Методические рекомендации по созданию историко-краеведческого музея на базе Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Рязанский колледж культуры» «Родник истории»
методическая разработка на тему

Алямовская Светлана Алексеевна

Сохраняя свою популярность у миллионов людей, музей в последние годы обогащает себя смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой. С первых шагов своего профессионального существования музеи выполняют педагогические функции. Там человек не просто получает знания, а учится быть человеком.  Включение музея в общеобразовательный процесс среднего профессионального учебного заведения способствует у подрастающего поколения психологической и нравственной готовности не только жить в быстро изменяющемся мире, но и быть активным участником происходящих в нем преобразований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_rabota_po_sozdaniyu_muzeya_v_spo.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по созданию историко-краеведческого музея на базе Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Рязанский колледж культуры»

«Родник истории»

Пояснительная записка

Сохраняя свою популярность у миллионов людей, музей в последние годы обогащает себя новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой. С первых шагов своего профессионального существования музеи выполняют педагогические функции. Там человек не просто получает знания, а учится быть человеком. Включение музея в общеобразовательный процесс среднего профессионального учебного заведения способствует формированию у подрастающего поколения психологической и нравственной готовности не только жить в быстро изменяющемся мире, но и быть активным участником происходящих в нем преобразований.

Здание Рязанского колледжа культуры, находясь в проекте подтверждения статуса памятника архитектуры XIX века,  как никакое другое подходит для создания на его базе историко-краеведческого музея.

С 2006 года на базе Рязанского колледжа культуры успешно существует студенческое объединение «Родники» под руководством Колошеиной А.И. (преподаватель общепрофессиональных и специальных дисциплин). При данном объединении существуют выставки «Чудо рукотворное», «Крестьянский быт»,  включающие в себя экспонаты домашней утвари и старины, собранные студентами и преподавателями колледжа. Ежегодно участники объединения проводят мероприятия историко-патриотической и культурно-исторической направленности для различных групп населения.

Таким образом, данные методические рекомендации представляют собой практический материал по созданию историко-краеведческого музея в условиях среднего профессионального учебного учреждения, включающего перечень необходимых документаций и инструкций по их ведению, примерные планы экспедиционной работы, конспекты занятий и экскурсий.

Профили музеев

Первый этап в создании музея — это выбор его профиля.

Краеведческие — это музеи комплексного профиля, в которых собирают коллекции памятников не только истории, социально-экономического, культурного развития края, но и природы.

Исторические (историко-революционные, военно-исторические, истории детских организаций, истории отдельных объединений и пр.).

Мемориальные (мемориально-библиографические) — создаются на материалах, отражающих жизнь и деятельность государственных руководителей, героев войны,  деятелей науки и культуры.

Этнографические — занимаются изучением и сохранением памятников народной культуры. Этнография — историческая наука, изучающая культуру, быт народов, их происхождение.

Она включает в себя:

  • материальную культуру,
  • духовную культуру.

Материальная культура — это жилище со всеми хозяйственными постройками, одежда, украшения, пища, утварь, орудия труда и средства передвижения.

Духовная культура — обычаи, обряды и праздники, религиозные и мифологические представления и поверья, приметы, народный календарь, народные игры.

Естественно-научные (геологические, биологические) — создаются с целью более углубленного изучения природы своего края.

Художественные (литературные, искусствоведческие) музеи основываются на подлинных произведениях живописи, скульптуры, графики и других видов искусства.

Организация музея

Решение о создании музея в среднем профессиональном учреждении принимается на педагогическом совете.

Приказом директора Областного государственного бюджетного учреждения среднего профессионального образования «Рязанский колледж культуры» (Приложение 1) утверждается Устав музея, назначается руководитель музея и выбирается совет музея.

I. Устав музея содержит (Приложение 2):

1. Общее положение.

2. Основные понятия.

3. Организация и деятельность музея.

4. Функции музея.

5. Учет и обеспечение сохранности фондов музея.

6. Руководство деятельности музея.

7. Реорганизация (ликвидация) музея.

II. Совет музея.

В совет музея входит 5—9 человек из числа педагогов и студентов.

Председателем совета выбирается руководитель музея, который отвечает за общий порядок в музее, следит за подготовкой экспозиций и экскурсий, за сбором новых материалов, заботится о помещении, также отвечает за сохранность всех экспонатов и ведение документации.

Секретарь ведет дневник заседаний совета музея, совместно с советом распределяет обязанности по наблюдению за состоянием музея, участвует в работе по оформлению музея.

Остальные члены совета шефствуют над различными отделами музея. Все члены совета проводят экскурсии, дежурят, участвуют в чистке экспонатов.

Главная задача совета — привлечь как можно больше людей к работе в музее, проведению экскурсий, сбору материалов. Из числа постоянных участников музейного дела выбирают актив музея. Это могут быть как студенты, так и преподаватели.

Экспедиционная работа

Сбор материала можно начинать различными способами: прием вещественных, письменных памятников истории, фото- и кинодокументов.

Например, в плане собирательской работы этнографического музея могут быть указаны следующие темы:

  • «Домашняя утварь»,
  • «Элементы национальной вышивки»,
  • «Народный фольклор Рязанской области и т.д.

Весь ход собирательской работы отражается в отчетах, которые составляются участниками экспедиций. В отчеты в хронологической последовательности заносятся сведения о регионе, объектах комплектования, об условиях экспедиционной работы, отмечаются встречи и беседы с местными жителями, с представителями государственных и научных учреждений. Отчет завершается подписью и датой его составления.

Ежегодно музей должен предоставлять информацию о вновь открывшихся экспозициях и вновь поступивших экспонатах.

Акт приема памятников истории и культуры

Факты приема памятников истории и культуры в собрание музея от их владельцев в соответствии с существующим законодательством принято оформлять специальными актами. Акт приема памятников истории и культуры является первичным юридическим документом государственного учета памятников истории и культуры.

Форма акта прилагается (Приложение 3).

Фонды музея

Все материалы, экспонируемые и хранящиеся в музее, составляют фонд музея. Он делится на две группы:

  • предметы основного фонда
  • предметы вспомогательного фонда.

В основной фонд входят музейные предметы, являющиеся первоисточником наших знаний по истории, культуре, природе.

Например, к основному фонду в этнографическом музее должны быть отнесены следующие памятники:

1. Вещественные: орудия труда, предметы быта, одежды, домашняя утварь, украшения.

2. Изобразительные: живопись, фото, скульптура, гравюра.

3. Письменные: книги, газеты, рукописи, письма, документы.

В состав научно-вспомогательного фонда входят материалы, изготавливаемые обычно для нужд экспозиции, помогающие глубже понять отражаемые в экспозиции события и материалы, схемы, планы, копии подлинных предметов, людей, модели ландшафтов, куклы в национальных костюмах, — то есть то, без чего вообще невозможно проводить работу.

Для учета научного описания музейных предметов в музее ведется инвентарная книга.

Инвентарная книга — это основной юридический документ учета, научного описания и охраны памятников культуры и истории. Книгу графят (по прилагаемому образцу), прошивают по корешку красными нитками, листы нумеруют мягким красным карандашом в правом верхнем углу лицевой стороны каждого листа. В конце книги делается завершающая надпись о количестве листов в ней. Запись и прошивка книги скрепляются печатью учреждения образования, при котором работает музей.

В заголовочных данных на лицевой стороне обложки и на титульном листе, кроме наименования самого документа (Инвентарная книга), необходимо отразить название музея, его принадлежность к конкретному учреждению образования, адресные данные и дату начала внесения записей в книгу. После того как книга будет заполнена записями, на обложке или титульном листе указывается номер тома книги и инвентарные номера музейных предметов, зарегистрированных в ней (с № по №). Каждый новый том инвентарной книги должен начинаться с очередного номера, следующего за тем, под которым зарегистрирован последний музейный предмет в предыдущей теме.

Графы книги лучше располагать на двух страницах по ее развороту.

Дата записи

Время, источник и способ вступления, сопроводительные документы, № акта

Наименование и краткое описание памятника (автор, дата и место происхождения, среда обитания, подписи и т.д.)

Количество предметов

Материал и техника изготовления

1

2

3

4

5

6

Размер, вес (для драгметаллов и камней)

Сохранность (с подписью лица, производящего запись)

Стоимость (при покупке), акт закупочной комиссии

В какой отдел, фонд или коллекцию поступили

Номер научного инвентаря

Примечания

7

8

9

10

11

12

В графе 1 проставляются порядковые (инвентарные) номера поступивших в музей памятников истории и культуры. Каждому музейному предмету присваивается свой номер. Если в музейное собрание поступила коллекция, собранная экспедицией, то инвентарный номер присваивается только полевой описи на эту коллекцию, а каждый входящий в нее памятник получает дробный номер: в числителе номер полевой описи по инвентарной книге, а в знаменателе номер памятника по полевой описи.

В графе 2 отмечается дата записи музейного предмета в инвентарную книгу.

В графе 3 отражается время и место обнаружения и получения памятника, кем и когда он передан в музейное собрание, при каких обстоятельствах найден участниками экспедиции или конкретным человеком. Под сопроводительными документами подразумеваются: акт приема—передачи, «легенда», тетрадь для записи воспоминаний и рассказов, тетрадь фотофиксаций и т.п.

В графе 4 дается описание внешних признаков и индивидуальных особенностей памятника, указываются автор, место и время его создания.

В графе 5 указывается количество экземпляров поступивших памятников (если эти памятники совершенно одинаковы), а при поступлении документального памятника — и количество листов в нем, если их количество больше одного листа.

В графе 6 определяется материал, из которого или на котором изготовлен памятник (бумага, береста, ткань, дерево и т.д.), и способ изготовления (рукопись, машинопись, фотография, рисунок, чеканка и т.д.).

В графе 7 в  музеях указывается только размер памятника, так как при выявлении предметов из драгоценных металлов и камней их необходимо передать государственным органам. Размер памятника указывается в линейных мерах, причем вначале указывается высота, затем ширина, потом толщина предмета. Например, при измерении книги вначале необходимо указать ее высоту по корешку, затем ширину по нижней кромке обложки, а потом ее ширину. Если памятник имеет малую толщину, которая не имеет принципиального значения, например фотография, то измеряется только высота и ширина этого памятника.

В графе 8, если памятник хорошо сохранился, пишется «В сохранности»; если же он имеет повреждения, то они подробно описываются. Каждая запись в этой графе скрепляется подписью лица, проводившего описание памятника в инвентарной книге.

Графа 9 редко используется в музеях в учреждениях образования, так как они, как правило, не приобретают памятники истории и культуры. Однако если музей находит возможность приобрести какой-либо памятник, то его стоимость указывается в акте приема и отмечается в данной графе. Во всех остальных случаях можно указывать — «бесплатно».

В графе 10 указывается, в какой фонд включен музейный предмет (в основной фонд — ОФ или научно-вспомогательный фонд — НВФ). Если в музее используется коллекционный принцип систематизации и хранения памятников, то в этой графе указывается, в какую коллекцию вошел или поступил памятник, а в графе 11 в этом случае указывается номер или условное обозначение музейного предмета по коллекционной описи.

В графе 12 делаются отметки о временном изъятии памятника из состава коллекции для использования на выставке, в экспозиции, при передаче на реставрацию или для изготовления копий. При этом указывается, кому, когда и с какой целью передан музейный предмет. Если музейный предмет передается на постоянное хранение в государственный музей или архив, то в этой графе указывается учреждение, куда передан памятник, а также и номер акта передачи.

Шифровка и систематизация музейных предметов

Шифровка поступающих в фонды музея памятников истории и культуры проводится в целях обеспечения их систематизации внутри музейного собрания.

Обычно шифры состоят из условного обозначения музея и порядкового (инвентарного) номера музейного предмета по инвентарной книге. Например, шифр: «у/з РКК — 32» означает, что памятник принадлежит музею учебного / заведения РКК и зарегистрирован в инвентарной книге под № 32.

Шифры, наносимые на музейный предмет, должны быть написаны компактно и отчетливо.

На документальных памятниках шифры ставятся простым мягким карандашом в левом нижнем углу оборотной стороны документа, фотографии, рисунка и т.д.; на книгах шифр ставится в верхнем левом углу обложки. На музейных предметах из ткани шифры ставятся на пришитых с изнанки коленкоровых или полотняных этикетках.

На музейных предметах из дерева, металла, стекла, керамики и т.д. шифры ставятся с таким расчетом, чтобы они не портили внешний вид предмета и не бросались в глаза. Обычно их ставят на поддонах, задних стенках и т.п. Шифры на подобных предметах пишут масляной краской или тушью, на темных предметах предварительно можно сделать мазок светлой эмалевой краской, по которому тушью пишется шифр.

Шифры помогают находить и соотносить музейные предметы с инвентарными книгами.

Экспозиционная работа

Экспозиция — выставка исторических материалов, произведений искусства, предметов и т.п. по определенной системе.

I этап. Этнографический музей может иметь следующую структуру:

  • Утварь.
  • Орудия труда.
  • Одежда.
  • Украшения и т.д.

Варианты могут быть и другие.

II этап. Разработка тематического плана. 

Например, в отделе «Утварь» отражаются особенности быта рязанского народа. Тематический план должен отражать основные явления жизни народа.

После разработки тематической структуры экспозиции необходимо уяснить, все ли темы могут быть представлены музейными экспонатами. Если экспонатов недостаточно, следует отказаться от некоторых тем или объединить некоторые из них. Этапы работы над тематическим планом:

1. Изучение литературы,

2. Подбор материала,

3. Определение отделов музея и идейного замысла экспозиции,

4. Составление первых тем.

Схема тематического плана

Название темы

Имеющиеся экспонаты

Недостающие экспонаты

При составлении такого плана можно встретиться с необходимостью замены подлинника его воспроизведением. Это могут быть макеты и модели.

III этап. Составление тематико-экспозиционного плана.

Данный план намечает группировку экспонатов в отдельные экспозиционные комплексы для раскрытия темы.

Название темы

Экспозиционные комплексы

Экспонаты

Подлинники и их воспроизведения

Вспомогательный материал

Экспозиционный план утверждается на совете музея и педагогического совета.

IV этап. Составление схемы размещения экспонатов.

В размещении экспонатов могут быть различные варианты, но все же существуют и общие правила.

Крупные изображения, ведущие тексты помещаются в верхней части экспозиционного пояса, а иногда и над экспозиционным поясом.

Мелкие предметы, документы, требующие детального рассматривания, — на уровне глаз.

Наиболее важные экспонаты должны занять лучшую экспозиционную площадь, чтобы можно было увидеть их в первую очередь. Подлинникам — центральное место.

Составляется этикетаж, паспорта экспонатов, т.е. пояснительные тексты к каждому экспонату или группе экспонатов, где указывается название предмета, краткие сведения о происхождении, значении и использовании (Приложение  4).

V этап. Оформление стендов, щитов, витрин в соответствии с разработанными планами, схемами (графиками).

При оформлении нужно учесть окраску стен, выбор шрифта, текстов, расположения материала так, чтобы основная мысль экспозиции была понятна посетителям.

Общие требования к оформлению экспозиции:

  • стены следует окрашивать в спокойные, нейтральные цвета;
  • если экспонат блеклый, его нужно поместить на ярком фоне;
  • для сохранности экспонатов от воздействия солнечных лучей рекомендуется на окна повесить шторы из светлой ткани.

Формы массовой работы в музее

Один из критериев деятельности музея — это разнообразие форм работы:

  • проведение экскурсий
  • занятий
  • кружков
  • тематических вечеров
  • выставок
  • конкурсов
  • праздников
  • развлечений
  • театрализованной деятельности (Приложение 5).
  • встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, деятелями науки, культуры, искусства.
  • связь с другими музеями.
  • беседы о родном крае.

Организация передвижных выставок из фотокопий музейных экспонатов по соответствующим темам.

Установление контакта с обществом охраны памятников истории и культуры, охраны природы.

Использование технических средств (мультимедийные системы и т.д.).

Все проводимые мероприятия фиксируются секретарем в «Тетради учета массовых мероприятий» по следующей схеме:

№ п/п

Дата

Мероприятие

Количество

Категория слушателей

Ответственный за проведение

Посетители музея могут поделиться своими впечатлениями в «Книге отзывов о музее».

Для эффективной работы музея целесообразно разработать «Программу деятельности», которая содержит цели, задачи, направление и другое (Приложение  6).

Список литературы

1. Юренева Т.Ю. Музееведение. Учебник для высшей школы. М. Академический проспект, 2006.

2.  Музееведение. Музеи исторического профиля. Учебное пособие для вузов по спец. «история» / Под ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста. – М., Высшая шк., -1988.

3. Сотникова С.И. Музеология: пособие для вузов. М., Дрофа, 2004.

4. Монтаж и сохранность музейных предметов в экспозиции. Материалы семинара «Принципы монтажа  и обеспечения сохранности музейных предметов». Методическое пособие./ Отв. ред. О.Б.Лантратова. М., 2007.


Приложение  1

Областное государственное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «Рязанский колледж культуры» г.Шацк

ПРИКАЗ

От      /дата/           № /   /

На основании Устава этнографического музея «Родник истории» Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Рязанский колледж культуры» г.Шацк (протокол № 6 Педагогического совета от 10.09.2012 г.)

Приказываю:

1. С /    дата     / учредить этнографический музей «Родник истории»  ОГБОУ СПО «РКК» г.Шацк.

2. Руководителем этнографического музея «Родник истории» назначить /Ф.И.О., должность/,  вменив ей в обязанности:

— учет музейных предметов с ведением инвентарной книги;

— создание музейных экспозиций;

— организацию экскурсий и занятий с воспитанниками.

3. Создать Совет музея в составе:

председатель /Ф.И.О./., руководитель этнографического музея,

члены Совета:

1)  Ф.И.О., должность

2) Ф.И.О., должность

3) Ф.И.О., должность

4) Ф.И.О., должность

4. Ответственность за сохранность фондов этнографического музея возлагаю на /Ф.И.О., должность/.

Директор Областного государственного

бюджетного образовательного учреждения

среднего профессионального образования

 «Рязанский колледж культуры»                                         _______________________                                                    


Приложение 2

Утверждено на педагогическом совете
(Протокол №
        от                   .)
директор ОГБОУ СПО «РКК» ______________

УСТАВ

этнографического музея «Родник истории» Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Рязанский колледж культуры» г.Шацк

1. Общие положения

1.1. Этнографический музей «Родник истории» (далее — Музей) является структурным подразделением Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Рязанский колледж культуры» г.Шацк (далее — Учреждение).

1.2. Музей в своей деятельности руководствуется: Законом Российской Федерации «Об образовании»; Федеральным законом о музейном фонде РФ и музеях РФ.

1.3. Официальное полное наименование музея — этнографический музей «Родник истории» Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Рязанский колледж культуры» г.Шацк

1.4. Юридический адрес музея: 391550, Рязанская область, город Шацк, улица Республиканская площадь, дом 12

1.5. Музей организуется в целях воспитания, обучения и развития студентов.

1.6. Профиль и функции музея определяются задачами данного учреждения.

2. Основные понятия.

2.1. Профиль музея — этнографический.

2.2. Музейный предмет — памятник материальной и духовной культуры.

2.3. Музейное собрание — научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4. Комплектование музейных фондов — деятельность музея по выявлению, сбору, учету и научному описанию музейных предметов.

2.5. Инвентарная книга — основной документ учета музейных предметов.

2.6. Экспозиции — выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

3. Организация и деятельность музея.

3.1. Организация музея в данном учреждении является результатом краеведческой и экскурсионной работы педагогов и студентов колледжа.

3.2. Музей создан по инициативе педагогов и студентов колледжа.

3.3. Деятельность музея регламентируется уставом, утверждаемым руководителем учреждения.

3.4. Обязательным условием для создания музея являются:

— музейный актив из числа педагогов, и студентов колледжа;

— собранные и зарегистрированные в инвентарной книге музейные предметы; помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

— музейная экспозиция;

— устав музея, утвержденный руководителем учреждения.

3.5. Учет и регистрация музея осуществляется в соответствии с действующими правилами.

4. Функции музея.

4.1. Основными функциями музея являются:

— документирование истории, культуры и природы родного края, России путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;

— осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению и развитию;

— организация культурно-просветительской, методической, информационной и воспитательной деятельности, разрешенной законом.

5. Учет и обеспечение сохранности фондов музея.

5.1. Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:

— учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры) осуществляется в инвентарной книге музея;

— учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.

5.2. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель данного учреждения.

5.3. Хранение в музее взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

5.4. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

5.5. Предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший музей, архив.

6. Руководство деятельностью музея.

6.1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель данного учреждения.

6.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом по учреждению.

6.3. Текущую работу музея осуществляет совет музея.

7. Реорганизация (ликвидация) музея.

Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.  


Приложение 3

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Рязанский колледж культуры» г.Шацк
Этнографический музей «Родник Истории»
391550 Рязанская область, г.Шацк, ул. Республиканская пл., д.12

УТВЕРЖДАЮ

_____________ (Ф.И.О.)

«___» ___________ 20___г.

Акт № 08
приема памятников истории и культуры

Настоящий акт составлен / дата принятия/ представителем музея  /Ф.И.О., должность по уставу/,  с одной стороны, и  (Ф.И.О., должность, название учреждения, дарителя и т.п.), с другой стороны, в том, что первый принял, а второй сдал на постоянное (временное) хранение следующие предметы:

Наименование и краткое описание

Учетное обозначение

сохранность

количество

Примечание

1

мутовка

92

Сохр.

1

2

сковородник

93

Сохр.

1

3

игла

94

Сохр.

1

Всего по акту принято 3 (три) предмета на основании Приказа № 30 от 01.11.2012 г.

Акт составлен в двух экземплярах и вручен подписавшим лицам.

Принял:

Сдал:


Приложение 4

Конспект экскурсии  «Мир старинных вещей»

Программное содержание: Воспитывать интерес к народному быту, формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы и поговорки, обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, ухват, кочерга, печь, устье, чугунок, сарафан, лапти, прялка.

Материал: предметы быта — горшки, миски, скатерть, вязаные дорожки, лапти, вышитые полотенца, ухват, кочерга, веник, прялка, музыкальные инструменты.

Ход: Экскурсия проводится в «Горнице». Звучит русская народная мелодия, дети в русских костюмах входят в «Горницу».

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие.

Девочка-хозяйка: Хорошему гостю — хозяин рад.

Дети отвечают на приветствие известными пословицами:

  • Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
  • Много гостей — много новостей.
  • Что есть в печи — на стол мечи.

Ведущая: В старину темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки, прибаутки, работали: пряли, вышивали, плели лапти, корзины. Такие вечера назывались посиделками. Осмотрите избу и найдите предметы, которые могли быть сделаны на посиделках.

Девочка-хозяйка:

Дорогих гостей встречаем круглым, пышным караваем.

Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.

Ведущая поднимает каравай, благодарит с поклоном.

Хоровод «На горе-то калина».

Ведущая: Издавна русский народ славился своим трудолюбием, об этом говорят пословицы.

Дети:

  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  • Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  • Рабочие руки не знают скуки.
  • Разговорами каши не сваришь.
  • Сделал дело — гуляй смело.

Дети подходят к музыкальным инструментам.

В нашем оркестре всего понемножку —

Звенит колокольчик, играет гармошка.

Даже играют и в бубен, и в ложки —

В нашем оркестре всего понемножку.

Играет детский оркестр.

Ведущая: Уважаемая хозяйка, мы приготовили тебе подарки, но прежде, чем мы тебе их отдадим, отгадай наши загадки.

Дети:

  • Кто в избе рогат? (Ухват.)
  • Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает. (Ухват.)
  • Черный конь скачет. (Кочерга.)
  • Кривая собачка в печку глядит. (Кочерга.)
  • Стоит толстячок, блестит бочок; шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар.)
  • Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает. (Веник.)
  • Сорок братьев вместе живут, мусор метут. (Веник.)

Дети дарят подарки, девочка-хозяйка приглашает к столу на чаепитие.


Приложение 5

Конспект экскурсии для детей старшего дошкольного возраста

«В гостях у Хозяюшки»

Программное содержание: Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством; продолжать знакомить детей с устным народным творчеством — пословицами, поговорками, прибаутками; обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора.

Ход: Экскурсия проводится в «Русской избе».

У входа в «Избу» детей встречает Хозяюшка в русском народном костюме:

Русь деревянная — края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют...

Звучит русская народная песня.

Хозяюшка: Знаете, почему Русь называли деревянной? (Ответы детей.) Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.
И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. Наша «Изба» встречает нас красивыми деревянными воротами.

Домом жить — не лукошко шить,

Домом жить — не развеся уши ходить,

Домом жить — обо всем тужить.

Хозяюшка: Объясните мне, о чем говорят пословицы.

Хозяюшка сама подводит итог сказанного.

Хозяюшка: А сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать вот такую шкатулку (показывает), в которой хранились мелкие предметы, украшения. Или могли сделать вот такую вещь. Угадайте, что это? Это деревянный ткацкий станок. На нем долгими зимними вечерами женщины ткали разноцветные половики для того, чтобы в избе было уютно и тепло ходить по полу, чтобы меньше скрипели половицы.

О каком предмете загадка:

«Для кудрей и хохолков целых 25 зубков,

И под каждым под зубком лягут волосы рядком»?

Вы правильно догадались, это — расческа. А в старину этот предмет звался гребнем. Он тоже деревянный.

Хозяюшка подводит детей к следующим экспонатам.

Хозяюшка: Вот здесь собраны старинные предметы, необходимые для работы в поле. Русские люди придумали и о них загадки:

  • Двенадцать деревянных коней одним поводом веду. (Грабли.)
  • Блестит, сверкает, по полю гуляет, всю траву срезает. (Коса.)
  • Кто берет сено тремя зубами? (Вилы.)

Воспитатель: Наша Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

Она подает, она прибирает, одним-одна за все отвечает.

Хозяюшка: Ах! В тереме расписанном живу.

К себе в избу всех гостей я приглашу!

Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.

Самовар в руках несу, прибауточки пою.

(Подходит к печке.)

Ой, ты — печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня:

Ты свари, испеки, обогрей,

Освежи, помоги и спаси,

В дом богатство принеси.

Хозяюшка достает из печи пироги и блины, приглашает всех к столу, разливает чай.

Хозяюшка: Чай пить — не дрова рубить.

После угощения дети благодарят Хозяюшку, выходят из-за стола и кланяются.

Дети: 

Эх, возьму я в руки балалайку,

Да потешу я свою хозяйку!

Сядем, братцы, все рядком,

Да частушки пропоем!

Хозяюшка: Развеселили вас мои пирожки, согрел мой чаек. А помогли мне в этом мои помощники: печка-барыня, самовар-дружище, у которого сверху — дыра, снизу — дыра, а посередине — огонь да вода; вот эти четыре братца: одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят (показывает на стол). А это мои голубки, которым место у прорубки (ложки). Вот такие у меня живут друзья-помощнички.

Воспитатель: Красны девицы да добры молодцы, собирайтесь, снаряжайтесь, на гулянье отправляйтесь. Спасибо вам, Хозяюшка! Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и здоровьицем!

Все благодарят за гостеприимство, прощаются с Хозяюшкой и уходят.


Приложение 6

Программа деятельности этнографического музея  «Родник истории»

Цель деятельности: 

Зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время и его культуре, к природе.

Задачи:

  • познакомить  с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с поселениями, жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
  • прививать интерес к духовной культуре разных народов через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
  • формировать общечеловеческие нравственные качества, правила общения между людьми внутри этноса и вне его;
  • воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.

Направление деятельности музея:

  • пополнять фонды музея путем налаживания переписки и личных контактов с различными организациями;
  • устанавливать связи с другими музеями;
  • проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;
  • изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;
  • осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;
  • проводить экскурсии для различных групп населения.

Формы работы этнографического музея:

  • экскурсии-путешествия;
  • занятия;
  • театрализованные игры;
  • кружковая работа;
  • художественно-педагогический архив;
  • выставки, конкурсы;
  • праздники, развлечения.

Функции работы:

  • пополнение фондов;
  • систематизация;
  • сохранение;
  • демонстрация.

Требования к оформлению музея:

  • доступность;
  • ассоциативность;
  • наглядность;
  • рациональность использования площади;
  • интерактивность и полифункциональность музейного пространства.

Примерный план работы этнографического музея «Родник истории»:

1. Милости просим, гости дорогие. Познакомить с бытом, обычаями, гостеприимством; вызвать интерес к культуре русского народа.

2. Добрые избы. Вызвать у детей интерес к крестьянской избе, дать представление об избе.

3. Сошьем Маше сарафан. Познакомить с русским народным костюмом, с такими деталями, как сарафан, рубаха, картуз, зипун.

4. В краю старых вещей. Познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской.

5. Вечера долгие, руки умелые. Познакомить с головными уборами русского народа: женскими, девичьими, мужскими; рассмотреть повязки, кокошник, картуз; учить украшать головной убор (повязку) бусинками, бисером, пуговицами, блестками, тесьмой.

6. Люби свой край и воспевай. Познакомить детей с костюмами и головными уборами разных районов Рязанской области, вызвать интерес и воспитывать уважительное отношение к рязанскому народу.

7. Что расскажет о себе посуда. Познакомить детей с крестьянской посудой: деревянной и глиняной.

8. Золотое веретено. Познакомить детей с прялкой, веретеном, с тем, какое место занимали они в жизни женщины.

9. Наши руки не знают скуки. Воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, познакомить с матрешками, ложками, шкатулками, солонкой, плошками.

10. Чудесный сундучок. Познакомить с костюмами рязанского народа мари, с его деталями.

11. Волшебные спицы. Познакомить со спицами, с шерстяными изделиями, с тем, откуда берется шерсть (овечья, козья).

12. Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча. Познакомить детей с традицией выпекать блины на Масленицу, с домашней утварью, чугунком, ухватом, кочергой, печкой.

13. Хозяйкины помощницы. Познакомить детей с вышивкой, пяльцами, нитками мулине.

14. Давайте жить дружно. Познакомить детей с куклами в костюмах народов соседних областей, воспитывать чувство толерантности к людям других национальностей.

15. Шкатулка Салики. Познакомить с украшениями рязанских женщин: нагрудными и шейными.

16. Ах, эта свадьба... Познакомить детей со свадебными костюмами и обрядом рязанского народа.

17. Чудеса-кудеса. Познакомить с музыкальными инструментами: гуслями, барабаном, балалайкой, свирелью, гармошкой.

18. Посиделки у самовара. Познакомить с рязанской кухней, воспитывать любовь к культуре народа рязанщины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательно - профилактическая работа в общежитии Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Кинельский государственный техникум»

Проведение воспитательно-профилактической работы в общежитии ГБОУ СПО КГТ (далее Техникума) предполагает тесное взаимодействие коллектива общежития с государственными и общественными структурами по во...

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ТЕПЛОЙ ГАММЕ

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области«Губернский профессиональный колледж»     МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВА...

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы «Медицинское училище №30 Департамента здравоохранения города Москвы» (ГБОУ СПО МУ №30) Классный час «Здоровый образ жизни" 2015 год

Тема  классного часа «Здоровый образ жизни!» посвящена одной из самых основных проблем общества: Алкоголизм, наркомания, табакокурение. Сегодня мы будем говорить о том, какие происход...

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы «Медицинское училище №30 Департамента здравоохранения города Москвы» (ГБОУ СПО МУ №30) Классный час: «70-летию Победы посвящается…» 2015 год

Данная разработка будет полезна преподавателям для проведения классного часа к празднику День Победы с целью воспитания патриотизма, любви к своей Родине, воспитание мужественности, чувства долга на п...

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы «Медицинское училище №30 Департамента здравоохранения города Москвы» (ГБОУ СПО МУ №30) Классный час «Москва — город, удобный для жизни» 2014 год

Москва – сердце России, ее срединный город. История Москвы неотделима от судеб России. Здесь, в междуречье Волги и Оки, Москва возглавила процесс складывания русской государственности, что сопро...

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы «Медицинское училище №30 Департамента здравоохранения города Москвы» (ГБОУ СПО МУ №30) Классный час: Битва под Москвой 2014 год

Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный во...