Развитие технического мышления обучающихся как один из путей решения задач профессионально-технической деятельности
материал

Матвиевский Сергей Алексеевич

Для того чтобы выпускники техникума отвечали запросам работодателей, необходимо  уроки учебной практики проводить  так, чтобы  обучающиеся при  освоении  профессиональных компетенций приобрели опыт решения технических задач, который может быть использован при решении профессиональных задач на производстве

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon texmuch.doc227 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Сахалинской области

ГБПОУ «Сахалинский горный техникум»

Развитие технического мышления обучающихся как один из путей решения задач профессионально-технической деятельности

        

Автор опыта: Матвиевский Сергей Алексеевич,

мастер производственного обучения,
«Сахалинского горного техникума», г.Шахтерска                        

Южно-Сахалинск

2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ        

1.1. Цели и задачи                                                                3

1.2. Условия возникновения и становления опыта                        4

1.3.  Актуальность опыта                                                         5

1.4.  Теоретическое обоснование опыта                                        8

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

2.1.  Методика развития технического мышления                        9

2.2.  Педагогические технологии                                                11

РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА                                12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                        14

РЕЦЕНЗИЯ НА ОПЫТ РАБОТЫ                                                16

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.        План-конспект урока                                17

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.        Задания для решения производственных
ситуаций                                                22

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.        Тестовые задания решения
прозводственных ситуаций                                34

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.        Диагностика качества знаний                        40

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.        Трудоустройство выпускников                         45

                                

        

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Методическая проблема(личная):

«Развитие технического мышления обучающихся  как один из путей решения задач профессионально-технической деятельности»

Цель:  научить будущих рабочих  решать технические задачи различных уровней сложности.

Задачи:

  • в процессе формирования профессиональных  компетенций  обучающихся  использовать на уроках  учебной практики межпредметные связи;
  • воспитывать в  обучающихся уверенность в себе к профессиональному росту и профессиональной мобильности;
  • реализовывать идею непрерывного развития технического мышления  обучающихся средствами современных образовательных технологий в процессе освоения профессии;
  • на  основании изученных педагогических технологий, разработать систему творческого ведения уроков учебной практики, добиваясь положительных результатов обучения и конкурентноспособности выпускников на угольных разрезах;
  • разработать методические материалы, сопутствующие успешному развитию  технического мышления рабочего угольных предприятий.

Ожидаемый результат:

- высокая степень организованности обучающихся ;

- способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем;

- способность  применять технические знания в самых нестандартных ситуациях;

- способность генерировать технические идеи;

- способность действовать в социуме с учётом позиций других людей;

- способность добывать информацию, используя справочную литературу, ИКТ.


  1.  УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА

Я работаю в ГБПОУ «Сахалинский горный техникум» мастером производственного обучения по профессии "Машинист на открытых горных работах"

Проанализировав требования, предъявляемые работодателем к выпускнику техникума  и результаты учебной и практической деятельности, отметил противоречие, затрудняющие процесс адаптации выпускника, а именно: большое разнообразие горных машин и механизмов и невозможность в рамках учебного процесса освоить на должном уровне работу с ними.

Для того чтобы выпускники техникума отвечали запросам работодателей, необходимо  уроки учебной практики проводить  так, чтобы  обучающиеся при  освоении  профессиональных компетенций приобрели опыт решения технических задач. который может быть использован при решении профессиональных задач на производстве. Вариативная часть  рабочей программы  учебной практики разрабатывалась  при участии представителей работодателя.

Работа по  развитию технического мышления  началась в 2012 -2013 учебном году :

 1 ЭТАП - изучение, сбор и анализ психолого–педагогической, методической литературы  и технической литературы по профессии «Машинист на открытых горных работах». (2012 г.- 2013 г.)

 2 ЭТАП    -  разработка рабочей программы учебной практики  по профессии. (2012 г. –  2013 г.)

 3 ЭТАП - разработка уроков  с использованием компьютерных технологий и технологии проблемного обучения для решения задач профессионально-технической деятельности, создание сайта для обучающихся и мастеров производственного обучения (2013 г.-2014г.)

4 ЭТАП – защита опыта работы по проблеме на областном конкурсе «Мастер года -2014» (2014 г.)

  1.  АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА

Модернизация современного общества охватила все стороны.  Реализация долгосрочных планов экономического, социального развития общества требует наличия высокопрофессиональных, грамотных людей, умеющих нестандартно мыслить  и находить решения проблем.

Изменения охватили и систему российского образования. Ключевой характеристикой  образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетенций, готовности к переобучению.

 С обновлением образовательных стандартов возникла потребность  обучать  будущих рабочих с применением новых   педагогических технологий, которые дают богатейшие возможности для развития личности обучающегося .

Работая в современных условиях, педагог сталкивается в своей деятельности с рядом противоречий:

  • между возросшими требованиями к профессиональным компетенциям и низкой мотивацией к обучению;
  • между большим разнообразием машин и механизмов на производстве и органиченными рамками  учебного процесса.

 Передо мной поставлены следующие цели и задачи:

  1. Теоретически обосновать и систематизировать опыт по  проблеме: «Развитие технического мышления обучающихся  как один из путей решения задач профессионально-технической деятельности».
  2. Проанализировать эффективность проведения уроков  учебной практики по профессии "Машинист на открытых горных работах" с точки зрения развития интереса к  будущей профессии.
  3. Развивать у обучающихся познавательный интерес, через  разработку системы заданий  для развития  профессионально- технического  мышления.

Уроки учебной практики являютя основными  в обучении профессии,  так как на этих уроках решаются задачи производственной деятельности, формируются профессиональные компетенции. Поэтому разработка профессионально направленных уроков учебной практики является актуальной проблемой  в профессиональных учебных заведениях.

 Передо мной встала проблема: как повысить познавательный интерес  обучающихся на уроках учебной практики. Активизировать познавательную деятельность можно на уроках различного типа и самым разнообразным содержанием материала, приемами и средствами преподавания и воспитания. Уроки решения производственных ситуаций с использованием информационно-коммуникационных технологий и проблемного изложения  способствуют лучшему усвоению, способствуют развитию технического мышления, запоминаются на более долгий срок.

Педагогическая идея развития технического мышления обучающихся  не нова, но и готовых программ, педагогических технологий их реализации нет. Поэтому сам факт разработки уроков учебной практики, на которых происходит процесс развития мышления, их  реализация не проста и для меня она инновационная.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ  ОПЫТА

Необходимость развития технического мышления в процессе обучения была осознанна в начале второй половины ХХ столетия, как естественная реакция системы образования на требования бурно развивающейся системы технического обеспечения всех отраслей промышленности страны.

 Развитие технического мышления рабочего  по профессии "Машинист на открытых горных работах" обоснована с позиций анализа требований Федерального государственного образовательного стандарта. У будущего рабочего должны быть сформированы  знания о специфике технологической профессиональной деятельности, развиты практические навыки по обслуживанию и эксплуатации машин и механизмов, применяемых при открытой разработке полезных ископаемых.

Стратегией модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют профессинальные компетенции, стимулируют самостоятельную работу обучающихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности.

Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на решении  практических задач.

Развитие технического мышления в профессиональном образовании является конкретным выражением  технологических процессов, происходящих сегодня в науке и жизни общества. Эти процессы играют важную роль в повышении практической  подготовки обучающихся, которым дается возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и в производственной деятельности.

Проблемам развития технического мышления посвящен целый ряд фундаментальных, экспериментальных и прикладных психологических исследований (А.В. Антонов, Б.А. Душков  , Е.А. Климов, В.В. Чебышева, М.Л. Шубас, А.Ф. Эсаулов, И.С. Якиманская и др.), а в последнее десятилетие появился ряд работ, посвященных педагогическим условиям формирования и развития технического и творческого технического мышления в системах общего и профессионального образования (О.А. Булавенко, М.В. Мухина, В.Д. Симоненко, П.Ф. Филиппов и др.).

Методики и технологии обучения, включающие структурные компоненты, способствующие развитию различных сторон технического мышления, с 60-70-х годов двадцатого столетия являются объектами творческого поиска многих исследователей, занятых в сфере профессионального обучения.

"Техническое мышление" рассматривается как профессиональное качество личности, сформированное равноправным взаимодействием понятийных, образных и практических элементов мыслительной деятельности в процессе оперативного решения задач в системе "человек - технический объект".

Большинством исследователей признается, что развитие технического мышления происходит в результате проблемного оперирования производственно-техническим материалом, т.е. решения технических задач.

Решение любой поставленной задачи начинается с трудностей, которые необходимо преодолеть, чтобы решить ее. В процессе решения любой технической задачи необходимо пройти четыре основных этапа:

1. Постановка задачи;

2. Поиск вариантов решения;

3. Анализ вариантов решения;

4. Оценка вариантов и выбор решения.

Развитие технического мышления в ходе решения производственных задач позволяет расширить профессиональную подготовку рабочих, готовить их по группе взаимосвязанных профессий или по новым сложным профессиям .


РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

 

2.1. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Процесс обучения на уроках учебной практики осуществляется в различных формах и различными методами. Под формами обучения понимают способы построения учебно-воспитательного процесса, определяющие характер учебно-производственной деятельности обучающихся, руководство этой деятельностью и структуру занятий.

Основной формой организации учебной практики обучающихся  является урок.  При урочной форме организации обучения, которая характеризуется прежде всего руководящей ролью мастера, все обучающиеся группы одновременно выполняют однотипные учебно-производственные задания. Уроку учебной практики присущи четкость цели и содержания, а также организационной структуры — вводный инструктаж, упражнения (самостоятельная работа) обучающихся, текущий инструктаж, заключительный инструктаж.

Формами учебно-производственной деятельности обучающихся являются групповая,  индивидуальная,  работа в парах или микрогруппах по 3-4 человека.

Методы производственного обучения — это способы совместной деятельности мастера и обучающегося, при помощи которых достигается овладение обучающимися практическими знаниями, умениями и навыками, формируются основы их профессионального мастерства,  убеждения, отношение к труду, развиваются умственные и физические силы, творческие способности.

В процессе  учебной практики преимущественно применяю методы: словесные (объяснение, беседа, письменное инструктирование и т. п.), наглядные (показ трудовых приемов, демонстрация наглядных пособий) и практические (упражнения, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа обучающихся, решение производственно-технических задач).

Словесные методы использую, как правило, при проведении вводного инструктажа, а также при текущем инструктировании обучающихся в процессе работы. Наглядные методы также наиболее характерны для вводного инструктирования обучающихся . Среди этих методов обучения следует выделить показ трудовых приемов, применяя который мастер формирует в сознании обучающихся образ (образец) трудовых действий, которые они должны освоить.

Важнейшими для учебной практики являются практические методы. Это основные методы формирования профессиональных компетенций обучающихся.

Методы обучения по  характеру познавательной деятельности обучающихся: репродуктивные и проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский) .

При применении репродуктивных методов обучающиеся усваивают знания в готовом виде, выполняют умственные и практические действия по образцу, данному мастером; при проблемно-поисковых— последовательно и целенаправленно включаются в решение практических  задач различной сложности, активно усваивают новые знания и умения. Проблемно- поисковые методы позволяют успешно развивать навыки творческой учебно-познавательной и трудовой деятельности обучающихся, способствуют  развитию технического мышления при решении профессионально-технических задач.

 Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством мастера проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит  развитие технического мышления, творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями.

 Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями и предъявляемыми требованиями.

 Сама проблема  идет впереди  знаний обучающихся, она принуждает их искать и находить нужную информацию, получать знания из различных источников информации. Причем очень часто эти знания носят междисциплинарный характер.

 По степени проблемности различают три основных уровня проблемных ситуаций:

  • проблемное изложение, при котором сам мастер п/о ставит проблему и находит ее решение;
  • проблемная ситуация, при которой мастер п/о ставит проблему, а поиск ее решения осуществляется совместно с обучающимися;
  • творческое обучение, предполагающее активное участие обучающихся в формулировании проблемы и поиска ее решения.

 Проблемное обучение реализуется с помощью систем проблемных учебных заданий, которые используются преподавателями в процессе обучения.

На вводном инструктаже, когда происходит актуализация опорных знаний, обучающиеся, работая в  микрогруппах решают задачи проблемнго характера. Например, при изучении темы "Техническое обслуживание системы смазки двигателя" предлагается выбрать из набора представленных инструментов те, которые необходимы для  разборки- сборки  системы смазки двигателя и те, которые не могут  быть использованы по требованиям охраны труда. (Приложение 1)

На текущем инструктаже, при решении профессионально-технических задач. Например, произвести сборку кривошипно-шатунного механизма двигателя А-41.

После объяснения  на текущем инструктаже операций сборки кривошипно-шатунного механизма и повторения всех этапов , предлагаю обучающимся самим собрать механизм и проверить правильность выполненной работы. Но перед ними стоит не простая задача, только повторить действия, умышленно создаю ситуацию, при которой вкладыш неправильно установлен и при проверке работы  механизм не вращается. Обучающимся самим надо  выяснить проблему и выйти из сложившейся ситуации. Они могут пользоваться справочным материалом, интернет – источниками,  обсудить ситуацию в команде.  А после анализа проблемы и правильного выбора решения  поставленной задачи получить радость от самостоятельно выполненного задания. Привожу примеры возникновения похожей ситуации на производстве и предлагаю обсудить варианты выхода из нее.

Для плана конкретного  урока составляю временную структуру урока, отбираю наиболее эффективные средства, рассматриваю целесообразность их применения  в сравнении с традиционными средствами,  определяю какое значение   данная тема имеет при формировании профессионльных компетенций. При недостатке  иллюстративного  или программного материала провожу поиск в Интернете. Из найденных материалов составляю презентацию для визуализации  работы механизмов, которую в обычных условиях невозможно увидеть. Например,  технологические процессы  работы двигателя: работу системы смазки,  питания, кривошипно-шатунного механизма, газораспределительного механизма и т.д. Происходит  более успешное усвоение   программного  материала и понимание технологических процессов  работы систем и механизмов. Использование   проблемных ситуаций и средств  ИКТ происходит на всех этапах обучения.

На этапе контроля  сформированных компетенций использую разнообразные формы контроля:  самоконтроль, взаимоконтроль.

 Обучающимся  предлагается оценить работу на каждом этапе урока ( выдаются  карточки самооценки), а в конце  они подводят  итог своей работы на занятии и коротко сообщают  о проблемах с которыми столкнулись. Навыки самоконтроля и самооценки для будущего рабочего – это самостоятельность, ответственность, путь к профессиональному росту.

Преимущества состоят в следующем:

  • осуществляется индивидуализация контроля знаний;
  • повышается объективность оценки;
  • обучающийся  видит детальную картину своих недоработок.
  • Основные дидактические условия для развития технического мышления на

уроке учебной практики:

  • правильное выделение многоплановых объектов с помощью анализа учебных программ, которые  потом становятся предметом изучения на уроке учебной практики;
  • рационально организованная работа мастера производственного обучения для подготовки урока учебной практики;
  • согласованность действий  мастера и обучающихся во время урока;
  • развитие технического мышления обучающихся на всех этапах занятия;
  • создание разнообразия форм учебной работы и обеспечение преемственности между ними;
  • обеспечение постоянной обратной связи и использования ее данных для оперативного регулирования педагогического процесса.


2.2.  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и современного педагогического опыта.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.

В своей работе  использую технологию  проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии.

На уроках учебной практики развитие технического мышление происходит при решении профессиональных задач, решение которых требует выход из проблемных ситуаций. (Приложение 2)

Информационные  коммуникационные технологии в обучении использую:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (программа презентаций Power        Point);
2) закреплении материала (разнообразные видеоматериалы);

3) системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием); (Приложение 3)

4) самостоятельная работа обучающихся (работа на компьютере, тренажерах).


РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Работа по развитию технического мышления  на уроках учебной практики в процессе решения технических задач  привела к следующим результатам:

  • повышение качества знаний обучающихся  при стабильной 100% - успеваемости; (Приложение 4)
  • удовлетворенность работодателей  выпускниками;(Приложение 5)
  • расширение  технического кругозора ;
  • развитие творческих  способностей обучающихся, формирование  навыков  решения проблемных вопросов.

Качественная успеваемость на уроках повысилась. Но традиционно сложившаяся система оценки качества профессиональной подготовки по результатам Государственной итоговой аттестации не дает информации о степени развития технического мышления, об умении будущих рабочих решать профессиональные задачи. Только  отзывы работодателей могут дать реальную картину сформированности  профессиональных компетенций.

Как мастер производственного обучения постоянно повышаю уровень технических знаний обучающихся в области  развития техники и  новых технологий добычи полезных ресурсов.

       Вывод:

 1. Учебный план и программы по учебной  и производственной практики открывают возможности для  развития технического мышления  будущих рабочих.

 2. Использование современного оборудования мастерских и применение разнообразных  методов проведения уроков учебной практики способствуют формированию профессиональных компетенций.

3. Развитое технологическое мышление  способствует быстрой адаптации выпускника техникума  в новых технологических условиях производства.

4. Развитие технического мышления в ходе решения производственных задач позволяет расширить профессиональную подготовку квалифицированных рабочих, готовить их по группе взаимосвязанных профессий или по новым сложным профессиям.

5. Эффективное развитие продуктивного технического  мышления обучающихся возможно в такой педагогической системе  учреждения профессионального образования, в которой учебно-профессиональная деятельность осуществляется в контексте личностного самоопределения через построение смыслов и перспектив развития конкретного обучаемого.

6. Процесс развития технического мышления выпускника  техникума продолжается в условиях профессиональной деятельности на производстве.


Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Российская Федерация.Закон. Федеральный закон. Об образовании в Российской Федерации: принят Гос.Думой 21 дек.2012г.
  2.  ФГОС СПО по профессии 1304404.01Машинист на открытых горных работах, 2013.

Учебники, монографии, брошюры

 3. Атутов П.И. Связь обучения с жизнью, с практикой, с производством. - М.:,  1982.

 4. Ажикин Г.И. Самостоятельные работы учащихся ПТУ в процессе производственного обучения.- М.: «Высшая школа», 1976.

5. Анисимов, В.В., Общие основы педагогики: [Текст]: [учебник для вузов] / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – М.: Просвещение, 2006. – 574с.

6. Бордовская, Н.В., Реан, А.А., Педагогика [Текст]: [Учебник для вузов] – СПб.: Питер, 2004. – 300 с Гурова, Л.Л. Психология мышления. [Текст]/ Гурова Л.Л.- М.: ПЕР СЭ, 2005, 135 с.

7. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации.- М.,- 2005- с.356

Периодические издания

8.  Баксанский О. Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация // Наука и школа. - 2010 г. - 1 - с.19-25

Электронные ресурсы

9.  Пеагогические технологии производственного обучения:  http:\\ do.gtndocs.ru (дата обращения: 08.09.2014)


Рецензия на материалы педагогического опыта
мастера производственного обучения ГБПОУ "Сахалинский горный техникум" Матвиевского Сергея Алексеевича
на тему: Развитие технического мышления обучающихся как один из путей решения задач профессионально-технической деятельности..

     Данный опыт является актуальным, так как отвечает требованиям образовательного: Стандарта – развитие профессиональных компетентностей  обучающегося  на уроках учебной и производственой практики и требованиям, предъявляемым работаделями горных разрезов к выпускникам техниума.

Педагог  создает условия  для успешности всех обучающихся

  • придает  обучению максимально деятельностный характер;
  • увеличивает  долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского характера;
  • создает условия для приобретения опыта дальнейшей трудовой деятельности.

           Опыт имеет научные основы, на которые опирался мастер производственного обучения. Проблемам развития технического мышления посвящен целый ряд фундаментальных, экспериментальных и прикладных психологических исследований: А.В. Антонов, Б.А. Душков  , Е.А. Климов, В.В. Чебышева, М.Л. Шубас, А.Ф. Эсаулов, И.С. Якиманская и др. Педагогические условия формирования и развития технического мышления в системах общего и профессионального образования описали в своих работах:О.А. Булавенко, М.В. Мухина, В.Д. Симоненко, П.Ф. Филиппов и др.

Опираясь на опыт исследователей, педагог разработал уроки учебной практики с использованием информационно-коммуникационных технологий и технологии  проблемного обучения. На уроках учебной практики происходит решение производственных ситуаций, которые предусматривают поиск, анализ и выбор  вариантов решения.

        Техническое мышление  способствует формированию целостного понимания обучающимися роли  современной техники и оборудования на производстве, областей их применения.

        В профессиональных образовательных учреждениях  развитие технического мышления необходимо в овладении рабочей профессией, обеспечения конкурентноспособности выпускников на рынке труда.

             Направления  данного опыта  являются перспективными, так как позволяют развивать у обучающихся креативное мышление, а также формировать профессиональное мышление, направленное на выбор оптимального решения.

                Опыт «Развитие технического мышления как один из путей решения задач профессионально-технической деятельности » обобщен   в рамках областного конкурса «Мастер года - 2014» среди учреждений СПО размещен на сайте  техникума г.Шахтерска, Сахалинской области.

     Данный опыт можно использовать в любом учебном заведении  СПО.

 Зам.директора по НМР ГБПОУ "Сахалинский горный техникум»
Хижняк И.В.

Приложение 1.

План-конспект урока

Методическая разработка

урока учебной практики

Профессия: 21.01.08 Машинист на открытых горных работах

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока учебной практики  по программе ПМ. 01 Обслуживание и эксплуатация бульдозера, по теме «Техническое обслуживание системы смазки двигателя»

В разработке представлены:

1. Дидактический материал. 

2. Слайды презентации.

Вопросы для проверки теоретических знаний обучающихся составлены таким образом, что позволяют мастеру производственного обучения отследить теоретический уровень их подготовки  по данной теме. Вместе с тем, каждый обучающийся имеет возможность самостоятельной проверки  своих знаний, как по теоретической части урока, так и по производственной при сборке и разборке двигателя.

Урок обеспечен в полном объёме дидактическими средствами обучения, инструментами, оборудованием.

В ходе изучения профессионального модуля ПМ. 01 Обслуживание и эксплуатация бульдозера, формируются следующие профессиональные компетенции:

ПК 1.3 Производить техническое обслуживание и ремонт бульдозера

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Тема  урока: Техническое обслуживание системы смазки двигателя.

Тип урока:  урок формирования и совершенствования умений и навыков.

Цель урока:

  • обучающая: способствовать формированию профессиональных компетенций  по техническому обслуживанию  и ремонту бульдозера, отработать навыки по техническому обслуживанию системы смазки двигателя  
  • развивающая: способствовать развитию самостоятельности, инициативности, технического мышления обучающихся при техническом  обслуживании  и ремонте  бульдозера
  • воспитательная: воспитывать стремление к познанию профессии, повышению квалификации, техническому творчеству, карьерному росту.

Материально – техническое и дидактическое обеспечение урока:

Оборудование: двигатель внутреннего сгорания бульдозера.

Инструменты: наборы слесарного инструмента, съёмники фильтров, воронки пластмассовые.

Материалы: масло моторное, фильтр масляный.

ТСО: компьютер, проектор.

Дидактическое обеспечение: инструкционно - технологическая карта, руководство по эксплуатации двигателя, карточки-задания, карточки самоконтроля.

Методы:

  • репродуктивный, наглядно-демонстрационный, частично-поисковый, практический.

Межпредметные связи: Охрана труда. Техническое черчение. Основы технической механики и слесарных работ.

Ход  урока

  1. Организационный момент
  • Приветствие, проверка явки обучающихся.
  • Проверка внешнего вида и санитарного состояния спецодежды.
  • Назначение дежурных.
  1. Вводный инструктаж

2.1   Сообщение темы программы,  урока,  цели и задач (на слайде)

2.2  Актуализация знаний

Для актуализации опорных знаний по охране труда и  по теме «Техническое обслуживание системы смазки двигателя»  используется работа в микрогруппах. Обучающимся предлагается разделиться на группы по 3-4 человека и сообщаются критерии оценки за выполненные задания.

Повторение пройденного материала начинается с вопросов по правилам охраны труда. Для этого, обучающимся  выдаются образцы инструментов, из которых они должны выбрать исправные и обосновать выбор  Далее обучающимся  предлагаются карточки с изображением узлов и деталей систем двигателя, из которых необходимо собрать систему  смазки. Группам необходимо написать  названия выбранных узлов и деталей.

Задание:

Охрана труда

Из предложенных на столе инструментов выбрать инструмент, который не соответствует требованиям охраны труда и записать в карточку. Ответ обосновать устно.

ЗАДАНИЕ №2

1.        С помощью деталей пазла собрать полную схему системы смазки. (1 балл)

2.        Написать название выбранных узлов и деталей системы смазки. (за каждый узел 1 балл)

№ пазла

Название узла или детали

Баллы

        

Группа №1

ФИО

1

2

3

4

        После выполнения заданий, обучающиеся сверяют  результаты своей работы с  эталоном ответов. Пользуясь таблицей «Эталон ответов» (Слайд) выставляются заработанные баллы, которые озвучивает мастер производственного обучения. Заработанные баллы  учитываются при подведении итогов урока.

2.3 Объяснение нового материала (озвучивается  основная цель урока)

Машинист бульдозера – это специалист, способный понимать «язык машины», вести с ней диалог, ставить диагноз ее самочувствия и осуществлять своевременные профилактические работы, обеспечивая тем самым безотказность ее работы и максимум эффективной отдачи от нее во благо человеку.

Мотивация: техническое обслуживание системы смазки двигателя обеспечивает его надежную и бесперебойную работу. Для уменьшения потерь энергии на трение и для снижения износа трущихся деталей двигателя применяют моторные масла. Кроме того, масло охлаждает и очищает от продуктов износа трущиеся поверхности, а также предохраняет их от коррозии. Показ расфасовки моторных масел (Слайд).

Сообщение обучающимся, на какой марке двигателя будут отрабатываться приемы, операции, используемые материалы и закрепление навыков технического обслуживания системы смазки  (Слайд ).

Мотивация: машинист бульдозера при выполнении работ по ТО и эксплуатации бульдозера должен обеспечить правильное выполнение работ предусмотренных инструкциями по эксплуатации. Ответственность за проведение качественного технического обслуживания и безаварийной работы техники  возлагается на машиниста бульдозера.

Для выполнения поставленной цели урока обучающиеся, опираясь на знания специальной дисциплины «Устройство, техническая эксплуатация и ремонт бульдозера», умения пользоваться руководством по эксплуатации бульдозера и таблицами должны произвести замену масла в двигателе.         Обучающимся предлагается разобрать технологическую последовательность выполнения задания по инструкционно-технологической карте.

Обратить внимание обучающихся на особенности  специнструмента (Слайд), дозировку масла (Слайд)

 и соблюдение безопасных методов производства работ. Рассмотреть оборудование, расходные материалы, инструменты, приспособления для выполнения операций при проведении технического обслуживания бульдозера.

2.4 Показ и закрепление приёмов выполнения работ

Мастер п/о  поэтапно показывает приёмы выполнения работ с одновременным закреплением их обучающимися:

  1. Слив масла с поддона картера двигателя
  2. Снятие масляного фильтра
  3. Установка нового масляного фильтра
  4. Установка сливной пробки на масляный поддон
  5. Заливка масла в двигатель
  6. Контроль уровня масла в двигателе
  7. Долив масла до уровня

Во время демонстрации приемов и операций по выполнению работ обратить внимание и предупредить о возможных ошибках и видах брака, которые могут быть допущены:

а) не смазано уплотнительное кольцо;

б) не установлена сливная пробка в поддоне картера;

в) повышенный или пониженный уровень масла в двигателе;

г) применение несоответствующих инструментов при выполнении   упражнений по ТО;

д)  нарушение правил охраны труда при работе с ГСМ.

        В ходе показа производственных операций, мастер производственного обучения отвечает на возникшие вопросы обучающихся.

При закреплении нового материала мастер п/о задает обучающимся следующие вопросы:

  1. Какие неисправности возможны  при несвоевременной замене масла?
  2. Как производится проверка уровня масла в поддоне картера двигателя?
  3. Как производится замена масла в поддоне картера двигателя?
  4. Как  Вы произведете замену фильтра, если у Вас нет специального инструмента? (создание проблемной ситуации – если обучающиеся не смогут найти правильный ответ, задать проблему в качестве домашнего задания.)

Подведение итогов вводного инструктажа.

Выдача заданий, сообщение критериев оценок ведения технологического процесса (Приложение 4).

  1. Текущий инструктаж

Провести инструктаж по правилам охраны труда.

Предлагаю обучающимся еще раз посмотреть в инструкционные карты и задать интересующие их вопросы, после чего приступить к самостоятельной работе. Мастер производственного обучения напоминает обучающимся о составе групп.

Целевые обходы рабочих мест обучающихся:

Первый обход:

  • Проверить содержание рабочих мест, их организацию.
  • Особое внимание обратить на обучающихся, требующих контроля.

Второй обход:

  • Проверка правильности выполнения приемов: использование соответствующих инструментов, расходных материалов.

Третий обход:

  • Проверка правильности соблюдения технологической последовательности.
  • Обратить внимание на соответствие процессов замены фильтрующих элементов, уровня дозировки масла в двигателе.
  • Оказание помощи слабо подготовленным обучающимся.

Четвертый обход:

  • Проверка правильности ведения самоконтроля (промежуточного, межоперационного).
  • Проверка соблюдения правил охраны труда.

Пятый обход:

  • Приёмка и оценка выполненных работ.
  • Уборка рабочих мест.
  1. Заключительный инструктаж
  • Подвести итоги занятия.
  • По количеству заработанных баллов выявить лучшую группу.
  • Указать на допущенные ошибки, разобрать причины их вызвавшие.
  • Сообщить и прокомментировать оценки обучающимся за работу.
  • Выдать домашнее задание по теме «Устройство системы питания дизельного двигателя».  Объяснить, в чем заключается цель домашнего задания.

 


  Приложение 2.

Задания для решения производственных ситуаций

1) Укажите причины неисправности и способы их устранения,  если при работе отвал плохо врезается в грунт.

2) Укажите причины неисправности и способы их устранения,  если при резании грунта бульдозер разворачивается в одну сторону

3) Укажите причины неисправности и способы их устранения,  если при работе на бульдозере с канатным управлением отвал перемещается рывками

4) Укажите причины неисправности и способы их устранения,  если при работе на бульдозере с канатным управлением отвал опускается произвольно

5) Укажите причины неисправности и способы их устранения,  если при работе на бульдозере с гидравлическим управлением отвал поднимается медленно.

6) Укажите причины неисправности и способы их устранения,  если при работе на бульдозере с гидравлическим управлением отвал опускается произвольно .

7) Укажите причины неисправности и способы их устранения,  если при работе на бульдозере с гидравлическим управлением отвал перемещается рывками.

8) Укажите причины неисправности и способы их устранения,  если при работе на бульдозере с гидравлическим управлением отвал бульдозера не приводиться в движение.

9) Укажите причины неисправности и способы их устранения, если при работе на бульдозере с гидравлическим управлением происходит выбрасывание масла и пены через сапун масляного бака.

10) Укажите причины неисправности и способы их устранения,  если при работе на бульдозере с гидравлическим управлением, рукоять управления гидрораспределителя не возвращается в нейтральное положение после подъема или опускания отвала.

11) Укажите причины неисправности и способы их устранения, если при работе на бульдозере с гидравлическим управлением в соединениях гидропривода течь.

Анализ или решение производственных ситуаций

1) Укажите способы устранения неисправности, обоснуйте их и укажите оборудование, если при работе отвал плохо врезается в грунт.

2) Укажите способы устранения неисправности, обоснуйте их и укажите оборудование, если при резании грунта бульдозер разворачивается в одну сторону.

3) Укажите способы устранения неисправности, обоснуйте их и укажите оборудование, если при работе на бульдозере с канатным управлением отвал перемещается рывками.

4) Укажите способы устранения неисправности, обоснуйте их и укажите оборудование, если при работе на бульдозере с канатным управлением отвал опускается произвольно.

5)Укажите способы устранения неисправности, обоснуйте их и укажите оборудование, если при работе на бульдозере с гидравлическим управлением отвал поднимается медленно.

6) Укажите способы устранения неисправности, обоснуйте их и укажите оборудование, если при работе на бульдозере с гидравлическим управлением отвал опускается произвольно.

7) Укажите способы устранения неисправности, обоснуйте их и укажите оборудование, если при работе на бульдозере с гидравлическим управлением отвал перемещается рывками.

8) Укажите способы устранения неисправности, обоснуйте их и укажите оборудование, если при работе на бульдозере с гидравлическим управлением отвал бульдозера не приводиться в движении.

9) Укажите способы устранения неисправности, обоснуйте их и укажите оборудование, если при работе на бульдозере с гидравлическим управлением происходит выбрасывание масла и пены через сапун масляного бака.

10) Укажите способы устранения неисправности, обоснуйте их и укажите оборудование, если при работе на бульдозере с гидравлическим управлением, рукоять управления. гидрораспределителя не возвращается в нейтральное положение после подъема или опускания отвала.

11) Укажите способы устранения неисправности, обоснуйте их и укажите оборудование, если при работе на бульдозере с гидравлическим управлением в соединениях гидропривода течь.


Приложение 3.

Тестовые задания решения прозводственных ситуаций

1. Укажите основные способы устранения слабого внедрения  наконечников в грунт:

а) подтянуть соединения

б) перевернуть или заменить ножи

в) установить правильный угол резания

2. Укажите основные причины нагрева ступиц направляющих колес, поддерживающих роликов и ступиц опорных катков:

 а) не отрегулированы подшипники

 б) неодинаковы натянуты гусеницы

 в) отсутствует смазочный материал в полостях

3. Какая сборочная единица служит для плавного трогания машины с места:

 а) сцепление

 б) коробка передач

 в) главная передача

 г) дифференциал

 д) полуось

4. Какой из указанных смазочных материалов применяется для защиты металлических поверхностей от коррозии:

 а) солидол

 б) консталин

 в) технический вазелин

5. При выполнении смазочных работ…:

 а) разрешается использовать только те материалы, которые указаны в инструкции по эксплуатации заводом изготовителем

 б) можно применять иные, не указанные в инструкции материалы, если они имеют ту же вязкость

 в) допускается применять другие материалы, если они имеют ту же температуру вспышки и застывания, что указаны в инструкции.

Критерии оценки:

                 "5"- 5         

                "4"- 4        

                "3"- 3         

                < 3-  2


Приложение 4.

Диагностика качества знаний

Справка

об уровне обученности и качестве знаний

Профессия СПО: 130404.01 Машинист на открытых горных работах

Профессия по ОК 016-94: Машинист бульдозера

        Машинист экскаватора

2012-2013 г.

Группа №63

Количество выпускников – 25 чел.

            Анализ результатов итоговой аттестации:

            оценка "5"- 1 чел.

            оценка "4"- 14 чел.

            оценка "3"- 10 чел.

            качество знаний – 60 %

            степень обученности – 54,3 %

            средний балл – 3,64         

2013-2014 г.

Группа №71

Количество выпускников – 24 чел.

            Анализ результатов итоговой аттестации:

            оценка "5"- 5 чел.

            оценка "4"- 13 чел.

            оценка "3"- 6 чел.

            качество знаний – 75 %

            степень обученности – 64,5 %

            средний балл – 3,95         

Директор ГБПОУ СахГТ                           ______________           Л.В. Королёва


Приложение 5.

Трудоустройство выпускников

Востребованность выпускников на угольных предприятих

2012 – 2013 учебный год

Выпуск – 25 человек

Трудоустройство – 21 человек

2013-2014 учебный год

 Выпуск – 24 человека

Трудоустройство – 23 человека


Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта

Учреждение

ГБПОУ "Сахалинский горный техникум",
 г. Шахтерск, Интернациональная 16,
телефон: 32564
Е-mail: SGT.edusite.ru

Должность

Мастер производственного обучения

Стаж работы в должности

2 года

  1. Тема инновационного (передового) педагогического опыта

Развитие технического мышления обучающихся  как один из путей решения задач профессионально-технической деятельности.

  1. Источник изменений  (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др)

Проанализировав требования, предъявляемые работодателем к выпускнику техникума  и результаты учебной и практической деятельности, отметил противоречие, затрудняющие процесс адаптации выпускника, а именно: большое разнообразие горных машин и механизмов и невозможность в рамках учебного процесса освоить на должном уровне работу с ними. Технологии обучения, включает структурные компоненты, способствующие развитию различных сторон технического мышления.

  1. Идея изменений (в чем сущность инновационного (передового) педагогического опыта: в использовании образовательных, коммуникационно- информационных и других технологий; в изменении содержания образования, организация учебного или воспитательного процесса, др.)

Сущность опыта характеризуется тем, что при разработке  рабочей программы учитывается  мнение работодателя и устанавливается  взаимосвязь между совершенствованием содержания, форм , методов при разработке технологии урока  и уровнем развития технического мышления обучающихся  на уроках  учебной практики по профессии «Машинист на открытых горных работах». На уроках используются ИКТ и  проблемное обучение.

  1. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

 Новизна обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у обучающихся приемов самостоятельного приобретения знаний,  развитием технического мышления и   коммуникативных качеств при работе в команде. Развитие технического мышления не заканчивается в учебном заведении, а продолжается на производстве.

  1. 5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Условием становления опыта можно считать требования, предъявляемые к педагогу современным обществом, которое предполагает совершенствование системы образования, внедрение в практику профессионального  учреждения комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение обучающимся условий для его развития, формирования полноценной личности, получения образования. Педагог постоянно повышает свое образование. Имея инженерное образование, учится по программе "Общая педагогика". Совершенствует свое профессиональное мастерство, изучая опыт работы  ведущих педагогов.

6. Результат изменений

В процессе обучения обеспечивается формирование у обучающихся технического мышления, профессионального мастерства, воспитывается  самостоятельность в работе, стремление к творческому восприятию нового в технике, технологии. Интерес к профессии успешно вырабатывается нестандартными заданиями. Это повышает качество знаний и востребованность выпускников на предприятиях.

7.Публикации о представленном педагогическом опыте

На сайте ГБПОУ "Сахалинский горный техникум"

Описание педагогического опыта

Анализ уровня технического мышления в процессе  тестирования  обучающихся по профессии «Машинист на открытых горных работах»  выявил  несоответствие  его требованиям профессиональной характеристики. Тем самым было зафиксировано наличие актуальной педагогической проблемной ситуации и с учетом имеющихся наличных средств выдвинута гипотеза относительно методов ее решения. Такой гипотезой стало предположение о возможности повышения уровня развития  технического мышления при решении производственно- технических задач различной сложности.Оценивая реальность и возможную эффективность данного гипотетического пути мастер сопоставлял его с  опытом, опубликованным в специальной и нормативной литературе. При этом были использованы результаты исследований выдающихся педагогов: Л.С.Выготского, М.Л. Шубас, И.С. Якиманской, О.А.Булавенко, М.В. Мухиной.

Затем последовала разработка уроков учебной практики  по  методической проблеме и накопление дидактических и методических средств, апробация разработанных уроков , анализ результатов и формулировка  выводов.
В основе опыта – сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения  на основе проблемного обучения и  применения  ИКТ, позволяющих создавать развивающую среду на уроках  учебной практики, направленных на развитие  технического мышления обучающихся , на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.
Оценка результативности осуществлялась  по анализу результатов итоговой аттестации: за 2 года уровень знаний повысился.  Уровень развития технического мышления оценивался по  результатам отзыва работодателя о сформированных профессиональных компетенций выпускников. Существенно возросло понимание обучающимися значимости и ценности  осваиваемой профессии.

Экспертное заключение (предполагаемый масштаб и формы распространения изменений0

В зависимости от конкретных особенностей педагогических ситуаций, мастера производственного обучения СПО могут с той или иной степенью полноты достичь желаемого результата - повысить уровень  технического мышления на уроках учебной практики по осваиваемой профессии.  Результаты опыта могут быть использованы мастерами производственного обучения, работающих с группами технических профессий.

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, должность, место работы.

Дата заполнения экспертного заключения:

«____»____________2014год


                                                                                   

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Ф. И. О. педагога: Матвиевский Сергей Алексеевич, ГБПОУ"Сахалинский горный техникум", г. Шахтерск, Интернациональная 16, телефон 32564
Образование: высшее, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова ,   29.06.2006

Cпециальность по диплому:  инженер по специальности "Механизация сельского хозяйства"
Должность:  мастер производственного обучения

Стаж работы в должности:  2 года

Стаж работы в образовательном учреждении: 2 года

Квалификационная категория:

Матвиевский Сергей Алексеевич

Развитие технического мышления обучающихся  как один из путей решения задач профессионально-технической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления обучающихся в процессе преподавания дисциплины "Основы философии"

В настоящее время главной задачей образовательного процесса становится не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого самостоятельного мышления, основных мыслительных операций, котор...

Использование ИКТ для развития навыков математического мышления и решения задач детей дошкольного возраста

ИКТ создают широкий и насыщенный контекст для решения детьми открытых математических задач, работы над проектами, интегрирующими математические навыки и эксперименты. В целом ИКТ значительно расширяют...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО.

В работе рассмотрены вопросы построения образовательного процесса, который моделирует и формирует экономическое мышление. Перечислены осовные методы трансформации учебной деятельности в профессиональн...

Тема: «Развитие инженерного мышления с использованием развивающих игр на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах»

Тема: «Развитие инженерного мышления с использованием развивающих игр на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах»...

ВКР "Развитие творческого мышления обучающихся 3 класса посредством технологии ТРИЗ во внеурочной деятельности"

Выпускная квалификационная работа "Развитие творческого мышления обучающихся 3 класса посредством технологии ТРИЗ во внеурочной деятельности"...

Программа по выявлению и развитию технических способностей обучающихся

Программа по выявлению способностей, обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа по выявлению способностей обучающихс...