Требования к уроку, как основной форме организации учебного процесса
методическая разработка на тему

Методические рекомендации по подготовке и проведению уроков теоретического обучения, по формированию целей и структуры урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_k_uroku_tereticheskogo_obucheniya.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

КЧРГБПОО «МТК»

Методический кабинет

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ, КАК ОСНОВНОЙ  ФОРМЕ

ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 (методические рекомендации)

Требования к формулированию целей

а) чёткая формулировка; б) понятность; в) достижимость поставленных целей; г) возможность быть  проверяемой; д) конкретность.

Триединая задача урока

Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.

Воспитательная: формировать к учащимся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

 Развивающие и воспитательные цели не обязательно ставить к каждому уроку, можно поставить одну цель на несколько уроков темы: невозможно за один урок улучшить память учащихся, научить анализировать и обобщать, воспитать доброту, гуманность, вежливость, а тем более проверить, насколько они сформированы. Значит, цели могут повторяться из урока в урок и это нормально.

Воспитательная цель – создать условия для воспитания (пишем чего),

развивающая цель – создать условия для развития (пишем чего)

Развивающая цель урока – развитие психических и психофизических свойств (внимания, сенсорно-перцептивных свойств, мыслительных свойств, психомоторных свойств, профессиональных задатков и способностей).

Требования к развивающей цели: учет психологической структуры личности (интеллектуальная сфера, волевая, эмоциональная, мотивационная); вычленение развивающей цели в комплексе целей, так как задачи обучения и воспитания не всегда решают проблемы развития психофизических свойств личности; подбор необходимых форм и методов работы с учащимися.

Развивающий компонент цели будем формулировать так: «создать условия для развития…», «способствовать развитию…» (логического мышления, пространственного воображения, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, и т. д.)

Воспитательная цель урока – формирование навыков, убеждений, чувств, профессионально-значимых психологических и социально-психологических качеств личности (интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых).

Требования к воспитательной цели: воспитание должно осуществляться в наибольшей степени средствами соответствующего учебного предмета; воспитательная цель урока должна быть не формальной, а вытекающей из содержания предмета; основа воспитания в процессе обучения – собственные суждения учащихся, их отношение к фактам и явлениям и т. д.

 Можно  формулировки: «создать условия для…»; «обеспечить условия для…» (воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.)

Основные компоненты современного урока:

  1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
  2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
  3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала, как в данной теме, так и во всем курсе.
  4. Коммуникативный – уровень общения преподавателя с классом.
  5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
  6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
  7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
  8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Алгоритм действий преподавателя при подготовке к уроку:

  1. Учет особенностей учащихся учебной группы:

 уровень общеобразовательной подготовки;

 отношение учащихся к предмету;

 темп работы учебной группы;

 сформированность  ЗУН;

 отношение к разным видам учебной деятельности;

 отношение к разным формам учебной работы;

 общая дисциплина.

  1. Учет индивидуальных особенностей преподавателя:

 тип нервной системы;

 коммуникативность;

 эмоциональность;

 управление восприятием нового материала учащимися;

 умение преодолеть плохое настроение;

 уверенность в своих знаниях, умениях;

 умение импровизировать;

 умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

  1. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока:

Общие:

1. Определить место урока в теме, а темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока.

2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.

3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.

4. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.

5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понята учащимся, осознана ими.

6. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока.

7. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.

8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирование новых  ЗУН.

9. Подумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.

10. Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление.

Частные:

1. Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.

2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.

3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.

4. Задания и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.

5. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают преподавателя. Потеря внимания – сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.

6. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.

7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.

8. Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным!

9. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.

10. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомленность.

Этапы планирования урока  и подготовки к нему преподавателя

  1. Разработка системы уроков по теме или разделу.
  2. Определение триединой задачи урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы.
  3. Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.
  4. Выделение того главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
  5. Формулирование учебных задач урока.
  6. Разработка структуры урока, определение его типа и оптимальных методов и приемов обучения.
  7. Определение межпредметных связей и методов их использования на уроке.
  8. Планирование всех действий преподавателя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестандартных ситуациях.
  9. Подбор дидактических средств урока (д/ф, к/ф, картин, таблиц, карточек, схем и т.п.).

10.Проверка оборудования и ТСО.

11.Планирование записей и зарисовок на доске преподавателем и выполнение аналогичной работы учащимся на доске и в тетрадях.

12.Определение оптимального объема и форм  самостоятельной работы  учащихся на уроке.

13.Выбор приемов и форм закрепления полученных знаний на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.

14.Составление списка учеников, ЗУН которых будут проверяться методами и формами, соответствующими уровню их сформированности; определение объема и форм домашнего задания.

15.Продумывание форм подведения итогов урока.

16.Запись плана урока в соответствии с требованиями.

Примерное содержание разделов поурочного плана

  1. Тема урока:

 дидактическая цель и задачи урока;

 тип, структура урока;

 общие методы, приема работы учеников;

 средства наглядности, источники информации, ТСО, ЭВТ.

  1. Повторение опорных знаний:

 определение понятий, законов, которые надо активизировать в создании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала;

 самостоятельная работа учащихся (ее объемы, формы);

 способы развития интереса учащихся к предмету, к теме;

 формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.

  1. Усвоение новых знаний:

 новые понятия, законы и способы их усвоения;

 определение познавательных учебных задач урока (что должны узнать и усвоить ученики);

 самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение);

 проблемные и информационные вопросы;

 варианты решения проблемы;

 варианты закрепления изученного материала.

  1. Формирование умений и навыков:

 конкретные умения и навыки для отработки;

 виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений;

 способы «обратной» связи с учащимися;

 фамилии учащихся, которые будут опрошены.

  1.  Домашнее задание:

 что повторить и приготовить к уроку;

 творческая самостоятельная работа;

 объем и время выполнения домашнего задания.

Подготовка к уроку непосредственно перед звонком:

 мысленное воспроизведение основных этапов урока;

 воспроизведение плана урока, мысленное представление учебной аудитории (класса) и отдельных учебников;

 стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.

Способствуют успеху урока:

 хорошее знание материала;

 бодрое самочувствие;

 продуманный план урока;

 чувство «физической» раскованности, свободы на уроке;

 правильный выбор методов обучения;

 разнообразие методов обучения;

 занимательность изложения;

 ярко выраженное эмоциональное отношение преподавателя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция преподавателя;

 выраженная заинтересованность преподавателя в успехе ученика.

Затрудняют проведение урока:

 неуверенность в своих знаниях и «преподавательских силах»;

 безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;

 рыхлая композиция урока;

 скованность движений;

 неумение учащихся работать предложенными методами обучения;

 однообразие методов обучения;

 бесстрастный рассказ преподавателя;

 монотонность и сухость при изложении нового материала;

 отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.

Алгоритм анализа преподавателем проведенного урока

  1. Какими требованиями руководствовался?
  2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме?
  3. Как учитывались особенности студентов, в том числе сильных, слабых?
  4. Как определил триединую задачу урока?
  5. Как спланирована деятельность студентов?
  6. Правильно ли подобран учебный материал к уроку?
  7. Оправдали ли себя приемы и методы преподавателя и учащихся, если нет, то почему?
  8. Оправдали ли себя используемые наглядные пособия и ТСО, если нет, то почему?
  9. Что способствовало развитию познавательных способностей студентов?

10.Какова педагогическая ценность самостоятельной работы студентов?

11.Что дал урок для формирования мировоззрения студентов, для воспитания их нравственных черт, воли,  характера, культуры поведения?

12.Как был предвиден и как оправдан ход урока?

13.Какие затруднения возникли у всей учебной группы, у отдельных учащихся? Как они были преодолены? Причины затруднений и пути их устранения.

14.Достигнуты ли цель и задачи урока, по каким критериям это определено, если нет, то почему?

15.Оценка результативности урока.

16.Самооценка урока преподавателем.

17.Пути совершенствования урока.

                                                                            Методические рекомендации  разработаны методистом                           КЧР ГБ ПОО «МТК»    З.Х. Адигашау


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обучающий семинар на тему "Урок как основная форма организации учебного процесса".

   Педагог- это творец, он создает урок как произведение педагогического мастерства, создает его для детей и вместе с детьми.  Урок  должен  имеет свое лицо, своеобрази...

Статья на тему "Внедрение в учебный процесс компьютерных технологий на уроках профессиональных модулей"

В статье описаны применяемые мною компьютерные технологии при проведении уроков междисциплинарных курсов....

Включение метапредметности в учебный процесс по физике – требования ФГОС 2ого поколения

В соответствии с требованиями ФГОСа необходимо в учебный процесс по физике включать метапредметность.Меткапредметные методы – особый вид когнитивных методов обучения, которые представляют собой метасп...

Организация учебного процесса с требованиями ФГОС.

           В данной статье разработаны рекомендации об организации учебного процесса, дана обоснованная направленность проектирования и реализации образовательного...

Методическая разработка урока по теме «Учебная деятельность, как форма организации учебного процесса».

Методическая разработка урока по адаптированной учебной дисциплине ОДП.04 Профессиональное самоопределение и саморазвитие личности (адаптированная образовательная программа профессиональной подготовки...

«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».

Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...