Методическая разработка по учебной дисциплине ОГСЭ.01Основы философии (для преподавателя) "Введение в философию"
методическая разработка на тему

Методическая разработка по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии (для преподавателя)  "Введение в философию" содержит:

- Конспект лекции по теме «Природа философского знания».

- Конспект темы «Предмет и формы философского знания. Значение философии»

- Конспект семинарского занятия.

- Контрольные вопросы по темам; темы рефератов; рекомендуемая литература.

- Тесты

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Иркутской области

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «НИЖНЕУДИНСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

Рассмотрено ЦМК общеобразовательных, общих гуманитарных, социально-экономических, математических и общих естественнонаучных дисциплин

Председатель Быкова Н.Г. ___________

Протокол № ____«___»  ____  2016 г.

Утверждаю

        Заместитель директора по УВР

        _________ Заремба Е.В.

        «___» _______ 2016 г.

Методическая разработка 

по учебной дисциплине ОГСЭ.01

Основы философии

для преподавателя

 Введение в философию

Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»

34.02.01 «Сестринское дело»

Составила: Заремба Е.В.

Нижнеудинск

2016 г.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Выписка из приказа № 472

от «12» ноября 2009 г.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО

В результате изучения данного раздела учебной дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по углубленной подготовке):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства
по отношению к природе, обществу, человеку.

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия  философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы научной, философской и религиозной картин мира.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ:

1 УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № 1

  1. Ход лекционного занятия
  2. Конспект лекции по теме «Природа философского знания».
  3. Контрольные вопросы по теме; темы рефератов; рекомендуемая литература.

  1. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № 2

  1. Ход занятия
  2. Задания на выявление исходного уровня знаний по теме «Природа философского знания».
  3. Конспект темы «Предмет и формы философского знания. Значение философии».
  4. Контрольные вопросы по теме; темы рефератов; рекомендуемая литература.
  5. Основные понятия темы.

3.УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № 3.

        3.1. Ход семинарского занятия.

        3.2. Тест по теме «Философия: структура, функции, проблемы».

        3.3. Задания на выявление исходного уровня знаний по теме «Философия: основное              

        содержание предмета».

            3.4. Контрольный блиц – тур по теме «Основное содержание предмета философии»

            3.5. Схематичное изображение предмета философии.

            3.6. Примерное содержание сообщений на семинар.

            3.7. Основные понятия темы.

            3.8. Рекомендуемая литература: основная и дополнительная.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № 1

Учебная дисциплина:   ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

ВРЕМЯ: 90 МИНУТ

Тема занятия

 ПРИРОДА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Цель занятия

Усвоение основных категорий и понятий  философии; роль философии в жизни человека и общества; основы научной, философской и религиозной картин мира.

 

 

Обучающие:

иметь представление о своеобразии философии, её месте в жизни

человека; о научных, философских и религиозных картинах мироздания.

Развивающие:

формирование гуманного отношения к человеку.

Воспитательные:

формирование культуры мышления, самообразования.

Формируемые компетенции

ОК. 1,3,4,8,10,11

Показатели формируемых  компетенций

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

          Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Средства обучения, оборудование

Дидактические материалы, доска. Таблицы «Мифология как мировоззрение», «Религия как мировоззрение», «Философия как мировоззрение».

Вид учебного занятия

Теоретическое

Применяемые технологии

Объяснительно-иллюстративная технология.

        

ЛИТЕРАТУРА:

ОСНОВНАЯ: Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы философии: Учеб.пособие для пед.училищ.-М.: ВЛАДОС,2002; Философия: учебник для высших учебных заведений.-Ростов н/Д.: ФЕНИКС, 1998.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: Философский словарь/ Под ред. И.Т.Фролова.-М.: Политиздат, 1981; Философия (конспект лекций в схемах).-М.: «ПРИОР», 2002.

ХОД ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ № 1

ПО ТЕМЕ: ПРИРОДА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

ВРЕМЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1

Организационная часть

3 мин.

Занятие проводится в аудитории мед.училища. Приветствие преподавателя. Сообщение старосты о готовности группы к занятию, отметка отсутствующих. Так как это первое занятие по философии, преподаватель дает краткую характеристику дисциплине, сообщает количество часов по предмету (лекции и семинары), знакомит с литературой и источниками по философии, которые помогут в подготовке к семинарским занятиям.

2

Сообщение темы, целей, задач. Тема «Природа философского знания»

5 мин.

Объявление темы, целей, учебных задач. Преподаватель мотивирует студентов к изучению философии; говорит о необходимости изучения данной дисциплины, о необходимости овладения азами философского знания, что без него не возможно подлинное развитие человеческой личности; о значимости философского знания в профессии мед.работника – им постоянно приходится решать вопросы философской проблематики. Далее студентам дается под запись план лекции.

3

Мотивация учебной деятельности.

5 мин.

Преподаватель проводит беседу на тему «Философия и повседневность», где студенты, отвечая на вопросы преподавателя самостоятельно приходят к выводу о необходимости изучения философии. Вывод фиксируется в тетради.

4

Изложение учебного материала.  При изложение материала используются словесные методы – рассказ, беседа и наглядные методы – демонстрация схем «Мифология как мировоззрение», «Религия как мировоззрение». В ходе изложения нового материала преподаватель при помощи вопросов выясняет уровень школьных знаний по гуманитарным наукам.

70 мин.

Преподаватель строит и излагает лекционный материал по плану:

  • Понятия мировоззрения
  • Истоки философии
  • Своеобразие и предназначение философии
  • Специфика проблем философии.

При изложении первого вопроса акцентируется внимание на различия философского, религиозного, мифологического, научного и обыденного мировоззрений. Студенты эти различия фиксируют в тетради. По-третьему вопросу с целью легкости и прочности усвоения вопроса используются схемы. Обеспечивая вовлеченность студентов в обсуждение темы преподаватель задает вопросы, которые проверяют исходный уровень школьных знаний:

  • Какие религии являются мировыми?
  • Какие относят к национальным?

По каждому вопросу формулируется вывод, который конспектируется студентами.

5

Обобщение и систематизация лекционного материала. Обобщается материал при помощи записи основных тезисов по теме, которые формулируются совместно: преподаватель и студенты. Подводятся итоги.

5 мин.

Формулировка основных тезисов, которые подводят итоги темы:

  • любой повседневный вопрос содержит проблемы философского характера
  • виды мировоззрения: научное, религиозное, обыденное
  • философия стремится постичь основы человеческой деятельности
  • предназначение философии: создание целостного мировоззрения
  • проблемы философии: объекта и предмета, первоосновы мира, развития мира, его познание, человека и мира
  • т.о. философия – это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к объективному миру.

6

Домашнее задание

2 мин.

Чтение материала лекции, чтение материала учебника «Философия». Учеб. Пособие для ссузов. Под ред. В.Н.Кохановского – глава 1, Пункт 1;составить план главы № 1.

КОНСПЕКТ

ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ «ПРИРОДА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ»

ПЛАН:

  1. ФИЛОСОФИЯ И ПОВСЕДНЕВНОСТЬ.
  2. ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
  3. ИСТОКИ ФИЛОСОФИИ.
  4. СВОЕОБРАЗИЕ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ.
  5. СПЕЦИФИКА ПРОБЛЕМ ФИЛОСОФИИ.

1

С философскими проблемами человек сталкивается повседневно, в ходе обыденной, практической жизни. Однако не все люди при решении практических вопросов углубляются до «философских оснований» природы вещей. Впервые такую попытку предпринял великий древнегреческий философ (любомудр) Сократ, что не очень понравилось его современникам, поэтому они и осудили его на смерть, которую он принял со стоическим спокойствием.

Посмотрим на прозу жизни. Вот хозяйка идет на рынок купить продукты.

Спросим её: зачем? Чтобы приготовить еду близким. Зачем? Чтобы они не умерли                                     с голоду. Зачем? Чтобы они жили. А зачем жить - в чем смысл жизни, бытия? Это уже философский вопрос. Получается, не решив его, нечего идти на рынок за продуктами, потому-что тогда весь процесс бытия превращается в бессмысленный, «животный», а не «человеческий».

        Вот гений техники и бизнеса Г.Форд направляет свои силы и ресурсы на создание национального автомобиля США – «Форда». Зачем? Чтобы обеспечить всем американцам эффективное транспортное средство. Зачем? Чтобы люди могли быстро перемещаться по стране. Зачем? Чтобы найти работу, выполнить услуги, отдохнуть, пообщаться с близкими и т.д. Зачем? Потому что это есть жизнь. А что такое жизнь сама по себе? Это тоже философский вопрос.

        Вот буддист, достигший абсолютной нирваны, отрешенности от прозы жизни, забот, волнений, желаний, от активной реальной жизни. Резонно спросить его: а зачем тогда жить, рождаться на свет, испытывать превращения, лишения? И это философия.

        Вот рыбак, долго готовивший снасти и, наконец, пришедший с хорошим уловом. Зачем? Чтобы накормить семью. Зачем? Чтобы жить. Зачем? Чтобы продать рыбу другим. Зачем? Чтобы получить деньги. Зачем? Чтобы на них купить продукты. Зачем? Чтобы накормить семью. Зачем? Чтобы жить. Значит жизнь – это вечная круговерть повторов? Опять философия.

        Вот политик, посвятивший полжизни для того, чтобы стать президентом, министром, депутатом, даже императором. Зачем? Чтобы обрести власть. Зачем? Чтобы иметь богатство. Зачем? Чтобы властвовать над другими. Зачем? Чтобы добиться осуществления грандиозных замыслов? Лишив свободы тысячи? А что такое свобода? И свободен ли владыка, которого обслуживают сотни, тысячи, миллионы рабов, слуг? Он же от них зависит. Это философия.

        Вот великий художник, создающий прекрасные произведения искусства. Спросим его зачем? Чтобы дать людям радость? Зачем? Чтобы они чувствовали себя счастливыми. А в чем сущность счастья? А если искусство создается для продажи, для обогащения автора, то опять все те же вопросы: зачем богатство, зачем жить благополучно, зачем жить?

        Так или иначе, при глубинном решении любого повседневного вопроса и даже просто при его постановке – человек выходит на проблемы философского характера. Человечеству давно пора понять, что оно обречено постоянно решать философские проблемы. Без философской культуры человек рискует остаться в сетях суетного бытия: «все суета и суета сует». Изучение философии призвано помочь преобразовать стихийно сложившиеся у человека взгляды в более продуманное понимание. Она нужна для лучшей ориентации в своей специальности, необходима для понимания жизни во всей её полноте и сложности. Такого рода представления о мире и месте в нем человека, если удастся их как-то осознать или сформулировать – называют мировоззрением.

2

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание мира, места в нем человека, жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение – комплексная форма сознания. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни. В различных формах мировоззрений по-разному представлены интеллектуальный и эмоциональный опыт людей. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение. Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию. Познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения представлена миропониманием. Таким образом, мировоззрение – это сложное взаимодействие интеллектуальных, эмоциональных и познавательных компонентов. Распространены следующие типы мировоззрений:

1. ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ                                                                                                                              

Возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, иногда его называют житейским. Оно формируется стихийно – здесь человек не обращается ни к религии, ни к науке. Конечно, общаясь со многими, довольно разными людьми ощутимо их  влияние , но все-таки преобладает житейская обыденная основа. Таким образом обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека.

2. РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ                                                        

Это мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, которые содержатся в памятниках мировой духовной культуры. Оно имеет сильные и слабые стороны.

Сильные стороны:

  • тесная связь с мировым культурным наследием;
  • ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека;
  • стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.

Слабые стороны:

  • непримиримость к другим жизненным позициям;
  • недостаточное внимание к достижениям науки (подчас их полное игнорирование).

3. НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Направление философской мысли, которое в своем развитии постоянно опирается на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания. Оно имеет свои достоинства и недостатки.

Достоинства:

  • прочная обоснованность достижениями науки;
  • реальность содержащихся в нем целей и идеалов;
  • органическая связь с производственной и социальной практической деятельностью людей.

Недостаток:

      - человек ещё не занял в нем преобладающего места, отсутствует гуманистическая                                                                                

         направленность.

Философия взаимодействует со всеми типами мировоззрения и это порождает серию особых проблем: философия и религия, философия и мифология, философия и народный опыт, философия и наука, философия и искусство.

Как и всякая наука, философия имеет свою историю и предысторию.

3

Предтечами философии в древнем мире были мифология и религия.

МИФОЛОГИЯ (гр. Mifos - предание) – форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития; способ понимания мира в древности. Мифы существовали у всех народов. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала и выступала формой общественного сознания.

 Основные вопросы, на которые мифы пытаются дать ответ:

  • происхождение Вселенной, Земли, человека;
  • объяснение природных явлений;
  • жизнь, судьба, смерть человека, деятельность человека и его достижения;
  • вопросы чести, долга, этики и нравственности.

 Основные черты мифа:

  • очеловечивание природы;
  • наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;
  • отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);
  • практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т.д.);
  • однообразие и поверхностность мифологических сюжетов.

Мифы прослеживаются вплоть до современности: мифы об НЛО и другие, которые связаны с неразрешенными проблемами современности, загадками природы и науки. Но в целом мифология как ступень сознания изжила себя, и если сохранилась, то только фрагментарно.

РЕЛИГИЯ (лат. Religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа). Это форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная форма восприятия окружающей действительности. Религия исследует вопросы те же, что и миф.

Основные мировые религии:

  • христианство
  • ислам
  • буддизм

Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии:

  • синтоизм
  • индуизм
  • иудаизм

Функции религии:

  • объединительная (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);
  • культурологическая (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);
  • нравственно-воспитательная (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

Но философия, имея в своей основе мифологию и религию, не постулирует догмы, не творит образы, не утверждает традиции, не продуцирует символы, а формулирует, создает, генерирует концепции: концепцию мира, мироздания, человека, религии, мифа и др. Философия стремиться постичь основы человеческой деятельности и присущие ей законы.

В чем основное своеобразие и предназначение философии?

4

Философия – буквально означает любовь к мудрости. Впервые это слово употребил Пифагор (580-500 гг. до н.э.), а ввел в общечеловеческую культуру Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Первые древнегреческие философы предметом философии сделали природу – рассматривали проблемы возникновения и строения мира, искали первооснову всего сущего, из которой все возникает и в которую все превращается. С тех пор философия ставит двуединую задачу – исследование мира и человека в их взаимосвязи, взаимоотношении. И пока существует человек, способный думать о себе, целях и смысле своего бытия, будет существовать и такой способ понимания мира как философия. 

В философии получили теоретическое выражение социальное самосознание людей, их общие идеалы и ценности. Философия явилась интегрированным способом духовного освоения общественно-исторической практики, противоречий прогресса культуры и цивилизации. Справедливо замечание английского ученого Б.Рассела: «Чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять её философию».

Предназначение философии – создание целостного мировоззрения, объяснение объективной реальности и предельных оснований человеческих действий в системе логических категорий. Философия – это форма общественного сознания – учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к объективному миру и его месте в этом мире.

Во-первых, она обладает всеобщностью и абстрактностью. Во-вторых – наличие в ней ценностного компонента. Это означает, что философия, будучи рефлексией над всей культурой, обладает аксиологическим аспектом, что она такое сложное духовное образование, которое призвано утверждать гуманистические идеалы: Истину, Добро, Справедливость, формировать целостное мировоззрение личности. В-третьих её отличает особая рефлексивность (отражение). Она рефлексирует саму духовную деятельность, исследует процессы реальной действительности, является результатом самосознания всей культуры. Рефлексируя, мы воспринимаем действительность не саму по себе, а так, ак она дана нашему сознанию, представлена в формах мышления. Важнейшая особенность философии – её универсализм. Поэтому можно говорить о широком круге проблем этой науки.

5

  1. Проблема объекта и предмета философии. Объектом философии является мир как единое целое, что даёт общий взгляд на мир. Если конкретные науки имеют своим предметом законы, свойства и формы бытия действующие в определенной области материального мира, то предметом философии являются  законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях материального мира, во всех предметах, процессах и явлениях, ибо они связаны в неразрывном единстве.
  2. Проблема первоосновы мира. Это проблема материальной или идеальной первоосновы мира – это составляет основной вопрос философии. Отсюда во всей полноте встает проблема материи, проблема сознания.
  3. Проблема развития мира. Это проблема формирования метафизического и диалектического методов познания мира, которые по-разному подходят к вопросу о его развитии. Метафизический подход не видит развития мира, процессов и явлений от низшего к высшему, от простого к сложному, не видит противоречий как источника саморазвития мира. Диалектический метод строжайшим образом учитывает это поступательное развитие, изучает его, вскрывает объективную диалектику, формирует и исследует всеобщие принципы и законы диалектики.
  4. Проблема познания мира. Это определение объекта и субъекта познания, проблема истины, роли практики как основы её познания, раскрытие методов познания, научная объективность и социальная позиция человека в процессе познания.
  5. Проблема человека и его места в мире. Это изучение человека как мироздания в целом. Развитие человеческой культуры предстает как единый целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, переходом из одной эпохи в другую культурно-исторических ценностей и становление новых форм.

Философия, таким образом, выступает как самосознание культуры той или иной эпохи. Другими словами, философия есть форма экспликации (объяснение, развертывание) обоснования и перестройки структур, определяющих отношение человека к объективному миру. Ещё И.Кант писал, что «сферу философии можно подвести под следующие вопросы: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться?».

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.ЧТО ТАКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ?

   ВСЕ ЛИ ЛЮДИ ОБЛАДАЮТ МИРОВОЗЗРЕНИЕМ?

2. В ЧЕМ СПЕЦИФИКА ОСНОВНЫХ ТИПОВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ?

3. НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ.

4.ЧЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ТЕБЯ, ДЛЯ ТВОЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

  1. ЗАЧЕМ НУЖНА ФИЛОСОФИЯ МЕДИЦИНСКОМУ РАБОТНИКУ?

ТЕМА РЕФЕРАТОВ

  1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО ТИПЫ.
  2. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ КАК МИОВОЗЗРЕНИЯ.
  3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ.
  4. ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ.
  5. ДОФИЛОСОФСКИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И КАРТИНЫ МИРА.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ/ПОД РЕД.И.Т.ФРОЛОВА.-М., 1989.
  2. МАРТЫНОВ М.И. ФИЛОСОФИЯ: вопросы и ответы/ - Мн., 2001.
  3. ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ. ПОД РЕД. ФРОЛОВА И.Т., 1981.
  4. ФИЛОСОФИЯ: учебник для вузов. Ростов-на-Дону, 1998.
  5. ФИЛОСОФИЯ (конспект лекций в схемах), 2002.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – совокупность представлений о мире.

МИРОВОСПРИЯТИЕ – опыт формирования познавательных образов при помощи наглядных представлений.

МИРООЩУЩЕНИЕ – эмоционально-психологическая сторона мировоззрения.

МИРОПОНИМАНИЕ – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.

МИФОЛОГИЯ – форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития, способ понимания мира в древности.

НАУКА – номологическое мировоззрение, система законов.

РЕЛИГИЯ – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил.

РЕФЛЕКСИВНОСТЬ – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

ФИЛОСОФИЯ – учение об общих принципах бытия и познания мира.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № 2

Учебная дисциплина:   ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

ВРЕМЯ: 90 МИНУТ

Тема занятия

 ПРЕДМЕТ И ФОРМЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ.

Цель занятия

Осмыслить природу философского знания с точки зрения значения для

жизни человека, научиться различать и анализировать структурные части

философского знания, знать основные характеристики методов и

направлений философии.

 

 

Обучающие:

осмыслить природу философского знания с точки зрения значения для

жизни человека, научиться различать и анализировать структурные части

философского знания, знать основные характеристики методов и

направлений философии.

Развивающие:

уважительное и гуманное отношение к другим людям как

неповторимой и уникальной самоценности.

Воспитательные:

Формирование культуры мышления, самообразования.

Формируемые компетенции

ОК. 1,3,4,8,10,11

Показатели формируемых  компетенций

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

          Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Средства обучения, оборудование

Дидактические материалы, доска. Таблица «Основные разделы предмета философии», карточки с названиями основных направлений философии.

Вид учебного занятия

Комбинированное

Применяемые технологии

Объяснительно-иллюстративная технология, репродуктивный, частично-поисковый методы.

ЛИТЕРАТУРА:

ОСНОВНАЯ: Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы философии: Учеб.пособие для пед.училищ.-М.: ВЛАДОС,2002; Философия: учебник для высших учебных заведений.-Ростов н/Д.: ФЕНИКС, 1998.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: Философский словарь/ Под ред. И.Т.Фролова.-М.: Политиздат, 1981; Философия (конспект лекций в схемах).-М.: «ПРИОР», 2002.

ХОД ЗАНЯТИЯ

ПО ТЕМЕ

«ПРЕДМЕТ И ФОРМЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ»

Основные этапы занятия

Время

Методические указания

1

Организационная часть

2 мин.

Приветствие. Отметка отсутствующих. Проверка подготовленности студентов и аудитории к занятию.

2

Мотивация учебной деятельности

3 мин.

Объявление темы занятия, её целей и учебных задач.

3

Контроль раннее изученного материала. Определение исходного уровня знаний проводится в форме фронтального письменного опроса: тест – контроль.

10 мин.

Тест – контроль раннее изученного материала содержит два вида заданий:

  • верны или неверны утверждения;
  • заполните пропущенные места.

Общее количество вопросов – 15, тест изготовлен в двух вариантах. Отметки за письменный опрос будут объявлены и выставлены на следующем занятии (текст заданий прилагается).

4

Изучение нового материала.

55 мин.

План диктуется и записывается студентами в тетрадь. Изучение нового материала проводится в сочетании словесных и наглядных методов. Наглядный материал – таблицы «Основные разделы предмета философии», карточки с названиями основных направлений философии – с целью зрительного усвоения. Каждый вопрос плана сопровождается выводом. Студенты по ходу рассказа преподавателя конспектируют основные моменты (конспект лекционного занятия прилагается).

5

Контроль итогового уровня знаний, усвоенных на данном занятии – проводится в форме устного опроса.

10 мин.

Студенты отвечают на вопросы по пройденной теме.

6

Подведение итогов занятия.

5 мин.

При ответе на контрольные вопросы преподаватель акцентирует внимание на главных аспектах философского знания. Студенты должны знать:

  • основные разделы философии
  • методы философии
  • функции философии
  • направления философии

В тетради студенты подчеркивают эти значимые моменты.

7

Выставление оценок за работу на занятии.

3 мин.

Преподаватель анализирует и оценивает устные ответы студентов. При их выставлении комментирует каждый ответ.

8

Задание к следующему семинарскому занятию.

2 мин.

При подготовке к следующему занятию необходимо повторить материал занятий №1 – 2. Даются индивидуальные задания: темы сообщений:

  • предмет и методы философии
  • специфика философского знания
  • философия как мировоззрение
  • функции философии
  • основные философские направления
  • структура философского знания
  • материализм и идеализм – основные направления философии.

Объём сообщений должен быть рассчитан на 3-4 минуты.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ПРИРОДА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ»

1 ВАРИАНТ

ВЕРНЫ ИЛИ НЕВЕРНЫ УТВЕРЖДЕНИЯ

  1. С философскими проблемами человек сталкивается повседневно.
  2. Представления о мире и месте в нем человека называют мировоззрением.
  3. Недостаточное внимание к научным достижениям – это сильная сторона религиозного мировоззрения.
  4. Основные мировые религии – это индуизм, иудаизм.
  5. Философия буквально означает любовь к знаниям.
  6. Основной вопрос философии – проблема материальной или идеальной первоосновы мира.
  7. Важнейшая особенность философии – её универсализм.
  8. Религиозное мировоззрение основано на вере в наличие сверхъестественных сил.
  9. Основное достоинство научного мировоззрения – его гуманистическая направленность.
  10. Обыденное мировоззрение возникает у человека в процессе его практической деятельности.

ЗАПОЛНИТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ МЕСТА

  1. Впервые термин «философия» употребил ______ .
  2. Предметом философии у древнегреческих философов была ________ .
  3. Способ понимания мира в древности – это ________ .
  4. ______ - это учение об общих принципах бытия и познания мира.
  5. Метафизический и диалектический подход лежит в проблеме _______ _______ .

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ПРИРОДА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ»

2 ВАРИАНТ

ВЕРНЫ ИЛИ НЕВЕРНЫ УТВЕРЖДЕНИЯ

  1. Философия есть форма экспликации многих проблем мира и человека.
  2. Философия помогает найти истину, раскрывает методы познания окружающей действительности.
  3. Философское знание обладает аксиологическим аспектом.
  4. Термин «философия» впервые употребил Сократ.
  5. Классическая форма существования мифа – Древняя Греция.
  6. Научное мировоззрение в своем развитии опирается на достижения науки.
  7. Религиозное мировоззрение формируется стихийно, в нем преобладает житейская основа.
  8. Связь с мировым культурным наследием – сильная сторона религиозного мировоззрения.
  9. Основные составляющие мировоззрения: мировосприятие, мироощущение, миропонимание.
  10. Предтечами философии были мифы и религия.

ЗАПОЛНИТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ МЕСТА

  1. Философия в переводе с древнегреческого означает _______  __  ______ .
  2. Пока существует человек, способный думать будет существовать и такой способ понимания мира как ________ .
  3. Вера в наличие сверхъестественных, фантастических сил – это ________ .
  4. __________ - это познавательно – интеллектуальная сторона мировоззрения.
  5. __________ - это совокупность представлений о мире.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

НА ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

 ПО ТЕМЕ «ПРИРОДА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ»

1 ВАРИАНТ

2 ВАРИАНТ

1

ДА

ДА

2

ДА

ДА

3

НЕТ

ДА

4

НЕТ

НЕТ

5

НЕТ

ДА

6

ДА

ДА

7

ДА

НЕТ

8

ДА

ДА

9

НЕТ

ДА

10

ДА

ДА

11

Пифагор

Любовь к мудрости

12

Природа

Философия

13

Миф

Религия

14

Философия

Миропонимание

15

Развитие мира

Мировоззрение

КОНСПЕКТ

 «ПРЕДМЕТ И ФОРМЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ».

ПЛАН:

1.СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.

2. СТРУКТУРА ПРЕДМЕТА ФИЛОСОФИИ.

  • ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФИИ
  • ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
  • МЕТОДЫ ФИЛОСОФИИ

3. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ.

1

Философия – это форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к объективному миру и его месте в этом мире. У каждой научной дисциплины имеются свои специфические черты.

 Специфические черты философского знания:

  • основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно имеет очень много общего с научным знанием (предмет, методы, логико-понятийный аппарат), но в тоже время не является научным знанием в чистом виде;
  • главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением раннее накопленных человечеством знаний;
  • предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним;
  • имеет сложную структуру (включает гносеологию, онтологию, аксиологию и т.д.);
  • носит предельно общий, теоретический характер;
  • содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
  • во многом субъективно – несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
  • является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
  • изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
  • имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир, так и само на себя);
  • испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
  • в тоже время динамично – постоянно развивается и обновляется;
  • опирается на категории – предельно общие понятия;
  • неисчерпаемо по своей сути;
  • ограничено познавательными способностями человека, имеет неразрешимые, извечные проблемы, которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

2

Структура философии представляется следующим образом:

  1. ОНТОЛОГИЯ – философия бытия, учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека.
  2. ГНОСЕОЛОГИЯ – теория познания, раздел философии, в котором обсуждаются вопросы возможности познания действительности, проблемы истины.
  3. АКСИОЛОГИЯ – философское учение о ценностях, их месте в духовном мире человека и роли в его индивидуальной и социальной жизни.
  4. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ – раздел философии, изучающий общественную жизнь.
  5. АНТРОПОЛОГИЯ – раздел философии, изучающий проблемы человеческого бытия.
  6. МЕТОДОЛОГИЯ – раздел философии, изучает основные методы познания, исследования, творчества человека.

Вся выше названная проблематика и составляет содержание философских учений на всех этапах развития человеческого общества. Универсальный характер философии определяет её особую роль в духовной культуре, в жизни общества, являя собой сердцевину духовной культуры.

ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ, ИЗУЧАЕМЫЕ ФИЛОСОФИЕЙ В РАМКАХ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ:

  • Сущность и происхождение бытия;
  • Материя и её формы;
  • Сознание, его происхождение и природа;
  • Взаимоотношение материи и сознания;
  • Бессознательное;
  • Человек, его сущность и существование;
  • Духовный мир человека
  • Общество и человек
  • Природа и общество
  • Духовная сфера жизни общества
  • Материально-экономическая сфера жизни человека
  • Социальная сфера жизни человека
  • Общественно-экономические формации и цивилизации
  • Перспективы человека, общества
  • Экология, проблемы выживания
  • Особенности познания
  • Ограниченность и безграничность познания
  • Движение
  • Философские категории
  • Диалектика и её законы и другие вопросы.

МЕТОДЫ ФИЛОСОФИИ – это пути, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ФИЛОСОФИИ:

  1. Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
  2. Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, как сами по себе, статично и однозначно.
  3. Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых и носящих абсолютный характер.
  4. Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.
  5. Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинных посылок новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу. Имеет цель не получение истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.
  6. Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.

3

Итак, предмет философии – система «мир-человек» или точнее: «универсум - человек», потому что понятие «мир» является частичным. Всё противостоящее человеку обозначают как природу, вселенную, космос, мир, материю, имея в виду нечто сущее, данное, наличное. Но человек находится в отношении не только к наличному, но и к тому, что было и что будет. Он живет в прошлом, настоящем, будущем. Это и есть универсум: потенциальное (прошлое и будущее) и актуальное (настоящее) бытие.

Исходя из обозначенных выше проблем философии, можно составить представление о функциях философии.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ – основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи, назначение.

  1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ – способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
  2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ – заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
  3. МЫСЛИТЕЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ – выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
  4. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ – имеет цель правильно и достоверно познавать окружающую действительность.
  5. КРИТИЧЕСКАЯ – подвергает сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их противоречия. Конечная цель этой функции – расширение границ познания, разрушение догм, модернизация знания, увеличение его достоверности.
  6. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Её цель – быть «ситом» , через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.
  7. СОЦИАЛЬНАЯ – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования.
  8. ВОСПИТАТЕЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ – культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
  9. ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ – заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Итак, в содержании философской проблематики интегрируются главные мировоззренческие темы – «мир», «человек».

4

Историю философии как историю крупных концепций можно представить в виде последовательности основных философских направлений (в границах которых существуют многочисленные школы и течения).

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ:

  1. МАТЕРИАЛИЗМ – основой универсума считает материальное начало (природа, воздух, вода, огонь, атом, материя). Человек – высший цвет материи, обладающий сознанием. Не духовные, а материальные начала лежат в основании всего. Бытие определяет сознание. Образ жизни человека определяет образ его мыслей. Представители: Демокрит, Гераклит, Бэкон, Гоббс, Дидро, Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин.
  2. ИДЕАЛИЗМ – основой универсума полагает духовное начало (бог, идея, мировая воля, дух, представление). Человек производен от духовного начала. Предметный мир производен от объективного (бог, мировой дух) или субъективного (человек) духа, сознания, разума, чувства. Сознание определяет бытие. Образ мыслей человека определяет образ его жизни. Представители: Платон, Фома Аквинский, Юм, Беркли, Фихте, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше, Соловьев, Флоренский.
  3. ДУАЛИЗМ – основа универсума составляют два начала: духовное и материальное, сознание и материя. Они существуют одновременно, независимо друг от друга. Тело не зависит от духа, дух не зависит от тела; психика не зависит от нервных процессов мозга. Представители: Декарт, Рибо, Вундт, Липпс.
  4. ДИАЛЕКТИКА – в универсуме и в человеке все развивается по законам взаимодействия противоположностей, с поступательным движением к высшему. Представители: Платон, Гераклит, Гегель, Маркс.
  5. МЕТАФИЗИКА – подход к миру с позиции, что в универсуме и человеке или все статично, устойчиво, постоянно или все течет, все изменчиво, ничего постоянного, абсолютного нет. Представители: Гольбах, Фейербах, Гоббс.
  6. ЭКЛЕКТИКА – мировоззрение, полагающее, что в универсуме и человеке есть и постоянное, и изменчивое, и относительное, и абсолютное, так что чего-то определенного о состоянии объекта сказать нельзя.(Бухарин, Джемс)
  7. АГНОСТИЦИЗМ – это направление, отрицает возможность познания мира человеком (или мир не познаваем, или мир не познаваем в его причинах, или мир не познаваем в его сущности). (Юм, Кант, Мах…)
  8. СКЕПТИЦИЗМ – отрицает возможность однозначного ответа на вопрос «познаваем ли мир», потому что есть явления познанные и непознанные, есть явления загадочные, таинственные, есть «мировые загадки». Значит мир и познаваем и не познаваем.
  9. МОНИЗМ – в универсуме и человеке лежит единый принцип: материального или идеального, вся система философии должна быть построена на общем едином основании (Гегель, Платон, Маркс, Фейербах).
  10. ПЛЮРАЛИЗМ – утверждает необходимость плюралистического понимания мира, учет множественности факторов, определяющих его развитие, а значит, множественности точек зрения (Джемс, Дьюи, Хук, Пирс).
  11. ЭМПИРИЗМ – в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания (Бэкон).
  12. РАЦИОНАЛИЗМ – истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только при помощи разума без влияния опыта и ощущений.

Таким образом важно подчеркнуть три момента:

  1. Ни одна частная наука не может выработать общего, целостного, интегрального знания о мире, о человеке;
  2. Философия не только познает, но и оценивает мир;
  3. Она вырабатывает методы познания мира.

Можно сказать:

  1. Философия – это система знания;
  2. Философия – это система оценок, позиций;
  3. Философия – это система методов познания и принципов деятельности.

И все эти функции философии являются универсальными: для всех людей, для всех времен, для всех видов деятельности. Историческое развитие философии демонстрирует три способа её бытия:

  1. всеобщая, совокупная целостность знания;
  2. наука в ряду других частных наук;
  3. новое системное образование: квинтэссенция знаний, оценок, методов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Какие специфические черты свойственны для философии?
  2. Что входит в структуру философского знания? Дать им определения.
  3. Что такое методы философии?
  4. Какие методы входят в арсенал философии?
  5. В чем суть основного вопроса философии?
  6. Какие направления и концепции существуют в философии?
  7. Каковы основные функции философского знания?

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Общее понятие и содержание методов философии.
  2. Предмет и методы философии.
  3. Специфика философского знания.
  4. Философия как мировоззрение.
  5. Функции философии.
  6. Основные философские направления.
  7. Своеобразие и предназначение философии.
  8. Структура философского знания.
  9. Источники философского знания.
  10. Материализм и идеализм – основные направления философии.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ/ПОД РЕД.И.Т.ФРОЛОВА.-М., 1989.

2.МАРТЫНОВ М.И. ФИЛОСОФИЯ: вопросы и ответы/ - Мн., 2001.

3.ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ. ПОД РЕД. ФРОЛОВА И.Т., 1981.

4.ФИЛОСОФИЯ: учебник для вузов. Ростов-на-Дону, 1998.

5.ФИЛОСОФИЯ (конспект лекций в схемах), 2002.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ

АГНОСТИЦИЗМ – учение о непознаваемости бытия.

АКСИОЛОГИЯ – учение о ценностях.

АНТРОПОЛОГИЯ – учение о происхождении и эволюции человека.

БЫТИЕ – философская категория, обозначающая существование.

ГЕРМЕНЕВТИКА – метод правильного прочтения и истолкования текстов.

ГНОСЕОЛОГИЯ – учение о познании.

ДИАЛЕКТИКА – философский метод, внутренняя закономерность развития, логика движения.

ДУАЛИЗМ – сосуществование двух различных принципов.

ИДЕАЛИЗМ – мировоззрение, считающее основой мира Бога, идею, дух, разум, волю и т.д.

МАТЕРИАЛИЗМ – мировоззрение, считающее основой всего сущего материю.

МАТЕРИЯ – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания, данная человеку в его ощущениях; основа мироздания.

МОНИЗМ – учение о единстве мира.

ОБЪЕКТ – вещь, предмет, то, что противостоит субъекту.

ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии.

ПОЗНАНИЕ – общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания.

РАЦИОНАЛИЗМ – совокупность философских направлений, центральным пунктом которых является разум.

СКЕПТИЦИЗМ – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления.

СУБСТАНЦИЯ – основа мироздания, сущность мира.

СУБЪЕКТ – индивид, познающий человек.

ФИЛОСОФИЯ – учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к объективному миру и его месте в этом мире.

ЭКЗИСТЕНЦИЯ – индивидуальное существование человека.

ЭМПИРИЗМ – направление в теории познания, которое все выводит из опыта.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № 3

Учебная дисциплина:   ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Время: 90 МИНУТ

Тема занятия

ФИЛОСОФИЯ: ЕЁ МЕСТО В КУЛЬТУРЕ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Цель занятия

Осмыслить природу философского знания с точки зрения значения для

жизни человека, научиться различать и анализировать структурные части

философского знания, знать основные характеристики методов и

направлений философии.

 

 

Обучающие:

иметь представление о своеобразии философии, её месте в жизни

человека; о научных, философских и религиозных картинах мироздания; осмыслить природу философского знания с точки зрения значения для

жизни человека, научиться различать и анализировать структурные части

философского знания, знать основные характеристики методов и

направлений философии.

Развивающие:

уважительное и гуманное отношение к другим людям как

неповторимой и уникальной самоценности.

Воспитательные:

Формирование культуры мышления, самообразования.

Формируемые компетенции

ОК. 1,3,4,8,10,11

Показатели формируемых  компетенций

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Средства обучения, оборудование

Дидактические материалы, доска. Таблицы «Мифология как мировоззрение», «Религия как мировоззрение», «Структура философия».

Вид учебного занятия

Семинарское

Применяемые технологии

Репродуктивный, частично-поисковый методы.

ЛИТЕРАТУРА:

ОСНОВНАЯ: Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы философии: Учеб.пособие для пед.училищ.-М.: ВЛАДОС,2002; Философия: учебник для высших учебных заведений.-Ростов н/Д.: ФЕНИКС, 1998.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: Философский словарь/ Под ред. И.Т.Фролова.-М.: Политиздат, 1981; Философия (конспект лекций в схемах).-М.: «ПРИОР», 2002.

ХОД СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ТЕМЕ «ФИЛОСОФИЯ: ЕЁ МЕСТО В КУЛЬТУРЕ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА»

Основные этапы занятия

Время

Методические указания

1

Организационный момент

3 мин.

Приветствие. Отметка отсутствующих. Проверка подготовленности студентов и аудитории к занятию. Объявление отметок за письменный тест на предыдущем занятии.

2

Мотивация учебной деятельности.

2 мин.

Объявление темы семинарского занятия, его целей и учебных задач. Объявляется план работы: повторение, обобщение, систематизация и контроль пройденного материала.

3

Повторение и обобщение пройденного материала. Активизация знаний .

25 мин.

Активизация знаний – прослушивание и обсуждение сообщений по ключевым вопросам пройденных тем (темы сообщений были даны за раннее). Студенты подводят итог по каждому сообщению (вывод делает любой студент на выбор преподавателя или по желанию студентов). Основные тезисы конспектируются (примерное содержание сообщений прилагается).

4

Контроль знаний студентов. Формы проведения: фронтальный письменный опрос в виде теста; фронтальный письменный опрос в виде дидактических карточек с заданиями.

30 мин.

Тестовый контроль проводится с целью определения ориентации в изученном материале. Контрольный тест содержит 20 утверждений, с которыми надо либо согласится либо нет. Тест имеет 4 варианта (тесты и эталоны ответов прилагаются). Второй вид контролирующего задания проводится с целью выявления исходного уровня знаний пройденного материала. Задания изготовлены в 3-х вариантах и включают в себя виды заданий:

  • верны или не верны утверждения
  • заполните пропущенные места
  • установите соответствие
  • укажите лишнее и объясните свой выбор
  • дайте определение терминам.

5

Проведение контрольного блиц-тура на тему «Основное содержание предмета философии»

15 мин.

Проводится в устной форме. Преподаватель зачитывает краткие вопросы, студенты отвечают на вопросы. Эти ответы будут учитываться при выставлении оценки за занятие (вопросы блиц-тура прилагаются).

6

Подведение итогов семинара

10 мин.

На доске студенты изображают структурно-логическую схему предмета философии, которая включает её определение, разделы, методы, функции, направления (схема прилагается).

7

Выставление отметок за устные ответы (сообщения + ответы за блиц-тур).

2 мин.

Выставляя оценки за устные ответы, преподаватель их аргументирует. Отметки за письменный опрос будут объявлены на следующем занятии.

8

Домашнее задание: к следующему занятию подготовить сообщения по теме занятия.

3 мин.

Его тема «Древний Восток – колыбель философской мысли». Студенты получают темы для сообщений:

  • древнеиндийская философия
  • китайская специфика в философии
  • даосизм и конфуцианство
  • йога как медицина и философия
  • китайская философия
  • буддизм.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ФИЛОСОФИЯ: СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, ПРОБЛЕМЫ»

Вариант № 1

ВЕРНЫ ИЛИ НЕВЕРНЫ СЛЕДУЮЩИЕ УТВЕРЖДЕНИЯ:

  1. Мировоззрение – это представление о мире.
  2. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения представлена мировосприятием.
  3. Познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения – это мироощущения.
  4. Житейское мировоззрение формируется стихийно.
  5. Слабой стороной религиозного мировоззрения является непримиримость к достижениям науки.
  6. Основной недостаток научного мировоззрения – отсутствие гуманистической направленности.
  7. Философия в своем становлении опиралась на религиозное мировоззрение.
  8. Мифология – это способ понимания мира в древности.
  9. Религия – мировоззрение, основанное на вере в сверхъестественное.
  10. Впервые термин «философия» употребил Пифагор.
  11. Объект философии – мир как единое целое.
  12. Философия в переводе с греческого означает любовь к знаниям.
  13. Философия имеет качество рефлексии.
  14. Философское знание ограничено познавательными способностями человека.
  15. Онтология – это учение об обществе.
  16. Аксиология – это учение о человеке.
  17. Социальная философия – это учение о бытии.
  18. Гносеология – это учение о нравственных ценностях.
  19. Антропология – это учение о познавательной деятельности человека.
  20. Воспитательная функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ФИЛОСОФИЯ: СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, ПРОБЛЕМЫ»

Вариант № 2

ВЕРНЫ ИЛИ НЕВЕРНЫ СЛЕДУЮЩИЕ УТВЕРЖДЕНИЯ:

  1. Мировоззрение – это целостный взгляд на мир и место человека в нем.
  2. Философия в своем становлении базируется на мифологию и религию.
  3. Мифы пытаются объяснить природные явления.
  4. Классический пример существования мифов – мифы Древней Греции.
  5. Религия исследует те же вопросы, что и миф.
  6. К основным мировым религиям относят синтоизм, индуизм, иудаизм.
  7. Распространенные национальные религии – буддизм, христианство, ислам.
  8. Религия консолидирует общество вокруг идей.
  9. Философское мировоззрение основано на знании, а не на вере и вымысле.
  10. Философское мировоззрение опирается на четкие понятия и категории.
  11. Философия не является научным знанием в чистом виде.
  12. Философия имеет сложную структуру.
  13. Философское знание ограничено познавательными способностями человека.
  14. Онтология – это учение о познании мира.
  15. Антропология – это учение о бытии.
  16. Гносеология – это учение о человеке, его бытии.
  17. Социальная философия изучает ценностные аспекты духовной жизни человека.
  18. Аксиология  изучает общество и его проблемы.
  19. В материализме единственно существующий универсум – это сознание человека, идея.
  20. Эмпиризм, как метод и направление философии утверждает, что истинное знание может быть достигнуто только при помощи разума.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ФИЛОСОФИЯ: СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, ПРОБЛЕМЫ»

Вариант №3

ВЕРНЫ ИЛИ НЕВЕРНЫ СЛЕДУЮЩИЕ УТВЕРЖДЕНИЯ:

  1. При глубинном решении любого повседневного вопроса человек выходит на проблемы философского характера.
  2. Термин «философия» в переводе с греческого означает любовь к мудрости.
  3. Философское учение о бытие получило название гносеологии.
  4. Философия определяет основные ценности человеческого общества и эту проблему изучает онтология.
  5. Раздел философии, изучающий общественную жизнь называется аксиология.
  6. Социальная философия рассматривает вопросы бытия отдельного человека.
  7. Вопросы познания мира изучает антропология.
  8. Физика изучает физические явления, этика – нравственные, химия – химические процессы, а философия универсальна.
  9. Религия – это система догм, постулатов, фиксирующих сверхъестественные явления жизни.
  10. Предмет философии – система «мир - человек», их взаимодействие.
  11. Противостояние ценностей и антиценностей, добра и зла представлена аксиологической функции философии.
  12. Материалисты основой универсума считают материальные начала.
  13. Известными материалистами в истории философии были Маркс, Энгельс, Ленин.
  14. Идеалисты считают, что сознание определяет бытие.
  15. В рационализме центральным пунктом является разум человека.
  16. Диалектика определяет внутреннюю закономерность развития.
  17. Онтология – это учение о непознаваемости бытия.
  18. Герменевтика – это система догм.
  19. Бытие – это сознание человека.
  20. Философия помогает человеку определить свою ценностную систему, найти смысл жизни.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ФИЛОСОФИЯ: СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, ПРОБЛЕМЫ»

Вариант № 4

ВЕРНЫ ИЛИ НЕВЕРНЫ СЛЕДУЮЩИЕ УТВЕРЖДЕНИЯ:

  1. Социальная философия объяснят общество, его происхождение.
  2. Мировоззренческая функция философии способствует формированию картины мира у человека.
  3. Прогностическая функция философии дает прогноз тенденций развития мира в будущем.
  4. Материалисты основой универсума считают материю, где бытие определяет сознание человека.
  5. Известными идеалистами были Платон, Кант.
  6. Социальная функция объясняет причины возникновения общества, его современное состояние.
  7. Прогностическая функция философии говорит, о будущем человека, природы, общества.
  8. Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования текстов.
  9. Догма – это раз и навсегда принятое убеждение.
  10. Философское знание во многом субъективно, так как несет  в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов.
  11. Онтология – это учение о человеке.
  12. Аксиология – это учение о познании мира.
  13. Гносеология – это учение о бытии.
  14. Антропология изучает общество.
  15. Основным вопросом философии считается вопрос о начале мира и что лежит в его основе: материальное или духовное начала.
  16. Философия в переводе с греческого любовь к мудрости.
  17. Диалектика предполагает внутреннюю закономерность развития.
  18. Центральным пунктом рационализма является разум человека.
  19. В основе эмпиризма лежит опытное познание окружающей действительности.
  20. Философия изучает душу человека, психические процессы, свойства и состояния.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ТЕСТ ПО ТЕМЕ

 «ФИЛОСОФИЯ: СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, ПРОБЛЕМЫ»

Вариант №1

Вариант №2

Вариант № 3

Вариант №4

1

Да

Да

Да

Да

2

Нет

Да

Да

Да

3

Нет

Да

Нет

Да

4

Да

Да

Нет

Да

5

Да

Да

Нет

Да

6

Да

Нет

Нет

Да

7

Нет

Нет

Нет

Да

8

Да

Да

Да

Да

9

Да

Да

Да

Да

10

Да

Да

Да

Да

11

Да

Да

Да

Нет

12

Нет

Да

Да

Нет

13

Да

Да

Да

Нет

14

Да

Нет

Да

Нет

15

Нет

Нет

Да

Да

16

Нет

Нет

Да

Да

17

Нет

Нет

Нет

Да

18

Нет

Нет

Нет

Да

19

Нет

Нет

Нет

Да

20

Нет

Нет

Да

Нет

КОНТРОЛЬНЫЙ БЛИЦ – ТУР

ПО ФИЛОСОФИИ

НА ТЕМУ «ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА ФИЛОСОФИИ»

  1. Учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира.
  2. Философское исследование природы ценностей.
  3. Мировая религия, зародившаяся в Индии.
  4. Философская категория, обозначающая существование объективного мира, материи, независимо от сознания.
  5. Искусство и теория истолкования смысла текстов.
  6. Направление и метод философии об общих законах развития природы.
  7. Философское направление, противоположное материализму.
  8. Совокупность принципов, взглядов, убеждений, определяющих деятельность отдельного человека.
  9. Направление и метод философии, где в основе познания лежит опыт.
  10. В 1054 году именно в этой религии выделилось 2 направления: католицизм (западное) и православие (восточное).

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА КОНТРОЛЬНЫЙ БЛИЦ – ТУР

  1. АГНОСТИЦИЗМ
  2. АКСИОЛОГИЯ
  3. БУДДИЗМ
  4. БЫТИЕ
  5. ГЕРМЕНЕВТИКА
  6. ДИАЛЕКТИКА
  7. ИДЕАЛИЗМ
  8. МИРОВОЗЗРЕНИЕ
  9. ЭМПИРИЗМ
  10. ХРИСТИАНСТВО.

СТРУКТУРА ПРЕДМЕТА ФИЛОСОФИИ

ФИЛОСОФИЯ – наука о всеобщих закономерностях, которым подчиняется бытие, сознание человека, процесс познания.

        

ОСНОВНЫЕ        ОСНОВНЫЕ        ОСНОВНЫЕ                 ОСНОВНЫЕ

 РАЗДЕЛЫ        МЕТОДЫ        НАПРАВЛЕНИЯ                 ФУНКЦИИ

- онтология        - диалектика        - материализм        - мировоззренческая

- гносеология        - метафизика        - идеализм        - методологическая

- аксиология        - догматизм                - дуализм        - гносеологическая

- антропология        - эклектика        - агностицизм        - критическая

- методология        - софистика                - скептицизм        - аксиологическая

- социальная        - герменевтика.        - эмпиризм        - социальная

философия.        - рационализм        - прогностическая

        - монизм и др.        - воспитательно-

        -гуманитарная.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СООБЩЕНИЙ НА СЕМИНАР

  1. Общее понятие и содержание методов философии.
  2. Предмет и методы философии.
  3. Специфика философского знания.
  4. Философия как мировоззрение.
  5. Функции философии.
  6. Основные философские направления.
  7. Своеобразие и предназначение философии.
  8. Структура философского знания.
  9. Источники философского знания.
  10. Материализм и идеализм – основные направления философии.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ

АГНОСТИЦИЗМ – учение о непознаваемости бытия.

АКСИОЛОГИЯ – учение о ценностях.

АНТРОПОЛОГИЯ – учение о происхождении и эволюции человека.

БЫТИЕ – философская категория, обозначающая существование.

ГЕРМЕНЕВТИКА – метод правильного прочтения и истолкования текстов.

ГНОСЕОЛОГИЯ – учение о познании.

ДИАЛЕКТИКА – философский метод, внутренняя закономерность развития, логика движения.

ДУАЛИЗМ – сосуществование двух различных принципов.

ИДЕАЛИЗМ – мировоззрение, считающее основой мира Бога, идею, дух, разум, волю и т.д.

МАТЕРИАЛИЗМ – мировоззрение, считающее основой всего сущего материю.

МАТЕРИЯ – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания, данная человеку в его ощущениях; основа мироздания.

МОНИЗМ – учение о единстве мира.

ОБЪЕКТ – вещь, предмет, то, что противостоит субъекту.

ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии.

ПОЗНАНИЕ – общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания.

РАЦИОНАЛИЗМ – совокупность философских направлений, центральным пунктом которых является разум.

СКЕПТИЦИЗМ – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления.

СУБСТАНЦИЯ – основа мироздания, сущность мира.

СУБЪЕКТ – индивид, познающий человек.

ФИЛОСОФИЯ – учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к объективному миру и его месте в этом мире.

ЭКЗИСТЕНЦИЯ – индивидуальное существование человека.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – совокупность представлений о мире.

МИРОВОСПРИЯТИЕ – опыт формирования познавательных образов при помощи наглядных представлений.

МИРООЩУЩЕНИЕ – эмоционально-психологическая сторона мировоззрения.

МИРОПОНИМАНИЕ – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.

МИФОЛОГИЯ – форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития, способ понимания мира в древности.

НАУКА – номологическое мировоззрение, система законов.

РЕЛИГИЯ – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил.

РЕФЛЕКСИВНОСТЬ – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

ФИЛОСОФИЯ – учение об общих принципах бытия и познания мира.

АКСИОЛОГИЯ – учение о ценностях.

АНТРОПОЛОГИЯ – учение о человеке.

АГНОСТИЦИЗМ – философская концепция, отрицающая познаваемость мира.

БЫТИЕ – философская категория, обозначающая существование.

ГНОСЕОЛОГИЯ – учение о познании мира.

ГЕРМЕНЕВТИКА – искусство истолкования текста.

ДУАЛИЗМ – сосуществование двух различных принципов.

ДИАЛЕКТИКА – философский метод, внутренняя закономерность развития.

ИДЕАЛИЗМ – мировоззрение, считающее основой мира идею, дух, разум, волю.

МАТЕРИАЛИЗМ – мировоззрение, считающее основой всего сущего материю.

МЕТАФИЗИКА – одностороннее отражение действительности, неспособность отражения единства противоположностей.

МЕТОДОЛОГИЯ – раздел философии, изучает основные методы познания, исследования.

МОНИЗМ – философия, объясняющая универсум и человека на основе единого принципа.

ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии.

ПЛЮРАЛИЗМ – утверждает необходимость плюралистического понимания мира, учета множественности факторов, определяющих его развитие.

РАЦИОНАЛИЗМ – совокупность философских направлений, центральным пунктом которого является разум.

СКЕПТИЦИЗМ – философское направление, выдвигающее сомнение качестве принципа мышления.

СОЗНАНИЕ – свойство человеческого мозга отражать действительность в идеальных формах, которые выражаются в языке и служат регулятором деятельности.

СОФИСТИКА – сознательное применение в споре неправильных доводов (софизмов), т.е. всякого рода уловок, замаскированных внешней формальной правильностью.

УНИВЕРСУМ – все формы потенциального и актуального бытия.

ЭМПИРИЗМ – направление в теории познания, которое выводит все из опыта.

ЭКЛЕКТИКА – мировоззрение, полагающее, что в универсуме и человеке есть и постоянное, и изменчивое, и относительное, и абсолютное, так что чего-то определенного о состоянии объекта сказать нельзя.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для ВУЗов – М., 1996.
  2. Бабушкин В.У. О природе философского знания. М., 1978.
  3. Гуревич И.С. Введение в философию. М., 1997.
  4. Гуревич И.С. Философский словарь. М., 1997.
  5. Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы философии. М,, 2000.
  6. Радугин А.А. Философия. М., 1996.
  7. Мартынов М.И., Киселева С.А. Философия: вопросы и ответы. Мн., 2001.
  8. Сирин А.Д. Общий курс философии. Иркутск., 1995.
  9. Спиркин А.Г. Философия. М., 1998.
  10. Философия. Учебник для ВУЗов под ред. В.Н.Кохановского. Ростов-на-Дону.1998.
  11. Философия. Учебник для ВУЗов под ред. В.Н.Лавриненко. М., 1996.
  12. Философский словарь /под ред.И.Т. Фролова. М., 1991.
  13. Философия (конспект лекций в схемах). М., 2002.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Введение в философию. В 2 ч. М., 1989.
  2. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1991.
  3. Мир философии: в 2 т., 1991.
  4. Мифы народов мира. М., 1991.
  5. Налетов И.З. Конкретность философского знания. М., 1986.
  6. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М., 1992.
  7. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  8. Философия  и мировоззрение. М., 1990.
  9. Хрестоматия по истории философии. М., 1991.
  10. Хрусталев Ю. Введение в философию. Ростов-на-Дону.,1999.
  11. Философия. Гринин Л.Е. Пособие для студентов.Волгоград., 1998
  12. Смысл жизни и личность.Новосибирск.,1989.
  13. Философия. «Я познаю мир». М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по учебной дисциплине Операционные системы ПРОГРАММИРОВАНИЕ В ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ

Методическое пособие разработано для студентов специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах», 230113«Компьютерные системы и комплексы» и 230111 «Компьютерные сети» с целью оказания м...

Учебно-методическая разработка по учебной дисциплине Элементы высшей математики

Учебно-методическая разработка по учебной дисциплине «Элементы высшей математики» предназначена для студентов КГБОУ СПО «Хабаровский машиностроительный техникум» специальности 230111 «Компьютерные сет...

Методическая разработка по учебной дисциплине Математика» по теме "Определенный интеграл" ( для преподавателя)

Методическая разработка посвящена изучению понятия «определенный интеграл», являющегося важной составной частью практически любого курса математики. Актуальность данной тематики связана, в частности, ...

методические разработки по учебным дисциплинам

Финансирование и кредитование, налоги и налогообложение...

Методическая разработка по учебной дисциплине ОП.10 «Безопасность жизнедеятельности» для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) Тема «Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации»

Методическая разработка по учебной дисциплине по  учебной дисциплине ОП.10 «Безопасность жизнедеятельности» разработана в соответствии с ФГОС СПО для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтер...

Методическая разработка по учебной дисциплине ОУД.04 «История» Тема « Эпоха дворцовых переворотов»

Методическая разработка по учебной дисциплине ОУД.04 «История» разработана в соответствии с ФГОС СПО для специальности  46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение». Да...