Доклад на тему: «Использование кейс-метода при обучении студентов дисциплине инженерная графика
статья на тему

Носова Ирина Борисовна

Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в профессиональном образовании занимает обучение кейс-методом. Он ориентирован на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность студентов, в которых студентами приобретаются коммуникативные умения. Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал подается студентам в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_keys-metody.docx31.6 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Тамбовской области

Тамбовское областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Промышленно-технологический колледж»

Доклад на тему:

«Использование кейс-метода при обучении студентов дисциплине инженерная графика

        

Выполнила:

преподаватель

профессионального

цикла

Носова И.Б.

Мичуринск

2017

Использование кейс-метода при обучении студентов дисциплине инженерная графика

Носова Ирина Борисовна, преподаватель профессионального цикла


Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в профессиональном образовании занимает обучение кейс–методом. Он ориентирован на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность студентов, в которых студентами приобретаются коммуникативные умения. При решении общей проблемы на занятиях общетехнических дисциплин полезным оказывается технологическое сотрудничество, которое позволяют всем студентам полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное, – научиться работать совместно и самостоятельно.

Процесс обучения с использованием кейс–метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения.

Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал подается студентам в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

Сущность кейс–метода

В переводе с английского Case означает:

  1. Портфель, чемодан, сумка, папка (в нашем варианте – пакет документов для работы студентов);
  2. Ситуация, случай, казус, в ряде случаев – их сочетание (в нашем варианте – набор практических ситуаций, которые должны изучаться студентами).

Профессор Роберт Мери отметил: “Под Case – методом я подразумеваю изучение студентами большого числа ситуаций в запланированном отрезке времени. Обучение–это процесс принятия решения, а не обзор того, что решают сделать другие”. Кейс–метод – метод инструктирования, при котором студенты и преподаватели участвуют в прямом обсуждении деловых ситуаций и проблем.

Цели кейс – метода заключаются в:

– активизации студентов, что, в свою очередь, повышает эффективность профессионального обучения;
– повышении мотивации к учебному процессу;
– овладении навыками анализа ситуаций и нахождение оптимального количества ситуаций;
– отработке умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;
– моделировании решений данных ситуаций и в соответствии с заданием, представлении различных подходов к разработке планов действий, ориентированных на конечный результат;
– принятии правильного решения на основе группового анализа ситуации;
– приобретении навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;
– выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.

  1. Соответствие целям профессионального обучения.
  2. Подбор заданий для возможности использования разных путей решения.
  3. Блочно–модульное построение изучение нового материала.
  4. Организация самостоятельной работы студентов при подготовке к занятию, при работе с кейсом.
  5. Общение, обмен ответами между студентами.
  6. Концентрация всех видов деятельности по этапам работы.
  7. Контроль, как преподавателем, так и студентами.
  8. Вариативность моделирования решений (студенческий эффект).

Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности студентов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. В обучении с применением кейс–метода зона ближайшего развития студентов расширяется до области проблемных ситуаций – области, при которой переход от незнания к знанию перестает быть для студентов основным, он становится естественным звеном, зоной его активного развития.

Примерная схема обучения по кейс–методу

Этап работы

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

До начала занятий

  1. Разработка кейса
  2. Определение списка необходимой для усвоения учебной темы литературы
  3. Разработка сценария занятия
  1. Получение кейса.
  2. Изучение литературы.
  3. Самостоятельная подготовка.

Во время занятий

  1. Организация предварительного обсуждения содержания кейса.
  2. Руководство групповой работой.
  3. Организация итогового обсуждения
  1. Изучение дополнительной информации для овладения материалом учебной темы и выполнения задания (нахождение решения).
  2. Представление и отстаивание своего варианта решения задания.
  3. Выслушивание точек зрения других участников.

После занятий

  1. Оценка работ студентов.
  1. Окончание выполнения практической части задания.

Порядок (алгоритм) работы по кейс – методу

№ п/п

Наименование этапа

Время

этапа урока

1

Подготовка к занятию преподавателем и студентами

Домашняя

работа

2

Организационная часть. Выдача кейса

5

3

Индивидуальная самостоятельная работа студентов с кейсом. Получение дополнительной информации

10

4

Проверка усвоения теоретического материала по теме

10

5

Работа студентов в микрогруппах

30

6

Дискуссия (коллективная работа студентов)

15

7

Оформление студентами итогов работы

5

8

Подведение итогов преподавателем

5

Методика каждого этапа

1. Подготовка к занятию преподавателем и студентами:

На этом этапе преподаватель проводит логический отбор учебного материала, формулирует проблемы. При отборе материала учитывает, что:

  • учебный материал большого объема запоминается с трудом;
  • учебный материал, компактно расположенный в определенной системе, облегчает восприятие;
  • выделение в обучаемом материале смысловых опорных пунктов способствует эффективности его запоминания.

2. Организационная часть традиционна по своему содержанию и методике проведения.

3. Индивидуальная самостоятельная работа студентов с кейсом:

Студенты на данном этапе занятия работают с учебно – методическим обеспечением, дополнительной литературой, анализируют предложенные ситуации.

На этом этапе каждый студент должен знать, что делать и как работать с практическими ситуациями. Самостоятельная деятельность студента, в какой бы форме она не выступала, всегда имеет единое основание в процессе обучения – индивидуальное познание. Оно базируется на трех видах деятельности студента:

  • деятельности по усвоению понятий, закономерностей или применению готовой информации в знакомых ситуациях;
  • деятельности, целью которой является определение возможных модификаций усвоенных закономерностей в измененных условиях ситуации;
  • деятельности, направленной на самостоятельное решение творческих задач.

При всей простоте названного этапа требуется большое искусство преподавателя, чтобы стимулировать интерес студентов к самостоятельной работе, активизировать и интенсифицировать их учебную деятельность. В процессе самостоятельной работы к студентам применяем самые различные методы и приемы обучения, в том числе и традиционные.

4. Проверка усвоения изученного материала. Так как студенты самостоятельно по кейсу изучают новый материал, необходимый для выполнения практического задания, часто возникает потребность в проверке его усвоения. Методы проверки могут быть традиционными (устный фронтальный опрос, взаимопроверка, ответ по карточкам и т.д.) и нетрадиционными (тестирование, рейтинг и т.д.)

5. Работа в микрогруппах занимает центральное место в кейс – методе, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того, как студенты разделены на малые группы для работы, они начинают самостоятельную работу.

Принципы организации самостоятельной совместной работы студентов в малых группах, которые реализуются на занятиях по инженерной графики:

Принцип сотрудничества: (самоорганизация студентов; совокупность совместной и индивидуальной деятельности; самостоятельная работа дома как опережающее обучение и работа непосредственно на занятии).

Принцип коллективизма: (участие каждого студента в постановке целей учебной работы, деятельности, контроле, оценке и учете совместной деятельности; работа каждого адресована не преподавателю, а всем студентам; преподаватель – организатор и руководитель учебной деятельности, член этого коллектива).

Принцип ролевого участия: (добровольность при выборе ролей; удовольствие от сыгранной роли; тактичность в смене ролей).

Принцип ответственности: (отвечает материал урока студент не преподавателю, а студентам; контроль гласный; обучаем студентов методам самоконтроля и самооценки).

В методике работы малыми группами привлекает самостоятельная работа студента при получении информации  и ее анализе, приведение в логическую систему, ее гибкость, возможность применения различных форм обучения.

Именно при работе в микрогруппах происходит разбор ситуаций как совокупности обстоятельств, обстановки или положения дел, в которых студенты обнаруживают противоречия.

Студенты слушают друг друга, говорят сами, записывают, анализируют полученный результат, при этом спорят, учатся слушать, соглашаться с лучшим проектом решения, находят ошибки, проектируют решения, действия, готовят материал для дискуссии.

Для эффективной работы малыми группами соблюдаются правила:

– общность проблемы для всех;
– общность требований (для этого, особенно на первых порах, создаем группы примерно равных возможностей);
– количество человек в группе – не более 5–ти (для эффективной работы каждого);
– выделение лидера (формального или неформального);
– создание контролирующей группы (например, экспертов);
– гласность работы во всех группах и коллективное обсуждение;
– учет возможностей группы при постановке проблемы (задачи должны быть посильными).

Выполнение этих правил дает возможность организовать развивающий учебный процесс, так как в решении творческой задачи студенты сначала ведут мысленный перебор известных им способов решения и, не найдя его в арсенале своего прежнего опыта, конструируют новый способ.

6. Особое внимание при работе в малых группах обращаем на дискуссию, в ходе которой осуществляется представление вариантов решения  каждой  ситуации, ответы на возникающие вопросы, оппонирование.

При дискуссии студенты находят противоречия, ошибки, неточности, подходы, варианты решений, моделируют решения, действия, говорят, слушают, отстаивают мнение группы.

Методика проведения дискуссии:

– сообщение представителей микрогрупп;
– ответы на вопросы, составленные членами оппонирующих микрогрупп или преподавателем;
– отзыв экспертов на работу микрогрупп с учетом правильности и оригинальности принятого решения проблемы–ситуации, содержания заданных вопросов, качества выполненной практической работы.

Результатом дискуссии является принятие единого, наиболее оптимального принятого после обсуждения экспертами совместно с преподавателем решения, формирование умений, навыков решения нестереотипных задач и развитие логического дискуссионного мышления.

Каждая микрогруппа знает порядок дискуссии, критерии оценки выполнения работы и обсуждения проблемы – ситуации.

7. Оформление студентами итогов работы. На данном этапе происходит исправление замечаний, сделанных экспертной группой и преподавателем, внесение исправлений в чертежи. Наличие данного этапа не обязательно при условии правильного выполнения задания всеми группами. Можно совместить этот этап с дискуссией или подведением итогов.

8. Подведение итогов преподавателем:

Этот этап также можно совместить с дискуссией. На этом этапе принимается коллективное решение проблемы, ситуации, поэтому студенты должны знать как, когда, в каком виде оформляется их решение.

Критерии оценок работы по этапам занятия

Наименование критерия

Количество

баллов

1

Профессиональное, грамотное решение проблемы

10

2

Новизна и неординарность решения проблемы

10

3

Краткость и четкость изложения теоретической части решения проблемы

10

4

Качество графической части оформления решения проблемы

10

5

Этика ведения дискуссии

5

6

Активность работы всех членов микрогруппы

5

7

Штрафные баллы (нарушение правил ведения дискуссии, некорректность поведения и т.д.)

–5

Итого:

50 (–% 5)

Литература

  1. Боголюбов С. К. Инженерная графика. – М.: Машиностроение, 2000.
  2. Боголюбов С. К. Задачник по черчению. – М: Машиностроение, 1965.
  3. Миронова Р. С., Миронова Б. Г. Инженерная графика. – М.: Высшая школа, 2001.
  4. Миронова Р. С., Миронова Б. Г. Сборник заданий по инженерной графике. – М.: Высшая школа, 2000.
  5. Суворов С. Г., Суворов Н. С. Машиностроительное черчение в вопросах и ответах: справочник. – М.: Машиностроение, 1984.
  6. Чекмарев А. А., Осипов В. К. Инженерная графика: справочные материалы. – М.: Гуманитарный издательский центр “Владос”, 2002.
  7. Чекмарев А. А. Начертательная геометрия и черчение. – М.: Гуманитарный издательский центр “Владос”, 1999.
  8. Чекмарев А. А. Осипов В. К. Справочник по машиностроительному черчению. – М.: Высшая школа, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов модульного обучения при изучении дисциплины «Инженерная графика»

Учебная дисциплина «Инженерная графика» является общепрофессиональной, формирующей базовые умения и знания, необходимые для усвоения специальных дисциплин, тем профессиональных модулей, выполнения сту...

Использование кейс-метода как формы оценки сформированности профессиональных и общих компетенций студентов педагогического колледжа

Через кейс-технологию студенты входят в плоскость субъект-субъектных отношений, т.к. у каждого из них появляется возможность проявить инициативу, активность, самостоятельность, высказать и отстоять со...

Использования интерактивных технологий в процессе изучения дисциплины Инженерная графика

В данной статье идет речь об изучении предмета Инженерная графика с помощью интерактивных и мультимедийных технологий в системе средне специального образования....

Практический семинар «3D проектирование в строительстве» по дисциплине "Инженерная графика с использованием компьютерных технологий"

Форма мероприятия: практический семинар.Участники игры: студенты 4 курса специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».Актуальность: Реализация строительства вклю...

доклад "Использование кейс метода на уроках производственного обучения"

Повышение  эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения.  Для достижения  новых результатов  в образовании  необходимо  использовать  новые ...

Доклад на тему "Использование кейс-метода как нестандартного метода обучения на занятиях "

В современном образовании в практике профессионального обучения стал более широко использоваться кейс-метод – метод анализа конкретной ситуации. Этот метод я практикую на своих занятиях учебной ...

Доклад на тему" СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА» "

Доклад на тему" СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА» "...