Тема: «Развитие инженерного мышления с использованием развивающих игр на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах»
план-конспект занятия

Багеева Гулия Рифовна

Тема: «Развитие инженерного мышления с использованием развивающих игр на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила : Учитель  начальных классов Мухтарова Г.Р.

Лицея №16 г.Димитровграда

Тема: «Развитие инженерного мышления с использованием развивающих игр на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах»

Актуальность темы:

Инженерное образование сегодня – один из приоритетов государственной политики в образовательной сфере. Стратегия инженерного образования предполагает формирование интереса обучающихся к техническому образованию; определение склонности и способности ребенка к изучению математики и предметов естественнонаучного цикла; формирование навыков практической деятельности, необходимой для ведения исследовательских, лабораторных и конструкторских работ; обеспечение условий для гармоничного развития детей.

Цель темы: 

Сформировать представления о новых горизонтах науки и их применение в практике с помощью развивающих игр.

Объект исследования:

Развивающие игры в области инженерного мышления в начальной школе.

Задачи: 

    Одной   из  важнейших  задач, стоящих  перед  учителем начальных  классов, является  развитие  логики  мышления, которая  позволила бы детям  строить  умозаключения,  приводить    доказательства, высказывания,   логически связанные между  собой; делать вывод, обосновывая  свои суждения, и, в конечном счёте, самостоятельно приобретать знания.

Практическая значимость:

Развитие мыслительных навыков обучающихся. необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Методы: 

Исследовательский, частично поисковый, проблемный, практический.

Формы:  Работа в парах,  в малых группах, разноуровневые задания, игры.

В системе непрерывного инженерного образования учитывается самая начальная его ступень, когда формируются первоначальные навыки познания мира, экспериментирования . Чем эффективней окажется развивающая среда, формирующая основы научного мировоззрения, навыки конструирования, технического творчества, тем более мотивированными будут обучающиеся на получение инженерного образования впоследствии. Развитие инженерного мышления на ранних этапах образования возможно при реализации технологического компонента образовательной программы, внедрении современных педагогических технологий. Инженерное мышление – способность связывать образы, представления, понятия, определять возможности их применения, способность решать возникающие проблемы, обосновывать выводы и решения, касающиеся создания и эксплуатации техники. Причем инженерное мышление является не только теоретической формой отражения действительности в виде понятий, гипотез, теорий. С его помощью инженер решает практические задачи. Основой инженерного языка является высокоразвитое творческое воображение и фантазия, системное творческое осмысление знаний, владение методологической техникой творчества, позволяющей сознательно управлять процессом генерирования новых идей. Инженерная мысль должна опираться на хорошо развитое воображение и включать различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно – образное, практическое, теоретическое, техническое, и т.д. В развитии мышления  младшего школьника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования

Практическая часть

     В основе моего опыта лежат идеи развивающего обучения, реализуемые через личностно-смысловую дидактическую модель, идеи опоры, максимальной помощи ученику, идея использования интеллектуального фона класса и действия в зоне ближайшего развития ребёнка. Почему я подобрала именно такие упражнения? Потому что интересы, потребности и познавательная активность детей в этот период тесно связаны с игровой деятельностью. Младшие школьники любят и хотят играть. Это желание вытекает из потребности школьников в положительных эмоциях, переживаниях, в свободе выбора для себя интересной роли. Средством реализации моих идей стал комплект заданий, использование которых возможно  как в контролирующем, так и в обучающем режиме, стимулирующих познавательную деятельность.  Проблема активизации познавательного интереса, развития творчества и фантазии младшего школьника лучше всего решается средствами занимательности в обучении, применения элементов игровой деятельности, которая присуща ребёнку. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит анализ и синтез, делает обобщения. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность.

   Я расширяю содержание урока за счёт включения в него нестандартных задач, которые формируют у учащихся умение высказывать предположения, проверять их достоверность, логически обосновывать.  Проговаривание с целью доказательства способствует развитию речи учащихся, выработке умений делать выводы, строить умозаключения. Для учащихся нетрадиционный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность); за счёт этого я формирую здоровьесберегающую образовательную среду, дети учатся без усилия, что соответствует их возрасту. Такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

       Таким образом, в образовательном процессе на уроках и во внеклассных мероприятиях, я стараюсь применять различные виды заданий, способствующих развитию креативности младшего школьника.

Задание1.

Цель: развитие образного мышления.

Инструкция: внимательно посмотри на рисунок. Сложи из палочек такую же фигуру.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/534911/img1.jpg
Рисунок 1

Инструкция: переставь 4 палочки так, чтобы из стрелок получилось четыре треугольника (обучающимся данный рисунок не выдается).

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/534911/img2.jpg
Рисунок 2

Задание 2

Цель: развитие словесно-логического мышления (обобщение, систематизация).

Инструкция: прочитай слова.

Стол, чашка, стул, тарелка, чайник, шкаф, диван, ложка, табурет, кресло, кастрюля.                                                    

Инструкция: раздели слова на группы так, чтобы каждой группе можно было дать общее название. Слова одной группы подчеркни зеленым цветом, а слова другой группы красным.

Инструкция: назови каждую группу слов одним названием.

1. Вера,  Надя,  Света,  Оля.    Это ________________________________.

2. А,  Б,  В,  Г.    Это _____________________________________.

3. Понедельник,  вторник,  среда,  суббота.   Это ________________________________.

4. Ручка,  карандаш,  линейка,  тетрадь.    Это __________________________________.

5. Заяц,  волк,  лиса,  медведь.    Это __________________________________________.

6. Корова,  собака,  овца,  кошка.    Это

Инструкция: Раздели на две группы следующие числа:

1,  12,  3,  14,  5,  16,  7,  18,  9,  10.

Четные числа ____________________________________________________.

Нечетные числа __________________________________________________.

Однозначные числа _______________________________________________.

Двузначные числа ________________________________________________.

Цель: развитие наглядно-образного мышления.

Инструкция: посмотри внимательно на рисунок. Здесь изображен сложенный пополам платочек. Как ты думаешь, если платочек развернуть, какой у него вид? Дорисуй платочек так, чтобы он выглядел развернутым. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/534911/img5.jpg


Инструкция: внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/534911/img6.jpg

Пример

Построить на геоконте разные виды треугольников.

 http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/500585/Image1011.gif

Пример

Сколько треугольников на чертеже?       

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/500585/img1.gif

Пример

Аппликация или мазаика из геометрических фигур.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/500585/Image1015.gif

Пример

Найди закономерность и нарисуй фигуру.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/500585/img2.gif

Пример

Моделирование фигур из паттерна.

В третьем классе, когда дети умеют читать язык оригами и знают исходные формы, возможны элементы творческой и исследовательской работы.

Если мы от готовой фигурки вернёмся к исходному квадрату, то получим некоторую сетку – разбиение квадрата линиями сгибов. Эта сетка в оригами имеет специальное название – паттерн. Анализ паттерна и работа с ним приводит к интересным результатам в геометрии и алгебре.

Можно к любому из этапов работы задать вопрос: “А что будет, если…?”, ответом, на который может быть новая и совсем непохожая на предыдущую фигуру модель. Первые вопросы и изменения подсказывает учитель, а потом ученики сами активно включаются в предложенную игру. И на этом этапе появляется много авторских изобретений даже у учащихся начальной школы.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/500585/Image1016.gif

 

Словесно-логическое мышление.

Даётся понятие о периметре, имеют понятие, что такое формула. На основе знания свойств фигур, дети выводят формулы периметра прямоугольника, квадрата, равностороннего треугольника.

Рпрям. = (а + в) x 2

Ркв. = а x 4

Ррав. тр. = а x 3

Пример

Найди площадь сложной фигуры.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/500585/full.h16.jpg                 

                         

Также  на уроках использую элементы ТРИЗА

  Игра «Теремок» На что похож предмет?В теремке поселился мел. Ответ: Лист бумаги на него похож тем, что тоже белый, ручка – тем, что пишет, пенал имеет такую же форму и т.д.

Игры «Ассоциации» или ассоциативные цепочки

а) Ассоциации по смежности.

Ведущий называет предмет или явление, а играющие приводят примеры непосредственно связанных с ним объектов:

в пространстве : глаз – очки, ресницы, брови; туча – молния, дождь.

во времени : утро – восход солнца, роса, подъем и т.д.; болезнь – высокая температура, кашель, лекарство и т.д.

б) Ассоциации по подобию: Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)

11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей)

Для проведения опыта вам потребуются:

 - воздушный шарик , пластиковая трубочка,скотч, толстая нить

 План работы:

 1. Надуйте воздушный шарик. Придержите рукой отверстие, через которое вы его надували, чтобы шарик не сдулся.

 2. Попросите кого-нибудь вам помочь - продеть нитку через трубочку. Один конец нити пусть ваш помощник привяжет к какому-нибудь предмету, другой конец держит в руке.

 3. Скотчем прикрепите трубочку к шарику.

 4. Теперь отпустите шарик. Он как настоящая ракета полетит от одного конца нити к другому.

ВЫВОД: В  результате такой работы мои ученики приобретают и раскрывают ресурсы личности, а также формируют инженерное мышление обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательская работа на тему критическое мышление как средство активизации мыслительной деятельности мобучающихся начальных классов

исследовательская работа на тему критическое мышление как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся начальных классов...

«Использование фильмотерапии (мультфильмотерапии) на занятиях по внеурочной деятельности в начальной школе»

Статья представленная в сборнике XIV Научно-практической конференции "Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения" 21-22 апреля 2016г.  Направление: "Арт-терапия в рабо...

Статья: "ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ".

Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализи...

Анализ рабочей программы «Я - гражданин России» по внеурочной деятельности учителя начальных классов.

Анализ рабочей программы «Я - гражданин России» по внеурочной деятельности учителя начальных классов....