Доклад на интернет-конференции «Роль презентации в учебном процессе и требования к её применению»
методическая разработка по теме

Доклад на интернет-конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_internet-konferentsii_gou_spo_pk_no_33_.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ И

 ТРЕБОВАНИЯ К ЕЁ ПРИМЕНЕНИЮ.

Авторы: Симоненко Елена Евгеньевна, Зайцев Олег Евгеньевич.

ГОУ СПО Пищевой колледж  № 33

 «Быть с веком наравне» — это требование ко всем сферам человеческой жизнедеятельности, в том числе — и образованию. Мало того, образование должно опережать время. Ведь учатся те, кто действительно определит будущее, — наши дети. Как повлиять на будущее, чтобы оно не несло угрозу, а наоборот, привело человечество к процветанию, миролюбию, взаимопониманию? В этом вечная гуманная роль педагога.

 Мультимедийные учебники, Интернет — технологии для профессионального педагога — это еще один инструмент, еще одна среда для диалога с учеником, самой древней и самой благодарной формы образования. В настоящее время ускорения научно — технического прогресса, когда владение необходимой информацией становится важнейшим инструментом в любой сфере человеческой деятельности, важнейшая задача — научить наших учащихся жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания. В новом информационном обществе преподаватель уже не может быть основным и единственным источником знаний об окружающем мире, что само — собой ведет к изменению форм учебной работы. Традиционный объяснительно — иллюстративный метод обучения уступает индивидуальной, самостоятельной и групповой деятельности на уроке, для этого необходимо научить обучающихся различным способам работы и необходимо усилить роль поисково — исследовательской деятельности.

За последние несколько лет список технических средств обучения в учреждениях образования заметно обновился. Это связано как с расширением возможностей компьютерной техники, так и появлением новых видов мультимедийной техники, ранее отсутствовавшей или несуществовавшей. В настоящее время на рынке широко представлены другие образцы техники, такие как мультимедийные проекторы, интерактивные доски, сенсорные экраны и т. д.

 В ГОУ СПО Пищевом колледже № 33 на уроках и во внеклассной работе преподавателями и обучающимися активно используются презентации по различным предметам, дисциплинам, в качестве иллюстрации при защите курсовых и дипломных работ, как средство контроля, самоконтроля и последующей коррекции знаний учащихся, как виды творческих проектных работ обучающихся по различным направлениям образовательной и воспитательной деятельности. В частности, большой интерес у учащихся вызывает создание ими презентаций по самоуправлению учебных групп о студенческой жизни.

Границы урока (в рамках проектной методики) размываются. Слово «урок» вновь приобретает свое изначальное значение: «работа, задания для выполнения в определенный срок». По окончании этого срока достигнутый результат демонстрируется и обсуждается. Формы обсуждения проекта (прежде всего, его концепции, заявленной на главной странице) могут быть различными, а основные критерии — это глубина постижения смысла (идея), выразительность подачи (образ) и оригинальность оформления (дизайн). Так постепенно вызревает новый жанр — демонстрационный урок (мультимедийный урок).

Мультимедийный урок — это урок, на котором используется многосредовое представление информации с помощью технических средств, прежде всего, компьютера. Его суть — в большей опоре на символьную наглядность, что способствует формированию «свернутой логики» передачи и понимания материала. Ведь раскрытие лаконичной наглядной конструкции в виде развернутого словесного изложения требует самостоятельного мышления. На таком уроке преподаватель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для более доступного объяснения сложного нового материала. При объяснении материала преподаватель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации, при этом использованные анимации могут как бы «оживить» изучаемый материал, процесс. Таким образом: мультимедийный компьютер, проектор и экран становятся атрибутами не только кабинета информатики.

Мультимедийная презентация — один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно — урочной системы. Внедрение этой деятельности позволяет учителю организовать освоение современных информационных технологий, сформировать у учащихся необходимые навыки самостоятельной работы с современными системами, позволяет одновременно использовать различные способы представления информации.

При проектировании своего мультимедийного урока каждый преподаватель должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль играет этот урок в изучаемой теме, для чего предназначен данный урок:

  • для изучения нового материала, предъявлений новой информации, т. е. демонстрация происходит с помощью проектора, преподаватель объясняет новый материал;
  • для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков (создание тестовых заданий);
  • для повторения или для обобщения и систематизации знаний.

Данные критерии следует сразу определить. Это позволит усилить обучающий и воспитывающий эффект урока. Можно достичь максимального обучающего эффекта урока, если он представлен цельным и завершенным продуктом, а не просто набором слайдов. Таким образом, готовя проектный эпизод и рассматривая его как единое целое, преподаватель должен ясно представлять, какие учебные задачи он преследует данным эпизодом, какими средствами он добьется их реализации. Помимо этого при создании мультимедийного проекта необходимо учитывать соблюдения некоторых требований к предъявлению наглядности, печатного текста (структура, объем, формат), последовательности графических или звуковых знаков, цветовой гамме и звуку.

Мультимедийные презентации помогают за короткий срок донести информацию до аудитории, наглядно показать объекты в трехмерном измерении. Уникальность мультимедийной презентации заключается еще в том, что она может использоваться на всех типах урока. На уроке, посвященном изложению нового материал, мультимедийная презентация может стать незаменимым помощником преподавателя: излагаемый материал в доступной форме показан на сайде, остается только дополнить его своими комментариями. На уроках контроля знаний, с помощью мультимедийной презентации можно создать тестовый контроль, как средство контроля, самоконтроля и последующей коррекции знаний учащихся.

Использование мультимедийных презентаций (ресурсов) наиболее востребовано в настоящее время в преподавательской среде в качестве иллюстративного материала к урокам — лекциям. Безусловно презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный настрой, облегчающий восприятие и запоминание представленного материала. Эти презентации призваны проиллюстрировать очный рассказ преподавателя. Презентация, сопровождающая лекцию, позволяет максимально эффективно использовать особенности восприятия каждого обучаемого. Возможности анимации позволяют акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах урока, позволяют понять логику построения логических цепочек, схем, таблиц.

Мультимедийные ресурсы являются перспективным и высокоэффективным инструментом в образовательной области. Они предоставляют преподавателю массу информации в большем объеме, чем традиционные источники информации, и в более наглядной форме. Система презентации может в интегрированном виде включать не только текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео и т. п. Самым сложным для преподавателя является необходимость отбирать виды информации и устанавливать последовательность, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретного контингента обучающихся. Удобство мультимедийных презентаций в том, что их можно удобно хранить, при необходимости можно дополнять информацией.

Мультимедиапрезентация - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагмента и анимацию, трехмерную графику.

Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя. Преимущества мультимедийной презентации:

1.      она позволяет уменьшить непроизводительные затраты живого труда преподавателя, который в этом случае превращается в технолога современного учебного процесса, в котором ведущая роль отводится не столько и не только обучающей деятельности педагога, сколько учению самих учащихся;

2.      дает учащимся широкие возможности свободного выбора соответственной траектории учения в процессе школьного образования. Отсюда, изменяется роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится самоуправляемой личностью, способной использовать те средства информации, которые ему доступны;

3.      предполагает дифференциальный подход к учащимся, основанный на признании того факта, что у разных учеников предыдущий опыт и уровень знаний в одной области различны; каждый ученик приходит к процессу овладения новыми знаниями со своим собственным интеллектуальным багажом, который и определяет степень понимания им нового материала и его интерпретацию, т.е. осуществляется поворот от овладения всеми учащимися одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала;

4.      повышает оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения;

5.      гарантирует непрерывную связь в отношениях «учитель-ученик»;

6.      способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п.);

7.      повышает мотивацию учения;

8.      способствует развитию у учащихся продуктивных, творческих функций мышления, росту интеллектуальных способностей, формированию операционного стиля мышления.

Презентация позволяет повысить успешность занятий с использованием демонстрационных средств и повысить вероятность убеждения вашей аудитории на 40%.

 

Рекомендации по представлению материалов в электронном виде

Общая часть

Материалы в электронном виде для сопровождения докладов на электронных носителях в формате электронных презентаций.

Указанные материалы вносятся одновременно с представлением на бумажных носителях документов по соответствующим вопросам.

Вместе с материалами представляются:

  • распечатка слайдов в формате 6 штук на одной стороне листа формата А4;
  • распечатка на листах формата А4 текста доклада, в котором отмечаются места смены (демонстрации) слайдов по номеру;
  • распечатка текста доклада может представляться в день, на который назначено заседание, но не позднее, чем за 30 мин. до начала.

Структура материалов в электронном виде

Материалы состоят из:

1.     титульного слайда;

2.     информационных слайдов;

3.     завершающего слайда. В титульном слайде указываются:

4.     тема доклада;

5.     фамилия, имя и отчество докладчика;

6.     фамилия, имя и отчество содокладчика (если он есть).

             Информационные слайды могут содержать диаграммы и графики, также текстовые, табличные и графические материалы, предназначенные для более четкого восприятия аудиторией информации, излагаемой в докладе.

Выбор тип информации, схем структурирования данных очередности их изложения осуществляется непосредственно докладчиком (содокладчиком). Завершающий слайд содержит те же данные, что и титульный слайд.

Применяется сквозная нумерация слайдов, т.е. титульный слайд, — это слайд № 1, первый информационный слайд - это слайд № и далее по порядку. Номер слайда отображается в правом верхнем углу. На титульном и завершающем слайдах отображение номер; может отсутствовать.

Формат слайдов:

1.      Параметры страницы:

·        Размер слайдов — экран;

·        Ориентация - альбомная;

·        Ширина - 24 см;

·        Высота - 18 см;

·        Нумеровать слайды с — «1»;

2.      Формат выдачи слайдов — «Презентация на экране».

·        Графический и текстовый материалы размещаются на слайд; так, чтобы слева и справа от края слайда оставалось использованное поле шириной не менее 0,5 см.

Оформление слайдов

  • Рекомендуется использовать светлый фон слайдов (по цветности: красный - не менее 255; зеленый - не менее 225; синий — ' менее 225; рекомендуемое сочетание - 230, 240, 250).
  • Используемы шрифты: Times New Roman, Arial, Arial Narrow.
  • Начертания: обычный, курсив, полужирный.
  • Цвет и размер шрифта должен быть подобран так, чтобы в надписи отчетливо читались на выбранном поле слайда.

Рекомендуемые цвета шрифтов:

Цвет

Red

Grey

Blue

черный

0

0

0

синий

0

0

255

темно-синий

0

0

125

красный

255

0

0

темно-красный

125

0

0

коричневый

125

125

0

зеленый

0

255

0

темно-зеленый

0

125

0

малиновый

125

0

125

бирюзовый

0

125

125