Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА С ГИПСОВОЙ ГОЛОВОЙ ЧЕЛОВЕКА
учебно-методическое пособие на тему

Кодоев Тамерлан Махарбекович

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЭТЮДА НАТЮРМОРТА

С ГИПСОВОЙ ГОЛОВОЙ ЧЕЛОВЕКА

 

 

Учебно-методическая разработка для студентов

3 курса

 

 по специальности «Преподаватель рисования и черчения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_4.docx303.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области

«Губернский профессиональный колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЭТЮДА НАТЮРМОРТА

С ГИПСОВОЙ ГОЛОВОЙ ЧЕЛОВЕКА

                                   Составитель: Кодоев Т.М.

Учебно-методическая разработка для студентов

3 курса

 по специальности «Преподаватель рисования и черчения»

Практическое занятие

Цель: Научиться правильно определять цветотональные отношения между гипсовой головой  и ее окружением. Изучить воздействие цвета среды на ее объем.

Задача: Понять принципы взаимодействия сложных пластических форм между собой в пространстве. Добиться цветового взаимоотношения формы головы человека и окружающей среды. Уметь «лепить цветом» объемные формы в технике гуашевой живописи.

Постановка: Предметы с атрибутами искусств (книги, кисти) и гипсовый слепок головы человека на фоне драпировки. Освещение – контрастное, боковое.

Материал: гуашь, бумага 45х55 см

Количество часов: 12 часов

Усложненным вариантом натюрморта с белыми предметами является постановка с гипсовой головой.

Это задание –предваряет работу над живописью живой модели и является своеобразной, переходной стадией к изучению большой темы живописи– живой натуры.

Методическую последовательность выполнения задания проводят в 4 этапа.

                                   

Подготовительный рисунок

После определения формата, размера и композиционного решения  выполняется подготовительный рисунок.

Рисунок под гуашь начинают с расположения и взаимосвязи больших масс, предметов натурной постановки: гипсовой головы, книги, кружки с кистями и т.д., их пропорции, характера объемных форм, конструктивного строения, взаиморасположения и постановки их на плоскости.

Определив характер, объем, пропорции гипсовой головы и ее основных частей, можно наметить контурными линиями границы больших масс светотени. Частично намечают светотеневую моделировку всех частей головы с сохранением ее общей формы, четким контуром намечают характер и границы освещения: полутень, тени, рефлексы на кружке, кистях, книге, горизонтальных драпировках переднего плана и т.д.

1 этап работы.

На первом этапе начальной прописки намечают большие, тонально-цветовые отношения крупных предметов, имеющих решающее значение для колористического построения этюда, например: в натюрморте белое пятно гипсовой головы воспринимается как камертон, вносящий четкость тоновых контрастов в колористический строй постановки. Благодаря этому, натюрморт приобретает большую тоновую определенность. В цветовом решении фона  горизонтальных драпировок сразу передаются  различия  по  тону,  цвету,  теплохолодности.

Намечают  свет полутон, тень, рефлекс на гипсовой голове, керамической кружке с кистями, книге, в соответствии с характером формы, освещением и удалением относительно друг друга.На начальной стадии выполнения этюда гуашью, необходимо писать цвета более насыщенными, в расчете на их высветление. 

В процессе работы не следует увлекаться смешением красок с белилами, что неизбежно приводит к разбеливанию этюда.

2 этап работы

На втором этапе работы, найденные цветотональные отношения уточняются, активно моделируется форма предметов (гипсовая голова, книга, драпировки, кружка и т.д.).

На освещенных местах мазки краски кладутся активно, форма и детали лепятся четко. Такая детальная проработка и прописка формы предметов выявляет его передние планы. В тени же, краски берутся обобщенно, с мягкими переходами, без резких контрастов тона, цвета. Одновременно решаются цветовые и тональные взаимоотношения формы гипсовой головы и окружающей среды.

При проработке теней и полутеней элементов изображения следует избегать применения белил, иначе цвет тени и полутени окажется белым, блеклым, разбеленным. При этом и колорит всего этюда будет белесым и замутненным.

3 этап работы

На третьем этапе работы над этюдом, сравнивая цветотональные отношения, выполняют дальнейшую, тщательную работу над формой, деталями гипсовой головы, кружки, книги и т.д., выявляют цветовые рефлексные взаимосвязи, при этом не выпускают из вида общий тон натуры. Сравнивая между собой два белых предмета – гипсовую голову и белые боковые части книги, можно найти разницу между ними, выявить их материальность. Каждый из них будет иметь свой тон, свою поверхность, а, следовательно, различную цветовую характеристику. Белые боковые части книги будут значительно отличаться от материала гипса. В свою очередь, тепловатый материал гипса не похож на блестящие блики глянцевой поверхности керамической кружки. Сравнение с белым выгодно подчеркивает тон и цвет окружающей среды. Пастельно-розовые, охристые драпировки становятся звучными и насыщенными. В свою очередь, гипсовая голова активно вбирает в себя отсветы, цветовые рефлексы от окружающих ее разноокрашенных драпировок и предметов. При детальном изучении воздействия цвета среды на ее объем, выявляют тонкие цветовые взаимоотношения сложной пластической формы головы и окружающей среды

4 этап работы

На завершающей стадии работы над этюдом необходимо вновь вернуться к уточнению общего тонально-цветового и пластического решения этюда и подчинить ему второстепенное. Проверить правильное определение тональных отношений между гипсовой головой и ее окружением. Гипсовая голова не должна быть «перечерчена» и сливаться с фоном или слишком светла и «вываливаться» из композиции. Тонкие наслоения краски при моделировке формы гипсовой головы гуашью приводят к тональной звучности выражения объема цветом, выразительности композиционного центра работы. Так как гипс имеет белый цвет, драпировки всегда плотнее и насыщеннее по цвету, чем гипсовая голова. Образующаяся силуэтность способствует выявлению цельности форм в этюде, а значит, и живописно-пластической цельности изображения.

        

ЛИТЕРАТУРА

  1. Иванова О.И. Живопись акварелью. – М.,  2005.
  2. Школа изобразительного искусства. – М., 2000.
  3. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. М., 1990.
  4. Бесчастнов Н.П. Живопись. – М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательно - профилактическая работа в общежитии Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Кинельский государственный техникум»

Проведение воспитательно-профилактической работы в общежитии ГБОУ СПО КГТ (далее Техникума) предполагает тесное взаимодействие коллектива общежития с государственными и общественными структурами по во...

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ТЕПЛОЙ ГАММЕ

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области«Губернский профессиональный колледж»     МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВА...

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ХОЛОДНОЙ ГАММЕ

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области«Губернский профессиональный колледж»     МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВА...

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В КОНТРАСТНЫХ ЦВЕТОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области«Губернский профессиональный колледж»     МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВА...

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ТЕХНИКЕ «ГРИЗАЙЛЬ».

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области«Губернский профессиональный колледж»     МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВА...

Методические рекомендации по созданию историко-краеведческого музея на базе Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Рязанский колледж культуры» «Родник истории»

Сохраняя свою популярность у миллионов людей, музей в последние годы обогащает себя смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой. С первых шагов своего профессионального су...

Социально-педагогическое сопровождение и социальная адаптация обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Архангельск

Особенности взаимодействия детских домов и образовательных организаций среднего профессионального образования при работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей...