации.
Целью деятельности нашего учреждения является:
- удовлетворение потребностей личности в получении среднего профессионального образования в избранной профессиональной деятельности, интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии;
- профессиональная реабилитация инвалидов и лиц с ОВЗ (профессиональная ориентация, содействие в трудоустройстве, производственная адаптация в комплексе с сопровождающими мероприятиями социально-психологической реабилитации);
- профессиональная переподготовка и повышение квалификации инвалидов по профессиям и специальностям среднего профессионального образования по профилю учреждения.
Для реализации вышеизложенного разработан комплексный подход в рамках профессиональной реабилитации к вопросам профессиональной ориентации, профессионального обучения, социально-психологического и медицинского сопровождения и содействия трудоустройству.
Важнейшим документом, который призван определить перспективу в профессиональном образовании студентов с особыми образовательными потребностями, являются федеральные государственные образовательные стандарты, разработка которых сегодня ведется при участии крупнейших научных организаций и учебных заведений страны. Содержание стандартов направлено на описание требований к структуре программы, результатам и условиям образования обучающихся с ограниченными возможностями развития в рамках системы среднего профессионального образования, но конечной целью, конечно же, является освоение профессиональными компетенциями. В результате обучения должен сформироваться специалист независимо от его ограничений по здоровью.
Индивидуальный образовательный маршрут студентов с ОВЗ испытывающих трудности в освоении образовательных программ , может рассматриваться в качестве определенной последовательности компонентов деятельности, направленной на реализацию собственных целей познания. При этом он должен соответствовать возможностям, способностям, мотивации, интересам человека. Осуществляется эта деятельность при организующей, координирующей, консультирующей поддержке педагога, специалистов при взаимодействии с родителями.
Для построения индивидуального образовательного маршрута необходимо :
- Провести диагностику – определение уровня развития способностей обучающегося и его индивидуальных особенностей, уровень обученности по предмету.
- Исходя из результатов диагностики, определить цели и задачи, которые должны быть достигнуты обучающимися по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута,
- Разработать содержание учебно-тематического плана (почасового), формы занятий, приёмов и методов;
- Составить индивидуальный план обучения; студент с помощью тьютора выбирает форму организации учебного процесса (студент вправе использовать наряду с традиционными формами дистанционное обучение, индивидуальный режим посещения занятий и др.), темп прохождения обучения, формы отчётности – творческие или аналитические, устные или письменные. При реализации индивидуального учебного плана, начинается продвижение студента по индивидуальному образовательному маршруту. Чтобы индивидуальный образовательный маршрут был пройден, необходим этап рефлексивно-оценочной деятельности.
- Разработать критерии оценивания личностного роста студента, успешности продвижения по индивидуальному образовательному маршруту.
Специалисты и педагоги должны стать координаторами по организации системного сопровождения студента из числа лиц с ограничениями по здоровью.
С учетом вышеперечисленного, для составления индивидуального образовательного маршрута студента с ограниченными возможностями развития в системе профессионального образования требуется в первую очередь дифференцировать его специфические образовательные потребности. Для этого необходимо провести подробное собеседование с участием психолога или социального педагога с абитуриентом и его родителями, чтобы максимально точно понять обстоятельства жизни семьи, степень социализированности и развития личностных и социальных навыков будущего студента, особенности отклонении в здоровье и их проявление. Для этого может потребоваться специально организованная психолого-педагогическая диагностика. Ответы на эти вопросы дают возможность педагогическому коллективу выстроить индивидуальный образовательный маршрут студента с ограниченными возможностями развития в информационной среде, который может включать занятия дома и в аудитории, дополнительные занятия, занятия с психологом. Комиссия также позволяет определить наиболее подходящую для студента учебную группу ( с какими педагогами или обучаемыми ему будет легче общаться), систему оценивания.
Важным преимуществом организации профессионального обучения в информационной среде с использованием индивидуальных образовательных маршрутов является то, что они в совокупности с другими средствами, методами и технологиями обучения способны создать максимально благоприятные условия для развития, обучающегося с особыми образовательными потребностями в той степени, которая определяется его уровнем знаний, умений и навыков в личностной и предметной сфере, их развития и взаимосвязи. Индивидуальный маршрут обучения позволяет рассматривать обучающегося с особыми возможностями здоровья не как объект образовательного процесса, а как активного и полноправного его участника.
Необходимо выделить принципы, способствующие более детальной и качественной разработке образовательного маршрута для каждого студента с ограниченными возможностями развития в условиях информационно-образовательной среды образовательного учреждения:
- Принцип учета его индивидуальных способностей и возможностей (ведущие каналы интериоризации учебного материала, формы восприятия и представления учебной информации, памяти, внимания и преобладающего стиля мышление, развития коммуникативных способностей);
- Принцип практико-ориентированной направленности содержания обучения, как в условиях академических реалий, так и контексте практической составляющей учебного плана для успешности в дальнейшей жизни в социуме и профессиональной деятельности;
- Принцип своевременного выявления и социально-педагогической коррекции проблем обучения или социального взаимодействия;
- Принцип активности участия в обучении самого студента и принятии им решения;
- Принцип ответственности студентов за результат образовательной деятельности;
- Принцип непрерывности образования (формального и неформального), отличие которого состоит в осознанном выборе, в той или иной форме организованного, управляемого и ориентированного на конкретные образовательные запросы студентов.
Индивидуальный образовательный маршрут необходим для организации образовательного процесса студентов с ОВЗ и их психолого-педагогического сопровождения. Успешность индивидуального образовательного маршрута зависит от ряда условий:
- от внешних условий: создание адекватной возможностям студента профессионально-развивающей среды и программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогическое сопровождение студента с ограниченными возможностями здоровья, возможность дополнительной профессиональной подготовки педагогов, работающих в условиях интегрированного и инклюзивного образования, желание родителей помогать в процессе обучения и сотрудничать со специалистами и т. д.;
- от внутренних условий: уровень социализации будущего студента, возможность овладения профессиональными компетенциями в соответствии с федеральными государственными стандартами, психологическая готовность к обучению в условиях образовательного учреждения.
Проектирование индивидуального образовательного маршрута студента с ОВЗ или инвалидностью предполагает реализацию целевого, содержательного и результативного компонентов. Целью индивидуального психолого-педагогического сопровождения является помочь студентам адаптироваться к условиям образовательного учреждения, оказать им педагогическую помощь в овладении профессией, а членам семьи – консультативную поддержку.
Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения предполагает:
- выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей студента;
- определение основных направлений работы специалистов: тьютора (учебная деятельность), сурдопереводчика (речевая деятельность), педагога-психолога (познавательная деятельность и эмоционально-личностное развитие), социального педагога;
- динамическое изучение уровня освоения профессиональными компетенциями;
- отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития студента;
- проведение индивидуальных и групповых занятий, обеспечивающих усвоение учебного материала;
- консультирование педагогов и родителей по проблемам социализации, обучения и воспитания конкретного студента, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с его индивидуальными особенностями.
В качестве необходимых условий составления индивидуального образовательного маршрута выделяют следующие:
1) необходимость полного или частичного присутствия тьютора или сурдопереводчика в образовательном процессе;
2) организация индивидуального щадящего режима (снижение объема заданий, дополнительное время для отдыха, возможность использования элементов дистанционного обучения);
3) организация индивидуальной работы;
4) организация обязательных дополнительных внеучебных занятий или консультаций с педагогом - психологом, тьютором и другими специалистами;
5) распределение мест производственной практики с учетом территориальной близости к месту проживания и транспортной доступности.
Приведем пример индивидуального образовательного маршрута:
Краткие сведения о студентке: 20 лет, выпускница общеобразовательной школы (надомное обучение); основной диагноз: ДЦП.
Проблемы: нарушены познавательные процессы, общая и мелкая моторика, передвижение на инвалидной коляске, испытывает стойкие трудности в обучении, мотивация к овладению профессией достаточно высокая, грубых нарушений поведения не выявлено.
Организация обучения и сопровождения:
- Оказание помощи социальных педагогов по организации использования службы социального такси;
- Оказание помощи медицинских работников и социальных педагогов по замене инвалидной коляски;
- Организация специализированного рабочего места в учебном кабинете;
- Использование педагогами учебных материалов в электронном виде;
- Налажена связь с мамой студентки для оперативного решения возникающих проблем;
- Распределение на место производственной практики с учетом возможности выполнения удаленной работы;
- Организация дистанционной защиты выпускной квалификационной работы (отсутствие по объективной причине).
Результат: в 2023 году закончила обучение по профессии «Делопроизводитель», на данный момент трудоустроена в АО «Тинькофф банк» на должность «младший специалист Отдела дистанционной обработки данных».
Проектирование, корректировка и реализация индивидуального образовательного маршрута должна осуществляться системно, с учетом принципов личностной ориентации и целостности: в этот процесс должны быть вовлечены различные специалисты образовательного учреждения, а также родители. Только систематически проводимая в данном направлении деятельность может дать положительные результаты в освоении профессии студентами СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование индивидуального образовательного маршрута как механизм развития непрерывного профессионального образования в колледже (из опыта работы Череповецкий химико-технологический колледж")
В современном мире резко возрос объем знаний, которыми должен владеть современный человек. Сегодня, как утверждают эксперты, объем знаний удваивается каждые три года, а в ближайшие...

Индивидуальный образовательный маршрут как средство успешного освоения профессиональных образовательных программ
Описан механиз индивиуализации образовательной траектории в зависимости от индивиуальных потребностей и способностей обучающегося....

Работа педагога по индивидуализации обучения студентов-инвалидов (применение средств электронного обучения и ДОТ, специальных средств обучения).
Работа педагога по индивидуализации обучения студентов-инвалидов (применение средств электронного обучения и ДОТ, специальных средств обучения)....

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы на 2016-2017 учебный год
Индивидуальный маршрут...

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы на 2017-2018 учебный год
Индивидуальный маршрут...

Статья по теме: "Индивидуальный образовательный маршрут, как способ организации инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями "
Инклюзивное образование (фр.Inclusif- включающий в себя лат. Include- заключаю ,включаю). - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех....
Семинар "Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей, детей с ОВЗ в образовательном учреждении"
В соответствии плана реализации приоритетного федерального проекта «Доступное дополнительное образование», одной из задач которого является обеспечение равного доступа к дополн...
