Доклад на тему" СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА» "
статья

 Доклад на тему" СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА» "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное профессионального образовательное учреждение

«Алексеевский агротехнический техникум»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

Автор :

Грищенко Вячеслав Петрович, преподаватель по спецпредметам

г. Алексеевка

2021год

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

Техническая дисциплина «Инженерная графика» в системе среднего профессионального образования входит в общетехнические дисциплины. Специалист среднего звена должен  выполнять и читать чертежи, схемы и техническую документацию.

На сегодняшний день востребованными становятся специалисты, которые быстро адаптируются в новых экономических условиях. Работодатели заинтересованы в их компетентности, способности работать в коллективе.

Компетентностный подход предъявляет свои требования и к другим  компонентам образовательного процесса – содержанию, методам, педагогическим технологиям, организации педагогического процесса. В условиях модульно-компетентностного подхода в пределах отдельного модуля осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда. Решение проблемы развития профессиональной компетентности студентов технических специальностей в процессе обучения графическим дисциплинам лежит в процессе обучения и разработки новой оптимальной технологии обучения инженерной и компьютерной графики на основе компетентностного подхода и ориентированной на развитие компонентов профессиональной компетентности будущего специалиста. Графические предметы для технической специальности являются первыми профессионально ориентированными дисциплинами, с которыми сталкивается студент. Успехи в освоении этих предметов служат индикатором будущей профессиональной состоятельности, так как невозможно представить себе специалиста, не владеющего графическим языком.

В свете компетентностного подхода к обучению одна из главных задач                         состоит в том, что в основе Стандарта нового поколения лежит системно - деятельностный подход.

Что значит "деятельность"?

 Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат.  С самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности (стандарты нацеливают на результат – развитие личности ребенка на основе  универсальных учебных действий).

Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация ). Важно увидеть, что все действия не разорваны.

В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности

 Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятельности студента.

            В рамках дисциплины «Инженерная графика» в образовательных учреждениях среднего профессионального образования изучаются разделы: черчение, начертательная геометрия,  машиностроительное черчение.

Целью изучения дисциплины «Инженерная графика» является формирование представлений о системах ЕСКД и СПДС, навыки оформления и выполнения конструкторской и технической документации.

Графическая подготовка не ограничивается изучением на втором курсе «Инженерной графики», она используется на протяжении всего периода обучения. На третьем курсе переходит в общепрофессиональную дисциплину «Компьютерная графика». Большое значение играет курсовое и дипломное проектирование.

В современном  мире все чаще используется внедрение в учебный процесс компьютерных графических программ. Компьютерные технологии являются мощным инструментом в реализации методов геометрии и графики и позволяют моделировать практически любые конструкции. Таким образом, наши выпускники должны уметь работать в качестве пользователей в графических системах, позволяющих создавать чертежно-конструкторскую документацию.

Изучение курса Инженерной графики с помощью программ САПР позволяет студенту почувствовать себя настоящим инженером. Он с легкостью может создать 3D чертеж детали, осуществить разработку, изготовление (создание модели) и дальнейшую сборку детали. Причем с интересом выполняют задания и слабые обучающиеся, которые отставали при изучении курса с

использованием ручной графики.

Обучающиеся на компьютерах изучают графические программы – AutoCAD и КОМПАС-3D, тем самым  продолжают изучение инженерной графики.

Конечно, за современными информационными технологиями большое будущее, но развитие у студентов пространственного воображения невозможно, используя только компьютер. Часть графических работ учащиеся выполняют на бумаге и часть – на компьютере. Выполнение работ на бумаге является обязательным, так как каждый технически грамотный специалист должен владеть чертежным инструментом, для того, чтобы достичь профессионального творческого мышления, необходимо обучение традиционным графическим приемам эскизирования.

Как же заинтересовать обучающихся, не «отбить» интерес  к изучению столь не простой дисциплины, какие методы и приемы приходится применять преподавателю:

- организовать учебный процесс и построить его таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно «добывали» новые знания и при этом практически все оказывались вовлеченными в процесс познания;

- развивать способности мышления, рефлексии и коммуникации; формировать целостную систему знаний, общеучебных и предметных умений и навыков;

- выдвигать на первый план творческие и продуктивные задачи и задания;

- организовать преобладание взаимоконтроля и самоконтроля;

акцент делать на достижениях студента, а не на том, чего он не знает и не умеет;

- контролировать ход деятельности учащихся, характер анализа.

Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не, только получить новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность. Для этого на уроках организуется парная или, более продуктивная, групповая работа.

Современная групповая работа не только не похожа на старую форму, но и во многом диаметрально противоположна ейНовый подход в организации работы групп просто не позволяет не принимать участие всех ее членов в ходе обсуждения проблемы, что вызывает активную деятельность и значительно повышает уровень знаний, умений и навыков студентов, как предметных, так и обще учебных. Кроме того, групповая работа благотворно влияет на развитие речи, мышления и интеллекта, решает задачи обучения деловому общению, приносит более высокие результаты по сравнению с традиционными способами обучения.

Работа преподавателя в новых условиях, наоборот, повышается, становится более эффективной и творческой. А самое главное, меняется позиция преподавателя по отношению к обучающимся, превращает его в квалифицированного советника, в ходе которого осуществляется взаимодействие «студент-преподаватель» или «стадент-студент-преподаватель». Следует признать, что данная форма обучения - это специальная форма организации познавательной деятельности студентов.

Итак системно деятельный подход  на  уроках осуществляется через:

  1. Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
  2. Использование активных и интерактивных методик;
  3. Участие в проектной деятельности, владение приёмами  исследовательской деятельности.
  4. Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную  деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Обучающиеся:

- работают с источниками  информации, с современными средствами коммуникации;

- критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

- анализируют современные общественные явления и события;

- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла)

- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Важной характеристикой  деятельностного  подхода  в работе педагогов является системность.  Так, в практике работы учителей  системно -деятельностный   подход  осуществляется на различных этапах урока.

На этапе самоопределения  к учебной деятельности и актуализации знаний создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем.

На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. 

Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности. Коллективная деятельность обучающихся организуется в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирается метод разрешения проблемной ситуации. Данный прием используется тогда, когда можно предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы.

На этапе включения нового знания в систему  и повторения используются такие формы работы, как индивидуальная работа при решении количественных и качественных задач, организуется индивидуальная ликвидация пробелов в знаниях обучающихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля.

Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности.

Использование системно-деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной культуры обучающихся. Резко возрастает роль познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные  турниры), технология критического мышления, технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных навыков.

Так, при изучении нового учебного материала вместо объяснения преподавателем, на этапе актуализации знаний, можно  провести работу в группах по специально подготовленным заданиям. Цель этапа – посредством совместных практических действий связать прежние знания учащихся с предстоящими новыми.

Например.

1. При изучении темы «Сечения», не оглашая тему нового материала, предлагаю задание, в котором учащимся необходимо по чертежам определить и изобразить наглядные изображения двух деталей, состоящих из большого количества сочетаний цилиндрических и конических форм с различными видами отверстий и вырезов. При этом, один чертеж детали представлен только видами, а второй

  • новыми изображениями, до того дня еще не изученными
  • сечениями.

В процессе обсуждения, учащиеся легко определяют форму при помощи сечений, а вот второй чертеж затруднен для чтения тем, что имеет большое количество невидимых контуров. Соответственно, перед студентами встает проблема: что это за новый вид изображения? Так, постепенно, непринужденно для учащихся происходит переход к изучению нового материала.

2. Перед началом изучения темы «Сложные разрезы» учащимся в целях закрепления ранее изученного материала («Простые разрезы»), предлагается выполнить чертеж детали с натуры или по наглядному изображению с применением полезного разреза. Здесь учащиеся сталкиваются с тем, что ранее изученные правила построения разрезов просто не применимы. Возникает проблема: как расположить секущую плоскость? Начинается поиск решения данной проблемы и, соответственно, изучение нового для учащихся материала.

3. Изучение темы «Рабочие чертежи» начинается с составления требований к выполнению рабочего чертежа. Для этого я предлагаю учащимся изучить производственные чертежи, прочитать их (т.е. ответить на ряд предложенных вопросов) и уже на этой основе составить требования. В процессе работы учащиеся первоначально устанавливают отличия производственного чертежа от учебного. Затем находят новые обозначения, надписи, обращают внимание на оформление чертежей.

Не менее продуктивно зарекомендовали интерактивные методы обучения и на этапе закрепления и систематизации знаний и умений учащихся перед началом выполнения практических работ.

Например.

  1. Изучение темы «Аксонометрические проекции», как в школьном учебнике, так и СПО, объяснение дается через показ построения аксонометрических проекций с использованием способа «от формообразующей детали». Но не для каждой детали данный способ применим. Кроме того, существуют не менее эффективные способы – «удаления частей», «наращивания частей» и «комбинированный». Данную проблему так же можно рассмотреть с использованием интерактивных методов обучения.
  2. Темы «Пересечение тела плоскостью» и «Пересечения тел» через применение интерактивных методов обучения рассмотреть проблему определения способа построения усеченного тела для первой темы, линию пересечения тел - для второй.
  3. При выполнении практической работы по теме «Эскизы и рабочие чертежи», учащимся необходимо правильно сделать выбор изображений на чертеже, то есть, определить положение типовой детали на чертеже, направление главного вида, количество изображений и их виды.

Последовательность выполнения эскиза изучается через интерактив.

Таким образом, современный учебный процесс изучения дисциплины «Инженерная графика» направлен на формирование у обучающихся конструкторско-технологической компетенции и предполагает высокий уровень графических знаний, умений и навыков, свободной ориентации в среде графических информационных технологий.

Итак, системно-деятельностный и компетентностный подход, как педагогическая технология, может использоваться на любом предмете. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использования интерактивных технологий в процессе изучения дисциплины Инженерная графика

В данной статье идет речь об изучении предмета Инженерная графика с помощью интерактивных и мультимедийных технологий в системе средне специального образования....

Технология урока по дисциплине «Инженерная графика» Тема: «Вводное занятие программы КОМПАС 3D» занятие, реализуемое в активной и интерактивной форме

Технология урока   по дисциплине «Инженерная графика» Тема: «Вводное занятие программы КОМПАС 3D»занятие, реализуемое в активной и интерактивной форме Этапы учебного занятияВремяЗ...

Доклад на тему: «Использование кейс-метода при обучении студентов дисциплине инженерная графика

Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в профессиональном образовании занимает обучение кейс-методом. Он ориентирован на самостоятельную индивидуальную и группо...

Практический семинар «3D проектирование в строительстве» по дисциплине "Инженерная графика с использованием компьютерных технологий"

Форма мероприятия: практический семинар.Участники игры: студенты 4 курса специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».Актуальность: Реализация строительства вклю...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

Техническая дисциплина «Инженерная графика» в системе среднего профессионального образования входит в общеобразовательные и профессиональные дисциплины. Специалист среднего звена должен...

«Использование игровых технологий при изучении дисциплины «Инженерная графика»

       Дисциплина «Инженерная графика» является одной из основных для специальностей технического профиля, ведь невозможно представить инженера, мастера или квал...