Литературная гостиная как форма внеклассной работы в педагогическом колледже
методическая разработка на тему

Караваева Ирина Александровна

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА ВОПРОСАМ ЗНАЧЕНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ТАКОЙ ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ КАК ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ. РАССМАТРИВАЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАННОЙ ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ. ПРИВОДЯТСЯ ПРИМЕРЫ ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛИТЕРАТУНОЙ ГОСТИНОЙ СО СТУДЕНТАМИ КОЛЛЕДЖА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_karavaevoy.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная как форма внеклассной работы

 в педагогическом колледже

Актуальным направлением модернизации системы профессионального образования является художественно-эстетическое воспитание как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности. Сегодня, когда возрождается интерес к проблеме художественно-эстетического развития личности и возрастает понимание его роли в ситуации современного общества, необходимо вести научно-практический поиск оптимизации воспитательно-образовательного процесса и инновационных форм организации художественного развития в системе среднего профессионального образования. Стратегическую линию художественно-эстетического развития студентов определяет задача направленного и последовательного формирования основ художественно-эстетической культуры в целях содействия формированию  эстетического отношения к миру и гармонизации мировосприятия картины мира. Активное применение педагогических технологий в образовательном процессе вызвано необходимостью реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

На современном этапе развития образования внеклассная работа актуализируется, приобретая значимость. Где, как не в педагогическом колледже, человек может получить начало эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству. Конечно же, при органичном сочетании урочных и внеклассных занятий.

Для внеклассных занятий характерны свои, особые формы работы, которые должны способствовать возникновению задушевной беседы, выбору увлекательных, тематических занятий, иметь возможность высказать свое мнение, формы, которые требуют активной, творческой деятельности студентов, большего развития их склонностей и способностей в области литературы. Поэтому неслучайно для решения выше перечисленных проблем, я, как учитель литературы, остановила свой взгляд на проведение литературных гостиных.

Цель методики проведения “ Литературных гостиных”:

–  познание через искусство жизни людей, обогащение  художественного восприятия мира.

Задачи:

– укрепление знаний, умений и навыков по литературе;

– развитие познавательных интересов и творческих способностей студентов, повышение их культуры;

– установление ассоциативно – образных связей между произведениями литературы и музыки, литературы и изобразительного искусства;

– развитие собственно-творческой деятельности студентов;

– формирование культуры чувств, выработка  личностного отношения к произведениям искусства.

Литературная гостиная – это та форма, которая располагает к задушевному общению по выбранным литературным темам.

Не секрет, что в век Интернета и компьютеров, книга уже не столь привлекает молодое поколение, как было несколько десятилетий назад. Тем не менее, ребята, исходя из своих психологических особенностей, не прочь пообщаться в неформальной, располагающей обстановке, для бесед – анализов поэтических текстов. А именно встрече с поэзий посвящены темы наших литературных гостиных.

В форме литературной гостиной можно провести урок по любой теме учебной дисциплины, организовать встречу студентов с писателями, поэтами, литературными героями. Для того чтобы встреча прошла интересно, требуется немалая подготовительная работа: изучение творчества писателя или поэта, подбор наиболее интересного материала, составление сценария, распределение ролей. Особое место в подготовительной работе занимает оформление аудитории. Насколько серьезно подойдешь к подготовительной работе, зависит исход всего мероприятия, результат проделанной работы.

В ходе литературной гостиной студент должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Для литературной гостиной составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Во время подготовки к литературной гостиной по теме «Лирика Марины Цветаевой» класс был разбит на малые группы. Одни получили задание провести исследовательскую работу по выявлению особенностей лирики поэтессы, другие изучали биографию Марины Цветаевой, третьи учили стихотворения наизусть, четвертые продумывали оформление аудитории, делали презентацию. В ходе занятия были инсценированы эпизоды из жизни поэтессы, позволяющие ближе познакомиться с ее духовным миром, личностными особенностями. На встрече в литературной гостиной «присутствовали» не только друзья и знакомые Марины Цветаевой, но и сама поэтесса.

В проведении внеклассного мероприятия по творчеству Сергея Есенина «Приветствует мой стих младых царевен...» в форме литературной гостиной участвовали студенты 1 и 2 курсов. Они с увлечением изучали биографию поэта, учили стихотворения наизусть, помогали  составить сценарий мероприятия. У каждого участника было свое задание: подобрать музыку, сделать презентацию, продумать оформление. Оформление было неброским, но в то же время помогающим прочувствовать то, о чем рассказывалось. Ведущие повествовали о самых интересных моментах из жизни поэта. Под музыкальное сопровождение участники  декламировали  лучшие произведения Сергея Есенина. Песни на слова поэта звучали не только в аудиозаписи, но и в исполнении студентов. Говорили участники и преподаватель спокойными, чуть приглушенными голосами, что позволило добиться такой атмосферы в аудитории, которая не могла оставить в зале ни одного равнодушного слушателя. На этой встрече «присутствовал» поэт в разные периоды жизни, его мама, женщины, которых он любил на протяжении всей своей жизни. Даже использовались элементы театрализации.

Со студентами третьего курса проводилось заседание литературной гостиной «Серебряный век русской поэзии». При подготовке студенты были разделены на творческие группы, и каждая группа самостоятельно выполняла свое творческое задание. Ребята глубоко погрузились в эпоху серебряного века, изучили направления литературы этого периода, познакомились с творчеством ярких представителей русской литературы данного времени. Сами готовили выступления, презентации, с удовольствием читали стихи.

Проведение  мероприятий в форме литературной гостиной позволяет достичь высокого эстетического, эмоционально-воздействующего уровня, добиться такой атмосферы, в которой ощущалось бы незримое присутствие поэта  или   писателя,   рассказывающего   об   этапах   своего  бытия   и   вехах литературного творчества.

Занятие, где имеет место не только знание темы, но и творчество, где присутствуют не только унылая дисциплина и вежливая тишина, а и логичный шум и взрыв радости, смеха, удивления, сюрпризности и игры, театрализации, конкурсности, здорового соперничества можно назвать встречами, на которых происходит учение с увлечением.

Не берусь судить строго своих воспитанников, но чтобы "вжиться" в литературный материал, прочувствовать его, необходима непрерывно действующая форма речевой практики. Среди результатов и эффектов прохождения речевой практики можно выделить следующие:

  • формирование языковой компетентности студента, языкового чутья и бережного отношения к слову;
  • развитие связной, правильной, образной и эмоциональной речи, литературных и творческих способностей, совершенствование речевой культуры студента;
  • освоение рациональных приемов и навыков работы с научной, учебной, справочной литературой, с художественными текстами;
  • приобретение опыта публичного выступления;
  • расширение и углубление представления студентов о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил.

Таким образом, данная речевая практика направлена на развитие интеллектуальной и духовно-нравственной сферы личности. Литературно-музыкальная гостиная не только дает возможность повысить языковую и речевую компетенцию студентов, но и выступает как человекоформирующий фактор.

Литературная  гостиная развивает вкус, расширяет кругозор, развивает творческую активность, повышает общую культуру. Основываясь на принципах  соединения различных по жанру, стилю и ритму художественных текстов, музыкальных (а иногда и видео) фрагментов, объединенных общей идеей, эта форма позволяет ярче и эмоциональнее воздействовать на студентов, легче воспринимается, помогая им при этом сопоставлять, размышлять, делать выводы. Использование отдельных ярких деталей оформления помогает подчеркнуть эпоху, донести конкретный замысел, создать эмоциональную атмосферу погружения в искусство.

Литературная гостиная - это и приобщение к творчеству и миру великих поэтов, и воспитание искусством, и нравственное воспитание, и воспитание культуры поведения, и возможность в полной мере осуществить принципы педагогики сотрудничества. Таким образом, литературная гостиная - любимое общее дело, нужное всем, способствующее гуманизации и гуманитаризации образования. Именно гуманитарное образование в первую очередь формирует личность будущего педагога, готовность его жить в новом мире, учит современным формам общения.

Список использованной литературы:

1. Загребельная И.Н. Литературные гостиные в 8-11 классах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 318с.

2. Шабрина С.Б. Литературная гостиная. 9-11 классы: сценарии внеклассных мероприятий (Выпуск 2). – Учитель, 2009. – 219с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия: Литературная гостиная "Свеча памяти"

Мероприятие посвященное Дню снятия блокады Ленинграда....

Внеклассное мероприятие - Литературная Гостиная "Гордость Британской поэзии".

Инсценировка и презентации о жизни и творчестве Р. Бёрнса, В. Шекспира....

Методическая разработка внеклассного мероприятия - литературной гостиной "Звезда, в которую он верил...", посвящённой творчеству А.В. Вампилова

Данный материал содержит методическую разработку литературной гостиной, посвящённой творчеству русского писателя и драматурга А.В. Вампилова....

Теоретический материал по одной из форм работы на уроках литературного чтения. «Литературная игра как форма работы».

Одним из средств воспитания на уроках чтения являются литературные игры.  В методическом аспекте литературные игры – это словесные, ролевые, драматические игры, построенные на литературном ...