"Современные образовательные технологии.Технология развития критического мышления. Приём ЗИГЗАГ"
учебно-методический материал на тему

Шепелева Валентина Анатольевна

Современное образование требует активных форм общения обучающихся с информационным полем.

В этом учителям и преподавателям призваны помочь образовательные технологии.

Печатный документ содержит краткое описание технологии развития критического мышления, структуру и сущность каждого этапа. 

Презентация содержит подробное описание приёма ЗИГЗАГ технологии развития критического мышления.

Автор учебного материала с успехом применяет приёмы данной технологии в работе: ранне с учениками 1-7 классов, а в данный момент со студентами педагогического колледжа.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА «ЗИГЗАГ» НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Презентация учителя начальных классов ГБОУ НОШ № 689 Невского района Санкт-Петербурга Шепелевой Валентины Анатольевны

Слайд 2

Сущность приема «Зигзаг»: Методическая ценность приема – самостоятельное изучение нового материала взаимообучение

Слайд 3

ТРИ ФАЗЫ, НА КОТОРЫХ «ДЕРЖИТСЯ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» Вызов Осмысление содержания Рефлексия Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная ( соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Слайд 4

Достижение образовательных результатов: Личностные: развитие навыков сотрудничества, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат ; развитие познавательной активности и самостоятельности при планировании своих действий. Предметные: сформировать у учащихся представление о …. развить умение определять …. прививать интерес к предмету, воспитывать …

Слайд 5

Метапредметные : Познавательные: применение предметных знаний в моделировании графического текста; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; Регулятивные: согласование в группе последовательности действий по разработке проекта – ответа на изучаемый вопрос; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; Коммуникативные: определение функций участников группы и способов их взаимодействия; обмен знаниями между членами группы для эффективного выполнения поставленной задачи и составления графического текста

Слайд 6

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИЁМА Преимуществом приёма «Зигзаг» является то, что за урок каждым учеником , вне зависимости от его способностей, усваивается большой объём теоретического материала, всю работу на уроке учащиеся выполняют самостоятельно , сотрудничество и ответственность школьников за результат являются основными составляющими урока.

Слайд 7

Из опыта работы по применению приёма «Зигзаг» технологии РКМ на уроках в начальной школе

Слайд 8

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Слайд 9

Постановка задачи. Планирование работы. ПЛАН = ЭТАПЫ ПРИЁМА «Зигзаг» Время работы – 60 мин.

Слайд 10

Индивидуальная работа с текстом. «Зигзаг-1» – тексты у каждого в группе разные. «Зигзаг-2» – тексты у каждого в группе одинаковые, но вопросы для изучения разные.

Слайд 11

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Слайд 12

Работа в группе экспертов. Сбор группы по одному вопросу. Обсуждение . Совместная подготовка презентации – ответа на свой вопрос . ОСНАЩЕНИЕ : листы для презентации, фломастеры, маркеры, клей, картинки по теме урока.

Слайд 13

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Слайд 14

Работа в первоначальной группе Трансляция (рассказ) своего вопроса, другие слушают, записывают основные мысли ( заполняют схему, таблицу…) Затем все слушают защиту презентации (выступает один из экспертов) – вторичное слушание вопроса (дополняют) Этап рефлексии сопровождает презентация учителя – проверяют, дополняют, воспринимают материал третий раз. Так по каждому вопросу темы.

Слайд 15

ИТОГ ОБЯЗАТЕЛЬНО ТЕСТОВОЕ ИЛИ ИНОЕ КОНТРОЛИРУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ – ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ

Слайд 16

Тестовая работа в конце урока «Древнерусское государство» Люди какой профессии помогают человечеству узнать о прошлом? А) врачи Б) археологи В) геологи Кто был нашими предками? А)печенеги Б) корелы В)восточные славяне Какое общее название было у всех княжеств? А)Русь Б) Россия В) Рось Кто стоял во главе объединённых славянских племён? А)родоначальник Б) князь В)предводитель В каком веке возникло древнерусское государство? А)в Х веке Б) в конце I Х века В) в начале Х II века Какой город был столицей древнерусского государства? А)Киев Б) Москва В)Псков

Слайд 17

Ещё раз о м етодической ценности приёма «Зигзаг» Самообучение. Взаимообучение . Взаимоорганизация учебного процесса. Создание условий для формирования всего спектра УУД. Осуществление многофункциональной деятельности. Охват большого объёма материала.

Слайд 18

Вопрос - ответ

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ЖЕЛАЮ ВСЕМ ЗДОРОВЬЯ И ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!



Предварительный просмотр:

Материал к занятию со студентами педагогического колледжа

по дисциплине «Современные образовательные технологии начального общего образования»

Составила Шепелева Валентина Анатольевна,

преподаватель ГБОУ СПО ПК № 8 Санкт-Петербурга

Технология

«Развитие критического мышления  через чтение и письмо» (РКМЧП)

Критическое мышление - мышление о мышлении, когда вы размышляете с целью улучшить свое мышление.

КМ - не просто мышление, а мышление, влекущее самоусовершенствование.

 Технология критического мышления - это «изобретение» американской педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя (преподавателя и студента), на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу.

Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Критическое мышление помогает готовить детей нового поколения, умеющих думать, общаться, слышать и слушать других. Детей, умеющих вести дискуссию.

Есть ряд причин, исходя  из которых, школа стала  разрабатывать эту технологию. Одна из причин - это то, что мы будем жить в информационном обществе и через несколько лет 100% того, что мы знаем сейчас, будет являться лишь 10%. Поэтому нужно уметь работать с информацией, и  этому нужно учить детей.

Технология «Развитие критического мышления»- современная «надпредметная» педагогическая технология.

Она решает следующие задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала,
  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии - «Вызов - осмысление - рефлексия».

Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека.

Поскольку ей подчиняется усвоение информации в любой области знания, ознакомление с технологией «Развитие критического мышления»  можно организовать на любом предметном материале.

Первая стадия – ВЫЗОВ актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала. Для этого используют различные приемы: прием мозгового штурма, наработка различных версий в отношении изучаемого материала, верные и неверные утверждения («верите ли вы»), ключевые слова, таблица ЗХУ(знаю, хочу узнать, узнал), кластеры.

На основе имеющихся знаний учащиеся могут строить свои прогнозы, определять цели познавательной деятельности на данном уроке. 

Вторая стадия - ОСМЫСЛЕНИЕ нового материала (новой информации, идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом, причем «текст» следует понимать достаточно широко, это может быть  документ или любой другой  источник знаний, а также - речь учителя, видеоматериалы и др. В процессе работы ученика с новой информацией используются следующие приемы - чтение текста с остановками, маркировка текста символами, ИНСЕРТ (составление таблиц),  эффективная лекция, древо предсказаний, дневники и бортовые журналы, толстые и тонкие вопросы, Зигзаг. 

Третья стадия – РАЗМЫШЛЕНИЕ  или РЕФЛЕКСИЯ. Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу.                   На данной стадии возможно проведение дискуссии, написание  сочинения, эссе, фиксация рассмотренного материала в виде собственных выводов, записей в тетради, составления схемы, портфолио, синквейна, кластера.

Все три стадии на уроке необходимо соблюдать, т.к. это отражает сложный мыслительный процесс.

В заключении следует отметить, что приёмы данной технологии успешно применяются составителем данного материала в обучении студентов. Обучающиеся отмечают эффективность технологии, мотивационный аспект, актуальность в системе современных подходов к образованию и возможность применения на практике конкретных технологических приёмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии. Технология проблемного обучения.

Несмотря на то, что технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи, истоки проблемного обучения уходят глубоко в прошл...

Современные образовательные технологии. Технология обучения в сотрудничестве.

Обучение в сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Оно является важным элементом прагматического подхода к образованию в философии Д...

Современные образовательные технологии. Технология дифференцированного обучения.

Одним из основных направлений современного обучения является индивидуализация, где основой является дифференцированный подход в обучении. Что такое дифференциация, дифференцированное обучение и ...

Статья "ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ТЕХНОЛОГИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ"

Как соединить два течения: общее образование и профессиональную подготовку так, чтобы слить их в общий поток? Есть, по меньшей мере, два подхода к его решению.       Перв...

Использование приемов и методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок внеклассного чтения по современной литературе. Татьяна Толстая. «Любишь - не любишь». Рассказ.

Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна   Урок 1-2 Татьяна Толстая . Рассказ «Любишь- не любишь»(Опыт прочтения текста вместе с детьми) Эпиграфы:Чем человек ум...

Проектируем современный урок. Технология развития критического мышления. Приём "Зигзаг"

Данная презентация может быть использована преподавателями СПО, учителями ОУ, студентами для подробного ознакомления со стуктурными элементами технологии развития критического мышления через подробное...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ с применением современной образовательной технологии развития критического мышления По дисциплине МДК.01.01. "Устройство автомобиля"

Методическая предназначена для проведения учебного занятия по дисциплине МДК.01.01. Устройство автомобиля, для студентов, обучающихся по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей...