обучающий семинар на тему "Урок как основная форма организации учебного процесса".
презентация к уроку на тему

Шулятьева Павлина Николаевна

     Педагог- это творец, он создает урок как произведение педагогического мастерства, создает его для детей и вместе с детьми.  Урок  должен  имеет свое лицо, своеобразие, которое обеспечивается индивидуальным стилем педагога и личностным своеобразием учеников. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность педагога: - значение того, какие факторы определяют смысл и сущность  урока; -    умение планировать, проводить и анализировать урок.

     Урок – это живая клетка учебно – воспитательного процесса. Все самое важное и самое главное для обучающих  происходит на уроке
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kak_osnovnaya_forma_organizatsii_uchebnogo_protsessa.pptx397.63 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

2014г. Урок как основная форма организации учебного процесса Шулятьева Павлина Николаевна, методист ОГОБУ СПО ИТТриС

Слайд 2

Цель семинара: Привести в систему знания по теории урока (структуре, целеполаганию )

Слайд 3

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский

Слайд 4

Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса. Урок — это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Слайд 5

Только на уроке можно увидеть: -каковы отношения преподавателя и обучающегося; -глубоко или поверхностно он знает свой предмет; -кто он: примитивный информатор или организатор процесса учения детей; -обеспечивает ли он прочные знания, умения и навыки ;

Слайд 6

Общие требования к уроку: ДИДАКТИЧЕСКИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ.

Слайд 7

Компоненты урока: Организационный – организация обучающихся в течение всего урока, готовность обучающегося к уроку, порядок и дисциплина. Целевой – постановка целей учения перед обучающимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

Слайд 8

Компоненты урока: Коммуникативный – уровень общения преподавателя с коллективом обучающихся. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного коллектива и т.п. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности обучающегося на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности обучающихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Слайд 9

Организация урока возможна только при соблюдении определенных правил: Первое - определение целей и задач урока; Второе - уточнение типа урока; Третье - уточнение вида урока; Четвертое - выбор методов и приемов обучения; Пятое - определение структуры урока.

Слайд 10

Цели и задачи урока В целях и задачах необходимо проектировать деятельность педагога и обучающихся. Цель - это запрограммированный результат , который должен быть получен в конце урока (модель желаемого будущего) Лишь в том случае, когда обучающийся осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной . Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными обучающимися , перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Цели урока должны быть максимально конкретными , чтобы при подведении итога урока мы могли обоснованно ответить на вопрос "Достиг ли урок поставленной цели?".

Слайд 11

Цели и задачи урока Задачи - это шаги по достижению поставленной цели. К задачам урока относятся: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др. Задачи урока нужно формулировать так, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели урока. Задачи ставятся ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ на понятном им языке (что должны сделать учащиеся на уроке)

Слайд 12

Учебная задача - цель, которую перед собой ставит обучающийся Чему? Зачем?

Слайд 13

Обучающие цели Ставятся исходя из ТЕМЫ и типа урока (изучить тему, повторить, обобщить….), включают в себя овладение обучающимися системой знаний, практическими умениями и навыками для постановки обучающих целей и задач рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом: «выбрать», «назвать», «дать определение», «проиллюстрировать», «написать», «перечислить», «выполнить», «систематизировать»...

Слайд 14

Обучающие цели пример : урок истории по теме «Реформы Петра I ». Педагог поставил цели: 1.Разъяснить обучающимся, что реформы Петра I привели к укреплению царской власти. 2.Раскрыть прогрессивный характер петровских преобразований. 3.Формировать оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода. Эти цели педагог поставил для себя, а не для обучающихся . Для обучающихся ставятся ЗАДАЧИ, исходя из целей: 1. Выберите государственные реформы, проведенные Петром I 2. Сгруппируйте обычаи, выделив существовавшие до Петра I и введенные им. 3. Укажите не менее 6 признаков, характеризующих реформы Петра I .

Слайд 15

Воспитывающие цели На каждом уроке должна быть поставлена и воспитывающая цель. УРОК ДОЛЖЕН ВОСПИТЫВАТЬ. В.цели способствуют: воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе. Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели: вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение… прививать, укреплять... навыки;

Слайд 16

Воспитательные цели Формирование нравственных качеств: Требовательности к себе Гордости Добросовестности Ответственности Чувства собственного достоинства Честности Скромности Самоуважения Настойчивости Аккуратности Чувства долга Ответственности Трудолюбия Сопереживания Чувства гордости за достигнутое Патриотические чувства

Слайд 17

Воспитательные цели Формирование нравственных качеств: Формирование гуманных отношений к «другим людям»: Товарищества Доброты Деликатности Вежливости Скромности Дисциплинированности Ответственности Честности

Слайд 18

Развивающие цели На уроке должна быть поставлена и развивающая цель. Развивающие цели содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи обучающихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности. Например: учить сравнивать, учить выделять главное, учить строить аналоги, развивать глазомер, развивать аналитические умения развивать умение ориентироваться на местности .

Слайд 19

Развивающие цели Развитие мышления: Учить анализировать Учить выделять главное Учить сравнивать Учить строить аналогии Учить обобщать и систематизировать Учить доказывать и опровергать Учить определять и объяснять понятия Учить ставить и разрешать проблемы

Слайд 20

Все уроки можно разделить группы: - Урок ознакомление обучающихся с новым материалом; -Урок закрепление знаний; -Обобщающие уроки -Урок проверки знаний, умений, навыков.

Слайд 21

Урок ознакомления Это урок, содержание которого является новой, неизвестный обучающимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. Структура урока ознакомления: Повторение предыдущего материала; Объяснение учителем нового материала; Проверка понимания и первичное закрепление знаний; Задание на дом. Формы урока ознакомления: Лекция, экскурсия, беседа, лабораторная работа, конференция, традиционный урок

Слайд 22

Урок закрепления Основным содержанием работы на этом уроке является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их упрочения. Структура урока закрепления: Проверка домашнего задания; Выполнение устных упражнений; Выполнение письменных упражнений; Проверка выполнения заданий; Задание на дом. Формы урока закрепления: Семинар, практикум, консультация, лабораторная работа, конференция, урок ключевых задач, работа в парах постоянного и смешанного типа

Слайд 23

Урок обобщения: Систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях обучающихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Такие уроки проводят в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом. Их обязательными элементами являются вступление и заключение педагога. Формы уроков обобщения: Рассказ, краткие сообщения, чтение отдельных мест из учебника или беседы педагога с обучающимися.

Слайд 24

Урок проверки знаний, умений и навыков: Позволяет педагогу выявить уровень обученности обучающихся в определенной области, установить недостатки в овладении материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от обучающегося применения всех его знаний, умений, навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Формы уроков проверки ЗУН: Самостоятельная работа, урок-зачёт, контрольная работа, собеседование, викторины, игры и т.д.

Слайд 25

Формы организации учебного процесса: Лекция - самый трудный вид урока даже для опытного педагога. Лекционная форма обучения даёт положительный эффект в тех случаях когда: Объем теоретического материала велик, а задач к нему недостаточно; Большая часть материала носит вспомогательный характер и необязательна для усвоения всеми обучающимися; Раннее изученного не достаточно для организации обучения в активном режиме, т.е. тема для обучающихся является почти новой; Необходим вводный или обзорный рассказ педагога по крупной теме курса.

Слайд 26

Семинар Чаще всего используется для рассмотрения дополнительного материала, воспроизведение которого каждым обучающихся не требуется, но отдельные выводы и факты весьма полезны и даже необходимы. В ходе подготовки к семинару обучающиеся приобретают навыки проведения научного исследования и его оформления, учатся защищать свои убеждения, рецензировать выступления товарищей. На семинаре сочетается форма беседы и дискуссии обучающихся с целью углубления и совершенствования знаний

Слайд 27

Консультация Цель ее проведения – научить обучающегося задумываться над проблемой, уяснять какие возникают затруднения при знакомстве с определенной темой; а для разрешения этих затруднений – сформулировать вопросы, на которые он хотел бы получить ответ. В самом начале проведения консультаций можно помогать обучающимся формулировать вопросы. К каждой консультации можно предложить обучающимся готовить карточки с вопросами и задачами .

Слайд 28

Урок - зачёт Зачёт - это специальный этап в контроле, цель которого – проверить, достигнут ли обучающимися уровень обязательной подготовки. Зачёты подразделяются на текущие и тематические. Текущие проводятся систематически в ходе изучения темы и охватывают небольшие смысловые порции. Тематические устраиваются в конце изучения темы. Зачёты бывают: Открытыми - это когда обучающиеся предоставляют списки обязательных вопросов Закрытыми - зачёты без предоставления списков обязательных вопросов. Систематический контроль знаний обучающихся – одно из основных условий повышения качества обучения.

Слайд 29

Спасибо за внимание подготовила Шулятьева П.Н. 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации учебного процесса

Это методическое пособие предназначено для преподавателей спецдисциплин. В нем описаны дидактические требования к уроку; требования и критерии, характеризующие современный урок; дана структура урока о...

Экскурсия как форма организации учебного процесса

Зражевская Татьяна Ивановна Учитель русского языка и литературы Индустриально-судостроительного лицея Кировского района города Санкт-Петербурга, член  санкт – петербургского общества &ldquo...

Совершенствование методики преподавания уроков музыки с нестандартной формой организации учебного процесса

"Совершенствование методики преподавания уроков музыки с нестандартной формой организации учебного процесса"По плану участия преподавателей ГАПОУ «ЛМХПК» в деятельности региональной инновационной площ...

Требования к уроку, как основной форме организации учебного процесса

Методические рекомендации по подготовке и проведению уроков теоретического обучения, по формированию целей и структуры урока....

Статья "ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ". Дистанционный межрегиональный Форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы».

Работа по формированию общих компетенций осуществляется при изучении учебных дисциплин или междисциплинарных курсов, во время прохождения учебной и производственной практик, входящих в модуль.  О...

Статья «Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО».

Статья«Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО»....

Методическая разработка урока по теме «Учебная деятельность, как форма организации учебного процесса».

Методическая разработка урока по адаптированной учебной дисциплине ОДП.04 Профессиональное самоопределение и саморазвитие личности (адаптированная образовательная программа профессиональной подготовки...