Доклад на тему: Использование методов проблемного обучения на уроках истории (из опыта работы)
статья на тему

Воробьёва Светлана Анатольевна

Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение  таких проблем, трудностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого.

Воспитание  социально и профессионально активной личности требует от педагогов применения совершенно новых методов, приёмов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность учащихся.

Поэтому в последние годы в образовательном процессе широкое распространение получили методы проблемного  обучения, основанные на механизме интеракции, т. е. межличностной коммуникации. Наиболее важная особенность интерак­ции - способность человека принимать и понимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и в соответствии с этим планировать свои действия.

Цели работы: рассмотреть, что такое проблемное обучение и чем оно отличается от традиционного; на примере конкретного урока проанализировать, какова роль учителя и ученика в реализации проблемного метода в современных условиях?

Задачи работы: проанализировать сущность проблемного обучения, выявить формы, методы и средства, способствующие реализации проблемного обучения на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_problemnoe_obuchenie.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство Образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Московской области

Электростальский колледж

Доклад на тему:

Использование методов проблемного обучения

на уроках истории (из опыта работы)

                                            Преподаватель: Воробьёва С. А.

        

Рассмотрено на заседании методической комиссии

(Центральный корпус)

Протокол №___от___ 20 г.

Председатель комиссии Караульщикова Е.А.

Электросталь

 2017 г

Содержание

        Введение        3

Глава 1. Понятие о проблемном обучении.        4-10

  1. Из истории развития проблемного обучения                         4-5
  2. Сущность проблемного обучения                                           6-10

Глава 2. Применение методов проблемного обучения на

примере                                                                                           11-18                                                                                                      

урока истории по теме «Северная война 1700-1721 гг.»      

Заключение                                                                                      19

Литература                                20-21

Приложения        22-26

        Введение

Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение  таких проблем, трудностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого.

Воспитание  социально и профессионально активной личности требует от педагогов применения совершенно новых методов, приёмов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность учащихся.

Поэтому в последние годы в образовательном процессе широкое распространение получили методы проблемного  обучения, основанные на механизме интеракции, т. е. межличностной коммуникации. Наиболее важная особенность интеракции - способность человека принимать и понимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и в соответствии с этим планировать свои действия.

Цели работы: рассмотреть, что такое проблемное обучение и чем оно отличается от традиционного; на примере конкретного урока проанализировать, какова роль учителя и ученика в реализации проблемного метода в современных условиях?

Задачи работы: проанализировать сущность проблемного обучения, выявить формы, методы и средства, способствующие реализации проблемного обучения на уроках.

Глава 1.  ПОНЯТИЕ О ПРОБЛЕМНОМ ОБУЧЕНИИ

1.1. Из истории развития проблемного обучения

Проблемное обучение – далеко не новое педагогическое явление. Концепция проблемного обучения имеет довольно древнюю и богатую историю. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа (469 - 399 гг. до Р.Х.). Эвристический метод обучения в виде бесед назван был Сократом майевтикой. Платон (427 - 347 гг. до Р.Х.) и в педагогической деятельности, и в научных трудах использовал метод диалога, обучение и радость познания, по его мнению, должны быть неразделимы; даже понятие «школа» в переводе с латинского означает «досуг». Впоследствии, в эпоху средневековья, в результате процерковной идеологизации всего общественного устройства педагогика переживала упадок. Но уже в трудах ученых, писателей и философов эпохи Возрождения можно найти отдельные аспекты концепции проблемного обучения. Так, французский философ М. Монтень (1533-1592) указывал на необходимость введения гуманистических методов, считал, что обучение должно стать радостным, добровольным, сознательным процессом. Выдающийся чешский философ и педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1670) для активизации учебного процесса проповедовал использование учебных игр, что по своим целям довольно близко к проблемному обучению. Из педагогов XVIII века можно выделить Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), который писал об учащихся так: «пусть он достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а постигает ее сам».

Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци (1746-1827) ввел концепцию элементарного (или поэлементного) образования; основными его принципами были деятельностный подход к процессу обучения и активная самостоятельная работа учащихся. Русский педагог К.Д. Ушинский назвал великим открытием его идею развивающего обучения. Сам К.Д. Ушинский (1824-1870) внес заметный вклад не только в российскую, но и, отчасти, в мировую педагогику. Его образовательная концепция уже во многом близка основам проблемного обучения. Так, одной из основных целей образования он считал развитие активной и творческой личности учащегося.

История собственно проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого были разработаны американским психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859-1952), основавшим в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.

Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах 20-го века. Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С.Л. Рубинштейном, Д.Н. Богоявленским, Н.А. Менчинской, А.М. Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М. А. Даниловым, М.Н. Скаткиным[1]. Много этими вопросами занимались Т.В. Кудрявцев[2], Д.В. Вилькеев, Ю.К. Бабанский[3], М.И. Махмутов[4] и И.Я. Лернер[5].

1.2.  Сущность проблемного обучения

М.И.Махмудов, автор фундаментальных трудов о проблемном обучении, выделяет  следующие этапы развития теории и практики проблемного обучения1. Первый этап - это период активизации учебного процесса путем более эффективного применения приемов варьирования учебного материала, его эмоционального изложения, усиления элементов новизны излагаемого материала. Этот этап дал сильный толчок в развитии теории и практики современного развивающего обучения.

Второй этап характеризуется дальнейшими поисками путей активизации обучения уже с опорой на новые теоретические положения и с учетом достижений практики первого этапа. Здесь заметно усиливается роль познавательных задач, появляются попытки организации процесса обучения при помощи системы познавательных задач и исследовательских методов обучения.

Третий этап - важнейший в становлении проблемного обучения, поскольку здесь происходит теоретическое осмысление роли и места проблемных ситуаций в учебном процессе и построение теории проблемного обучения в условиях современной … школы с опорой на принцип проблемности усвоения и исследовательский принцип познания. Эта теория органически включает в себя все достижения предшествующих этапов поиска путей активизации учебного процесса и развития мыслительных способностей учащихся.

Проблемное обучение требует изменения типа деятельности ученика и изменения структуры учебного материала. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. Другими словами, это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, подставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения как антипод методу восприятия готовых выводов учителя (хотя последний метод тоже вызывает определенную активность ученика).

 Цель активизации учащихся посредством проблемного обучения состоит в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая характерна для решения нестереотипных задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности. Постепенное овладение учащимися системой творческих умственных действий приведет к изменению качества умственной деятельности ученика, выработает особый тип мышления, который обычно называют научным, критическим, диалектическим мышлением.

К развитию такого типа мышления ведет систематическое создание учителем проблемных ситуаций, выработка у учащихся умений и навыков самостоятельной постановки проблем, выдвижения предположений, обоснования гипотез и их доказательства путем применения прежних знаний в сочетании с новыми фактами, а также навыков проверки верности решения поставленной проблемы.

Проблемное обучение строится на основе принципа проблемности, реализуемого через различные типы учебных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика.

Наличие различных типов учебных проблем обеспечивает поисковую, или частично-поисковую, или конструкторско-изобретательскую деятельность ученика, или его художественное творчество, или их сочетание в ходе выполнения теоретических и практических самостоятельных работ, при изложении учебного материала учителем на уроке и внеурочных занятиях.

В чем основное различие между проблемным и традиционным обучением?

Главным отличием двух типов обучения следует считать целеполагание и принцип организации педагогического процесса.

Цель сложившегося типа обучения: усвоение результатов научного познания, вооружение учащихся знаниями основ наук, привитие им соответствующих умений и навыков "…"

Цель проблемного обучения более широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика, и развитие его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков и формирования мировоззрения). Здесь акцент делается на развитие мышления.

В основе организации объяснительно-иллюстративного обучения лежит принцип передачи учителем готовых выводов науки учащимся. В основе организации процесса проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика (основанный на закономерности проблемности усвоения знаний), т.е. "открытия" им выводов науки, способов действия, "изобретения" новых предметов или способов приложения знаний к практике и "художественного отражения" действительности.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определения понятий, правила теоремы, законы, или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации (изобретают, конструируют, планируют, мастерят), или же, наконец, художественно отражают действительность (пишут стихи, сочинения, рисуют, играют).

При проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению, закреплению и отработке навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развивается внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.

 При проблемном обучении, "прежде чем выучить, требуется понять, все принимает характер открытия: надо искать, находить теоремы самим, осмысливать правила критически"9. Такая учебная деятельность в конечном итоге приводит к изменению в структуре мыслительной деятельности, спецификой которой становится решение учебной проблемы путем рассуждения, выдвижения гипотезы, догадки или же сочетанием аналитического и эвристического путей решения.

Итак, что такое проблемное обучение?

Проблемным обучение называется не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и "открытия" новых понятий. Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение учащимися упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа обучения. Поскольку вся система методов при этом направлена на всестороннее развитие учащегося, развитие его познавательных потребностей, на формирование интеллектуально активной личности, проблемное обучение является подлинно развивающим обучением.

На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований представляется целесообразным дать следующее определение понятия "проблемное обучение":

 Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.

Проблемное учение - это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или с помощью учителя) анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством (логического и интуитивного) выдвижения предположений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

Глава 2. Применение проблемного обучения на примере урока истории по теме «Северная война 1700-1721 гг.»

План-конспект урока по истории по теме:

«Северная война (1700-1721 гг)».

                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

План-конспект урока по истории на тему «Северная война (1700-1721 гг)» выполнен на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по профессии 111801.01  ветеринарный фельдшер. Материалы плана – конспекта урока, а также разработанная к нему компьютерная презентация может быть использована на уроках истории в других образовательных учреждениях, а также на классных часах и внеурочных мероприятиях.

Цели урока: 

- раскрыть цели внешней политики России, определить причины Северной войны, причины первых неудач русской армии, показать необходимость создания регулярной армии и военно-морского флота.

- раскрыть значение Полтавской битвы как решающей в ходе Северной войны, показать значение морских сражений для победоносного окончания Северной войны, дать оценку победы России в Северной войне.

- продолжить формирование умений находить причинно-следственные связи при рассмотрении исторических событий, продолжить формирование хронологических и картографических навыков.

 Задачи урока:

Познавательный аспект

После занятия учащиеся должны:

- знать и уметь объяснять причины Северной войны;

- знать и уметь связно излагать основные события Северной войны, характеризовать её итоги;

- перечислять и разъяснять последствия итогов Северной войны для исторического развития Российского государства;

- уметь самостоятельно добывать знания;

- знать и применять на практике принципы работы в группе;

- достигнуть на данном уроке уровня качества знаний, умений и навыков: репродуктивного (для слабых учеников), конструктивного или творческого (для основного числа учащихся).

Развивающий аспект

- обогащение и усложнение словарного запаса учащихся;

- усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность);

- совершенствование мыслительных навыков: анализировать текст, отбирать в нём данные на определённую тему, обобщать и систематизировать отобранный материал, разрешать проблемы;

 -  развитие умения действовать по алгоритму и, в то же время, находить новые способы решения проблемной ситуации, если она не может быть исчерпана традиционными методами;

 Воспитывающий аспект

 - воспитывать гуманное отношение к другим людям через такие качества, как товарищество, доброту, деликатность, вежливость, дисциплинированность, честность, актуальность ценности человеческой жизни;

- способствовать формированию требовательного отношения к себе, аккуратности, чувству собственного достоинства;

 - воспитывать чувство долга, умение жить в коллективе, сопереживать успехам товарищей, их неудачам, слушать и критически относиться к мнению другого;

  - воспитывать осознание такой нравственной ценности, как патриотизм, гражданственность, любовь к Родине, чувство гордости за ее историческое прошлое.                                                                                                                                

Применяемые педагогические технологии:

Технология проблемного обучения

Создание проблемной ситуации:  постановка проблемных вопросов, на которые учащиеся должны ответить в конце урока: как повлияла Северная война на дальнейшее развитие России и какую роль  сыграла личность Петра I на каждом этапе военных действий? Данное задание направляет учащихся на решение проблемы, организует поиск решения. Таким образом, учащиеся ставятся в позицию субъекта своего обучения и как результат у них образуются новые знания, они овладевают новыми способами действия.

Групповые технологии

Чтобы достичь поставленных целей  и уложиться во временные рамки урока, все учащиеся разбиваются на три группы и получают разные задания (но работающие на общий результат урока).

 В ходе обсуждения учащиеся коллективно создают свой интеллектуальный проект. В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать: познавательный интерес; продуктивный, творческий характер деятельности; состязательность; игровой характер.

Элементы личностно-ориентированного  развивающего обучения

Создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося при постановке проблемного вопроса, стимулирование каждого учащихся к активной деятельности, высказываниям без боязни ошибиться в ходе работы в группе, оценка деятельности учащихся не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; создание ситуации успеха при проведении тестирования в конце урока; создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся в процессе проведения урока, рефлексия, взаимоконтроль.

Элементы компьютерной (информационной ) технологии

Использование на всех этапах урока компьютерной презентации, способствующей обобщению и систематизации знаний учащихся. Возможно обсуждение домашнего задания и обмен мнениями по данной теме в сети интернет.

Оборудование урока: компьютер и проектор, дидактические материалы, карты, индивидуальные оценочные листы (карточки рейтинговой самооценки, общие листы у каждой отдельной группы (заполняется менеджером).

План урока:

1. Организация начала урока (3 мин).

2. Подготовка к активному усвоению нового учебного материала (2 мин).

3. Усвоение новых знаний и способов действий (5 мин).

4. Закрепление знаний и способов действий (10 мин).

5. Обобщение и систематизация знаний (7 мин).

6. Контроль и самопроверка знаний (7 мин)

7.  Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание (6 мин).

План изучения нового материала:

Причины и цели Северной войны.

Начальный этап войны (1700 – 1708 гг.)

Поражение под Нарвой (1700 г.)

Взятие крепости Нотебург – Орешек (Шлиссельбург, 1702 г.)

Основание Санкт-Петербурга (1703 г.)

Основной этап войны (1709 – 1713 гг.)

Битва у деревни Лесная (1708 г.)

Полтавская битва (27 июня 1709 г.)

Прутский поход (1710 – 1711 гг.)

Заключительный этап войны (1714 – 1721 гг.)

Победа русского флота: у мыса Гангут (1714 г.), у острова Гренгам (1720 г.)

Ништадский мир (1721 г.)

Значение войны для России

Ход урока:

1. Организация начала урока (3 мин)

Здравствуйте, начнем наш урок. Тема сегодняшнего занятия: Северная война 1700 – 1271 гг. ( см. слайд № 1, № 2).В ходе урока нам предстоит ответить на следующие проблемные вопросы: как повлияла Северная война на дальнейшее развитие России; какую роль сыграла личность Петра на каждом этапе военных действий? ( см. слайд № 3 ).

Цели данного этапа урока – подготовка учащихся к работе на занятиях, быстрое включение учащихся в деловой ритм, проверка готовности оборудования (урок проводится с применением компьютерной презентации).

2. Подготовка к активному усвоению нового учебного материала (2 мин.)

Все учащиеся разделены на группы (см. слайд № 4 )  и получают задания (смотри приложения № 1, № 2, № 3). Сегодня у нас не совсем обычный урок, так как вы будете его соведущими. Ваша задача – доступно и кратко объяснить своим слушателям, используя полученные материалы, содержание своего этапа войны.

Цели данного этапа урока – обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, актуализации опорных знаний и умений

3. Усвоение новых знаний и способов действий (5 мин.)

Учащиеся каждой команды в ходе межгрупповой дискуссии прорабатывают и записывают события своего этапа Северной войны и определяют значение деятельности Петра на каждом этапе военных действий, подтверждая свои тезисы фактами. Цель работы – творческие отчеты каждой группы (например, начальный этап войны и роль Петра в военных действиях). Цели данного этапа урока – обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладение способами действий.

4. Закрепление знаний и способов действий (10 мин)

Самопрезентация – творческие отчеты учащихся о выполненной работе. Каждой группе на выступление дается по 3 минуты (для отсчета времени используются песочные часы).

Цель данного этапа урока – обеспечение усвоения новых знаний и способов действий.

5. Обобщение и систематизация знаний (7 мин.)

В качестве обобщения и систематизации нового материала учащимся в ходе их выступлений предлагается презентация по теме «Северная война» 1700 – 1721 гг. Комментирование учителем каждого этапа войны в ходе показа презентации.( см. слайды № 5-19 ) Цель этого этапа урока – формирование целостной системы знаний по курсу истории, выявление межпредметных связей с курсом обществознания.

6.  Контроль и самопроверка знаний (7 мин )

Для выявления качества знаний учащихся им предлагается ответить на вопросы теста по изученной теме, состоящей из 5 вопросов (см. Приложение № 4); затем с помощью ключа к тесту осуществляется взаимоконтроль (учащиеся меняются работами с соседями) и с помощью критериев выставляют оценки), затем по просьбе учителя поднимают руки те, кто ответил без ошибок на все 5 вопросов (оценка «5»), далее – кто ответил правильно на 4 вопроса (оценка «4»).

Цели данного этапа – выявление качества знаний и получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

7.Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание ( 6 мин )

А теперь представители групп ответят на проблемные вопросы, данные для размышления в начале урока. Время ответа – 1 минута. Выставление и комментирование оценок учащимся за устные выступления. Подведение итогов урока. Результаты Северной войны неоднозначно оцениваются российским историками. Выделим самое основное:

Россия получила выход к Балтийскому морю, стала крупнейшей европейской державой, в 1721 году она получила официальный статус империи.

Война принесла громадные жертвы и лишения народу, 4/5 всего государственного бюджета уходило на военные расходы

Победы русского оружия в ходе войны напрямую связана со стратегическим талантом и личным мужеством Петра, благодаря которому Россия одержала победу над Швецией.

Рефлексия (учащиеся заполняют анкеты, письменно отвечают на вопросы, см. приложение № 1)

Домашнее задание: учебник О. В. Волобуев «Россия и мир», § 30 стр. 217 – 225, ответить на вопросы: объяснить смысл слов С. М. Соловьева, назвавшего Петра Великого «революционером на троне». Задание № 2 стр. 225.

Заключение

Методы проблемного  обучения позволяют:

  1. развивать интеллект, познавательную самостоятельность,  творческие способности учащихся;
  2. усваивать учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;
  3. формировать всесторонне развитую личность.
  4. воспитывать навыки творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);
  5. воспитывать навыки творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
  6. формировать и накапливать опыт творческой деятельности (овладение методами научного исследования и творческого отображения действительности);
  7. формировать мотивы обучения, социальные, нравственные и познавательные потребности.

[1] Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965.

[2] Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.

[3] Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону, 1970.

[4] Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975.

[5] Лернер И.Я. Проблемное обучение.- М., 1974.

[9] Махмутов М. И. Там же. – с


Литература.

Учебник В.В.Артёмова, Ю.Н.Лубченкова «История» для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей, часть 1, М.2017 г.

Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону, 1970.

Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.

Лернер И.Я. Проблемное обучение.- М., 1974.

Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975.

Оконь В. Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1968. – с.138.

А.Н.Сахаров, В.В.Артёмов «Поурочные рекомендации по истории России  XVII - XVIII века.  М.: «Просвещение», 2015.  

Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965.

Приложение № 1.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОЦЕНОЧНЫЙ лист

 по теме: «Северная война».

Ф.И.О. __________________________________

Команда № ____

Тема (Название этапа войны)___________________________

      БЛОК-1 «Исследование»

        Хронология наиболее важных событий  этапов Северной войны

Название этапа

Даты

События

Начальный этап

Основной  этап

Заключительный этап

БЛОК-2 «Размышление»

Как повлияла Северная война на дальнейшее развитие России?

Какую роль сыграла личность Петра I на каждом этапе военных действий?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

БЛОК-3 «Тест»

1. Почему поражение под Нарвой Пётр называет «великим счастьем»?

а). В ходе проведения военной реформы он создаёт боеспособную регулярную армию.

б). Пётр собирался подписать мирный договор со Швецией.

в).  Пётр не собирался проводить военные реформы.

2. Как называлась крепость, закрывавшая Санкт-Петербург с моря?

а). Нотебург

б). Кронштадт

в). Нарва

3. Какое сражение в корне изменило ход Северной войны в пользу России?

а). Гангутское сражение

б). Битва у Лесной

в). Полтавская битва

4. Страны, вошедшие в состав Северного Союза

а). Россия, Речь Посполитая, Англия

б). Россия, Дания, Саксония, Речь Посполитая.

в). Испания, Франция, Швеция.

5. Назвать дату Гангутского сражения

а). 27 июня 1709 г

б). 16 мая 1703 г.

в). 27 июля 1714 г

Критерии оценки:

«5» - правильные ответы на все пять вопросов;

«4» - правильные ответы на четыре вопроса;

«3» - правильные ответы на три вопроса;

«2» - неверные ответы на три или менее вопросов.

Рефлексия:_Я узнал, я удивился, было интересно, я задумался, я научился_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение № 2

Сражение при Лесной 1708 г. В ходе Северной войны 28 сентября 1708 г. произошло сражение при Лесной между летучим отрядом русских войск во главе с Петром I (5 тыс. пехоты, 7 тыс. кавалерии и несколько батарей) и шведским корпусом генерала А.Левенгаупта (16 тыс. чел.). Корпус шведов охранял большой обоз, двигавшийся на соединение с основной армией Карла XII в районе Стародуба. Утром 28 сентября 1708 г. русские войска двинулись двумя колоннами и отбросили шведский передовой отряд к главным силам. С соединением кавалерийского корпуса Р.Х.Боура с отрядом Петра I началась атака шведского обоза (вагенбурга). Бросив обоз, шведы отступили, теряя личный состав и вооружение. С главными силами Карла XII соединилось не более 6 тыс. Шведы потеряли всего 9 тыс. солдат, всю артиллерию, обоз. Потери русских составили 1 тыс. чел. Лишение шведской армии провианта и подкреплений лишило ее возможности реализовать планы похода на Москву. Эта операция была названа Петром I "матерью Полтавской баталии".

Полтавская битва

Решающая битва Северной войны произошла 27 июня 1709 года под Полтавой (Украина). Обращаясь к воинам, царь сказал: «Вы сражаетесь не за Петра, а за государство, ему вверенное, за Отечество... А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, жила бы только Россия во славе и благоденствии».

Битва продолжалась недолго. Под Петром убили лошадь, его шляпа была дважды прострелена, но русские разгромили шведов по всем правилам изученного за долгие годы Северной войны воинского искусства. До сих пор бытует поговорка «Бит, как швед под Полтавой», что значит — разбит наголову, полностью, безоговорочно побежден.

После сражения Петр устроил пир, во время которого за столом сидели и пленные шведские генералы. Царь только и делал, что благодарил их за науку, за то, что они научили-таки русских воевать. Шведской армии не стало, но война на суше и на море продолжалась еще целых 12 лет. В 1721 году шведы запросили мира, и Россия получила наконец выход к Балтийскому морю.

Гангутская битва (26 июля 1714-27 июля 1714) - первая крупная победа русского флота, состоявшего из галер, над шведами в Балтийском море, у п-ва Гангут (оконечности п-ва Ханко) во время Северной войны. В к.мая 1714 15-тысячное войско под командованием генерал-адмирала Апраксина Ф.М. на 99 гребных судах вышли к финскому порту Або для усиления гарнизона. Двигавшиеся вдоль берега русские галеры, через месяц достигли п-ва Гангут. Здесь произошла встреча со шведским флотом. На предложение сдаться шведы ответили отказом и устремились к району сосредоточения русского флота, чтобы разгромить его. Однако этот отряд из 10 судов под командованием Эрлишельда был блокирован в узком проходе. В ходе третьей атаки шведы были взяты на абордаж и сдались. Пленные шведские суда Пётр I привёл в Петербург. Эта победа позволила России перенести боевые действия на территорию Швеции; вскоре нашими войсками были захвачены Аландские о-ва, высажен десант на шведское побережье. Российский флот становился господствующей военной силой на Балтике.

Приложение № 3

Вот некоторые примеры проблемных задач по теме: "Эпоха Петра I”.

1. Церковь объявила Петра антихристом, так как он повелел снимать колокола?

2. Крестьяне часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, наборы ремесленников, которых отправляли в Воронеж для строительства флота. Многие говорили, что Петр не русский царь, иначе бы он не опустошал всю страну. Называли его антихристом. Было ли правильным осуждение крестьянами политики Петра I?

3. Петр I сказал, что он правит страной во имя "общего блага”. Правильно ли это?

4. Петр I проводил свои реформы в интересах господствующего класса феодалов. Почему же он встречал сопротивление представителей и целых групп этого класса?

5. Петр I издал в 1715 году указ об увеличении посевов льна и конопли во всех губерниях. Там где эти культуры были новыми, он приказывал обучать крестьян обрабатывать эти культуры. Чем можно объяснить появление такого указа?

6. В указах Петр I приписывал себе все успехи страны за время правления. Прав ли он был?

Задания бывают несколько видов:

логически-поисковые - связаны с выполнением задания на преображение новых знаний и усовершенствование старых.

констатирующие - работы, включающие познания и описания новых знаний.

творческие проявление учеником эмоционального отношения к фактам, явления, личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Использование информационных технологий на различных этапах урока"

В  преподавании экономики отказываться от компьютера нельзя. В системе образования создается огромное количество программного обеспечения для поддержки учебного процесса по экономике. Поэто...

Доклад на тему:"Использование нетрадиционных методов обучения при преподавании экономических дисциплин"

"Использование нетрадиционных методов обучения при преподавании экономических дисциплин"...

Публикация на тему: "Духовно - нравственное воспитание обучающихся на уроках истории" (из опыта работы)

В данной публикации хочется сказать, что мы должны помнить наши исторические корни, которые непосредственно связаны с православной культурой. Мы должны научиться жить, не разрушая памятники, не разруш...

Доклад на тему: «Использование кейс-метода при обучении студентов дисциплине инженерная графика

Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в профессиональном образовании занимает обучение кейс-методом. Он ориентирован на самостоятельную индивидуальную и группо...

Доклад на тему: "Использование интерактивных методов обучения с целью активизации познавательной деятельности на уроках технологии обработки текстильных изделий и практических занятиях.

quot;Мастерство не может развиваться без освоения системы средств, методов и приемов обучения - основы технологии учебно-воспитательной работы."              ...

Доклад на тему "Использование кейс-метода как нестандартного метода обучения на занятиях "

В современном образовании в практике профессионального обучения стал более широко использоваться кейс-метод – метод анализа конкретной ситуации. Этот метод я практикую на своих занятиях учебной ...

Проект "Проблемное обучение на уроках истории"

Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках истории....