Экскурсия как форма организации учебного процесса
методическая разработка по теме
Зражевская Татьяна Ивановна
Учитель русского языка и литературы Индустриально-судостроительного лицея Кировского района города Санкт-Петербурга, член санкт – петербургского общества “Психология и педагогика чтения“
Экскурсия как форма организации учебного процесса имеет большое значение для школьников и студентов.
Слово “экскурсия” в переводе с латинского языка “excursio” означает “поездка“.
Во-первых, это коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки и т.п. Во-вторых, это поездка, прогулка с образовательной , научной, спортивной или увеселительной целью.
Для школьников и студентов такие выезды всегда интересны сменой места действия, времени и формы деятельности.
Они любят экскурсии, часто пишут восторженные отзывы о проведении экскурсии. Но учащейся молодежи интересно все-таки самим подготовить и провести экскурсию, потому что многие хотят стать и становятся экскурсоводами.
Задача программы экскурсионного обслуживания – достижение целей, которые бывают:
· Познавательные (тематика: историческая, архитектурно-градостроительная, литературная, искусствоведческая и т.д.);
· Развлекательные (отдых, спорт);
· Профессиональные (деловые, бизнес-туры, участие в выставках, ярмарках и др.);
· Другие цели (паломничество, хобби, обучение или повышение квалификации и т.д.);
По содержанию экскурсионные программы бывают ознакомительные и тематические.
Ознакомительная экскурсионная программа включает обзорную экскурсию, дающую представление о городе (стране), его истории, особенностях и обычаях населения, об архитектурных памятниках и современной жизни.
Цель тематической экскурсии – расширение познания школьников и студентов по определенной тематике.
Для более углубленного изучения определенной тематики могут разрабатываться циклы экскурсий.
Например, литературный цикл экскурсий, посвященный жизни и творчеству А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге, в Царском селе, в Михайловском и т.д.
1тур.” А.С.Пушкин в Петербурге”. Экскурсия по пушкинским местам Санкт-Петербурга и посещение музея - квартиры А.С.Пушкина на Мойке, Черная речка.
2 тур.”Царскосельский лицей”.Экскурсия в лицей в Царском Селе и прогулка по Александровскому парку.
3 тур.”Михайловское”.Экскурсия в Пушкинские горы, посещение Михайловского, Тригорского, Вороньей горы, Святогорского монастыря.
Описанию тура и составлению экскурсионной программы должно уделяться большое значение. Программу можно изменять, дополнять, совершенствовать.
Разработка экскурсии - это большая работа специалистов. Поэтому содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний, компетентности, степени практического опыта специалистов, от усвоения ими основ логики, педагогики и психологии, их умения выбирать наиболее эффективные способы и приемы воздействия на экскурсантов, важна этика и культура речи экскурсовода.
В рамках учебного процесса практикуется такая форма обучения, как заочная экскурсия. Причем организовывать заочную экскурсию можно на разных уроках: на уроках литературы, русского языка, истории, географии, истории города и т.д.
Группа учащихся выбирает тему заочной экскурсии, предложенную преподавателем: “Достоевский Ф.М. в Петербурге“,”Гоголь Н.В.в Петербурге“, “ Некрасов А.Н. в Петербурге“,”Петербург- город литературных героев”, “За страницей учебника”,“Мой район”,”Моя улица“, “История школы” и т. д.
Начинается большая подготовительная работа:
· Определение цели и задачи заочной экскурсии;
· Возрастной ценз - для кого предназначена экскурсия: для взрослых или детей;
· Отбор литературы – это книги, брошюры, статьи, которые будут использованы при подготовке данной экскурсии;
· Отбор экскурсионного объекта - объектами рассмотрения может быть писатель, его жизнь и судьба,
· творчество писателя;
· произведение писателя,
· литературные герои,
· реальные адреса, где живут вымышленные литературные герои и наоборот;
· люди, которые были рядом с писателем,
· адреса, где проживал писатель; история здания.
· Отбор и изучение экскурсионных объектов - это сведения, характеризующие объект: а) вид объекта- фотографии, снимки,
Б) его наименование и переименования, которые могли быть; в)событие, с которым связан объект; г) место нахождения; д) краткое описание; е) авторы и время создания объекта; ж) источники;
· Составление маршрута экскурсии – это карта(схема)маршрута, показан путь следования группы. Обозначены начало и конец маршрута, объекты показа.
· Комплектование “ папки экскурсовода“, куда вкладываются фотографии, схемы, карты, чертежи, рисунки, репродукции, копии документов, цитаты из литературных произведений, видеоматериалы.
· Выбор приемов и техники проведения экскурсии.
· Составление индивидуального текста. Композиционно выстраивается материал – обязательное вступление, основная часть, заключение, логические переходы.
· Обсуждение подготовленного материала- выбор лучшей экскурсии,
дополнение и обновление “ портфеля экскурсовода“.
Заочная экскурсия как форма занятия имеет обучающий характер.
Учащиеся должны многое узнать в процессе подготовки и изучения материала, должны уметь преподнести материал ясно, выразительно, логично, важен стиль речи, качество речи, владение орфоэпическими, грамматическими, лексическими нормами культуры речи.
Слово “экскурс“ в переводе с латыни “excursus”означает “уклонение, отступление (в речи)”- отступление от главной темы изложения для исследования, освещения побочного вопроса.
В процессе проведения экскурсии подобных экскурсов может быть много- это и краткий экскурс в историю, в языкознание, географию и т. д. Обычный урок литературы может стать интересным , междисциплинарным за счет активности и заинтересованности самих учащихся. Это урок-созидание, творчество.
Главное, увлечь идеей проведения экскурсии, создать условия для работы над темой и подбором материала. Тем более наш город, “где каждый камень историей дышит”… и поэзией:
Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь Летний сад - Онегина глава.
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский...
Удачными были экскурсии, составленные нашими учащимися о писателях, о литературных героях , об истории школы. Составлена “Летопись школы”, которая опубликована в школьном журнале. В школьном журнале печатаем лучшие творческие работы, стихи учащихся, рассказы, рисунки.
Компьютеризация образования очень помогает в обучении учащихся. Существует видеоряд заочных экскурсий по Эрмитажу, Русскому музею и т.д.
Теперь можно создавать грандиозные проекты- экскурсии, не выходя из класса, аудитории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Зражевская Татьяна Ивановна
Преподаватель русского языка и литературы Индустриально-судостроительного лицея Кировского района города Санкт-Петербурга, член санкт – петербургского общества “Психология и педагогика чтения“
Экскурсия как форма организации учебного процесса.
Экскурсия как форма организации учебного процесса имеет большое значение для школьников и студентов.
Слово “экскурсия” в переводе с латинского языка “excursio” означает “поездка“.
Во-первых, это коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки и т.п. Во-вторых, это поездка, прогулка с образовательной , научной, спортивной или увеселительной целью.
Для школьников и студентов такие выезды всегда интересны сменой места действия, времени и формы деятельности.
Они любят экскурсии, часто пишут восторженные отзывы о проведении экскурсии. Но учащейся молодежи интересно все-таки самим подготовить и провести экскурсию, потому что многие хотят стать и становятся экскурсоводами.
Задача программы экскурсионного обслуживания – достижение целей, которые бывают:
- Познавательные (тематика: историческая, архитектурно-градостроительная, литературная, искусствоведческая и т.д.);
- Развлекательные (отдых, спорт);
- Профессиональные (деловые, бизнес-туры, участие в выставках, ярмарках и др.);
- Другие цели (паломничество, хобби, обучение или повышение квалификации и т.д.);
По содержанию экскурсионные программы бывают ознакомительные и тематические.
Ознакомительная экскурсионная программа включает обзорную экскурсию, дающую представление о городе (стране), его истории, особенностях и обычаях населения, об архитектурных памятниках и современной жизни.
Цель тематической экскурсии – расширение познания школьников и студентов по определенной тематике.
Для более углубленного изучения определенной тематики могут разрабатываться циклы экскурсий.
Например, литературный цикл экскурсий, посвященный жизни и творчеству А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге, в Царском селе, в Михайловском и т.д.
1тур.” А.С.Пушкин в Петербурге”. Экскурсия по пушкинским местам Санкт-Петербурга и посещение музея - квартиры А.С.Пушкина на Мойке, Черная речка.
2 тур.”Царскосельский лицей”.Экскурсия в лицей в Царском Селе и прогулка по Александровскому парку.
3 тур.”Михайловское”.Экскурсия в Пушкинские горы, посещение Михайловского, Тригорского, Вороньей горы, Святогорского монастыря.
Описанию тура и составлению экскурсионной программы должно уделяться большое значение. Программу можно изменять, дополнять, совершенствовать.
Разработка экскурсии - это большая работа специалистов. Поэтому содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний, компетентности, степени практического опыта специалистов, от усвоения ими основ логики, педагогики и психологии, их умения выбирать наиболее эффективные способы и приемы воздействия на экскурсантов, важна этика и культура речи экскурсовода.
В рамках учебного процесса практикуется такая форма обучения, как заочная экскурсия. Причем организовывать заочную экскурсию можно на разных уроках: на уроках литературы, русского языка, истории, географии, истории города и т.д.
Группа учащихся выбирает тему заочной экскурсии, предложенную преподавателем: “Достоевский Ф.М. в Петербурге“,”Гоголь Н.В.в Петербурге“, “ Некрасов А.Н. в Петербурге“,”Петербург- город литературных героев”, “За страницей учебника”,“Мой район”,”Моя улица“, “История школы” и т. д.
Начинается большая подготовительная работа:
- Определение цели и задачи заочной экскурсии;
- Возрастной ценз - для кого предназначена экскурсия: для взрослых или детей;
- Отбор литературы – это книги, брошюры, статьи, которые будут использованы при подготовке данной экскурсии;
- Отбор экскурсионного объекта - объектами рассмотрения может быть писатель, его жизнь и судьба,
- творчество писателя;
- произведение писателя,
- литературные герои,
- реальные адреса, где живут вымышленные литературные герои и наоборот;
- люди, которые были рядом с писателем,
- адреса, где проживал писатель; история здания.
- Отбор и изучение экскурсионных объектов - это сведения, характеризующие объект: а) вид объекта- фотографии, снимки,
Б) его наименование и переименования, которые могли быть; в)событие, с которым связан объект; г) место нахождения; д) краткое описание; е) авторы и время создания объекта; ж) источники;
- Составление маршрута экскурсии – это карта(схема)маршрута, показан путь следования группы. Обозначены начало и конец маршрута, объекты показа.
- Комплектование “ папки экскурсовода“, куда вкладываются фотографии, схемы, карты, чертежи, рисунки, репродукции, копии документов, цитаты из литературных произведений, видеоматериалы.
- Выбор приемов и техники проведения экскурсии.
- Составление индивидуального текста. Композиционно выстраивается материал – обязательное вступление, основная часть, заключение, логические переходы.
- Обсуждение подготовленного материала- выбор лучшей экскурсии,
дополнение и обновление “ портфеля экскурсовода“.
Заочная экскурсия как форма занятия имеет обучающий характер.
Учащиеся должны многое узнать в процессе подготовки и изучения материала, должны уметь преподнести материал ясно, выразительно, логично, важен стиль речи, качество речи, владение орфоэпическими, грамматическими, лексическими нормами культуры речи.
Слово “экскурс“ в переводе с латыни “excursus”означает “уклонение, отступление (в речи)”- отступление от главной темы изложения для исследования, освещения побочного вопроса.
В процессе проведения экскурсии подобных экскурсов может быть много- это и краткий экскурс в историю, в языкознание, географию и т. д. Обычный урок литературы может стать интересным , междисциплинарным за счет активности и заинтересованности самих учащихся. Это урок-созидание, творчество.
Главное, увлечь идеей проведения экскурсии, создать условия для работы над темой и подбором материала. Тем более наш город, “где каждый камень историей дышит”… и поэзией:
Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь Летний сад - Онегина глава.
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский...
Удачными были экскурсии, составленные нашими учащимися о писателях, о литературных героях , об истории школы. Составлена “Летопись школы”, которая опубликована в школьном журнале. В школьном журнале печатаем лучшие творческие работы, стихи учащихся, рассказы, рисунки.
Компьютеризация образования очень помогает в обучении учащихся. Существует видеоряд заочных экскурсий по Эрмитажу, Русскому музею и т.д.
Теперь можно создавать грандиозные проекты- экскурсии, не выходя из класса, аудитории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/09/picture-149179-1355064678.jpg)
Формы организации учебного процесса
Это методическое пособие предназначено для преподавателей спецдисциплин. В нем описаны дидактические требования к уроку; требования и критерии, характеризующие современный урок; дана структура урока о...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/21/picture-409035-1392958559.jpg)
обучающий семинар на тему "Урок как основная форма организации учебного процесса".
Педагог- это творец, он создает урок как произведение педагогического мастерства, создает его для детей и вместе с детьми. Урок должен имеет свое лицо, своеобрази...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/05/picture-825626-1475650075.jpg)
Совершенствование методики преподавания уроков музыки с нестандартной формой организации учебного процесса
"Совершенствование методики преподавания уроков музыки с нестандартной формой организации учебного процесса"По плану участия преподавателей ГАПОУ «ЛМХПК» в деятельности региональной инновационной площ...
Требования к уроку, как основной форме организации учебного процесса
Методические рекомендации по подготовке и проведению уроков теоретического обучения, по формированию целей и структуры урока....
Статья «Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО».
Статья«Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО»....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/10/picture-858550-1484068321.jpg)
Cтатья "Виртуальная экскурсия - эффективная форма организации учебного процесса"
В статье автор делится опытом организации виртуальных экскурсий на занятиях....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-374410-1388799971.jpg)
Методическая разработка урока по теме «Учебная деятельность, как форма организации учебного процесса».
Методическая разработка урока по адаптированной учебной дисциплине ОДП.04 Профессиональное самоопределение и саморазвитие личности (адаптированная образовательная программа профессиональной подготовки...