Публикация «Познавательно-эвристические возможности художественного произведения в процессе воспитательной работы со студентами»
статья на тему

Сологубова Светлана Алексеевна

В статье затрагивается проблема использования познавательно-эвристических возможностей художественных произведений различных жанров в процессе воспитательной работы со студентами в системе среднего профессионального образования; говорится о сущности культурно-нравственного воспитания молодёжи ; показывается значение музыкальных, изобразительных,  литературных произведений в проведении культурно-массовых мероприятий со студентами; рассматривается познавательно-воспитательная роль кино-искусства, приводятся яркие примеры  нравственного потенциала художественных  произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Познавательно-эвристические возможности художественного произведения в процессе воспитательной работы со  студентами»

2016г.

Сологубова С.А.-педагог-организатор и преподаватель специальных дисциплин Гуманитарно-педагогического колледжа ГГТУ.

Аннотация: в статье затрагивается проблема использования познавательно-эвристических возможностей художественных произведений различных жанров в процессе воспитательной работы со студентами в системе среднего профессионального образования; говорится о сущности культурно-нравственного воспитания молодёжи ; показывается значение музыкальных, изобразительных,  литературных произведений в проведении культурно-массовых мероприятий со студентами; рассматривается познавательно-воспитательная роль кино-искусства, приводятся яркие примеры  нравственного потенциала художественных  произведений.

Ключевые слова статьи: национально-культурные традиции, духовные ценности, культурно-нравственное воспитание, эмоционально-чувственному восприятию художественных произведений, художественный образ.  

В сегодняшних условиях пересмотра всех нравственных ценностей особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в контексте общечеловеческой культуры.

         Концепция организации системы  воспитательной работы ГГТУ строится на воспитании и развитии высоконравственной личности, разделяющей традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой профессиональный потенциал в условиях современного общества.[2,с.5]

Культурно-нравственное воспитание является в  системе этой  работы одним из приоритетных направлений. Оно  предполагает, прежде всего, формирование устойчивой потребности постоянного восприятия и понимания произведений искусства, проявления интереса ко всему кругу проблем, которые решаются средствами художественного творчества. Понятие эстетического воспитания напрямую связано с понятием культурно-нравственного воспитания.

Подлинно культурный человек – это образованная, свободная, гуманная, духовная, творческая и практичная личность.

В результате эстетического воспитания должны быть сформированы способности к эмоционально-чувственному восприятию художественных произведений, пониманию их содержания и сущности через приобщение студента к миру искусства во всех его проявлениях, что можно рассматривать в качестве показателей эффективности воспитательной деятельности в данной  сфере.

«Существуют различные виды искусства, отличающиеся особой структурой художественного образа. Одни из них прямо изображают явления жизни (живопись, скульптура, графика, художественная литература, театр, кино). Другие же выражают порождаемое этими явлениями идейно-эмоциональное состояние художника (музыка, хореография, архитектура).

Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познавать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного воспитания»[1,с. 68].

Разнообразие явлений и событий действительности, а также различие способов их отражения в художественных произведениях вызвали к жизни различные виды и жанры искусства: художественную литературу, театр, музыку, кино, архитектуру, живопись, скульптуру.

Создавая художественный образ, выявляя общие существенные черты действительности, художник передает эти черты через индивидуальные, зачастую неповторимые характеры своих  героев. При этом, чем ярче, ощутимее выступают индивидуальные черты художественного образа, тем притягательнее этот образ, тем значительнее сила его воздействия.

«Искусство веками накапливает ценности, отсеивает слабое, но хранит  великое, и оно сотни и тысячи лет волнует слушателей и зрителей. Искусство-вид духовного освоения действительности общественным человеком, имеющим целью формирования и развития  его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты» [2, с.118]. Искусство, являясь формой духовного освоения действительности, через отражение  многообразия жизненных явлений в  образах выполняет особую задачу художественного познания мира.

         Отыскать прекрасное в действительности, обобщить, типизировать его, отразить в художественных образах и донести до человека, удовлетворяя тем самым его эстетические потребности и воспитывая в нем эстетические чувства, - такова одна из важных особенностей и задач искусства.

«Любое художественное  произведение  погружает нас в ту эпоху, в которую оно создано, знакомит с историческими вехами и событиями в жизни конкретных людей, целого народа, радостными и трагическими. Ценность произведения искусства  заключается прежде всего во взгляде автора на нравственные ценности жизни, его собственная позиция к происходящим явлениям»[1,  с.95].

При организации досуга студентов и проведении  культурно-массовых мероприятий учитываются обширные познавательно-эвристические возможности  художественных произведений.

Основными средствами культурно-эстетического  воспитания студентов являются широкое привлечение студентов к активным занятиям художественной самодеятельностью, знакомство с различными видами и жанрами искусств. В  Гуманитарно-педагогическом колледже  ГГТУ работают творческие коллективы различной направленности: хореографический и вокальный ансамбли, поэтический клуб. Большое внимание уделяется  формированию способности студентов к восприятию и пониманию художественных произведений, проявлению  интереса к миру искусства посредством коллективных мероприятий, выставок, проведения творческих вечеров, встреч, концертов.

При разработке любого сценария мероприятия различных видов:

художественно-документального, литературно-музыкального, театрализованного или игрового, помимо таких важных аспектов, как: выбор темы, формулировка цели, задач, названия, продумывается художественный образ  или галерея образов данного  мероприятия.

 

Приведём  примеры яркого воздействия на познавательную и эмоционально-нравственную сферу студентов таких мероприятий, как историческая кино-викторина «Давным-давно» по событиям Отечественной войны 1812г. Данное мероприятие строилось на использовании фрагментов известных кино-картин, воссоздающих ту эпоху: «Гуссарская баллада» с замечательными песнями Тихона Хренникова, «Война и мир» с музыкой  Сергея Прокофьева, «О бедном гусаре замолвите слово…» с проникновенным романсом «Генералам 1812года» на ст. М.Цветаевой, муз. А.Петрова и др.  

Кино и музыка помогли  перенестись зрителю в ту историческую эпоху, больше узнать о тех событиях из жизни народа, почувствовать атмо сферу времени, ощутить связь поколений.        

Так при подготовке мероприятия, посвященного годовщине снятия блокады Ленинграда в ВОВ, ключевым художественным образом был выбран образ героического советского  народа из 7 –ой  Ленинградской симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. История создания этого произведения, его исполнения  9 августа 1942 года  невероятными усилиями в блокадном городе, когда  все артиллерийские силы осажденного города были брошены на подавление огневых точек врага, и  ничто не должно было помешать знаменательной премьере, изумительная музыка Д. Д. Шостаковича, вызвали  искренний интерес  студенческой аудитории. Трагедия города, трагедия своего  народа глубже познаётся через музыкальные образы симфонии, созданной человеком,  создававшем симфонию в голодном, измученно осадой  городе.

      Музыкальный альбом «Эпитафия» Александра Розенбаума,  его песни «На дороге  жизни», «Вальс на плоскости», посвященные родному Ленинграду стали  лейтмотивом композиции, посвящённой Дню Победы 2015года. История девчонок-лётчиц, отважно перелетающих за линию фронта, ежедневно рискующих жизнью, стала сюжетом для небольшой музыкально-театрализованной постановки.

Литературные произведения, поэзия и проза во все времена будоражили умы человечества. В 120-ую  годовщину со дня рождения  С.Есенина  в колледже и в общежитие проходили музыкально-литературные гостиные  «Я сердцу никогда не лгу!», «Поэт родной земли». Есенинская поэзия-свой авторский взгляд на историю, трагические события первых лет советской власти.

 Мероприятия  в ГГТУ , посвященные творчеству  В.Ф.Тендрякова  и обращение к прозе писателя «открывает» студентам  ее обширный  педагогический потенциал, актуальность которого трудно переоценить. Целый ряд произведений писателя, которые пришли  к читателю в 70-80 годы прошлого века, посвящены педагогической теме, школе и учителям: «За бегущим днем», «Ночь после выпуска», «Расплата», «Весенние перевертыши», «Шестьдесят свечей».

Приведем примеры использования произведений живописи и музыки в подготовке такого   интересного  мероприятия, как общеколледжный конкурс «Сударушка-2016».

Образ русской красавицы в  творчестве русских художников  на данном мероприятии был ключевым. Для опорной презентации мы подобрали галерею известных  женских портретов и русских художников.  Каждый конкурс начинался демонстрацией портрета на фоне соответствующей музыки (русской народной песни или русского романса начала 18века, А.Варламова,  А.Гурилёва). Любой  портрет нёс смысловую и  познавательную направленность: знакомил с особенностями русского костюма и  женской причёски на Руси, с обрядовыми традициями и др. Например заставкой к конкурсу «Марья - искусница» была картина В.Тропинина  «Кружевница», картина  К.Маковского «Девушка в кокошнике» - открывала  конкурс «Радушная хозяюшка», яркие полотна

Ф. Малявина были заставками  к танцевальному конкурсу. Для конкурса «Василиса Премудрая» , который предполагал знание традиций Святочных гаданий,  празднования Масленицы подбирались красочные и колоритные полотна В.  Сурикова,  К. Серова,  Б. Кустодиева, В. Васнецова и др.  

      Познавательно-эвристические возможности художественных произведений безграничны. Интеграция искусств в воспитательной работе помогает расширить эти возможности.

    Художественное слово более всего музыкально в лирике, передающей движение чувств. Проза тоже может звучать музыкально. У неё есть ритм, внутренняя мелодия». Слияние искусств, их взаимодополнение способствуют более глубокому, эмоциональному раскрытию художественного образа.

А самое главное  для педагога – воспитание  чувств, душа человека. Думающий и чувствующий, неравнодушный  человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.

Издавна искусство, художественные произведения  признавались важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира.

Поэтому оно занимает значительное место в системе образования, единой целью которого является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренними миром.

Любовь, красота, нравственная ценность существуют. И цель искусства – находить их. Необходимо учить языку искусства, учить находить в жизни прекрасное и нравственное.

Литература:

1.Историческая культурология.  Энциклопедия культурологии / под ред. Шулеповой  Э. А.-  М.: Академический проект, 2015 .-378с.

2. Концепция организации системы  воспитательной работы ГГТУ. под ред. Рябцева А. В., ГГТУ,2015.- 75с.

3.Эстетика. Словарь/под общ. ред. А. А.Беляева и др.М.: Искусство, 2011.-447с.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на региональном научно - методическом семинаре "Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС" по теме "Использование возможностей социальных сетей в воспитательной работе"

Елхимова О.А.Использование возможностей социальных сетей в воспитательных целях Позиция классного руководителя в студенческой группе специфична, с одной стороны он проводит много времени с учащим...

"Некоторые аспекты работы над музыкальным произведение в процессе подготовки к публичному высткплению!

Исполнение музыкального произведения перед слушателями является логическим завершением работы над музыкальным произведением. На качество исполнения программы оказывают влияние различные факторы – музы...

Составление частотного словаря и конкорданса для определения основных тем, мотивов и лейтмотивов в художественном произведении (на примере переводов произведений американского писателя Джона Стейнбека «Гроздья гнева», «Зима тревоги нашей», «О мышах и людя

Составление частотного словаря и конкорданса для определения основных тем, мотивов и лейтмотивов в художественном произведении (на примере переводов произведений американского писателя Джона Стейнбека...

Использование метода стилистического эксперимента при анализе художественного произведения (из опыта работы)

На протяжении долгих лет  педагогической деятельности  (18 лет работы в школе и 13 в профессиональном образовании) всегда  стояла важная задача – воспитать активную, творческую, г...

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ХАРАКТЕРОВ ГЕРОЕВ ДОШКОЛЬНИКАМИ РАЗНЫХ ВОРАСТНЫХ ГРУПП В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ НА ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

Влияние художественной литературы на воспитание дошкольников многогранно. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрыв...