Организация учебного процесса с требованиями ФГОС.
статья на тему

Слюсарь Людмила Филипповна

             В данной статье разработаны рекомендации об организации учебного процесса, дана обоснованная направленность проектирования и реализации образовательного процесса на основе модуально-компетентностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС. Приведен пример организации учебного занятия по специальности "Экономика и бухгалтерский учёт", по предмету: "Основы бухгалтерского учёта" - тема урока: "Двойная запись".

            Описана структура урока, обозначены цели и задачи урока, план хода урока, применена доступная для обучающихся форма организации учебного процесса. Практически значимыми являются вопросы о необходимых и достаточных практических работ, возможностях выполнения вариативных задач и упражнений и о количестве работ, необходимых для формирования устойчивых умений.

             Рекомендуется список литературы.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_uchebnogo_protsessa_s_trebovaniyami_fgos.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Организация учебного процесса с требованиями ФГОС.

Слюсарь Людмила Филипповна.

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Алданский политехнический Техникум», преподаватель, (41145) 3-31-09 , 678900 г.Алдан ул.Ленина 36, e-mail:

Перед каждым образовательным учреждением встает актуальная проблема проектирование и реализация образовательного процесса на основе модульно-компетентностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС.

             Структура программ дисциплин и методика их разработки определена «Разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования», утвержденными Минобрнауки России.

              Организация учебного процесса – это научно обоснованный выбор оптимального варианта его построения, форм, методов и средств обучения. Нет универсальных методов, у каждого из них есть свои достоинства и свои недостатки, поэтому при выборе методов обучения нужен рациональный подход. Процесс обучения предполагает следующие этапы деятельности преподавателя:

  1. Определение задач обучения, воспитания и развития;
  2. Отбор и конкретизация содержания обучения с учетом поставленной цели;
  3. Выбор наиболее целесообразных форм, методов и средств обучения;
  4. Внесение изменений в учебный процесс с учетом состава учащихся, учебно-наглядных пособий, оснащение разнообразными техническими средствами
  5. Составление плана учебного занятия.

Организация учебного процесса – это постоянная непрерывная деятельность педагога. Преподаватель планирует конкретное учебное занятие, предполагая работу с учащимися. Преподаватель должен предвидеть возможные трудности в учебном процессе, в овладении учебным материалом.

  Ведущая дидактическая цель занятия определяется содержанием учебного материала, предусмотренного учебной программой, и предполагает усвоение определенного объема знаний или формирование умений и навыков. Намечая дидактические задачи учебного занятия, преподаватель, исходя из требований, предъявляемых к специалисту квалификационной характеристикой, специфики содержания учебного материала и возможностей использования разнообразных форм, методов и средств обучения, планирует также задачи воспитания и развития.

              В результате происходит как бы трансформация  целей выдвинутых обществом  в качестве «социального заказа на подготовку специалиста». Дидактические цели – вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми в жизни и профессиональной деятельности, навыков самостоятельного умственного труда.

           Учебный процесс, как организационная форма, характеризуется постоянством отведенного на него времени (обычно 2 часа), постоянством состава учащихся (учебная группа), проведением в учебном кабинете (аудитории) по расписанию под руководством преподавателя.

            На уроке решается комплекс дидактических целей:

  1. сообщение учащимся новых знаний; организация самостоятельного изучения нового учебного материала; повторение и закрепление пройденного материала; формирование практических умений; контроль и оценка знаний и умений учащихся; развитие познавательных способностей учащихся.

          Урок – наиболее гибкая и подвижная форма организации учебного процесса.

           Урок – достаточно экономичная форма организации учебного процесса, т.к. на уроке после сообщения преподавателем нового учебного материала могут следовать практические работы.

          Урок – наиболее доступная для учащихся форма организации учебного процесса.

          Урок – весьма сложная форма организации учебного процесса, которая требует от преподавателя творческого подхода при планировании и большой напряженности в процессе проведения урока, четкая дозировка времени на каждую структурную часть урока вызывает необходимость постоянного контроля за темпом работы учащихся и за собственной педагогической деятельностью.

                 К дидактическим требованиям относятся:

Реализация на уроке основных принципов дидактики: научности, доступности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, единства обучения и воспитания, связи теории с практикой, наглядности, прочности знаний и умений, индивидуального подхода к учащимся;

       четкое определение целей урока в целом и места конкретного урока в общей системе учебных занятий;

       высокое педагогическое мастерство преподавателя, творческое применение различных методов и приемов обучения, умелое владение современной дидактической техникой;

        обеспечение высокой познавательной  активности учащихся на уроке, оптимальное сочетание  изложения преподавателем материала с самостоятельным поиском учащихся, решением  проблемных задач и выполнение заданий творческого характера;

          взаимосвязь фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке;

           преемственность в обучении (связь данного урока с предыдущими занятиями);

           применение рациональных методов контроля, объективность и мотивированность оценки знаний и умений учащихся.

                Важное место в подготовке специалистов занимает формирование  профессиональных умений и навыков. Поскольку они формируются в процессе соответствующим образом организованной деятельности, при разработке содержания обучения определяется состав и содержание задач практических заданий.

                Моделирование профессиональной деятельности является достаточность состава и содержания задач и практических заданий и порядка предъявления их учащимся. Например учебное занятие по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт», по предмету: «Основы бухгалтерского учёта» - тема урока: «Двойная запись» устанавливает необходимые и достаточные знания для осуществления профессиональной деятельности.

Студент должен знать: Сущность и значение двойной записи.

Студент должен уметь: 1. Отражать хозяйственные операции на счетах.

  1. Пользоваться порядком составления бухгалтерских проводок.
  2. Уметь определять корреспондирующие счета.
  3. Составлять бухгалтерские проводки.

           Для достижения этих целей разрабатывается план урока:

  1. Повторение темы «Счета бухгалтерского учета»
  2. Ознакомление с определением двойной записи и её исторического возникновения.
  3. Изучение понятия связанного с методом двойной записи.
  4. Понятие корреспондирующих счетов.
  5. Понятие бухгалтерская проводка (простая и сложная)
  6. Изучение порядка составления бухгалтерских проводок.
  7. Практическая работа.
  8. Контрольный срез.

        Вид урока: Комбинированный

       Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

       Метод обучения: Эвристический.

        Цели урока:

                    Образовательная:  Уметь определять корреспондирующие счета. Отражать хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета. Научить составлять бухгалтерские проводки.

                     Развивающая:  Развить логическое мышление, внимательность, ответственность, аккуратность.

                     Воспитательная :  воспитание познавательного отношения к знаниям применяя их в практике. Быть востребованным специалистом.

                     Межпредметные связи:   Финансы, Маркетинг, Мененджмент, Налоги.

                     Обеспечение урока:  мультимедиа, дидактический материал (План счетов), карты заданий.

                                                            ХОД  УРОКА

Этапы урока

Содержание этапов

Методы и приемы обучения

                 Деятельность

преподавателя

учащихся

  1. организационный
  1. Отметка отсутствующих

1.2 Сообщение темы, планы

Информационный

Отмечает по журналу

Староста информирует

Поясняет

Слушают

  1. Актуализация и мотивация изучаемого нового материала

2.Сообщение актуальности темы, целей и задач.

2.1Ситуация учета хозяйственных операций

2.2Повторение предшествующего урока: план.

Информационный

Информационный с элементами задач бух. учета.

Опрос на оценку

Поясняет

Ставит проблему

Задает вопросы

Слушают

Слушают, вступают в беседу, записывают

Отвечают

3.Объяснение нового материала

3.1Исторический путь развития

3.2Хозяйственная деятельность и её финансовый учёт

3.3 Определение «Двойной записи»

3.4Понятие корреспондирующих счетов, бухгалтерской проводки

3.5 Порядок составления бухгалтерских проводок, правило записи.

Монологический

Изложение материала в форме лекции

Слушают

Записывают конспект

4.Формирование умения и навыков.

Поисковое познание

4.1Выдается практическое задание всей группе по учету различных ситуаций

Мультимедиа

Диалогический

Помогает, направляет на понимание хоз. операции и определении корреспондирующих счетов, учета двойной записью

Составляют бухгалтерские проводки двойной записью

5.Заключительный

5.1Подведение итогов оценка работоспособности

5.2Выдается задание на дом

Монологический с элементами диалога

Делает выводы

Слушают

Задают вопросы

Практически значимыми являются вопросы о необходимых и достаточных практических работах, возможностях выполнения вариативных задач и упражнений и о количестве работ, необходимых для формирования устойчивых умений.

       Для обеспечения обновления  занятий необходимы соответствующая методика, предусматривающая своевременный прогноз развития отрасли, изменения условий труда, а также механизм преобразования этих прогностических сведений в конкретную учебную информацию и учебно-производственные задачи для учащихся.

          Основной результат обучения – знания, умения и навыки, усвоенные учащимися, познавательные потребности и способности, сформированные у них.

ЛИТЕРАТУРА:

«Модульная технология обучения», С.В. Андреева, Москва, «Новый город», 2007; «Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях», Л.Г. Семушина, Москва, «Высшая школа», 1990;  «Методические рекомендации по разработке модульных программ НПО/СПО, основанных на компетенциях», МПО, подготовки и расстановки кадров РС(Я) АУ РС(Я) «ЯТКС», Якутск, 2012; «Основы бухгалтерского учета» (конспект лекций), Печерская Г.В., Москва, Изд. ПРИОР, 2002; «Основы бухгалтерского учета» (учебник), Алборов Р.А., Москва, «Дело и Сервис», 2002; «Теория бухгалтерского учета» (учебник), Захарьин В.Р., Москва, «Форум- ИНФРА. М., 2003; «Самоучитель по бухгалтерскому учету» (учебно-практическое пособие), Пономарева Г.А., Москва, Изд. ПРИОР, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации учебного процесса

Это методическое пособие предназначено для преподавателей спецдисциплин. В нем описаны дидактические требования к уроку; требования и критерии, характеризующие современный урок; дана структура урока о...

Организация учебного процесса в условиях ФГОС СПО

В презентации рассматриваются особенности организации учебного процесса в учреждении СПО в условиях реализации ФГОС СПО...

Различные аспекты организации образовательного процесса при реализации ФГОС среднего профессионального образования

Так как формирование компетенций заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения, акцентируется внимание на том, что образовательный процесс в профессиональных образовательных ор...

Требования к уроку, как основной форме организации учебного процесса

Методические рекомендации по подготовке и проведению уроков теоретического обучения, по формированию целей и структуры урока....

Статья на тему: «Целеполагание на учебном занятии: аспекты требования ФГОС»

В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначены конкретные требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Для их реализации Стандарты предусматривают ...

Методическая разработка урока по теме «Учебная деятельность, как форма организации учебного процесса».

Методическая разработка урока по адаптированной учебной дисциплине ОДП.04 Профессиональное самоопределение и саморазвитие личности (адаптированная образовательная программа профессиональной подготовки...