ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО.
статья

Баженова Марина Леонидовна

В работе рассмотрены вопросы построения образовательного процесса, который моделирует и формирует экономическое мышление. Перечислены осовные методы трансформации учебной деятельности в профессиональную, где главной целью является изменение познавательных характеристик обучаемого на профессиональные. А также уделено внимание важным аспектам подготовки современных компетентных специалистов, способных применять полученные знания в изменяющихся условиях и поддерживать желание в постоянном приобретении новых компетенций является формирование экономической культуры личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО.

   

Баженова Марина Леонидовна

СПБ ГБПОУ «Промышленно-технологический

колледж им. Н.И. Путилова»

Важным аспектом подготовки современных компетентных специалистов, способных применять полученные знания в изменяющихся условиях и поддерживать желание в постоянном приобретении новых компетенций является формирование экономической культуры личности. Ведь независимо от рода деятельности, уровня сформированности личности, во многом решение проблем экономической стабильности общества в целом, успешная социализация и профессиональная адаптация молодого специалиста зависит от его экономической культуры как личности. Целью данного рассуждения является рассмотрение проблем, благодаря которым формируется экономическое мышление у обучающихся. Актуальность проблематики развития экономического мышления обусловлено современной потребностью в систематизации подходов и выстраивания алгоритмов развития в рамках экономических дисциплин.

Экономическое мышление - это совокупность взглядов и представлений, способов подхода к оценке явлений, связанных с участием в экономической жизни. В процессе образования актуально применять технологии, развивающие экономическое мышление. Наиболее эффективными являются:

1. Деловые игры.

2. Проектная деятельность.

3. Ситуационные задачи.

Экономическое мышление представляет собой один из ведущих компонентов общей культуры человека и является категорией смежных наук, таких как философия, экономика, педагогика, психология управления. В связи с этим и подход к его развитию должен быть интегративным, а выбор методов и технологий — междисциплинарным. Применение современных методов развития экономического мышления проходит в контексте формирования тех свойств мышления обучающихся, которые продуцируют эффективность развития наиболее важных индивидуальных характеристик в контексте воспитания их экономической культуры, общего и профессионального становления. В отечественной педагогике разработкой психологически ориентированных технологий обучения в образовании в разное время занимались: А.М. Матюшкин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков.

Что же представляет собой образовательная технология? Это – четко выстроенный системный процесс, который моделирует экономическое мышление. Образовательные технологии трансформируют учебную деятельность в последующую профессиональную, где главной целью является изменение познавательных характеристик обучаемого на профессиональные. В технологии развития экономического мышления обучающихся  важнейшей задачей является развитие когнитивного компонента, поэтому содержание технологии должно основываться на знаниях, которые приобретаются обучающимися  не через «заучивание», а через самостоятельное освоение, что в свою очередь, усиливает мыслительную функцию.  Экономическое мышление выполняет определенные виды функций. Наиболее значимые:

1. Воспитательная (развитие у обучаемых необходимых умений и качеств);

2. Познавательная (вовлечение в экономическую реальность);

3. Прогностическая (прогнозирование экономических изменений);

4. Преобразовательная (совершенствование экономических отношений, способность решения экономических задач);

5. Критическая (критическое отношение к экономическим событиям, преодоление устаревших стереотипов).

 Все функции взаимосвязаны и переплетаются.

В структуре экономического мышления можно выделить следующие компоненты:

Альтернативность – это умение оценивать полноту исходной экономической информации, находить различные варианты решения задачи с последующей оценкой их экономической эффективности.

Гибкость – это умение изменять намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям, которые выявляются в процессе ее решения и не могут быть учтены с самого начала.

Системность – умение выявлять разнообразные связи объектов и явлений, классифицировать и структурировать данные, обобщать полученные результаты, делать выводы.

Экономичность – это рациональный метод решения задачи с учетом практической выгоды и перспективы.

Критичность – это умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отклонять неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.

Самостоятельность – это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свои деятельность и поведение.

Перспективным направлением в области разработки технологии развития экономического мышления является интеграция двух подходов: философско-методологического и технологически-компетентностного. Опираясь на философские категории и принципы экономических явлений, философское осмысление определяет сущностные аспекты экономического мышления. Философская методология разрабатывает теоретические средства наиболее полного отражения непрерывно изменяющейся экономической реальности. Разработка диалектико-логических принципов познания осуществляется в тесном единстве с обобщением новейших достижений конкретных экономических наук. И все это придает практическую значимость методологической функции философско-методологического подхода. Технологически-компетентностный подход на сегодняшний день является актуальным, так как предполагает формирование ключевых компетенций, необходимых для решения задач в различных сферах деятельности. В результате применения данного подхода в учебном процессе широко применяются образовательные технологии обучения, а также активные и интерактивные методики.  Организация образовательной деятельности с использованием этих подходов придает технологии развития экономического мышления ряд характерных признаков:

– концептуальность (основанная на теории учебной деятельности);

– диагностирование уровня целеполагания по технологическим этапам;

– направленность на развитие личности;

– ориентация учебной деятельности на профессиональные компетенции.

Исходя из этого, технология развития экономического мышления должна включать в себя формирование системы знаний, взглядов, убеждений, умений, навыков, способствующих использованию накопленной информации об экономических категориях и законах, видах собственности, организации и управлении как категориях, предназначенных для принятия конструктивных решений для социально-экономического развития личности и общества в целом. Таким образом, технология развития экономического мышления обучающихся представляет собой целостный интегративный процесс образования и воспитания, включающий в себя когнитивное экономическое развитие, развитие личностных и профессиональных качеств, развитие стратегий и навыков экономического поведения и принятия решений во всех сферах жизнедеятельности личности. Развитие экономического мышления и решение других задач, определенных стандартом образования, требует применения интерактивных методов обучения, обеспечивающих новый уровень мышления, при котором в качестве результата рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Формирование экономически мыслящего человека должно производиться посредством развивающего обучения, которое осуществляется через теоретический и прикладной компоненты. В качестве прикладного компонента, используемого в реализуемой нами обучающей технологии, наиболее эффективными являются деловые игры, проектная деятельность, ситуационные задачи. Они способствуют развитию экономического мышления, так как предполагают возможность выбора и активную позицию в процессе обучения и имеют в качестве основы разнообразную социально-экономическую информацию.

1. Активные методы обучения, а особенно деловые игры, позволяют обучающимся за короткий промежуток времени «прожить» экономическую ситуацию, управлять развитием событий на основе самостоятельно полученных выводов и тем самым получать прочные знания. Деловая игра – имитация, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной экономической ситуации в игровой форме. Деловая игра переводит теоретические знания в деятельностный контекст в реальном процессе информационного обеспечения. В игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций.

2. Проектная деятельность предполагает владение большими объемами предметных знаний, а также творческими, организаторскими и аналитическими умениями. Проективные методы заслужили должное внимание, поскольку они включают:

– целевую направленность;

– научные идеи, на которые опирается обучающийся;

– последовательную систему этапов взаимозависимых действий и операций;

– критерии оценки и качественно новый результат;

– перечень необходимых ресурсов, необходимых для реализации проекта;

– соответствующее программное обеспечение для принятия решений;

– критерии по оценке осуществимости разработанного проекта.

При формировании экономического мышления путем использования проектного метода необходимо учитывать, что:

– образовательный процесс строится на логике будущей деятельности, что повышает его мотивацию в формировании экономического мышления;

– комплексный подход в разработке учебных проектов способствует развитию профессиональных, физиологических, и психических функций обучающихся.

Проектный метод помимо экономической составляющей мышления развивает продуктивное мышление, активизирует аналитическое мышление, развивает творческие способности.

 3. Также достаточно эффективным методом развития экономического мышления является решение ситуационных задач. Специально разработанные ситуации направлены на проверку репродуктивного уровня познавательной деятельности, являются необходимым элементом в «Фонде оценочных средств» в соответствии с ФГОС последнего поколения. Использование метода решения ситуационных задач влечет за собой развитие общекультурных компетенций, а также применение усвоенных знаний в различных предметных областях. Вырабатываются умения объективно анализировать и оценивать свою работу, усиливается ценностно-смысловое отношение к полученной информации. В результате меняется психологическая ситуация и усиливается индивидуальный подход к самообразованию. Одной из задач данного метода является систематизация и обобщение ранее усвоенных знаний и умений, а также активизация мыслительного процесса учащихся. Положительные стороны состоят в том, что ситуационные задачи заставляют сомневаться, думать, размышлять, выбирая нужный ответ в предложенной ситуации, а также помогают определить, например, такие психологические типы: «транжир», «скряга», «жмот», «благодетель», «инвестор», «инноватор» и т.д.

Рассмотренные технологии развития экономического мышления у обучающихся помогает формировать личностные экономические компетенции, мировоззрение молодого, экономически грамотного и активного гражданина своей страны. Опираясь на вышеизложенное видно, что в основе развития экономического мышления главными будут являться те дидактические методы и такая педагогическая технология, которые дадут возможность будущим специалистам узнать новое, закрепить умения и навыки, сформировать интерес к дальнейшему профессиональному образованию, позволяющему ориентироваться в экономической жизни общества и приносить пользу. Активизация познавательной активности является наиболее оптимальным путем формирования экономического мышления, которое является основой экономической культуры личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления обучающихся в процессе преподавания дисциплины "Основы философии"

В настоящее время главной задачей образовательного процесса становится не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого самостоятельного мышления, основных мыслительных операций, котор...

"Современные образовательные технологии.Технология развития критического мышления. Приём ЗИГЗАГ"

Современное образование требует активных форм общения обучающихся с информационным полем.В этом учителям и преподавателям призваны помочь образовательные технологии.Печатный документ содержит краткое ...

Развитие технического мышления обучающихся как один из путей решения задач профессионально-технической деятельности

Для того чтобы выпускники техникума отвечали запросам работодателей, необходимо  уроки учебной практики проводить  так, чтобы  обучающиеся при  освоении  профессиональных комп...

Технология развития критического мышления; личностно-ориентированная технология И.С. Якиманская.

Технология развития критического мышления;  личностно-ориентированная технология И.С. Якиманская....

ВКР "Развитие творческого мышления обучающихся 3 класса посредством технологии ТРИЗ во внеурочной деятельности"

Выпускная квалификационная работа "Развитие творческого мышления обучающихся 3 класса посредством технологии ТРИЗ во внеурочной деятельности"...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология развития критического мышления.

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализ...