Использование метода стилистического эксперимента при анализе художественного произведения (из опыта работы)
методическая разработка

Зотова София Александровна

На протяжении долгих лет  педагогической деятельности  (18 лет работы в школе и 13 в профессиональном образовании) всегда  стояла важная задача – воспитать активную, творческую, гармонически развитую личность с твёрдыми гражданскими позициями. Главенствующая роль в формировании такой личности отводится гуманитарным дисциплинам, среди которых литература - «кузница души».

Урок литературы  может быть ошеломляюще стандартным и вполне традиционным, азартно увлекательным и тихим (лекция, беседа, чтение любимых страниц). Важно не это. Важно, чтобы форма высвечивала, а не затмевала содержание. Чтобы личность преподавателя подчёркивала, а не перечёркивала личность писателя. Ибо мы - больше и лучше не скажем, чем сказали Достоевский и Шолохов, Толстой и Булгаков. На уроке литературы господствует Его величество Художественный текст.

                   Преподаватель -  его преданный слуга и оруженосец. Формы подачи и прочтения текстов могут быть разнообразны до бесконечности… была бы душа жива… Словесник - не только преподаватель, но и созидатель культуры. Он всегда должен помнить, что его предмет-это наука и искусство, а урок - общение, сотворчество, духовный контакт, который возможен лишь при вдумчивом, прочувствованном проникновении в смысл текста.

Преподаватель - словесник должен быть артистом. Надо уметь входить в роль слуги, и царя, и взрослого, и ребёнка, и влюблённого, и ненавидящего. Только тогда обучающиеся поймут и будут любить уроки литературы. Спойте романс  Ларисы  Огудаловой  «Не искушай меня без нужды» в начале урока и ваш урок пройдёт на одном дыхании. И сочинения студентов будут не списанными из Интернета, а написанными от души. Дайте ребятам понюхать на уроке засохшую ветку сирени, и тогда Ольга Ильинская и Илья Ильич Обломов предстанут в ином свете-эмоциональном, а не в обычном. Стихи о природе читайте на природе, а не в душной группе, или хотя бы поднимите подростков и дайте полюбоваться видом из окна…

Уроки литературы должны учить понимать слово, входить в мир писателя, разбудить мысли и чувства. При этом огромную, решающую, по моему мнению, роль играет чтение - вдумчивое, медленное. Поэтому одной из главных задач, стоящих перед преподавателем литературы, является развитие умения чувствовать слово, читать и вчитываться, слушать и слышать, говорить и писать (выражать свои мысли и переживания).

Каким образом, анализируя художественное произведение, не утратить ориентиров на художественный синтез, то есть пройти по пути, намеченному автором? Как выйти в лабиринт целостного художественного произведения? Как ощутить соединение формы с содержанием? Как воспроизвести в своём сознании образ художественной мысли и осмыслить диалектику её формирования? Что и как делать, чтобы при чтении нас сопровождало эмоционально - творческое напряжение, ощущение сотворчества с автором?

Для решения этих вопросов я в своей практике считаю наиболее эффективным применение метода стилистического эксперимента при анализе текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_stilisticheskogo_eksperimenta.docx132.17 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное  бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

 «Вольский строительный лицей»

D:\КОС\2014-2015\15-16\сайт\logo-full.png

Использование метода стилистического эксперимента при анализе художественного произведения

(из опыта работы)

                 

 Подготовила преподаватель русского языка

                                  и литературы высшей квалификационной категории

                                  Зотова София Александровна

Вольск

2018

На протяжении долгих лет  педагогической деятельности  (18 лет работы в школе и 13 в профессиональном образовании) всегда  стояла важная задача – воспитать активную, творческую, гармонически развитую личность с твёрдыми гражданскими позициями. Главенствующая роль в формировании такой личности отводится гуманитарным дисциплинам, среди которых литература - «кузница души».

Урок литературы  может быть ошеломляюще стандартным и вполне традиционным, азартно увлекательным и тихим (лекция, беседа, чтение любимых страниц). Важно не это. Важно, чтобы форма высвечивала, а не затмевала содержание. Чтобы личность преподавателя подчёркивала, а не перечёркивала личность писателя. Ибо мы - больше и лучше не скажем, чем сказали Достоевский и Шолохов, Толстой и Булгаков. На уроке литературы господствует Его величество Художественный текст.

                Преподаватель -  его преданный слуга и оруженосец. Формы подачи и прочтения текстов могут быть разнообразны до бесконечности… была бы душа жива… Словесник - не только преподаватель, но и созидатель культуры. Он всегда должен помнить, что его предмет-это наука и искусство, а урок - общение, сотворчество, духовный контакт, который возможен лишь при вдумчивом, прочувствованном проникновении в смысл текста.

Преподаватель - словесник должен быть артистом. Надо уметь входить в роль слуги, и царя, и взрослого, и ребёнка, и влюблённого, и ненавидящего. Только тогда обучающиеся поймут и будут любить уроки литературы. Спойте романс  Ларисы  Огудаловой  «Не искушай меня без нужды» в начале урока и ваш урок пройдёт на одном дыхании. И сочинения студентов будут не списанными из Интернета, а написанными от души. Дайте ребятам понюхать на уроке засохшую ветку сирени, и тогда Ольга Ильинская и Илья Ильич Обломов предстанут в ином свете-эмоциональном, а не в обычном. Стихи о природе читайте на природе, а не в душной группе, или хотя бы поднимите подростков и дайте полюбоваться видом из окна…

Уроки литературы должны учить понимать слово, входить в мир писателя, разбудить мысли и чувства. При этом огромную, решающую, по моему мнению, роль играет чтение - вдумчивое, медленное. Поэтому одной из главных задач, стоящих перед преподавателем литературы, является развитие умения чувствовать слово, читать и вчитываться, слушать и слышать, говорить и писать (выражать свои мысли и переживания).

Каким образом, анализируя художественное произведение, не утратить ориентиров на художественный синтез, то есть пройти по пути, намеченному автором? Как выйти в лабиринт целостного художественного произведения? Как ощутить соединение формы с содержанием? Как воспроизвести в своём сознании образ художественной мысли и осмыслить диалектику её формирования? Что и как делать, чтобы при чтении нас сопровождало эмоционально - творческое напряжение, ощущение сотворчества с автором?

Для решения этих вопросов я в своей практике считаю наиболее эффективным применение метода стилистического эксперимента при анализе текста.

Этот метод в практику толкования художественных произведений начал внедряться ещё в 20-годы А. М. Пешковским и Л.В. Щербой, но в настоящее время незаслуженно забыт. А ведь, по мнению А. М. Пешковского, в подлинно художественном произведении всё (вплоть до запятой) мотивировано и целесообразно, из него ничего нельзя изъять или поменять в нём. Использование метода стилистического эксперимента при анализе художественного текста, осуществляемое читателем - исследователем, позволяет определить функцию части в составе целого.

Эффективность метода стилистического эксперимента попытаюсь продемонстрировать при доказательстве мотивированности заглавия и абзаца-зачина в рассказе А.П. Чехова «Ионыч».

Заглавие художественного произведения является эпицентром художественно-образной системы. «Хорошее начало, - как гласит народная пословица, - полдела откачало».

Представим, что рассказ Чехова «Ионыч» был бы озаглавлен «Старцев» или «Земский врач». Оба эти варианта подсказываются художественно-образной системой произведения на сюжетном уровне. Более того, фамилия Старцев является «говорящей», настраивает на восприятие старения и одряхления человека, что, собственно говоря, и происходит с героем.

Вместе со студентами пытаемся  разобраться, почему же всё-таки автор вынес в заглавие «Ионыч». Вероятно, это не случайно, так как заглавие ориентирует читателя на восприятие целостного контекста, помогает ему не упустить главного. Начиная анализировать рассказ, спрашиваю: «Почему губернский город Чехов обозначает «№»? Что он этим хочет подчеркнуть? Будучи втянутым в обывательское общество Туркиных, с его однообразной, псевдодуховной жизнью, Дмитрий Ионыч и сам опускается до их уровня.

Чтобы охарактеризовать гостей Туркиных, прошу найти в тексте их описание и обратить внимание на слово, которое употребляется дважды, подумать, оправдан ли этот повтор и выписать наиболее яркие, запоминающиеся фразы. Получается следующая характеристика гостей, больше похожих на живые трупы: гости «п о к о й н о сидящие» в «мягких, глубоких креслах», с «п о к о й н ы м и мыслями», в ожидании «обильного и вкусного ужина». Естественно, что пустое время провождение Туркиных и их гостей не могло не повлиять на Д.И. Старцева.

Пытаемся проследить, как же произошло «становление» героя. А началось оно буквально с первого пребывания в обществе Туркиных, когда Старцев после игры Котика поддался «общему влечению». Почему именно, «влечению», а не «увлечению»?

На следующем этапе урока прослеживаем как шаг за шагом, от слова к слову, от абзаца к абзацу вместо привычных слов «Старцев», «доктор», «земский врач» мы всё чаще встречаемся с местоимением «он», а затем «и он». Почему? Да потому, что в обществе Туркиных «и он» (как все) стал поддакивать пустым словам, «и он» стал подключаться к призрачному воодушевлению, «и он» становится среди обывателей своим. Затем ребята прочитывают рассказ, опустив сцену несостоявшегося ночного свидания с Котиком на кладбище. На первый взгляд она кажется выпадающей из контекста, но при внимательном прочтении обучающиеся замечают, что это далеко не так. В единстве с предшествующим текстом эта сцена является весьма оправданной. В кладбищенской тиши при лунном свете Старцев ощущает большее воодушевление, чем в гостиной у Туркиных. Здесь ему ясно представляются сцены из жизни и действия живых людей с их подлинными чувствами.

В заключении возвращаемся к началу рассказа, обращаем внимание на то, что не совсем обычно для Чехова начинать произведение с придаточного предложения. Перечитываем всё предложение, опустив только одно слово-«напротив», и осмысливаем получившийся контекст. Казалось бы, ничего особенного не случилось, но тогда читаем: «в С. Очень хорошо». Оказывается, что это слово является своеобразным ключом для восприятия авторской позиции и его речевого артистизма. Последующий текст действительно следует  воспринимать «напротив»: читать одно, а в подтексте видеть и понимать другое, готовиться к тому, что в «губернском городе с очень плохо», что в нём много неинтересных неумных людей.

Для закрепления материала студенты должны ответить на вопросы:

- Какие выразительные средства несут в рассказе «Ионыч» наибольшую художественно-эстетическую нагрузку и раскрывают основную мысль произведения?

- Как используются художественные детали в раскрытии образа Старцева?

- С помощью каких изобразительных средств создаётся автором собирательный образ жителей города?

- Почему рассказ является страстным протестом разрушения человеческой личности?

- Как вы понимаете призыв: «Берегите в себе человека»?

Таким образом, использование метода стилистического эксперимента даёт возможность углублённого прочтения художественного произведения, а также в максимальной степени опираться на образ автора, видеть и чувствовать его за страницами книги. В результате осознаётся индивидуально-художественная мысль писателя в диалектике её формирования.

Основываясь на свой опыт использования метода стилистического эксперимента, могу утверждать, что знания и умения, полученные студентами на уроках литературы, помноженные на читательский опыт, позволяют выработать у обучающихся как бы «двойное зрение» по отношению к произведениям литературы: непосредственно эмоциональное его восприятие и понимание того, что создано воображением художника.

Я считаю, что урок получился удачным, если почувствовалось истинное общение - совместное, заинтересованное и активное добывание и освоение истины, обогащающее и студентов, и - во многом - меня как преподавателя.

Список используемой литературы:

  1. Беленький Г.И. Беспокойный предмет. Москва. «Просвещение» 1994 г.
  2. Егорова Г.И. Извечный вопрос «Как?...»  ж. Русский язык и литература в средних учебных заведениях. Киев. 1992 г.
  3. Малыхина  Е.В. Эффект-в разумном сочетании. Русский язык и литера

тура в средних учебных заведениях. Киев. 1992 г.

     4. Т. Мирная. Главный педагогический секрет. Эмоциональное воспитание на уроках литературы, ж. «Учитель» №4. 2000 г.

     5. Маранцман В.Г. Школьный анализ текста и законы художественного мышления. Москва. "Просвещение" 1984 г.

     6. Фогельсон И.А. Учить учиться. Литература в школе. 1996 г. №3

      7. Щерба Л.В. Анализ художественного произведения. Литература в школе. 1989 №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка (из опыта работы Шехуриной С.А.)

В данной статье приведены примеры использования элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка:- важность положительного эмоционального настроя- необходимость дыхательной гимнаст...

Доклад на тему: Использование методов проблемного обучения на уроках истории (из опыта работы)

Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение  таких проблем, трудностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестно...

Методическая разработка интегрированного урока по иностранному языку(немецкому) на тему "Использование художественного произведения Э.М. Ремарк на уроке иностранного языка (немецкого) как средство повышения урока"

Методическая разработка  представляет собой материал, проведенного интегрированного урока по немецкому языку-литературе, по произведению Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".Чте...

Современные педагогические методы и технологии в среднем профессиональном образовании: (из опыта работы преподавателя истории)

В стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа инф...

Использование метода проектов в системе среднего профессионального образования (из опыта работы)

Из опыта работы преподавателя экономических и спецдисциплин с использованием метода проектов....

МР по лингвистическому анализу художественного произведения

Все языковые средства представляют собой систему, которая связывает все уровни языка: в фонетике это аллитерация и ассонанс, в лексике – употребление синонимов, антонимов и омонимов, в морфологи...