Современные педагогические методы и технологии в среднем профессиональном образовании: (из опыта работы преподавателя истории)
статья

Курмакаев Юнир Якубович

В стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу обучающихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные педагогические методы и технологии в среднем профессиональном образовании: (из опыта работы преподавателя истории)

     

 В условиях продолжающегося реформирования российского образования система среднего профессионального образования играет значимую роль в удовлетворении интересов личности, потребности региональных рынков труда, перспектив развития экономики и социальной сферы.

В стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу обучающихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности.

 При новой парадигме образования педагог выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащегося, компетентным консультантом и помощником. Эта роль значительно сложнее, чем при традиционном обучении и требует от педагога более высокого уровня профессионально-педагогической культуры.

 В настоящее время развитие педагогической технологии открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учёбе студентов и качества обучения. Овладение современными педагогическими технологиями, их применение преподавателем - обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога 

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Количество современных педагогических технологий достаточно велико- около 100 [2].

 Понятие « педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

1) научнымпедагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально- описательным: описание ( алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально- действенным : осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Проблема современных педагогических технологий получила широкое освещение в научной литературе. Новые педагогические разработки все чаще находят применение в образовательном процессе. Среди отечественных авторов, занимающихся теоретическим обобщением новейших педагогических разработок, можно назвать Беспалько В.П., Матюнина Б.Г., Кукушина B.C., Селевко Г.К., Фоменко В.Т., Кларина М.В., Маврина С.А., Лихачева Б.Т., Щукина Г.И., Скаткина М.Н., Маркову А.К.  

        Однако следует заметить, что до сих пор не теряют своей актуальности и высокоэффективные педагогические системы Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, Д.Локка, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др. В 1970–1980-е гг. новые педагогические системы создали Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталов, М.П.Щетинин и др. [4]

         В равной степени, требования к использованию современных образовательных технологий коснулись и обществоведческих дисциплин, в процессе преподавания которых необходимо учитывать те новые цели и задачи, которые определяют направление развития современной системы исторического образования:

• адаптация молодежи к современной социокультурной среде;

• активизация использования компьютерных технологий для освоения содержания образования и общего развития детей;

• интеграция технологий медиаобразования в систему развивающих занятий для активизации познавательной деятельности студентов СПО.

Как было уже сказано, современных педагогических технологий сегодня множество и задача педагога, в частности, преподавателя истории состоит в том, что он должен выбрать именно те, которые помогут раскрыть способности студентов на занятиях и принести наибольшую пользу в обучении истории.

 В своей работе я пытаюсь использовать следующие методы и педагогические технологии:

1. Технология проблемного обучения

Цель – способствовать развитию проблемного мышления студентов.

 Проблемное обучение–это такая организация педагогического процесса, когда студент систематически включается преподавателем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация – это состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.

В процессе работы наиболее часто я использую проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Проблема с указанием параметров и условия решения может быть предъявлена субъекту со стороны. Во всех случаях проблема перерастает в проблемную задачу.

Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа. На первом этапе осознания проблемы, студенты, по моему предложению, вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. Формулирование гипотезы составляет второй этап. Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требуют от учащихся переформулировки задания или вопроса. Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. Это четвёртый этап решения проблемы.

Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – творческое усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности.

2. Технология “Дебаты”

На старших курсах колледжа, в преподавании предметов социально-гуманитарного направления, я стараюсь включить дебаты в познавательный процесс студентов, где они, участвуя в жарких спорах, стараются добиться истины по тому или иному обозначенному вопросу.

В основе дебатов лежит спорный тезис-утверждение, который является темой "игры" и определяет позиции двух соревнующихся команд обучающихся. Каждая команда состоит из трех спикеров, которые выступают с различными типами конструктивных речей.

Отличительным признаком дебатов можно считать высокую степень стандартизированности: жесткий временной лимит выступления каждого участника, четкие ролевые предписания, разнообразие и объективность критериев оценки; можно дополнительно выделить: запрет на нерегламентированные высказывания, возможность высказать определенную точку зрения только один раз.

Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям:

 а) четкость и конкретность формулировки;

б) однозначность понимания;

в) перспективность для обсуждения;

г) значимость для обучающихся.

Организация дебатов включает в себя три этапа: подготовку, проведение и обсуждение.

Предварительные этапы:

  • Знакомство участников с особенностями, правилами организации и проведения дебатов.
  • Определение исходного тезиса дебатов.
  • Подбор, изучение и анализ основной литературы.
  • Распределение ролей.
  • Разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов.
  • Разработка экспертами критериев оценки.
  • Индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.

На наш взгляд, одним из путей решения задачи формирования творческой личности отличающейся самостоятельностью мышления, умением работать с книгой и рационально организовывать свой труд, следует считать введение в практику работы преподавателей истории лекционно-семинарской системы обучения.

        3. Лекционно - семинарская  технология – это системный  дидактический комплекс, включающий оптимальные формы, методы и средства, обеспечивающие интенсификацию самостоятельной работы деятельности студентов в процессе их обучения и развития. Таким образом, лекция, семинар, зачет в единстве и взаимосвязи реализуют задачи обучения и развития. Применение данной технологии позволяет быстрыми темпами, качественно, на уровне осмысления изучить большие блоки учебного материала. Лекционно-семинарская система позволяет включить в процесс обучения большой объем самостоятельных работ с различными источниками [3].

Направляющее положение в системе занятий занимает лекция.  С нее начинается изучение курса, раздела, темы. Она определяет основное содержание и характер всех других организованных форм. Особенность школьной лекции в использовании элементов беседы, проблемных и развивающих ситуаций, отработка понятий, вовлечение учащихся в сотрудничество. 

4. Считаю весьма эффективной и полезной, при работе с обучающейся молодежью, использование метода критического мышления. Цель технологии: развитие мыслительных навыков студентов, необходимых не только при изучении учебных предметов, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные явления т.е. надпредметные умения. Технология хороша тем, что ребята учатся адаптироваться к меняющимся условиям, общаться, работать в диалоге, получать знания самостоятельно, брать на себя ответственность. Мышление обучающихся проходит 3 фазы: вызов, осмысление, рефлексия. Каждой стадии урока соответствуют определенные технологические приемы: бортовой журнал, взаимообучение, исторические сюжеты, кластер, творческие задачи, синквейн и т.д.

 5. Технология «портфолио».  Этот метод вызывает у студентов неподдельный интерес. «Портфолио» – это папка творческих работ студента или группы обучающихся, одна из форм проведения письменной рефлексии.

Следует сразу заметить, что приучить студентов к составлению «портфолио» представляется достаточно трудной задачей, хотя бы потому, что это дело является добровольной деятельностью обучающихся.

Из всего многообразия приемов, используемых на занятиях истории, студентам предлагается выбрать самые любимые и оформить в папку творческих работ. Таким образом, у них имеется выбор для реализации внутренней потребности в самовыражении, общении и развитии.

В папку творческих работ по истории студентам предлагаются: синквейны, кроссворды, сообщения, доклады и т.д.

Предлагая обучающимся собрать папку творческих работ по предмету, я как преподаватель истории, преследую следующие цели:

  1. Развивать у студентов интерес к изучаемому предмету.
  2. Реализовать потребность в самовыражении и развитии молодежи.
  3. Развить креативность личности студента.
  4. Научить планировать, ценить и критически оценивать свой труд.
  5. Закрепить навыки мыслительных операций.
  6. Отработать навыки оформления различных творческих работ.
  7. Отследить динамику выработки навыков - учебных, креативных, критичных.
  8. Реализовать принцип индивидуального подхода в обучении.

       6.Информационные технологии. Компьютер – не замена преподавателя на занятии, а его составляющая. Плюсы – в любой момент можно изменить технологическую карту занятия, добавить, усложнить материал, можно архивировать в папки и записать на диски карточки с заданиями, можно хранить иллюстрации, обрабатывать, записывать, создать аудиозаписи, видеозаписи, наконец, решение еще одной важной проблемы – наличие исторических карт.

Из всего сказанного следует - использование ИКТ - технологий на занятии позволяет:

-активизировать познавательную деятельность обучающихся;

-обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

- повысить объем выполняемой работы на занятии;

-усовершенствовать контроль знаний;

-сформировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

-обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам [1].

       Таким образом, в руках у сегодняшнего педагога имеется широкий арсенал различных педагогических методов и образовательных технологий, которые вкупе с профессиональными навыками и умениями могут дать отличные результаты.

Список использованной литературы:

1.Белозерцев Е.П. Педагогика профессионального образования.- М.:ИЦ Академия, 2008. С.368.

2.Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для учреждений СПО – М.: ИЦ Академия,2013. С.208.

3.Любимов Л Гуманитарное образование в школе: императивная роль// Общественные науки, 2012. Вып.5. С.5.

4. II Международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» - Казань, 2015. С. 161 – 164.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по созданию историко-краеведческого музея на базе Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Рязанский колледж культуры» «Родник истории»

Сохраняя свою популярность у миллионов людей, музей в последние годы обогащает себя смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой. С первых шагов своего профессионального су...

Психолого – педагогическое сопровождение трудных подростков в процессе учебно – воспитательной деятельности в среднем профессиональном образовании (из опыта работы).

Подготовила: педагог психолог «МСЦ ПТО им.Ф.И.Бачурина»Ручий Н.И.Тенденция детей и подростков с характерными проявлениями школьной и социальной дезадаптации, проявляющимися в нарушении поведения ...

Статья "Коммуникативные технологии в среднем профессиональном образовании как средство мотивации обучения"

В статье представлен опыт использования коммуникативных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании на примере обучения химии....

Применение обучающих игр, как эффективных форм инновационных технологий в среднем профессиональном образовании.

Методическое пособие разработано для преподавателей средних специальных технических учебных заведений. Основная цель разработки - способствовать повышению уровня подготовки студентов и выработке у них...

СОВРЕМЕННОЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В РАМКАХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Выход понятия патриотизма на новый этап рассуждения и понимания....

Использование метода проектов в системе среднего профессионального образования (из опыта работы)

Из опыта работы преподавателя экономических и спецдисциплин с использованием метода проектов....