Экскурсия как форма организации учебного процесса
методическая разработка по теме

Зражевская Татьяна Ивановна

Зражевская Татьяна Ивановна

Учитель русского языка и литературы Индустриально-судостроительного лицея Кировского района города Санкт-Петербурга, член  санкт – петербургского общества “Психология  и педагогика чтения“

Экскурсия как форма организации учебного процесса имеет большое значение для школьников и студентов.

Слово “экскурсия” в переводе с латинского языка  “excursio” означает “поездка“.

Во-первых, это коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки и т.п. Во-вторых, это поездка, прогулка с образовательной , научной, спортивной или увеселительной целью.

Для школьников и студентов такие выезды всегда интересны сменой места действия, времени и формы   деятельности.

 Они любят экскурсии, часто пишут восторженные отзывы о проведении экскурсии. Но учащейся молодежи интересно все-таки самим  подготовить и провести экскурсию, потому что многие хотят стать и становятся экскурсоводами. 

Задача программы экскурсионного обслуживания – достижение целей, которые бывают:

·        Познавательные (тематика: историческая, архитектурно-градостроительная, литературная, искусствоведческая и т.д.);

·        Развлекательные (отдых, спорт);

·        Профессиональные (деловые, бизнес-туры, участие в выставках, ярмарках и др.);

·        Другие цели (паломничество, хобби, обучение или повышение квалификации и т.д.);

По содержанию экскурсионные программы бывают ознакомительные и тематические.

  Ознакомительная экскурсионная программа включает обзорную экскурсию, дающую представление о городе (стране), его истории, особенностях и обычаях населения, об архитектурных памятниках и современной жизни.

 Цель тематической  экскурсии – расширение познания школьников и студентов по определенной тематике.

Для более углубленного изучения определенной тематики могут разрабатываться циклы экскурсий.

 Например, литературный цикл экскурсий, посвященный жизни и творчеству А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге,  в Царском селе, в Михайловском и т.д.

1тур.” А.С.Пушкин в Петербурге”. Экскурсия по пушкинским местам Санкт-Петербурга и посещение музея - квартиры А.С.Пушкина на Мойке, Черная речка.

2 тур.”Царскосельский лицей”.Экскурсия в лицей в Царском Селе и прогулка по Александровскому парку.

3 тур.”Михайловское”.Экскурсия в Пушкинские горы, посещение Михайловского, Тригорского,  Вороньей горы, Святогорского монастыря.

Описанию тура и составлению экскурсионной программы должно уделяться  большое значение. Программу можно изменять, дополнять, совершенствовать.

Разработка экскурсии - это большая  работа специалистов. Поэтому содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний, компетентности, степени практического опыта специалистов, от усвоения ими основ логики, педагогики и психологии, их умения выбирать наиболее эффективные способы и приемы воздействия на экскурсантов, важна этика и культура речи экскурсовода.

В рамках учебного процесса практикуется такая форма обучения, как заочная экскурсия. Причем организовывать заочную экскурсию можно на разных уроках: на уроках литературы, русского языка, истории, географии, истории города и т.д.  

Группа учащихся выбирает тему заочной экскурсии, предложенную преподавателем: “Достоевский Ф.М. в Петербурге“,”Гоголь Н.В.в Петербурге“, “ Некрасов А.Н. в Петербурге“,”Петербург- город литературных героев”, “За страницей учебника”,“Мой район”,”Моя улица“, “История школы” и т. д.

Начинается большая подготовительная работа:

·        Определение цели и задачи заочной экскурсии;

·        Возрастной ценз -   для кого предназначена экскурсия: для взрослых или детей;

·        Отбор литературы – это книги, брошюры, статьи, которые будут использованы при подготовке данной экскурсии; 

·        Отбор экскурсионного объекта - объектами рассмотрения может быть писатель, его жизнь и судьба,

·         творчество писателя;

·         произведение писателя,

·         литературные герои,

·         реальные адреса, где живут вымышленные литературные герои и наоборот;

·        люди, которые были рядом с писателем,

·        адреса, где проживал писатель; история здания.

·        Отбор и изучение экскурсионных объектов - это сведения, характеризующие объект: а) вид объекта- фотографии, снимки,

Б) его наименование и переименования, которые могли быть; в)событие, с которым связан объект; г) место нахождения; д) краткое описание; е) авторы и время создания объекта; ж) источники;

·        Составление маршрута экскурсии – это карта(схема)маршрута, показан путь следования группы. Обозначены начало и конец маршрута, объекты показа.

·        Комплектование “ папки экскурсовода“, куда вкладываются фотографии, схемы, карты, чертежи, рисунки, репродукции, копии документов, цитаты из литературных произведений, видеоматериалы.

·        Выбор приемов  и техники проведения экскурсии.

·        Составление индивидуального текста. Композиционно выстраивается материал – обязательное вступление, основная часть, заключение, логические переходы.

·        Обсуждение подготовленного материала- выбор лучшей экскурсии,

      дополнение и обновление “ портфеля экскурсовода“.

 

Заочная экскурсия как форма занятия имеет обучающий характер.

Учащиеся должны многое узнать в процессе подготовки и изучения материала, должны уметь преподнести материал ясно, выразительно, логично, важен стиль речи, качество речи, владение орфоэпическими, грамматическими, лексическими нормами  культуры речи.

    Слово “экскурс“ в переводе с латыни “excursus”означает “уклонение, отступление (в речи)”- отступление от главной темы изложения для исследования, освещения побочного вопроса.

В процессе проведения экскурсии подобных экскурсов может быть много- это и краткий экскурс в историю, в языкознание, географию и т. д. Обычный урок литературы может стать интересным , междисциплинарным за счет активности и заинтересованности самих учащихся. Это урок-созидание, творчество.

Главное, увлечь идеей проведения экскурсии, создать условия для работы над темой и подбором материала. Тем более наш город, “где каждый камень историей дышит”… и поэзией:

 

Давно стихами говорит Нева, 

Страницей Гоголя ложится Невский,

Весь Летний сад - Онегина глава.

О Блоке вспоминают Острова,

А по Разъезжей бродит Достоевский...

Удачными были экскурсии, составленные  нашими учащимися  о писателях, о литературных героях , об истории школы. Составлена “Летопись школы”, которая  опубликована в школьном журнале. В школьном журнале печатаем лучшие творческие работы, стихи учащихся, рассказы, рисунки.

Компьютеризация образования очень помогает в обучении учащихся. Существует видеоряд заочных экскурсий по Эрмитажу, Русскому музею и т.д.

Теперь можно создавать  грандиозные проекты- экскурсии, не выходя из класса, аудитории.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_kak_forma_organizatsii_uchebnogo_protsessa.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Зражевская Татьяна Ивановна

Преподаватель русского языка и литературы Индустриально-судостроительного лицея Кировского района города Санкт-Петербурга, член  санкт – петербургского общества “Психология  и педагогика чтения“

Экскурсия как форма организации учебного процесса.

 

Экскурсия как форма организации учебного процесса имеет большое значение для школьников и студентов.

Слово “экскурсия” в переводе с латинского языка  “excursio” означает “поездка“.

Во-первых, это коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки и т.п. Во-вторых, это поездка, прогулка с образовательной , научной, спортивной или увеселительной целью.

Для школьников и студентов такие выезды всегда интересны сменой места действия, времени и формы   деятельности.

 Они любят экскурсии, часто пишут восторженные отзывы о проведении экскурсии. Но учащейся молодежи интересно все-таки самим  подготовить и провести экскурсию, потому что многие хотят стать и становятся экскурсоводами.  

Задача программы экскурсионного обслуживания – достижение целей, которые бывают:

  • Познавательные (тематика: историческая, архитектурно-градостроительная, литературная, искусствоведческая и т.д.);
  • Развлекательные (отдых, спорт);
  • Профессиональные (деловые, бизнес-туры, участие в выставках, ярмарках и др.);
  • Другие цели (паломничество, хобби, обучение или повышение квалификации и т.д.);

По содержанию экскурсионные программы бывают ознакомительные и тематические.

  Ознакомительная экскурсионная программа включает обзорную экскурсию, дающую представление о городе (стране), его истории, особенностях и обычаях населения, об архитектурных памятниках и современной жизни.

 Цель тематической  экскурсии – расширение познания школьников и студентов по определенной тематике.

Для более углубленного изучения определенной тематики могут разрабатываться циклы экскурсий.

 Например, литературный цикл экскурсий, посвященный жизни и творчеству А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге,  в Царском селе, в Михайловском и т.д.

1тур.” А.С.Пушкин в Петербурге”. Экскурсия по пушкинским местам Санкт-Петербурга и посещение музея - квартиры А.С.Пушкина на Мойке, Черная речка.

2 тур.”Царскосельский лицей”.Экскурсия в лицей в Царском Селе и прогулка по Александровскому парку.

3 тур.”Михайловское”.Экскурсия в Пушкинские горы, посещение Михайловского, Тригорского,  Вороньей горы, Святогорского монастыря.

Описанию тура и составлению экскурсионной программы должно уделяться  большое значение. Программу можно изменять, дополнять, совершенствовать.

Разработка экскурсии - это большая  работа специалистов. Поэтому содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний, компетентности, степени практического опыта специалистов, от усвоения ими основ логики, педагогики и психологии, их умения выбирать наиболее эффективные способы и приемы воздействия на экскурсантов, важна этика и культура речи экскурсовода.

В рамках учебного процесса практикуется такая форма обучения, как заочная экскурсия. Причем организовывать заочную экскурсию можно на разных уроках: на уроках литературы, русского языка, истории, географии, истории города и т.д.  

Группа учащихся выбирает тему заочной экскурсии, предложенную преподавателем: “Достоевский Ф.М. в Петербурге“,”Гоголь Н.В.в Петербурге“, “ Некрасов А.Н. в Петербурге“,”Петербург- город литературных героев”, “За страницей учебника”,“Мой район”,”Моя улица“, “История школы” и т. д.

Начинается большая подготовительная работа:

  • Определение цели и задачи заочной экскурсии;
  • Возрастной ценз -   для кого предназначена экскурсия: для взрослых или детей;
  • Отбор литературы – это книги, брошюры, статьи, которые будут использованы при подготовке данной экскурсии;  
  • Отбор экскурсионного объекта - объектами рассмотрения может быть писатель, его жизнь и судьба,
  •  творчество писателя;
  •  произведение писателя,
  •  литературные герои,
  •  реальные адреса, где живут вымышленные литературные герои и наоборот;
  • люди, которые были рядом с писателем,
  • адреса, где проживал писатель; история здания.
  • Отбор и изучение экскурсионных объектов - это сведения, характеризующие объект: а) вид объекта- фотографии, снимки,

Б) его наименование и переименования, которые могли быть; в)событие, с которым связан объект; г) место нахождения; д) краткое описание; е) авторы и время создания объекта; ж) источники;

  • Составление маршрута экскурсии – это карта(схема)маршрута, показан путь следования группы. Обозначены начало и конец маршрута, объекты показа.
  • Комплектование “ папки экскурсовода“, куда вкладываются фотографии, схемы, карты, чертежи, рисунки, репродукции, копии документов, цитаты из литературных произведений, видеоматериалы.
  • Выбор приемов  и техники проведения экскурсии.
  • Составление индивидуального текста. Композиционно выстраивается материал – обязательное вступление, основная часть, заключение, логические переходы.
  • Обсуждение подготовленного материала- выбор лучшей экскурсии,

      дополнение и обновление “ портфеля экскурсовода“.

Заочная экскурсия как форма занятия имеет обучающий характер.

Учащиеся должны многое узнать в процессе подготовки и изучения материала, должны уметь преподнести материал ясно, выразительно, логично, важен стиль речи, качество речи, владение орфоэпическими, грамматическими, лексическими нормами  культуры речи.

    Слово “экскурс“ в переводе с латыни “excursus”означает “уклонение, отступление (в речи)”- отступление от главной темы изложения для исследования, освещения побочного вопроса.

В процессе проведения экскурсии подобных экскурсов может быть много- это и краткий экскурс в историю, в языкознание, географию и т. д. Обычный урок литературы может стать интересным , междисциплинарным за счет активности и заинтересованности самих учащихся. Это урок-созидание, творчество.

Главное, увлечь идеей проведения экскурсии, создать условия для работы над темой и подбором материала. Тем более наш город, “где каждый камень историей дышит”… и поэзией:

Давно стихами говорит Нева,  

Страницей Гоголя ложится Невский,

Весь Летний сад - Онегина глава.

О Блоке вспоминают Острова,

А по Разъезжей бродит Достоевский...

Удачными были экскурсии, составленные  нашими учащимися  о писателях, о литературных героях , об истории школы. Составлена “Летопись школы”, которая  опубликована в школьном журнале. В школьном журнале печатаем лучшие творческие работы, стихи учащихся, рассказы, рисунки.

Компьютеризация образования очень помогает в обучении учащихся. Существует видеоряд заочных экскурсий по Эрмитажу, Русскому музею и т.д.

Теперь можно создавать  грандиозные проекты- экскурсии, не выходя из класса, аудитории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации учебного процесса

Это методическое пособие предназначено для преподавателей спецдисциплин. В нем описаны дидактические требования к уроку; требования и критерии, характеризующие современный урок; дана структура урока о...

обучающий семинар на тему "Урок как основная форма организации учебного процесса".

   Педагог- это творец, он создает урок как произведение педагогического мастерства, создает его для детей и вместе с детьми.  Урок  должен  имеет свое лицо, своеобрази...

Совершенствование методики преподавания уроков музыки с нестандартной формой организации учебного процесса

"Совершенствование методики преподавания уроков музыки с нестандартной формой организации учебного процесса"По плану участия преподавателей ГАПОУ «ЛМХПК» в деятельности региональной инновационной площ...

Требования к уроку, как основной форме организации учебного процесса

Методические рекомендации по подготовке и проведению уроков теоретического обучения, по формированию целей и структуры урока....

Статья "ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ". Дистанционный межрегиональный Форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы».

Работа по формированию общих компетенций осуществляется при изучении учебных дисциплин или междисциплинарных курсов, во время прохождения учебной и производственной практик, входящих в модуль.  О...

Cтатья "Виртуальная экскурсия - эффективная форма организации учебного процесса"

В статье автор делится опытом организации виртуальных экскурсий на занятиях....

Методическая разработка урока по теме «Учебная деятельность, как форма организации учебного процесса».

Методическая разработка урока по адаптированной учебной дисциплине ОДП.04 Профессиональное самоопределение и саморазвитие личности (адаптированная образовательная программа профессиональной подготовки...