Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ХОЛОДНОЙ ГАММЕ
учебно-методическое пособие на тему

Кодоев Тамерлан Махарбекович

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области

«Губернский профессиональный колледж»

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ

            ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ХОЛОДНОЙ ГАММЕ

 

                                   Составитель: Кодоев Т.М.

 

Учебно-методическая разработка для студентов

2 курса

 по специальности «Преподаватель рисования и черчения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_2.docx265.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области

«Губернский профессиональный колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ

            ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ХОЛОДНОЙ ГАММЕ

                                   Составитель: Кодоев Т.М.

Учебно-методическая разработка для студентов

2 курса

 по специальности «Преподаватель рисования и черчения»

Практическое занятие

Цель: Развить способности восприятия цвета и его оттенков. Умение находить отличие одного цвета от другого в ряду одной группы цветов – холодных.

Задача: Выразить цветом объемно-пространственные и материальные качества натуры. Уметь  «лепить» форму цветом,  выдерживая цвето-тоновые отношения, добиться цветовой гармонии холодных оттенков.

 Постановка: Предметы быта холодных оттенков. Освещение – контрастное, боковое.

 Материал: Акварель, бумага 45х55 см.

 Количество часов: 12 часов.

Для закрепления понятия о колористическом качестве этюда, как гамме родственных цветов, целесообразно написать натурную постановку, в которой бы сочетались близкие, родственные цвета. Для решения этой задачи подобраны предметы холодных оттенков: голубая дра пировка, кувшин серо-голубой, белый чайник с голубой отделкой на синей драпировке и т.д. Чтобы придать натюрморту более напряженный контраст, введен желтый

лимон.

После выполнения подготовительного рисунка задание   выполняется последовательно в 3 этапа.

Подготовительный рисунок.

После фор-эскизов, выбора формата будущего этюда, композиционного и колористического решения выполняется подготовительный рисунок.

Подготовительный рисунок ведется методом линейного рисования. Определив  композиционное  размещение  предметов  (кувшина,

чайника, лимона) на листе, переходят к построению отдельных предметов с одновременным уточнением пропорций и характера форм. Далее определяют положение каждого предмета в пространстве с учетом их перспективы. Располагают их по планам. На дальнем плане возвышается кувшин, затем чайник и на переднем плане – лимон. Одновременно уточняют передние складки горизонтальных драпировок.

В подготовительном рисунке линейно намечают границы светотеневых градаций тона, света, тени и полутени на предметах объемных форм.

1 этап работы

 

На первом этапе начальную прописку делают лепкой, прозрачной краской.

Первоначальные прокладки цветом можно начать с драпировок и лимона, имеющих яркую определенную окраску (синяя, голубая, сиреневая ткани, стронцианово-желтый лимон). Это сразу задает тон общему колориту единства холодных оттенков.

Целесообразно делать проработку формы с определения световых частей натюрморта. Наиболее освещенные части кувшина, чайника – блики оставляют чистыми.

Сравнивая светосилу каждого предмета между собой, можно найти их место в постановке. Самое светлое пятно постановки составляет белый чайник и белая драпировка, бледно-серый с голубым оттенком кувшин менее насыщен, а лимон и ткани на столе по цвету насыщенней всех других. Уже в первичной прописке красок, необходимо соблюдать пропорциональность этих отношений, находить отличие одного от другого цвета  в ряду одной гаммы холодных оттенков.

2 этап работы.

На втором этапе ведется дальнейшая проработка формы кувшина, лимона, чайника и т.д. Она ведется в направлении определения цветовых и тональных отношений между освещенными и теневыми частями. Кувшин, будучи серовато-голубым, имеет разные оттенки на свету и в полутени, а в тени цвет не голубой, а сиренево-синий. Поэтому, подбирая цвет для освещенной части, необходимо смотреть на кувшин, сравнивая его с фоном, чтобы выявить основной контраст силуэта по отношению к синему фону. Особую трудность представляет написание белой ткани и белого чайника, сравнение близких пятен между собой выявит их разницу и поможет более точно передать их оттенки, например, лежащая рядом с белым чайником синяя драпировка отражает в тени чайника голубой оттенок. В свою очередь падающий свет придает освещенной части холодный оттенок и, смешиваясь с голубыми отражениями, придает ему сложный оттенок, приближая к серому, слегка окрашенному. В этом случае, необходима более тонкая гармонизация цвета, точное определение тоновых отношений, моделировка не светотени, а колебаний оттенков внутри цвета.

3 этап работы

На третьем этапе работы, обобщаются все второстепенные детали постановки, на дальнем плане обобщается и смягчается жесткость границ между светлым кувшином и темно-синей драпировкой. Для выделения главного композиционного центра живописного этюда, акцентируются первые и вторые планы. Второй план тонального строя натюрморта акцентируется тонкой проработкой цветовых и тональных оттенков чайника с детальной пропиской декора. Акценты на первом плане расставлены контрастным сопоставлением цвета – холодного сиреневого фона и теплого желтого лимона с заметными рефлексами теплых и холодных оттенков в тенях.

В целом, обобщая цельность живописного этюда, выдержана цветотоновыми отношениями, преимущественно холодных оттенков, тоновые и цветовые контрасты подчинены единому композиционному, колористическому и тональному замыслу – гармонии единства холодных цветовых сочетаний.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Иванова О.И. Живопись акварелью. – М.,  2005.
  2. Школа изобразительного искусства. – М., 2000.
  3. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. М., 1990.
  4. Бесчастнов Н.П. Живопись. – М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательно - профилактическая работа в общежитии Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Кинельский государственный техникум»

Проведение воспитательно-профилактической работы в общежитии ГБОУ СПО КГТ (далее Техникума) предполагает тесное взаимодействие коллектива общежития с государственными и общественными структурами по во...

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ТЕПЛОЙ ГАММЕ

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области«Губернский профессиональный колледж»     МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВА...

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В КОНТРАСТНЫХ ЦВЕТОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области«Губернский профессиональный колледж»     МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВА...

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ТЕХНИКЕ «ГРИЗАЙЛЬ».

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области«Губернский профессиональный колледж»     МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВА...

Методические рекомендации по созданию историко-краеведческого музея на базе Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Рязанский колледж культуры» «Родник истории»

Сохраняя свою популярность у миллионов людей, музей в последние годы обогащает себя смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой. С первых шагов своего профессионального су...

Социально-педагогическое сопровождение и социальная адаптация обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Архангельск

Особенности взаимодействия детских домов и образовательных организаций среднего профессионального образования при работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей...