КУРСОВАЯ РАБОТА по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» на тему «Возможности и пути использования дидактического материала «логические блоки Дьенеша» в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал

Кротова Мария Сергеевна

Актуальность  работы заключается в том, что  в настоящее время с появлением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Дошкольного Образования , наиболее остро встает проблема познавательного развития дошкольников. Воспитатель не всегда умеет обеспечить развитие мотивации логико-математического и познавательного развития детей. Для  этого необходимо искать новые способы развития.

 Формирование познавательного и логико-математического развития - важная составная часть педагогического процесса. Решается она в основном средствами  занимательности в обучении математике. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления. Воспитателю необходимо помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее. Первоначальным источником познания детей является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания у них формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota.docx102.78 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 8»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

на тему

«Возможности и пути использования дидактического материала

«логические блоки Дьенеша»

в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

                                                                         

                                                                                                                                                

                                                                    Выполнена

                                                                    обучающимся 31 группы                                                            

                                                                    очно-заочного отделения

                                                                    Кротовой Марией Сергеевной

                                                                         

                                                                    Руководитель работы

                                                                    Сорока Наталья Павловна

                                                         

                                                                    Оценка выполнения и защиты

                                                                    курсовой работы  5 (отлично)

Санкт-Петербург

2020 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Проблема познавательного развития дошкольников………………………………………………………………..6
  2. Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал логико-математического развития детей дошкольного возраста……………………………………………………………………...14
  3. Эффективность и возможность использования блоков Дьенеша для развития мыслительных операций и действий…………………………………………………………………….16
  4. Методика проведения игр и упражнений с блоками Дьенеша……………………………………………………………………..18

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………24

Приложение…………………………………………………………………….. 26

Введение

Актуальность  работы заключается в том, что  в настоящее время с появлением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Дошкольного Образования [1], наиболее остро встает проблема познавательного развития дошкольников. Воспитатель не всегда умеет обеспечить развитие мотивации логико-математического и познавательного развития детей. Для  этого необходимо искать новые способы развития.

 Формирование познавательного и логико-математического развития - важная составная часть педагогического процесса. Решается она в основном средствами  занимательности в обучении математике. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления. Воспитателю необходимо помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее. Первоначальным источником познания детей является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания у них формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений.

Дошкольники проявляют высокую познавательную активность, они буквально забрасывают старших разнообразными вопросами об окружающем мире. Исследуя предметы, их свойства и качества, дети пользуются разнообразными обследовательскими действиями: умеют группировать объекты по цвету, форме, величине, назначению, количеству; умеют составить целое из 4-6 частей; осваивают счёт. Но эти действия появляются только в результате специально организованного обучения на занятиях и в повседневной жизни детей дошкольного возраста,  в создании оптимальных условий для развития у них логического мышления через грамотное построение целостного педагогического процесса

Изучением данной темы занимались такие исследователи как: М.Н.Полякова, С.П.Шитова, П.И. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.М Фридман, Т.М. Землянухина, Д.Б. Годовикова, Е.Э. Кригер, М.И. Лисина, Т.А. Павловец, Т.А. Серебрякова и др.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки Дьенеша. Этот дидактический материал разработан венгерским педагогом и математиком, профессором Зонтаном Дьенешем, основателем игрового подхода к развитию детей «Новая математика», идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.

Недостаточная разработанность и большая значимость познавательного развития детей дошкольного возраста определили тему исследования: «Возможности и пути использования дидактического материала «Логические блоки Дьенеша» в познавательном развитии детей дошкольного возраста».

Цель исследования – обоснование возможности и путей использования «логических блоков Дьенеша» в познавательном развитии дошкольников.

Объект исследования – процесс познавательного развития дошкольников.

Предмет исследования – «Логические блоки Дьенеша» как средство познавательного  развития детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить научную литературу по проблеме познавательного развития дошкольников. 

2. Доказать, что логические блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал логико-математического развития детей дошкольного возраста. 

3. Раскрыть возможности использования логических блоков Дьенеша для развития мыслительных операций и действий у детей. 

4. Описать методику проведения игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша. 

Глоссарий

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка.

Дидактический материал – это особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом

Конформность – это характеристика позиции личности по отношению к позиции группы, принятие или отрицание определенного стандарта, который свойствен данной группе, мера подчинения групповому давлению. Психологическое давление может исходить как от одного человека, так и от целого общества.

Пропедевтика (от др.- греч. προπαιδεύω — предварительно обучаю) — введение в какую-либо науку или искусство, сокращенное систематическое изложение науки или искусства в элементарной форме, приготовительный (предварительный, вводный) курс, предшествующий более глубокому изучению предмета.

1. Проблема познавательного развития дошкольников

Учеными отмечено, что именно в дошкольном возрасте у детей закладываются черты будущей личности, формируется самосознание и мировосприятие, происходит общее психическое развитие, дошкольники приобретают необходимый опыт для дальнейшей жизнедеятельности, накапливают впечатления от познания мира, в этот период происходит интенсивное становление познавательной активности. Таким образом, происходит развитие всех сфер ребенка: личностной, мотивационной, эмоциональной, когнитивной.

Как отмечает Ю.Н. Косенко, в организации детского познания взрослый выступает как сотрудник, помощник ребенка. Удовлетворяя естественную потребность в познании окружающей среды, ребенок имеет возможность раскрыть разные стороны своей личности: проявить познавательные интересы в определенных видах деятельности, испытывать разнообразные познавательные эмоции, стремиться к самостоятельности, проявлять познавательную активность [3].

Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, а также данные педагогической практики свидетельствуют о том, что, несмотря на достаточно широкий спектр обсуждения проблемы формирования познавательной активности детей дошкольного возраста, остается недостаточно изученным вопрос об особенностях этого процесса, его роли в развитии каждого ребенка как неповторимой индивидуальности.

В научных исследованиях, посвященных проблеме формирования познавательной активности ребенка дошкольного возраста, находим характеристики этой черты личности:

- активность, направленная на весь внешний мир, который имеет в основе ориентировочный рефлекс, который развивается на базе познавательной потребности и выражается в построении образцом мира через ориентировочно-исследовательскую или поисковую деятельность;

- это познавательная деятельность, в процессе которой ребенок учится, познает окружающий мир;

- это любопытство - определенное качество личности, которое направляет детские познавательные потребности на всех этапах жизни и в разных видах деятельности: игре, учебе, труде [13];

- «познавательная активность как таковая, в которой ребенок выступает как субъект, который создает свой опыт в определенной мере самостоятельно; одновременно он является реципиентом внешних воздействий».

Все приведенные выше определения познавательной активности ребенка дошкольного возраста характеризуют отдельные ее показатели: потребность в познании, любознательность, самостоятельность.

Так, ученые констатируют у детей к концу дошкольного возраста устойчивое и целенаправленное восприятие; интенсивное развитие непроизвольной памяти; формирование основ произвольной памяти; отделение мышления от восприятия и превращение его в относительно самостоятельный процесс; существенные изменения в развитии речи (увеличение словаря, формирование фонетической стороны речи); способность ребенка в некоторой мере направлять собственное внимание.

Переход от дошкольного к школьному возрасту связан с изменением ведущих видов деятельности ребенка (игровая деятельность сменяется учебной). Ученые констатируют в этот период изменение «внутренней позиции» ребенка, в которой он чувствует необходимость учиться, интерес к учебной деятельности, приобретает «школьную» форму поведения при организации учебной деятельности, признает авторитет педагога. Учебная деятельность ребенка становится полимотивированной. Продолжается развитие психических функций: мышление от наглядно-образного переходит к словесно-логическому, до конца младшего школьного возраста у ребенка формируется синтезирующее восприятие, осмысленной и произвольной становится память, внимание носит еще самопроизвольный характер, продолжает развиваться детская личность, а при разумном руководства со стороны взрослого у ребенка развивается самостоятельность.

Соглашаясь с этим, нельзя не принимать во внимание и то, что познавательная активность является явлением многогранным. Она требует выявления целого ряда особенностей на разных возрастных этапах развития ребенка. Прежде всего, это касается раннего и дошкольного возраста, где возникают важные личностные новообразования, особое значение среди которых приобретают такие: изменение субъектной позиции в трехлетнем возрасте («Я сам»), произвольность поведения в различных видах деятельности, упорядоченность мотивов поведения, формирование самосознания (в 5,5-6 лет). Эти новообразования проявляются и положительно влияют на ход познавательной деятельности детей дошкольного возраста, которая имеет некоторые сходства и отличия, по сравнению с детьми более старшего возраста.

Для того чтобы более ярко показать особенности познавательной деятельности дошкольников, рассмотрим некоторые родственные и отличные черты познания в разные периоды детства.

Сравнительный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития и воспитания детей дошкольного возраста с более старшими детьми указывает на некоторое сходство в особенностях их познавательной деятельности:

- познавательная деятельность включает обязательное повышение интереса к обучению; познавательная деятельность проявляется детьми в условиях, когда им интересно, когда взрослый не просто играет с ними (что тоже очень важно), но и общается, организует познание, знакомит детей с новым, неизвестным;

- для проявления детьми познавательной деятельности необходимо создать им комфортные социальные условия, обеспечить положительные отношения между всеми членами детского коллектива;

- на высших уровнях развития познавательной деятельности ребенка-дошкольника наблюдается проявление индивидуального, собственного стиля поведения в ходе познания;

- познавательная деятельность предполагает проявление самостоятельности, но в дошкольном возрасте для нее все же характерно присутствие общения со взрослым и сверстниками в процессе познания.

Вместе с тем уже с рождения, а затем и в раннем, и в дошкольном возрасте ребенок проявляет в процессе познания не только такие черты как индивидуальность и неповторимость, присущие всем периодам развития человека, но и как своеобразие. Рассмотрим данный аспект на примерах конкретных исследований.

Так, можно согласиться со свидетельствами О.М. Дьяченко о том, что уже в возрасте младенца наблюдается потребность в познании окружающего мира, других людей, самого себя, что проявляется в активных движениях, общении со взрослыми, а позже - с однолетками. На первом году жизни у ребенка наблюдается потребность в активных действиях с предметами, манипулировании ими, познании их основных свойств и названий через постоянное эмоциональное общение со взрослым (ребенок вокализирует, улыбается, смеется, хлопает в ладоши, пытаясь обратить на себя внимание взрослого). В двухлетнем возрасте, с овладением походкой, расширяется круг элементарных познавательных действий ребенка: все нужно достать, взять в руки, потрогать, бросить или покатить, дать «собственное» название. В это время констатируется активная ориентировочно-исследовательская деятельность ребенка, которая является интенсивной и такой, что побуждается познавательная мотивом (узнать «что это такое?»). Чем старше ребенок по возрасту, тем больше интенсивность его познавательной активности [6].

В два-три года ребенка начинают интересовать причины и последствия новых явлений. Новые свойства, которые он открывает в предмете, могут способствовать возникновению новых видов деятельности, и, в частности, игры. Ребенок может довольно долгое время заниматься игрушкой, когда находит в ней свойства, которые вызывают эмоционально-положительное отношение. При этом возникает словно цепь ориентировочных реакций, которые поддерживают активность ребенка (аутостимуляция). В дошкольном возрасте познавательная активность также характеризуется интенсивностью.

Итак, ребенок накапливает знания о разнообразии предметов и способах действия с ними. До конца преддошкольного возраста действия ребенка приобретают определенную направленность и осознанность.

Анализ работ ученых, посвященных проблеме детской игры, позволяет констатировать, что познавательная активность ребенка дошкольного возраста связана с ведущей деятельностью в этот период и проявляется в том, что именно в игре, которую ребенок самостоятельно организует, он воспроизводит деятельность взрослых, вступает в контакт с другими детьми, осуществляет самостоятельные действия; и все это направлено на познание окружающего мира и воспроизведение приобретенных знаний в активной деятельности; в обучении, а именно: в процессе подготовки к школьному обучению; на разных занятиях в детском саду, во время слушания художественных текстов, труда и др.; в процессе решения познавательных задач; в процессе экскурсий и изучения сезонных явлений природы; в процессе организации элементарной поисковой деятельности и экспериментирования; в решении нестандартных, проблемных, опережающих, творческих заданий и интеллектуальных игр.

Причем, следует учитывать, что активность ребенка-дошкольника еще не характеризуется целеустремленностью познания в отдельной области - ребенка интересует все, что его окружает, для него характерна всеобъемлющая активность в познавательной деятельности, исключительная любознательность от «что это такое?» до «хочу все знать». Эта особенность в значительной мере отличает познавательные интересы дошкольника от соответствующих интересов детей более старшего возраста. [8]

Развитый познавательный интерес характерен для школьников. Он является устойчивым образованием, в основном направленным на учебный предмет или отдельную область знаний. Учеными единодушно подчеркивается тот факт, что с накоплением детьми опыта познавательной деятельности повышаются их познавательные интересы. При этом необходимо указать на постоянное положительное изменение и рост интереса к процессу познания от этапа любопытства у преддошкольников и дошкольников к устойчивому познавательному интересу в школьном возрасте.

В процессе формирования познавательного отношения к окружающему миру четко прослеживается единство интеллектуального и эмоционального отношения к предметам и явлениям действительности.

В связи с тем, что в эмоциональной сфере ребенка дошкольного возраста происходит заметное расширение диапазона чувств, которые переживает ребенок, детские эмоции приобретают не только внешнюю, но и внутреннюю форму. Ребенок может несколько скрывать свое эмоциональное состояние и в определенной степени управлять своим поведением. Детские эмоции лишаются импульсивности и мимолетности, формируются чувства (ответственность, справедливость и другие). Ребенок умеет проявлять эмоции, свидетельствующие об интересе к процессу познания, желании познать новое, увлеченность и пр. Ученые указывают на важность присутствия эмоций в процессе познания: «Удивление при встрече с новым, неизвестным, интересным, любознательность и любопытство, уверенность или сомнение в собственных суждениях, радость по поводу решения - все эти эмоции являются необходимой составляющей частью мыслительной деятельности».

Несмотря на высокую долю эмоциональности в процессе познания, уже со среднего дошкольного возраста у отдельных детей, а потом и у основной их массы проявляется определенная саморегуляция познавательной деятельности. Ребенок в этом процессе является полноценной личностью, творцом собственной деятельности, он определяет ее цели, ищет пути и способы их достижения. Иначе говоря, ребенок здесь выступает как свободная личность, которая реализует свою волю, свои интересы, свои потребности. Этот тип активности лежит в основе детского творчества в самом широком смысле этого слова. Собственная активность обусловлена взаимодействием со взрослым. Однако ребенок настолько глубоко усвоил содержание деятельности, которое дал взрослый, что он, взаимодействуя с его прошлым опытом, превратился в его достижения, существенно изменив свою форму [12].

Итак, в процессе познания ребенок выступает как полноценная личность, которая способна к определению своей активности, творчества в деятельности, реализации собственной воли, интересов и потребностей.

В конце дошкольного возраста создаются необходимые предпосылки для перехода ребенка на новый уровень развития - к школьному обучению. Познавательная деятельность, управляемая познавательными интересами, закладывает основы познавательных способностей ребенка, развитие которых является необходимым условием формирования творческого мышления. Следует отметить, что все перечисленные особенности познавательной деятельности в дошкольном возрасте находятся на уровне становления и в дальнейшем становятся основой для развития познавательной деятельности.

Работая с детьми дошкольного возраста, можно также определить три уровня познавательной активности детей, что придает характеристикам детей большую значимость и глубину:

- высокий - ребенок всегда активен, инициативен в ответах и общении, любознателен, всегда внимателен, следует указаниям, правильно выполняет задания, проявляет готовность преодолевать трудности, ведет активный поиск решения, легко контактирует со взрослыми и сверстниками, умеет решать конфликты;

- средний - ребенок отвечает только по просьбе воспитателя; слушает объяснения взрослого, но сам не обращается за помощью, требует повторения, указаний и контроля за ходом деятельности; отвлекается, подражает другому, задачи выполняет при дополнительном стимулировании; пытается преодолевать трудности, но в случае неудачи отступает; в общении отдает предпочтение знакомым детям, подчиняется инициативе другого, проявляя конформность;

- низкий - ребенок пассивен, может работать только при условии персонального обращения и постоянной помощи взрослого, безразличен, без специальной поддержки не начинает деятельность, не работает без образца, при малейшем затруднении не обращается за помощью, а отказывается от деятельности; включается в совместную деятельность по приглашению, но не умеет поддерживать отношения, часто конфликтует; у ребенка преобладают игры один на один.

Несмотря на определенные уровни познавательной активности, отметим, что в отдельных случаях трудно отнести конкретного ребенка к определенному уровню познавательной активности. Ощущается необходимость введения промежуточного между средним и высоким уровнями развития познавательной активности дошкольников.

Таким образом, исходя из анализа научной литературы и особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, можно рассматривать познавательную деятельность детей дошкольного возраста как такую активность, которая формируется и развивается на основе познавательной потребности в различных видах деятельности, обеспечивает формирование целостного представления об окружающем мире, характеризуется имеющейся познавательной ориентацией, инициативностью, самостоятельностью ребенка, интересом и оригинальностью.

2. Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический

 материал логико-математического развития детей дошкольного возраста

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

«Что такое блоки Дьенеша»?

В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки», - но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления. Плоский вариант логических блоков (логические фигуры) используется в начальной школе при изучении математики.

Что же представляет собой этот материал?

Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.

Рис 1. «Логические блоки Дьенеша»

Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

В набор блоков входят: 12 кругов – 6 больших (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий), 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.

Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане пред математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку [7].

3. Эффективность и возможность использования блоков Дьенеша для развития мыслительных операций и действий

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).

При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от дома медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но одному ребенку предлагается построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другому – чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету блоков (оперирование сразу двумя свойствами), третьему – чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).

В зависимости от возраста детей, можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). А это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действий рассуждает.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач.

Интеллектуальное путешествие будет увлекательным и радостным для детей, если, во-первых всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр или упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. После такого самостоятельного знакомства можно перейти к играм и упражнениям [7].

4. Методика проведения игр и упражнений с логическими блоками

Дьенеша

Е.А. Носова и Р.Л. Непомнящая представили четыре группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками [11]:

  1. для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;
  2. для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
  3. для развития действий классификации и обобщения;
  4. для развития способности к логическим действиям и операциям.

Некоторые игры и упражнения направлены на развитие внимания и памяти. В отличие от выше указанных они не имеют строго определенного места в системе работы с детьми. Их всегда можно предложить ребенку, чтобы потренировать его память, внимание, восприятие.

Почти все игры и упражнения даются в трех вариантах (I, II, III). Игры и упражнения I варианта развивают у детей умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе).

С помощью игр и упражнений II варианта развиваются умения оперировать сразу двумя свойствами (выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам).

Игры и упражнения III варианта формируют умения оперировать сразу тремя свойствами. Все игры и упражнения, за исключением четвертой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту.

Весь комплекс заданий — это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения — ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен подняться. Если какую-то из них он пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее.

Методика предполагает выявление уровня логического развития с помощью предложенных задач, пока ребенок не решит ее. Если задача решена – уровень развития определен (ступенька лестницы). Переход на более сложный уровень возможен только после полного освоения текущего, когда решение задач не составляет никаких трудностей. Логическое развитие будет происходить только при возникновении сложностей с решением у ребенка. Задача выполнима, но для этого нужно логически подумать.

М. Фидлер предлагает 22 кодовые карточки для блоков Дьенеша. Используя их, можно научить детей решать довольно сложные логические задачи. На карточках-кодах обозначены свойства блоков и карточки с отрицанием свойств. Так же используются карточки «отрицание» (нарисован маленький дом и перечеркнут – признак «не маленький») [14].

Каждое упражнение повторяется по несколько раз, это обусловлено тем, что закрепление умения происходит после его многократного повторения, и умение переходит в навык.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, дети самостоятельно знакомятся с логическими блоками. Они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

В дальнейшем игра проводится по-другому: ребенок, видя перед собой какую-либо геометрическую фигуру, должен перечислить четыре ее признака: форму, величину, толщину и цвет.

Методика проведения игр с логическими блоками Дьенеша предлагает поочередные шесть этапов – игры начинаются с самых простых понятий и постепенно усложняются. Формирование познавательных способностей целесообразно начать с ознакомления с содержания обучающей игры (цвет, форма, величина), воспитанники могут долго играть в преобразование фигур, перекладывая их по своему замыслу, находят сходства и различия.

На первой стадии познание происходит в виде свободной игры – она заключается в том, что ребенку предлагается задание, которое он решает, перебирая все варианты, т. е. методом проб и ошибок находится правильное решение. Игры на этом этапе немного хаотичны, нет никаких правил, происходит ознакомительный период – ребенок изучает фигуры и кубики, привыкает к тому, что они совершенно разные.

Постепенно игры становятся сложнее, и на этом этапе начинается непосредственно обучение. Ребенку предлагается проводить анализ – сравнить кубики и фигурки по форме, размеру, толщине или форме. Вводятся правила игры, и объясняется, что их нужно соблюдать. На этом этапе ребенок начинает понимать, что, не зная правил, невозможно выиграть.

На третьем этапе игры ребенок продолжает сравнивать объекты в соответствии с присущими им свойствами. Ребенок начинает понимать, что с одними и теми же правилами игры могут использовать различные предметы, для этого одна задача обыгрывается на различных кубиках и фигурках, и ребенок учиться абстрагироваться от предметов, т. е. видеть общую цель.

Четвертый этап учит понимать смысл чисел. Игры должны опираться на визуальное восприятие – таблицы, карточки, диаграммы и т. д.

Этот этап можно назвать символическим, ребенка в виде игры подводят к пониманию того, что к одному и тому же результату могут приводить разные серии шагов.

Заключительная и самая длительная стадия, в ходе которой ребенок учится понимать язык символов. Правила и описания игры усложняются, вводятся понятия теоремы – требующей доказательства, и аксиомы – не требующей доказательства.

Многие взрослые придерживаются мнения, что для ребенка это сложно, но любой опытный педагог подтвердит, что дети очень хорошо мыслят абстракциями и то, что иной раз кажется сложным для восприятия взрослых, ребенок легко и быстро усваивает. Необходимо только не перегружать его, а двигаться и работать постепенно по ступенькам – от простого к сложному. В результате игры ребенок учится решать достаточно сложные логические задачи.

Предлагаются следующие формы организации работы с логическими блоками:

1. Игры-занятия (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность, доступность, смену деятельности).

2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность:

  • дидактические (Приложение 1), настольно-печатные игры («Какой фигуры не хватает», «Рассели жильцов», «Найди место фигуре», «Головоломки» - дополнительно изготовить карты к играм);
  • подвижные игры (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
  • сюжетно-ролевые игры («Магазин» - деньги обозначаются блоками, цены на товар - кодовыми карточками. «Почта» - адрес на посылке, письме обозначается блоками, а адрес на доме - кодовыми карточками. Аналогично «Поезд», «Театр» билеты - блоками, места - кодовыми карточками).

3. Вне занятий, в развивающей среде группы. Моделирование из геометрических фигур разнообразит занятия детей, сделает их интереснее, поможет детям легче ориентироваться в пространстве и закономерностях («Дом», «Елочка», «Транспорт», «Животные» и т. д.). Дети с удовольствием используют логические блоки в самостоятельной деятельности, используя при этом схемы, таблицы, рисунки.

Таким образом, в результате использования логических блоков Дьенеша у дошкольников формируется логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать и на этапе завершения дошкольного образования дети не только обладают элементарными представлениями математики, но и моделируют понятия информатики.

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы: познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Одним из наиболее эффективных пособий, способствующих познавательному развитию, является «логические блоки Дьенеша», разработанные венгерским психологом и математиком З. Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Методика проведения игр с логическими блоками Дьенеша предлагает поочередные шесть этапов – игры начинаются с самых простых понятий и постепенно усложняются.

Педагогические наблюдения позволили сделать вывод о том, что использование такого дидактического средства как логические блоки Дьенеша дает детям возможность верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в познавательной сфере, а значит развитие логического мышления – залог будущей успешности наших детей.

Эта технология способствует развитию интеллекта, мыслительных операций, ведь подготовка к школе – это не только огромный запас знаний, который дает педагог, родитель, но и умение логически мыслить, анализировать, обобщать, классифицировать и самостоятельно приходить к нужным решениям.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками Дьенеша: разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др., дошкольники овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также в специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Таким образом, логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития, в том числе развития математических способностей дошкольников.

Список использованных источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fgos.ru (дата обращения 29.02.2020).
  2. Аксенова Г. Н. Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни. – М.: Буки–Веди, 2013. – 276 с.
  3. Баданина Л. П. Диагностика и развитие познавательных процессов. Практикум по общей психологии. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2012. –264 с.
  4. Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012. – 190 с.
  5. Бахурова Е. П. Логические блоки Дьенеша как ступень к успешному овладению базовыми математическими и логическими навыками детьми младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2015. –№13. – С. 594-598.
  6. Дубов А.Г., Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика,  2013. –  296 с.
  7. Иванова Н.В. Игровое обучение детей 5–7 лет: методические рекомендации. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2008. – 110 с.
  8. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. – М.: Смысл, 2015. – 426 с.
  9. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 128 с.
  10.  Маркова А.К. Формирование мотивации учения в дошкольном возрасте. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
  11.  Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 96 с.
  12.  Полякова М.Н., Шитова С.П. Освоение классификации детьми седьмого года жизни. // Методические советы к программе «Детство». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 280 с.
  13.  Поддьяков Н.Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. – 1991. – № 4. – С. 29–34.
  14.  Фидлер М. Математика уже в детском саду.  – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.
  15.  Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 2008. – 208 с.

Приложение 1

Картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша для детей среднего дошкольного возраста

1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: Развитие интереса у детей к геометрическим фигурам и умение находить и на ощупь определять геометрическую фигуру, называть ее.

2. Дидактическая игра «Волшебные камни»

Цель: Расположение предметов «внутри» и «вне» круга.

3. Дидактическая игра «Найди клад»

Цель: Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

4. Дидактическая игра «Цветок»

Цель: Классификация блоков по трем признакам: цвету, форме и размеру.

5. Дидактическая игра «Домино»

Цель: Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам.

6. Дидактическая игра «Засели домики»

Цель: Развитие классификационных умений.

7. Дидактическая игра «У кого в гостях Винни – Пух и Пятачок»

Цель: Развитие способности анализировать, сравнивать, обобщать.

9. Дидактическая игра «Загадки без слов»

Цель: Развитие умений расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково – символическим обозначениям.

10. Дидактическая игра «Карусель»

Цель: Развитие классификационных умений по трем признакам: форма, цвет, величина.

11. Дидактическая игра «Угадай Фигуру»

Цель: Развитие логического мышления, умений кодировать и декодировать информацию о свойствах.

12. Дидактическая игра «Волшебные цветы»

Цель: Развитие классификационных умений; уточнение знаний о геометрической фигуре – круг. Классификация по одному признаку - цвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция разных видов искусства в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших направлений становления современного образования. Интегрированное обучение, по мнению многочисленных исследователей, способствует формированию у детей...

Вопросы к экзамену по математическому развитию детей дошкольного возраста

Вопросы к экзамену по математическому развитию детей дошкольного возраста...

Ранее музыкальное развитие детей дошкольного возраста

В работе ракрывается польза начального музыкального образования детей....

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития детей дошкольного возраста

Подробно описано использование логопедического пособия "Игры для Тигры"...

Консультация для родителей. Lego-конструирование – как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста.

Конструкторы LEGO ― самая популярная игрушка в мире, причём не только у детей, но и у взрослых. Среди развивающих игрушек для детей именно конструктор ЛЕГО занимает особое место. Использовать его можн...