Cтатья "Виртуальная экскурсия - эффективная форма организации учебного процесса"
статья

Храмова Вера Вячеславовна

В статье автор делится опытом организации виртуальных экскурсий на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virtualnaya_ekskursiya.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Виртуальная экскурсия – эффективная форма организации учебного процесса.

Храмова В.В., преподаватель химии ГАПОУ СО «СОПК»

Мир, в котором мы сегодня живем, становится все более зависимым от информационных технологий. Они широко, интенсивно и эффективно используются человеком во всех сферах деятельности. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он освободил человека от рутинной работы, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений.  

Химия является одним из тех учебных предметов, который дает богатый материал для отработки самых разнообразных методов и приемов работы с информацией.

В связи с внедрением информационных технологий в учебно-воспитательный процесс изменились образовательные цели. Акцент сместился с "усвоения знаний" на формирование "компетентностей». То есть главной задачей обучения становится не передача определенной суммы знаний, а формирование умений получать и обрабатывать информацию, формирование навыков мышления высокого уровня: анализировать, синтезировать, оценивать.  

 Возникающее противоречие между возрастающим интересом к ресурсам сети Интернет и практически повсеместным его использованием в подростковой среде, с одной стороны, и практически полным отсутствием использования Интернета в образовательном процессе и снижением интереса к изучению естественнонаучных дисциплин - с другой, привело меня к идее создания   виртуальных экскурсий.

Этому способствовало и проведение демонстрационного экзамена у выпускников колледжа и чемпионата профессионального мастерства , где одним из заданий было проведение виртуальной экскурсии.

Экскурсия – это традиционная форма организации обучения биологии и химии.

Экскурсия соблюдает незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Педагогический же потенциал образовательных экскурсий огромен: именно   экскурсии дают подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности,  являются одной из форм сочетания обучения с жизнью, с практикой.


Вместе с тем, не всегда, по разным причинам,  можно  провести экскурсию .  

Это и погодные условия, недостаток времени, материальные расходы. И что делать, если человек всю жизнь мечтал  восхититься красотами подводного мира Карибского моря  или своими глазами увидеть динозавров?

Выход – это  создание проведение  виртуальных экскурсий.

Виртуальные экскурсии – один из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия.  Виртуальная экскурсия,  по сути, это – мультимедийная фотопанорама, в которую можно поместить видео, аудиозапись,  графику, текст, ссылки. Но в отличие от видео или обычной серии фотографий, виртуальные экскурсии обладают интерактивностью. Так,  в ходе путешествия можно приблизить или отдалить какой-либо объект, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть отдельные детали интерьера, обозреть панораму издалека, посмотреть вверх-вниз, приблизиться к выбранной точке или удалиться от нее. И все это можно делать в нужном темпе и в порядке, удобном конкретному зрителю.  

Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: 


  • Не покидая учебного кабинета или квартиры можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами города, области и даже страны, объектами микромира.

  • Помогает организовать деятельность студентов по овладению научными знаниями. 

  • Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность . 

  • В ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа. 

  • Для людей с ограниченными возможностями здоровья это прекрасная возможность познания окружающего мира. 
  • Разработка и проведение виртуальных экскурсий способствует общекультурному развитию и формированию у студентов ИКТ-компетенций. 

В Профессиональном стандарте педагога четко прописано, что учитель должен  владеть ИКТ-компетенциями.

Перед тем, как проводить виртуальную образовательную экскурсию, необходимо провести со студентами вступительную беседу, отмечая цели и задачи путешествия. Во время экскурсии студентам можно предложить законспектировать интересные моменты. Заканчивается экскурсия обязательно итоговой беседой, во время которой вместе со студентами обобщаем увиденное и услышанное, выделяя важные моменты. В конце занятия  студенты получают творческие задания для закрепления пройденного материала. Как правило, я предлагаю написать отчет, подготовить выступление, создать альбом, презентацию и т. д..

Такие экскурсии, конечно, достаточно интересны и эффективны. Но их можно осуществить только в компьютерном кабинете и при наличии подключения к сети Интернет. Если же этого нет, то тогда на помощь преподавателю могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим преподавателем или студентами под его руководством.

Виртуальные экскурсии можно отнести к информационно-исследовательским проектам, которые требуют сбора информации, анализ и обобщение фактов, ознакомления с ней заинтересованных лиц

В основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий студентам добиться успешного результата. Перечислю наиболее важные "шаги" при создании виртуальной экскурсии:
определение темы, 


  • постановка цели и задач экскурсии, 

  • составление маршрута экскурсии, 

  • изучение и отбор экскурсионных объектов, 

  • изучение литературных источников по теме экскурсии,

  • консультации у специалистов, 

  • написание контрольного текста экскурсии, 

  • комплектование "портфеля экскурсовода", 

  • выбор методических приемов проведения экскурсии, 

  • показ экскурсии. 


Для эффективной разработки экскурсионной темы обычно из заинтересованных студентов создаю творческие группы.  Каждому члену творческой группы даю  отдельное задание, с учетом его интересов и возможностей. Далее весь материал объединяется и редактируется руководителем  группы.  

 В соответствии с педагогической концепцией образования  преподаватель выступает в роли не информатора, а организатора образовательного процесса. Результатом виртуальной экскурсии является тенденция повышения познавательного интереса студентов, уровня их знаний по предмету.

Виртуальная экскурсия является интересной и эффективной формой организации и внеурочной деятельности студентов.

Исходя из собственного опыта, могу сказать, что создание экскурсии – сложный процесс, который требует больших творческих усилий. Но результат того стоит!

Виртуальная экскурсия реализует принципы современной педагогической деятельности: принцип компетентностного подхода – получение высокого результата через деятельность студентов, принцип познавательной деятельности – через самостоятельную, творческую деятельность до получения нового знания.

А если мы научим студентов не только работать, учиться, преодолевать трудности, но и получать от этого удовольствие – тогда можно сказать, что основную цель, которая ставится перед образованием, мы выполняем.

 В качестве примера рассмотрим виртуальную экскурсию " Великие русские химики". Особенность этой экскурсии в том, что она не теряет свою актуальность с учащимися разных возрастных групп .

Образовательные задачи экскурсии: расширить и систематизировать знания студентов об ученых России,  внесших вклад в развитие химической науки.

Воспитательные задачи: через организацию деятельности студентов во время подготовки и проведения экскурсии способствовать воспитанию у них чувства коллективизма;   способствовать воспитанию чувства патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации учебного процесса

Это методическое пособие предназначено для преподавателей спецдисциплин. В нем описаны дидактические требования к уроку; требования и критерии, характеризующие современный урок; дана структура урока о...

обучающий семинар на тему "Урок как основная форма организации учебного процесса".

   Педагог- это творец, он создает урок как произведение педагогического мастерства, создает его для детей и вместе с детьми.  Урок  должен  имеет свое лицо, своеобрази...

Экскурсия как форма организации учебного процесса

Зражевская Татьяна Ивановна Учитель русского языка и литературы Индустриально-судостроительного лицея Кировского района города Санкт-Петербурга, член  санкт – петербургского общества &ldquo...

Совершенствование методики преподавания уроков музыки с нестандартной формой организации учебного процесса

"Совершенствование методики преподавания уроков музыки с нестандартной формой организации учебного процесса"По плану участия преподавателей ГАПОУ «ЛМХПК» в деятельности региональной инновационной площ...

Требования к уроку, как основной форме организации учебного процесса

Методические рекомендации по подготовке и проведению уроков теоретического обучения, по формированию целей и структуры урока....

Статья «Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО».

Статья«Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО»....

Методическая разработка урока по теме «Учебная деятельность, как форма организации учебного процесса».

Методическая разработка урока по адаптированной учебной дисциплине ОДП.04 Профессиональное самоопределение и саморазвитие личности (адаптированная образовательная программа профессиональной подготовки...