Использование ИКТ для развития навыков математического мышления и решения задач детей дошкольного возраста
статья по теме
ИКТ создают широкий и насыщенный контекст для решения детьми открытых математических задач, работы над проектами, интегрирующими математические навыки и эксперименты. В целом ИКТ значительно расширяют возможности дошкольников учиться современной математике, предлагая им учебную деятельность в визуальных математических микромирах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_dlya_razvitiya_navykov_matematicheskogo_myshleniya_i_resheniya_zadach.docx | 18.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ для развития навыков математического мышления и решения задач
Исследования Горвиц Ю., Поздняк Л., Новоселовой С. показывают, что компьютеры могут помогать в развитии математических представлений даже очень маленьких детей — при условии, что педагоги способны подбирать среды и инструменты, подходящие для изучения математических понятий и отношений, и использовать их так, чтобы они поддерживали и развивали мышление детей раннего возраста, особенно их метакогнитивные навыки. Например, такие продукты и способы их применения должны:
- позволять детям создавать, изменять, сохранять и находить идеи; стимулировать рефлексию и мотивацию;
- показывать, как сопоставлять понятия из разных областей, например из математики и искусства; формировать ситуации с четко определенной изменяемой и измеримой структурой, а также задавать обратную связь, результаты которой учащиеся могут интерпретировать самостоятельно.
Итак, инструменты и способы их применения должны позволять детям серьезно взаимодействовать с идеями, думать о них, играть с ними, в некоторых случаях даже с ограниченным участием взрослых.
Хотя образовательные преимущества включения детей в деятельность по решению задач общеизвестны, эффективная организация таких занятий часто вызывает трудности у педагогов, в частности:
• чтобы решение задач было серьезным делом, они должны быть достаточно трудными, поэтому дети часто нуждаются в весьма существенной помощи квалифицированного педагога;
• подходы детей к решению задачи естественным образом различаются, а большим разнообразием направлений и необходимых действий весьма трудно управлять, сложно обеспечивать их ресурсами;
• решение открытых задач трудно вписать в четкие временные рамки; время, необходимое детям для выполнения конкретных задач, может колебаться непредсказуемо;
• решение задачи зачастую требует проверки идей на практике; из-за недостатка опыта дети иногда могут в течение долгого времени настаивать на реализации первоначальной, не работающей идеи, а затем испытывать острое разочарование;
• решение задач требует от детей напряженной работы и заинтересованности этим делом, поэтому для того, чтобы процесс решения был эффективным, задачи должны занимать воображение детей; в итоге простые задачи с очевидными решениями часто проигрывают при столкновении со спонтанными «реальными» проблемами, которые, в свою очередь, требуют от педагогов больших организационных и творческих усилий.
ИКТ создают гораздо более широкий и насыщенный контекст для решения детьми открытых математических задач, работы над проектами, интегрирующими математические навыки и эксперименты. Новые технологии также полезны для расширения школьной математики, выхода за рамки арифметики и простенькой геометрии в сторону математического мышления, коммуникации, той математики, которая применяется в компьютерных дисциплинах. Такую математику детям можно давать в визуальных и осязаемых формах, используя возможности объектов, демонстрируемых на экране, манипуляции с ними, процессы и микромиры. В целом ИКТ значительно расширяют возможности дошкольников учиться современной математике, предлагая им учебную деятельность в визуальных математических микромирах.
Литература:
- Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
- Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
- Куликова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании, 2013г.
- Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
- Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997
- Новоселова С.Л. Новая информационная технология в работе с дошкольниками. Приемлема ли она? // Дошкольное воспитание – 2009, - №9
- Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
- Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал.- 2009. – Т.20, №1 – с. 86-102.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья на тему: Важность использования средств ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста
статья может быть использована как актуальность к проблеме по данной теме...
Карта профессионального развития "Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста"
центр для несовершеннолетних»(Стационарное отделение с. Красный Яр) Карта профессионального развития Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возра...
Презентация Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста
Презентация по теме: "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста"....
Разработка урока для СПО по специальности 44.02.01."Дошкольное образование" МДК.03.04. Теория и методика математического развития. Тема "формирование временных представлений у детей дошкольного возраста"
Материал будет интересен и полезен преподавателям СПО и студентам,обучающимся по специальности 44.02.01 "Дошкольное образование"...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Моделирование конспекта НОД (плана - конспекта) по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
КУРСОВАЯ РАБОТА по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» на тему «Возможности и пути использования дидактического материала «логические блоки Дьенеша» в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время с появлением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Дошкольного Образования , наиболее остро встает проблема по...
Использование фольклора в формировании культурно - гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Использование фольклора в формировании культурно - гигиенических навыков у детей дошкольного возраста....