«Совершенствование форм внеклассной работы по воспитанию культуры поведения обучающихся»
материал на тему

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «МОЖАЙСКИЙ ТЕХНИКУМ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

«Совершенствование форм внеклассной работы по воспитанию культуры поведения обучающихся»

                                                                   ДАВЫДКА О.Н.

                                                                 

                                                                   ________________

Можайск, 2018 год

Совершенствование форм  внеклассной работы

по воспитанию культуры поведения обучающихся

       Дети... Подростки... Отроки....  Учащиеся.., большая часть которых – подростки. Такие понятные самим  себе, творящие собственные миры, являются подчас загадкой для взрослых.

Чтобы разгадать эту загадку, взрослые создали целую  педагогическую вселенную, поставив подростка в её центр.

        Взрослым, спрятавшимся за своими делами, представлениями, предрассудками трудно бывает понять подростка, прочитать, что скрывается за его настроением, поступками.

         Ребёнок, подросток-человек, дающий радость взрослым, но и приносящий им немалые огорчения. Мы все были детьми и искренне удивлялись, почему взрослые, такие умные и серьёзные, подчас не могут понять очень простых вещей. Куда они вечно спешат с озабоченным выражением лица, лишь изредка выкраивая время для  общения со своим ребёнком, который по мере взросления все больше и больше втягивается в замкнутый круг повседневных проблем и забот.

Эмпирика с взрослением значительно снижается и выдвигается на первый план интеллект-этот рассудочный продукт жизненного опыта, физиологических процессов, погребая под собой и оставляя в глубинной памяти, хотя и не полно, черты подростковой самости.

         Неоспоримыми фактами  является:

- уча детей, педагог сам учится у них;

- постоянное общение с детьми помогает педагогу лучше понять самого себя;

- педагогические знания взрослых, при их искренним соучастие  в решении детских проблем, обретают настоящую  духовную наполненность и становятся могучим инструментом в умелых руках.

        Не следует думать, что  детям и  подросткам, носителям врождённых прекрасных качеств, можно предоставлять свободу в действиях. Во-первых, не все в их поведении  хорошо и прекрасно, а имеют место быть и какие-то недостойные проявления, а то и просто жестокие. Во-вторых, отсутствие жизненного опыта не всегда позволяет ребёнку  действовать адекватно ситуации. И одна из задач педагога – селекционировать проявления детской психики, поощряя  светлое и доброе, а также мягко уводить  его от тёмного и злого, причём процессы эти идут обычно параллельно.

Великий немецкий учёный Г. Гегель писал: «... если позволять детям делать все, что им заблагорассудится, да ещё сверх этого иметь глупость дать им  в руки основания для их причуд, то мы будем иметь  дело с самым плохим способом воспитания, а у детей возникает тогда достойная сожаления привычка к особой безудержности, к своеобразному умствованию, к

себялюбивому интересу-корню всякого зла».

          Ребёнок рождается невинным, незнающим зла и тянущимся к добру. Отсюда  начинает закладываться тот фундамент, на котором будет построено здание жизни. Тяга к добру существует в нас изначально. Подросток  чутко чувствует добро и интуитивно становится на эту благую тропу. Но злые проявления окружающей жизни  сразу же начинают атаковать  юное существо. Мы живём в трудное время, когда попраны и растоптаны все человеческие ценности, когда торжествует ложь и беззаконие. Мы говорим

подростку: «Будь честен!», а он узнает из СМИ, как один человек обирает полстраны, делая очередной миллиард на  страданиях  людей, и не только не наказывается, но и живёт в почёте. Мы говорим подростку: «Нельзя отнимать жизнь», а он постоянно узнает о  том, что вокруг  её   легко отнимают. И вот уже родители, забыв свои прежние наставления, учат невинное чадо лгать, изворачиваться – словом, выживать. И все это из самых благородных побуждений. Кто их осудит за  то, что они разрушают  наивную веру в добро и справедливость? Ведь иначе их отпрыск не будет первым в гонке за материальными благами, которая ошибочно принимается за жизнь, а по пути является прозябанием.

         Как выстоять подростку в этой борьбе добра и зла? Как не соблазниться и не сойти со светлой тропы, предназначенной для  него с рождения?

              Ребёнка (подростка) можно научить  быть в жизни  счастливым и успешным, если помнить:

- ребёнка критикуют – он учится  ненавидеть;

- ребёнка  высмеивают – он вырастает замкнутым;

- ребёнок живёт в упрёках – он испытывает постоянное чувство вины;

- ребёнок живёт во вражде – он вырастает агрессивным;

- ребёнок растёт в терпимости, прощении – он учится принимать и понимать других людей;

- ребёнка подбадривают – он учится верить в себя;

- ребёнка хвалят, поощряют – он учится быть благодарным;

- ребёнок растёт в честности – он учится быть справедливым;

- ребёнок живёт в безопасности – он учится  верить людям;

- ребёнка поддерживают – он учится ценить себя и других;

- ребёнок живёт в любви – он умеет находить любовь в этом мире и любить сам.

              Потребности, мотивы, цели взрослых и детей должны быть сориентированы в единое целое.

              Тематические классные часы, личностно-ориентированные беседы, коллективные творческие дела (КТД), культурно-спортивные мероприятия, общественно-молодёжные акции признаны мотивировать учащихся к проявлениям  положительных нравственных норм поведения.

                В текущем учебном году значимы и результативны были встречи учащихся с Благочинным Можайских церквей иеромонахом отцом Даниилом, реализация программы «Духовное краеведение Подмосковья» в группах 1 курса, подготовка и проведение уроков Мужества на базе  музея  техникума, развитие волонтёрского движения, участие в литературных конференциях районной библиотеки, экскурсии в историко-краеведческие музеи и художественные солоны, классные часы  из циклов:

«Легко ли быть человеком?» и «Семья есть благо»;

«В сердце войдёт любовь»;

«Самое главное» (о богатстве души и кошелька);

«От чего прибавляется счастье» (о дружбе);

«По жизни с честью и совестью»;

«Семь+ Я»;

«Отцы и дети»;

«Свет в окне – пусть не гаснет он  никогда».

          Путеводителем  в привитии культуры поведения и детям и взрослым может служить стихотворение Вл. Солоухина.

«ЗДРАВСТВУЙТЕ»

   

                        -Здравствуйте! -

      Поклонившись, мы друг другу сказали,

      Хоть были совсем не знакомы.

                        -Здравствуйте!-

      Что особого мы друг другу сказали!

      Просто «здравствуйте», больше мы ведь ничего сказали.

      Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

      Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

      От чего же на капельку радостней сделалась жизнь?

                 -Здравствуйте!-

      Был ведь, был ведь прекрасный обычай у русских

      Поклониться  друг другу при встрече

      (Хотя бы совсем незнакомы)

      И «здравствуйте» тихо казать.

      «Здравствуйте!» - то есть будьте в хорошем здоровье,

       Это-главное в жизни.

       Я вам главного, лучшего в жизни желаю.

                       -Здравствуйте!

       Я вас встретил впервые.

       Но я – человек, и вы человек –

       Мы люди на этой земле.

       Поклонимся же друг другу при встрече

       И тропинку друг другу уступим

       (Если даже там снег, если  даже там грязь по колено).

                       -Здравствуйте,

       Как я рад, что могу вам это сказать!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ».

В детском саду маленькому ребёнку прививают навыки, которые связаны с выполнением режима, с самообслуживанием и гигиеническими требованиями. Он должен освоить необходимый порядок действий и их характе...

Приемы нравственного воспитания студентов Формирование навыков культуры поведения и здорового образа жизни

Творчество предполагает самостоятельность в освоении и созидании ценностей образования, основанное на индивидуальности и оригинальности личности.По мнению В.А. Сластенина, организация образовательного...

Методические рекомендации по организации работ по профилактике аутоагрессивного поведения обучающихся

Принципы профилактике аутоагрессивного поведения:·         принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого человека;·...

Литературная гостиная как форма внеклассной работы в педагогическом колледже

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА ВОПРОСАМ ЗНАЧЕНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ТАКОЙ ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ КАК ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ. РАССМАТРИВАЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАННОЙ ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ПЕДАГ...

«Значение нравственных знаний в воспитании культуры поведения»

Доклад о культуре поведения, нравственности....

Внеклассная работа по иностранному языку, как метод, способствующий совершенствованию практических навыков и умений обучающихся и расширению их общеобразовательного уровня.

Внеклассная работа способствует развитию и углублению интереса обучающихся к иностранному языку, совершенствованию их практических навыков и умений, когда наши студенты на деле будут ощущать, что...