Формирование ИКТ - компетенции студентов педагогического колледжа через работу с немецкоязычными видеоматериалами
статья на тему

Исупова Наталья Трофимовна

В данной статье рассматриваются вопросы развития ИКТ - компетенции студентов через работу с немецоязычными видеоматериалами. Статья дополнена конкретным практическим материалом из опыта работы преподавателя, который может быть использован педагогами в образовательной деятельности при обучении немецкому языку как общеобразовательной дисциплине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_microsoft_office_word_4.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ИКТ-компетенции студентов педколледжа через работу с немецкоязычными видеоматералами

Глобальная информатизация общества - одна из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Перед системой образования встает проблема подготовки молодежи к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей. Процесс освоения обучающимися новых информационных технологий и эффективное их применение в учебном процессе ведет к гармоничному развитию познавательной сферы студента, через освоение новых инструментов учения обеспечивается формирование ИКТ-компетентности, которая становится фундаментом при создании целостного информационного пространства знаний учащихся.

Компетентность - это новая единица измерения образованности человека, т.к. знания, умения и навыки уже полностью не удовлетворяют участников образовательного процесса и  не позволяют показать, измерить уровень качества образования. ИКТ-компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др.

ИКТ-компетентность можно рассматривать, как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ. Принципиальным является то, что ИКТ-компетентность носит надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер. Таким образом, ИКТ-компетентность можно определить, как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Вопросу развития ИКТ- компетенции студентов педагогического колледжа автор придаёт  особенное значение и в содержание каждого занятия включает задания, способствующие повышению информационной грамотности, стимулирующие развитие информационной культуры и, как следствие этого,- совершенствование ИКТ – компетенции студентов. Область профессиональных интересов автора – использование немецкоязычных видеоматериалов в контексте учебных занятий. С этой целью нами разработан сборник практических заданий на материале немецкоязычных видео. Структура данного сборника состоит из 17 отдельных разделов, в основе которых лежат сюжеты видеофрагментов, взятых из сферы бытового общения: Приветствие. Знакомство. Семья и семейные отношения. Учёба. Еда. Свободное время. Социальные сети. Профессия и т.д. Все эти темы включены в рабочую программу учебной дисциплины ОГСЭ.04 Иностранный язык (немецкий). Автор использовал видеоролики обучающего сайта http://startdeutsch.ru/video/videouroki/videoreportazhi.  Каждый раздел сопровождается ссылкой на адрес видеосюжета в Интернете. К каждому видеорепортажу разработан комплекс упражнений согласно трём этапам, предусмотренным методикой работы с видеофильмом, соответственно все упражнения разделены на три этапа. Первая группа упражнений выполняется на преддемонстрационном этапе. Чаще всего это снятие лексических трудностей, упражнения на антиципацию, т.е предвосхищение событий, исходя из названия фильма, предложенной лексики; повторение грамматических явлений, облегчающих восприятие фильма. Включены задания, предполагающие развитие информационно-коммуникационной компетенции: по ссылке найти информацию в Интернете, и использовать её для выполнения  упражнений. На втором демонстрационном этапе даются задания на заполнение таблицы, ранжирование реплик персонажей, ответы на вопросы, выбор правдивых или ложных утверждений. На третьем постдемонстрационном этапе выполняются упражнения на контроль понимания увиденного сюжета, а так же упражнения на развитие речевых умений.  Разработанные упражнения упражнения предполагают развитие аудитивных навыков, умения выделять смысловые опоры, осуществлять смысловое прогнозирование, устанавливать связи между отдельными фактами и объединять их в единое смысловое целое, перекодировать зрительную информацию в языковую и речевую.

Работая с данным материалом, студент имеет возможность слышать немецкую речь в естественном темпе, озвученную носителями языка. Сюжеты занимательны, степень сложности использованного языкового материала и опора на видеоряд позволяют понять основную информацию короткого трёх - пятиминутного репортажа, который находится в свободном доступе в Интернете. Всё это позволяет  студентам преодолеть страх перед иноязычным общением и окунуться в мир немецких реалий. Внимательный и осмысленный просмотр видеоматериала рекомендованных в пособии сайтах, выполнение разработанных к нему упражнений сделает Германию и жизнь её обитателей несколько ближе и понятней.

Предлагаемый ниже материал, взятый из одного раздела сборника демонстрирует как на практике  реализуется формирование ИКТ компетенции студентов

Тема: . Meine Biografie

http://startdeutsch.ru/video/videouroki/videoreportazhi

I.Vor dem Ansehen

1.Давайте познакомимся со словами и выражениями, которые помогут нам понять содержание фильма.

Uni – университет

Kommen - приехать

Nett - милый, славный

Vielleicht - возможно

Gefällt er mir? – он мне нравится?

Nicht zu besonders – не особенно

Ich möchte hier in München Psychologie studieren – хочу изучать психологию здесь, в Мюнхене

Geboren - родиться

Ich weis nicht  - я пока не знаю

leben – жить

hier wohne ich -  я здесь живу

Ich kenne sie nicht- я её ещё не знаю

Hier bin ich auch geboren  я здесь родился

2. Braunschweig –город на севере Германии (рассмотрите карту Германии на сайте http://virtourist.ru/karty-germanii/133-karta-zemel-germanii.html)

In welchem Bundesland befindet sich diese Stadt?

В какой федеральной земле находится Брауншвайг?

-------------------------------------------------------------

Finden Sie die Stadt München. Von welchem Bundesland ist München die Hauptstadt?

А теперь найдите Мюнхен. Столицей какой федеральной земли он является?

--------------------------------------------------------------

3. Wiederholen Sie das grammatische Thema «Zahlwörter» http://startdeutsch.ru/grammatika

Sagen Sie Deutsch: 25, 26, 27, 28

4. Wie meinen Sie: wovon ist die Rede in diesem Film? Wählen Sie die richtigen Varianten

  1. Bekanntschaft
  2. Arbeit
  3. Reise
  4. Krankheit

II. Sehen Sie sich den Film an

1. Ergänzen Sie die Tabelle

Emma

Walter

Wohnt in München

Studiert Psychologie

Studiert Physik

Hat ein Zimmer

Geht gern ins Kino und isst Popkorn

Hört gerne Musik

Ist 25 Jahre alt

Ist groß

Wer sagt ? – „er ist doch nicht mein Freund“

Ist 27 Jahre alt

Studiert an der Uni

2.Machen Sie folgende Aufgaben:

Formulieren Sie den Hauptgedanken des Filmes, z.B.: Es geht in diesem Film über…

III. Nach dem Ansehen

1. Stimmt das? Haben Sie alles richtig verstanden? Wählen Sie die richtigen Varianten

  • Das Mädchen kommt aus Norddeutschland, aus Braunschweig.
  • Sie studiert Psychologie an einer Uni.
  • Walter lebt in einer Wohnung.
  • Seine Wohnung hat nur ein Zimmer.
  • Der Junge geht gern ins Kino.
  • Er ist in München geboren.
  • Emma liebt Musik
  • Emma hat ein Zimmer, und es gefällt ihr.

2. Wie sieht Emma aus? Beginnen Sie mit:

Emma sieht … aus. (toll, klasse, wunderschön, sympathisch, häßlich nett, schön, freundlich, glücklich, nachdenklich)

3.Stellen Sie das Ende der Geschichte vor. Sie können folgende Redewendungen dabei gebrauchen:

  • Emmas Verhältnis zu Walter
  • Ist das die Liebe auf den ersten Blick? (с первого взгляда)
  • Kontakte mit Walter nimmt auf
  • Eine Bedeutung haben (иметь значение)
  • Verliebt ist (влюблён)

Третье задание - ваше домашнее задание : Вы придумываете конец истории в объёме 5-6 предложений и присылаете мне на электронный адрес с пометкой История Вальтера и Эммы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа по средствам физического воспитания

Направленность средств физического воспитания на формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа...

Использование кейс-метода как формы оценки сформированности профессиональных и общих компетенций студентов педагогического колледжа

Через кейс-технологию студенты входят в плоскость субъект-субъектных отношений, т.к. у каждого из них появляется возможность проявить инициативу, активность, самостоятельность, высказать и отстоять со...

Методическая работа "Организационно-педагогические условия развития профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа"

Методическая работа опытно-экспериментального характера, целью которой является теоретическое обоснование и проверка опытно-экспериментальным путем организационно-педагогических условий развития профе...

Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа в процессе решения психолого-педагогических ситуаций.

В рамках реализации ФГОС СПО актуальной проблемой является формирование педагогической компетентности будущих педагогов. В данной статье .......

Применение метода ситуационного анализа как условие формирования профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.

Профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена, формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалистов в стенах учебного заведения. Становится важно не столько то, ч...

Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста (Обобщение опыта работы)

«Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа  на уроках литературы  в процессе практической работы по анализу текста»преподавателя Старицкого колледжа Терехи...

Роль чтения в формировании общих компетенций студентов медицинского колледжа

В статье обсуждаются вопросы кризиса чтения во многих семьях, что снижает уровень образованности. Что необходимо предпринять, чтобы повысить читательскую активность студентов медколледжа. Приводятся о...