Формы организации учебного процесса
материал по теме

Мельник Оксана Ивановна

Это методическое пособие предназначено для преподавателей спецдисциплин. В нем описаны дидактические требования к уроку; требования и критерии, характеризующие современный урок; дана структура урока общетехнических и специальных предметов; формы организации учебной деятельности учащихся на уроке; даны план-схемы проведения лекционно-семинарских занятий, практикумов, деловых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_organizacii.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение начального профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Покачевское профессиональное училище»

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

(методическое пособие для мастеров производственного обучения)

Составитель Мельник О.И.,

методист БУ «Покачевское

профессиональное училище»

Покачи

2012

Формы организации учебного процесса

Урок. Общие характеристики

                                   

        

                         

Требования и критерии, характеризующие современный урок

        Высокий уровень учебно-воспитательной результативности: вооружение учащихся осознанными, глубокими и прочными знаниями и умениями. При этом важно, чтобы учащиеся овладели не только знаниями и умениями, но и способами их получения и применения.

        Высокий уровень познавательной активности учащихся: формирование и развитие познавательных интересов, положительного отношения учащихся к содержанию и процессу обучения; стремление и способность учащихся к активному мыслительному процессу и творческому поиску путей эффективного решения познавательных задач, к мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение поставленных целей учебного процесса.

        Высокий уровень самостоятельности учащихся в учебно-познавательной деятельности: владение учащимися приемами и способами самостоятельной учебной деятельности на основе четкого осознания ими целей, содержания и методов этой работы, желания и настойчивости в достижении положительных результатов.

        Высокий  уровень культуры учебного труда учащихся: владение способами рационального планирования, организации и самоконтроля учебной деятельности, умениями работать с книгой, пользоваться необходимыми техническими средствами обучения, учебными пособиями, учебной документацией.

        Высокий уровень индивидуализации процесса обучения: создание условий, когда требования к деятельности каждого учащегося соответствуют его возможностям; целенаправленное варьирование методов и методических приемов деятельности учащихся, с тем, чтобы все учащиеся работали в полную силу своих возможностей.

        Высокий организационно-методический уровень проведения урока: комплексное применение разных методов и средств обучения, организационных форм учебного процесса с учетом их характерных функций и преобладающих дидактических возможностей; рациональное структурное построение занятий.

СТРУКТУРА УРОКА СПЕЦИАЛЬНЫХ И ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ

Основные структурные элементы урока - макроструктура

Составные части структурных элементов урока - микроструктуры

Организационная часть

Подготовка учащихся к изучению учебного материала

Сообщение темы и целевая установка на урок; актуализация ранее усвоенных знаний и умений учащихся; мотивация и стимулирование познавательной деятельности учащихся

Сообщение (подача) преподавателем учебного материала

Объяснение, эвристическая беседа, использование наглядных пособий и технических средств обучения (ТСО), демонстрационный эксперимент и т.п.

Самостоятельное усвоение учащимися новых знаний

Работа учащихся с учебником, эвристическая беседа, просмотр кино-, видеофильмов, работа с наглядными пособиями и ТСО, работа с производственной документацией, инструкциями и т.п.

Первичное закрепление и текущее повторение

Опрос, работа с карточками-заданиями, развернутая беседа, текущие письменные работы и т.п.

Упражнения и самостоятельная работа по закреплению и совершенствованию знаний

Решение задач, работа с карточками-заданиями, разбор схем, работа на тренажерах, работа с применением программирующих устройств и персональных учебных компьютеров, разбор проблемных ситуаций и т.п.


Обобщающее повторение

Обзорная лекция, беседа, выполнение и разбор письменных работ, работа с карточками-заданиями и тестами, демонстрация кино-, видеофильмов, проведение дидактических и деловых игр и т.п.


Контроль и оценка знаний и умений учащихся

Опрос, решение задач, выполнение контрольных работ, работа с карточками-заданиями и тестами, зачет, контроль с применением контролирующих устройств и персональных компьютеров и т.п.

Выдача домашних заданий

ТИПОВОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОСТРОЕНИЕ УРОКОВ

СПЕЦИАЛЬНЫХ И ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ


Тип урока


Типовые структуры уроков




Усвоения новых знаний

Сообщение темы и раскрытие цели урока; проверка выполнения домашних заданий; последовательное изложение нового учебного материала или самостоятельная работа учащихся с книгой и с другими источниками по изучению материала урока; ответы на вопросы учащихся; руководство процессом эвристической беседы; проверка качества восприятия изложенного и дополнительные разъяснения; выдача домашних заданий



Закрепления и совершенствования знаний и умений

Фронтальная беседа с учащимися по ранее изученному материалу темы; проведение лабораторно-практических работ и практикумов; упражнения в решении разных задач, разработке технологических процессов, изучении документации и т.п.; выполнение разного вида самостоятельных работ; работа с применением программирующих устройств и учебных компьютеров


Повторительно-обобщающий

Обзорно-обобщающая лекция по изученному материалу; развернутая беседа с учащимися; самостоятельное выполнение учащимися упражнений воспроизводящего характера по материалу изученной темы в целом


Контрольно-проверочный

Устный опрос по теме, разделу, курсу в целом; письменные, графические контрольные работы; тестовая проверка знаний и умений; проверка знаний с применением контролирующих технических устройств; проведение зачетов по теме, разделу курса


Комбинированный

Структура разнообразно варьируется в зависимости от содержания, цели, исходного уровня подготовленности учащихся, педагогического замысла преподавателя

Примечание. Перечисленные типовые структурные элементы отражают общий характер урока и его содержания. Каждый преподаватель свободен в определении, как своей логики урока, так и последовательности этапов развития его сценария.

Сочетание обучающей деятельности преподавателя и мастера при проведении совмещенного (бинарного) урока

Деятельность преподавателя

Деятельность мастера


Целевая установка учащихся на урок


Опрос учащихся по материалу предыдущих уроков


Проверка качества освоения ранее отработанных трудовых приемов и операций


Изложение теоретических вопросов изучаемой темы. Ответы на вопросы учащихся


Объяснение способов использования теоретических знаний по теме при выполнении учебно-производственных заданий. Демонстрация способов выполнения изучаемых трудовых приемов


Контроль качества восприятия теоретического материала урока и показанных мастером трудовых приемов


Контроль осознанности выполнения учащимися практических упражнений, правильности применения теоретических знаний на практике


Текущее инструктирование учащихся в процессе их упражнений по отработке изучаемых трудовых приемов и способов выполнения операции


Проведение заключительного инструктажа

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ


Общегрупповая


Бригадная (звеньевая)


Индивидуальная

Преимущества

Способствует активизации всех учащихся группы, экономии учебного времени и усилий преподавателя, развитию коллективизма учащихся

Позволяет дифференцировать сложность учебных заданий и подход к руководству учебной работой учащихся с разными учебными возможностями.

Способствует организации взаимопомощи и взаимоконтроля учащихся

Позволяет учитывать индивидуальные особенности и учебные возможности каждого учащегося и осуществлять дифференцированное руководство его учебной деятельностью

Недостатки

Не позволяет учитывать индивидуальный уровень подготовленности учащихся

Не полностью решает задачи индивидуализации процесса обучения. Затрудняет руководство группой в целом

Требует больших затрат времени преподавателя. Затрудняет руководство учебной группой в целом

ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

План-схема организации и проведения

        Лекция преподавателя – введение к семинару:

        ►   сообщение темы предстоящего семинара;

        ► последовательное объяснение преподавателем узловых вопросов учебного материала по теме семинара;

        ► распределение тем докладов учащихся на семинаре. Сообщение примерных планов докладов, указание источников для их подготовки;

        ► сообщение об организации  подготовки и проведения семинара.

        Самостоятельная домашняя работа учащихся по подготовке к семинару:

        ►   подбор и изучение литературы по теме семинара и доклада;

        ►  выполнение необходимых расчетов, разработка схем, выбор или конструирование приспособлений, инструментов, необходимой оснастки и т.п.;

        ►   подбор примеров из опыта работы на практике;

        ► получение консультации у преподавателя по вопросам подготовки к семинару;

        ► разработка и изготовление схем, диаграмм и другого иллюстрационного материала для доклада на семинаре;

        ►   подготовка содержания доклада;

        ► подготовка вопросов к докладчикам по другим темам семинара.

        Проведение семинара:

        ► вводное вступление преподавателя – 1…5 мин;

        ► доклады учащихся по подготовленным темам с демонстрацией подготовленных наглядных пособий, схем, приборов, приспособлений, инструментов и т.п. – 8…10 мин;

        ►    выступления учащихся-оппонентов по докладам;

        ►    дополнения преподавателя к докладам учащихся;

        ►    коллективное обсуждение докладов учащимися;

        ►   заключительное выступление преподавателя по подведению итогов семинара;

        ►  записи учащимися основных выводов по теме семинара в свои конспекты.  

ПРАКТИКУМЫ

        

        Практикум – форма организации учебного процесса, применяемая, как правило, с целью практического изучения устройства, принципа работы, наладки, регулирования оборудования.

Типовая план-схема проведения практикума

        Объяснение преподавателем основных положений об устройстве (диагностике неисправностей, наладке, регулировании) машин, механизмов, приборов, агрегатов  и другого изучаемого оборудования.

        Изложение вопросов, по которым будет проводиться итоговая беседа, - 8…10 мин.

        Самостоятельная практическая работа учащихся по разборке-сборке оборудования, диагностике неисправностей, наладке и регулированию оборудования в работе и т.п. – 50…60 мин.

        Эвристическая беседа по итогам проведенного практикума; формулирование преподавателем основных положений и выводов; оценка работы ученических бригад – 20 мин.

        Конспектирование учащимися основных результатов практикума: принципиальных схем оборудования с зарисовкой узлов, запись алгоритмов диагностики, наладки, регулирования, сформулированных выводов и т.п. – 8…10 мин.  

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ

        Деловые (ролевые, управленческие) игры -  имитации принятия решений и выполнение действий в разных искусственно созданных или непосредственно практических ситуациях путем проигрывания соответствующих ролей (индивидуальных или групповых) по заданным или выработанным самими участниками правилам.

Признаки деловых игр и требования к ним

        Наличие проблемы и задачи, предлагаемой для решения. Распределение между участниками ролей или ролевых функций. Наличие между играющими взаимодействий, повторяющих (имитирующих) реальные связи и отношения.

        Многозвенность и логичность цепочки решений, вытекающих одно из другого в процессе игры.

        Наличие конфликтных ситуаций вследствие различия интересов участников или условий информационной деятельности. Правдоподобие имитируемой ситуации или ситуаций, взятых из реальной действительности.

        Наличие системы оценки результатов игровой деятельности, соревновательности или состязательности играющих.

Характерные ситуации (тематика) деловых игр при изучении специальных предметов

        Анализ заданных производственных условий и принятие оптимальных решений (технических, управленческих, экономических, организационных и др.).

        Определение (диагностика) дефектов обработки (сборки, регулирования, в соблюдении режимов работы оборудования и др.) по их описанию, проявлению, характеристикам и показателям работы оборудования с помощью реальных или имитированных контрольно-измерительных средств.

        Определение характера деятельности рабочего, специалиста в условиях разных отклонений технологического процесса от нормы (вплоть до аварийных ситуаций), заданных словесно, письменно, по показаниям приборов на тренажере (имитаторе).

        Обсуждение плана работы и других действий и распределение ролей в бригаде при получении ею разных игровых заданий и т.п.

Типичное распределение ролей в деловой игре

        Ведущий (преподаватель) – комплектует команды, определяет цели игры (общую и на каждом этапе), проводит инструктаж и консультации, руководит ходом игры в целом.

        Капитаны (старшие команд) – руководят действиями команд, обеспечивают активное включение в игру каждого члена команды.

        Информационно-экспертная группа (из числа лучших учащихся) – ведет сбор и обработку оперативной информации, принимает участие в подведении итогов игры.

        Игроки – реализуют поставленные цели игры.

Типовая технологическая схема деловой игры

        Выделяют три этапа деловой игры.

        Подготовка к игре – разработка сценария игры (формулируется учебная цель с описанием изучаемой ситуации и проблемы, дается описание процедуры, характеристики участников), введение в игру (ориентация участников и экспертов, предварительные консультации, разъяснение правил игры).

        Проведение игры – групповая работа над заданием, включает в себя работу с источниками, межгрупповые дискуссии, текущие консультации играющих, корректировку их действий.

        Подведение итогов – выступления экспертов, обмен мнениями, защита принятых решений и выводов, формулировка итога игры.

Основные условия эффективного проведения деловой игры

        ●  При проведении игры необходимо создать определенный творческий климат, когда каждый участник чувствует себя ее соавтором.

        ●  Правила игры должны быть простыми, а содержание предлагаемого материала – доступным.

        ● Игра должна давать достаточно «пищи» для мыслительной деятельности учащихся.

        ●  Каждый участник игры должен быть активным в ходе ее проведения.

        ●  Игровой характер игры должен иметь определенную меру.

        ● При проведении игры, связанной с соревнованием команд или отдельных ее участников, должен быть обеспечен открытый, ясный, справедливый контроль за ее результатами со стороны всего коллектива учащихся.

        ●  Дидактический материал, используемый в процессе игры, должен быть доступным и удобным в пользовании.

        ●  В ходе разбора игры основное внимание должно уделяться не столько определению и поощрению победителей, сколько анализу и оценке путей, позволивших решить поставленные задачи.

Основные правила организации и проведения деловых игр

        Этап подготовки  к игре.  При разработке содержания игры преподаватель обязательно должен сочетать повторение и закрепление изученного с изучением нового учебного материала.

        Правила игры разрабатывать совместно с учащимися.

        Не упрощать необходимый игровой атрибут по сравнению с реальными условиями.

        Обеспечивать всех участников игры всеми необходимыми средствами – техническими и дидактическими.

        Не допускать несерьезного настроя учащихся к предстоящей игровой деятельности.

        Обязательно создать в группе атмосферу подлинного творчества, энтузиазма, соревновательности.

        Этап проведения игры. Преподаватель должен быть активным участником игры, воздерживаясь при этом от излишней мелочной опеки учащихся. Не спешить с упреками в адрес нерасторопных учащихся и с похвалой победителей.

        Следить за игровым азартом и всегда быть готовым к разрешению сиюминутных кофликтов.

        Строго следить за соблюдением правил игры.

        Не вмешиваться в работу учащихся без крайней необходимости.

        Не сводить игру к простому опросу и контролю знаний и умений учащихся.

        Не стремиться к снятию «игрового шума», следить, чтобы он не мешал нормальному ходу игры.

        Этап судейства и подведения итогов. Практиковать привлечение к судейству учащихся, разрешая им использовать необходимые источники информации.

        Сообщение общей оценки и подведение итогов игры всегда брать на себя.    

        Всегда стремиться, чтобы оценка была справедливой и соответствовала принятым критериям.

        Всегда сверять свое мнение с мнением играющих; если мнения не совпадают, уяснить причину и не спешить навязывать свое мнение и решение.

        Стараться замечать положительное в действиях каждого играющего.

        Широко использовать коллективную оценку, уметь с ней соглашаться.

Список использованной литературы

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

2. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.

  1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика. М.: АКАДЕМА, 2003.
  2. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2004.

Организация и методика производственного обучения 2004г

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

Четкость цели и содержания

Неразрывность решения задач образования, воспитания и развития учащихся

Усвоения новых знаний – проводятся с целью восприятия и первичного осмысливания материала.

Применяются при изучении нового учебного материала информационного характера

ТИПЫ УРОКОВ (по ведущей дидактической цели)

Руководящая роль преподавателя в учебно-воспитательном процессе

Комплексное применение методов обучения и форм организации учебной работы учащихся

Организационная (структурная) четкость

Закрепления и совершенствования знаний и умений –проводятся с целью достижения прочных  знаний и умений путем их воспроизведения, системы повторений и практического применения

Комбинированные – при проведении решаются разные дидактические задачи обучения в комплексе

Повторительно-обобщающие – проводятся с целью систематизации знаний и умений, восполнения пробелов, более глубокого раскрытия основных положений и узловых вопросов темы, раздела, курса в целом

Контрольно-проверочные – проводятся с целью получения оснований для оценки успеваемости учащихся по теме, разделу учебной программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обучающий семинар на тему "Урок как основная форма организации учебного процесса".

   Педагог- это творец, он создает урок как произведение педагогического мастерства, создает его для детей и вместе с детьми.  Урок  должен  имеет свое лицо, своеобрази...

Экскурсия как форма организации учебного процесса

Зражевская Татьяна Ивановна Учитель русского языка и литературы Индустриально-судостроительного лицея Кировского района города Санкт-Петербурга, член  санкт – петербургского общества &ldquo...

Совершенствование методики преподавания уроков музыки с нестандартной формой организации учебного процесса

"Совершенствование методики преподавания уроков музыки с нестандартной формой организации учебного процесса"По плану участия преподавателей ГАПОУ «ЛМХПК» в деятельности региональной инновационной площ...

Требования к уроку, как основной форме организации учебного процесса

Методические рекомендации по подготовке и проведению уроков теоретического обучения, по формированию целей и структуры урока....

Статья «Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО».

Статья«Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО»....

Cтатья "Виртуальная экскурсия - эффективная форма организации учебного процесса"

В статье автор делится опытом организации виртуальных экскурсий на занятиях....

Методическая разработка урока по теме «Учебная деятельность, как форма организации учебного процесса».

Методическая разработка урока по адаптированной учебной дисциплине ОДП.04 Профессиональное самоопределение и саморазвитие личности (адаптированная образовательная программа профессиональной подготовки...