Использование кейс-метода как формы оценки сформированности профессиональных и общих компетенций студентов педагогического колледжа
статья на тему

Шубина Наталия Борисовна

Через кейс-технологию студенты входят в плоскость субъект-субъектных отношений, т.к. у каждого из них появляется возможность проявить инициативу, активность, самостоятельность, высказать и отстоять собственное мнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shubina_n.b._zamyatina_l.n._ispolzovanie_keys-metoda_.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА КАК ФОРМЫ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Шубина Н.Б., преподаватель ВКК

Замятина Л. Н., преподаватель I КК

БПОУ Республики Алтай

«Горно-Алтайский педагогический колледж»

В основу федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования положены ценностные ориентиры. Ключевым принципом обучения по ФГОС является ориентация на результаты, значимые для сферы труда, освоение определенного набора общих и профессиональных компетенций. Модульно-компетентностный подход позволяет оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения, интегрируя их.

 Выпускник среднего специального учебного заведения в ходе обучения должен приобрести определенный практический опыт, опирающийся на комплексно осваиваемые умения и знания, быть способным использовать абстрактные знания на практике, и кейс-метод, будучи интерактивной технологией, направленной на формирование новых качеств и умений, позволяет студентам приобретать на основе реальных или вымышленных ситуаций этот необходимый опыт.

Кейс,  кейс-стади (от англ.case - случай, обстоятельство; case-study – учебный пример) – это разбор конкретной ситуации, профессиональной задачи. Кейс-метод интегрирует формы развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых, то есть имеет потенциальные возможности для формирования необходимых общих и профессиональных компетенций будущего специалиста. В кейс-методе формирование проблемы и путей ее решения происходит на основании кейса, который является одновременно и техническим заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий.  

В кейсе используются описания конкретных случаев, которые должны отражать реальные жизненные ситуации, содержащие проблему, затруднения, противоречия. Решить имеющиеся проблемы обучающиеся смогут, лишь опираясь на базовый комплекс теоретических знаний. Через кейс-технологию студенты входят в плоскость субъект-субъектных отношений, т.к. у каждого из них появляется возможность проявить инициативу, активность, самостоятельность, высказать и отстоять собственное мнение. У студентов через решение профессиональных задач развивается интерес к будущей профессии, формируется профильная мотивация; таким образом, учебные знания и учебный процесс в целом являются инструментом для включения будущего специалиста в компетентностное обучение.

В соответствии с ФГОС СПО по специальности 050146 Преподавание в начальных классах выпускник должен обладать определенным набором общих и профессиональных компетенций. В кейс-технологии заложена интеграция теории с практикой, и это даёт возможность в условиях педагогического колледжа использования кейс-стади не только для обучения студентов, но и для проверки результатов обучения, т.е. для оценки сформированности (несформированности) профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций.

Практическая направленность подготовки будущих учителей начальных классов была приоритетной в Горно-Алтайском педагогическом колледже задолго до введения в действие ФГОС третьего поколения. Материалы государственной итоговой аттестации включали практико-ориентированные задания и профессиональные задачи по методике русского языка в течение многих лет. Таким образом, использование кейс-технологии для оценки готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности не является чем-то абсолютно новым для преподавателей колледжа. Междисциплинарный курс «Русский язык с методикой преподавания» является частью профессионального модуля «Преподавание по программам начального общего образования», направленного на освоение общих (1-12) и  профессиональных (1.1.-1.5., 4.1.-4.5.) компетенций. Для решения кейса студенту должны быть созданы условия, максимально приближенные к реальным, у него должен быть доступ к определенным информационным ресурсам, которыми он смог бы воспользоваться в жизни, в том числе, и к Интернету.

При составлении материалов для оценки сформированности ОК и ПК по русскому языку с методикой преподавания мы ориентируемся на существование несколько видов ситуаций для кейса: 1) Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель обучаемых: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности. 2) Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель обучаемых: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения. 3) Ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель обучаемых: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие. 4) Ситуация-упражнение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель обучаемых: проанализировать данные ситуации и найденные решения, используя при этом приобретенные теоретические знания.

Приведем пример кейса-оценки для определения сформированности ПК и ОК на экзамене (квалификационном).

Кейс состоит из следующих опорных  материалов: а) описание педагогической ситуации; б) выписка из календарно-тематического плана по русскому языку; в) требования к составлению и оцениванию тестовых заданий; г) особенности уроков развивающего контроля (по типологии уроков деятельностной направленности); д) пособие для учителя: А. Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».

Описание педагогической  ситуации: Учитель 3 класса Ирина Павловна запланировала проведение урока развивающего контроля  по теме «Правописание безударных окончаний существительных», имеющей большое значение в формировании орфографической грамотности обучающихся. Ученики получили 1 вариант тестового задания. Учительница обратила внимание учащихся на систему оценивания, приведенную после теста. В конце урока перед сдачей работ один из сильных учеников Дима К. спросил, как будет  оцениваться тест, если максимальное суммарное количество баллов за выполненные задания больше того количества, которое указано в критериях оценивания.

Тест по теме

«Правописание безударных окончаний существительных»

1.Соедини линиями признаки существительных и склонение, к которому они относятся:

1 скл.

имена существительные  мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о – е

2 скл.

имена существительные женского  рода, оканчивающиеся на мягкий знак (с нулевым окончанием)

3 скл.

имена существительные мужского  или женского рода с окончаниями – а;- я

2. Найди ошибку (если она есть) в том, как звучит правило:

Чтобы определить, к какому склонению относится данное имя существительное, надо поставить его в начальную  форму – родительный  падеж множественного числа.

3.Соедини линиями имена существительные со склонениями, к которым они относятся:

                                                                  планета

                           1 скл.                          трель

                           2 скл.                          сторона

                           3 скл.                          папа

                                                                  память

4. Найди лишнее слово по типу склонения, подчеркни его: волна, бумага, зеркало, Костя.

5. Допиши окончания  имен существительных, укажи склонение и падеж:

о бесед..., на ветк..., о мыш..., в тетрад..., в тетрадк...,  в комнат..., от радост...,  к  цел..., в плащ..., от дедушк..., к дедушк..., из речк..., на речк...,  вдоль речк..., после болезн..., в огн..., из картофел...., в жизн..., в фильм..., на неб....

Оценка  результатов теста:№1-3 балла; №2- 2 балла; №3-12 баллов; №4-1 балл за верное исключение; №5 -  по 2 балла за правильное определение склонения и написания окончания. Максимальная сумма баллов – 37. Менее 15 б. –  тема не усвоена; от 16 до 25 б. – усвоена удовлетворительно; от 26 до 35 б. – усвоена в целом хорошо; от 36 – 37 б. – усвоена практически полностью.

Задания для студента: 1) Проанализируйте материалы теста: какие задания вы бы заменили/ оставили/ откорректировали? Почему? Предложите и обоснуйте решение возникшей проблемной ситуации по системе оценивания. 2) Определите УУД, формируемые на этом уроке. Назовите и прокомментируйте нарушения, которые допустил учитель при организации проверки / изучения у детей сформированности УУД. 3) Предложите свой порядок проведения этапов урока контроля и проверки/ изучения сформированности у обучающихся УУД.

После выполнения студентом данного кейса мы сделаем выводы об умении пользоваться методической литературой для решения профессиональной задачи, анализировать материалы теста в соответствии с имеющимися рекомендациями и критериями и т.д., то есть оценим сформированность общих и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС по специальности 050146 Преподавание в начальных классах.

Кейс-метод отлично вписывается в контекст ФГОС СПО третьего поколения, поскольку позволяет студентам погружаться в реальные или вымышленные ситуации и приобретать опыт, необходимый для будущей профессиональной деятельности, а преподавателям дает возможность оценить сформированность компетенций у будущих специалистов.

Библиографический список

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение. – 2011. – 44с.
  2. Андюсев, Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей Текст // Директор школы. - 2010. - №4, – с. 61 – 69.
  3. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе Текст: учебно-методическое пособие / Ступина С.Б. - Саратов: Наука, 2009. – 56 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа по средствам физического воспитания

Направленность средств физического воспитания на формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа...

Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции студентов медицинских колледжей на основе продуктивного подхода (на материале английского языка)

Доклад на актуальную тему по формированию профессиональных компетенций в медицинской области при изучении иностранного языка....

Методическая работа "Организационно-педагогические условия развития профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа"

Методическая работа опытно-экспериментального характера, целью которой является теоретическое обоснование и проверка опытно-экспериментальным путем организационно-педагогических условий развития профе...

Формирование профессиональных и общих компетенций студентов по профессии «Парикмахер» через проектно - исследовательскую деятельность.

Проектная и исследовательская деятельность стимулирует интерес студентов к профессии. В основе лежит развитие познавательных навыков студентов, умение работать в команде, умение самостоятельно констру...

Формирование ИКТ - компетенции студентов педагогического колледжа через работу с немецкоязычными видеоматериалами

В данной статье рассматриваются вопросы развития ИКТ - компетенции студентов через работу с немецоязычными видеоматериалами. Статья дополнена конкретным практическим материалом из опыта работы препода...

Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста (Обобщение опыта работы)

«Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа  на уроках литературы  в процессе практической работы по анализу текста»преподавателя Старицкого колледжа Терехи...

Роль чтения в формировании общих компетенций студентов медицинского колледжа

В статье обсуждаются вопросы кризиса чтения во многих семьях, что снижает уровень образованности. Что необходимо предпринять, чтобы повысить читательскую активность студентов медколледжа. Приводятся о...