Методические рекомендации по организации работ по профилактике аутоагрессивного поведения обучающихся
методическая разработка на тему

Парыгина Людмила Валентиновна

Принципы профилактике аутоагрессивного поведения:

·         принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого человека;

·         принцип ценности личности, заключающийся в самоценности человека;

·         принцип приоритета личностного развития, когда обучения выступает не как самоцель, а как средство развития личности обучающегося;

·         принцип ориентации на зону ближнего развития каждого обучающегося;

·         принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР____________ Л.В. Парыгина

«___»________________ 2016 год

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ РС(Я) «Ленский технологический техникум»

____________ О.С. Бутакова

«___»________________ 2016 год

ГБПОУ РС(Я) «Ленский технологический техникум»

Методические рекомендации по организации работ по профилактике аутоагрессивного поведения обучающихся

1.Принципы профилактике аутоагрессивного поведения:

  • принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого человека;
  • принцип ценности личности, заключающийся в самоценности человека;
  • принцип приоритета личностного развития, когда обучения выступает не как самоцель, а как средство развития личности обучающегося;
  • принцип ориентации на зону ближнего развития каждого обучающегося;
  • принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

1.1.Просвещение родителей

Просвещение родителей осуществляется в виде лекций, бесед, интерактивных занятий, ролевых игр и включает три взаимосвязанных направлений. Основная задача такой работы – формирование у родителей представления о том, что им принадлежит основная роль в профилактике тревожности подростков.

Направлениями в профилактике аутоагрессивного поведения являются:

  • ознакомление родителей с той ролью, которую играют внутрисемейные взаимоотношения в возникновении и закреплении тревожности подростка (рассматриваются такие причины, как конфликты, общая атмосфера в семье, отношения родителей к подростку и к его возможностям, особенности требований, предъявляемых к подростку);
  • вличние на подростков страхов и тревог близких взрослых, из общего эмоционального самочувствия, их самооценки;
  • значение развития у подростков уверенности в собственных силах, ощущения собственной значимости.

1.2.Просвещение педагогов

Значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние оказывает тревожность на развитие личности обучающегося, успешностьего деятельности, его будущее. Особое внимание уделяется формированию правильного отношения к ошибкам, умению использовать их для приобретения жизненного опыта. Кроме того, необходимо создавать жизнеутверждающее пространство в техникуме, поддерживать атмосферу, дружественную к обучающемуся.

1.3.Работа с обучающимся

Данный вид деятельности направлен на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, адекватности переживаемых эмоций, умений вести себя в трудных ситуациях, в случае неуспеха. Особое значение при коррекционной работе отводится индивидуальным «зонам уязвимости», характерным для конкретного обучающегося. Важное место занимает подготовка обучающихся к новым обстоятельствам, снижение неопределенности ситуаций через предварительное ознакомление их с содержанием и условиям этих ситуаций, обучение конструктивным способам поведения в них, обсуждение возможных трудностей через все основные направления деятельности.

2.Правила организации профилактики суицида среди обучающихся:

В работе по профилактике суицида среди несовершеннолетних необходимо проведение комплекса организационно-педагогических мер, обеспечивающего реализацию принципа гуманизации в воспитании и образовании, который включает в себя:

  • неукоснительно соблюдать педагогическую этику, культуру, такт;
  • знать возрастную психологию и психопатологию, а также соответствующие приемы индивидуально-педагогического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;
  • выявлять контингент группы риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;
  • осуществлять активный патронаж семей, в которых проживают обучающиеся группы риска, с использованием различных приемов, в том числе с оказанием консультативной помощи родителям и психолого-педагогический помощи обучающимся;
  • не разглашать факты суицидальных случаев в коллективе обучающихся;
  • рассматривать угрозы самоубийства в качестве признаков повышенного суицидального рска;
  • усилить внимание родителей к порядку хранение лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим факторам;
  • при необходимости проводить консультации обучающегося с педагогом – психологом, психотерапевтом, психиатром;
  • формировать у студентов такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «смысл жизни», а также индивидуальные приемы психологический защиты в сложных жизненных ситуациях;
  • повышать стрессоустойчивость путем психологической подготовки обучающегося к сложным и противиречивым реалиям современной жизни, формирования готовности к преодолению ожидаемых трудностей.

3.Уровни профилактики аутоагрессивного поведения в образовательной среде

3.1.Первый уровень – общая профилактика, целью которой являетсяповышение групповой сплоченности в техникуме (группе).

Мероприятия:

1).Создание программ по ЗОЖ, здоровой среды в образовательной организации, так, чтобы обучающиеся чувствовали заботу, любовь, понимание.

2).Организация внеучебной занятости студентов. Разработка программ взаимодействия техникума с семьей обучающихся.

Задачи педагогического коллектива на данном этапе:

  • изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;
  • создание системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в образовательном процессе, как и в период трудной жизненной ситуации (составление плана работы по профилактике аутоагрессивного поведения на учебный год);
  • привлечение различных социальных партнеров ОУ для оказания помощи и защиты, законных прав и интересов обучающихся;
  • формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей;
  • привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование у подростков милосердия, развития ценностных отношений в социуме.

3.2.Второй уровень – первичная профилактика, целью которой является выделение групп суицидального риска; сопровождение обучающихся и их семей группы риска с целью предупреждения суицида.

Мероприятия:

1).Диагностика аутоагрессивного поведения. Проводится педагогом-психологом.

2).Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися группы риска, оказание социальной поддержки, повышение самооценки, развитие адекватного отношения к собственной личности.

3).Классные часы, беседы, круглые столы, стендовая информация жизнеутверждающей направленности.

4).Разработка плана действий (индивидуального маршрута обучающегося) в случае попытки суицида, в котором должны быть процедуры действия при выявлении обучающегося группы риска, действий при угрозе самоубийства и после самоубийства.

Задачи педагогического коллектива на этом этапе:

  • выявление обучающихся, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите;
  • работа с семьей обучающегося, попавшего в тяжелую жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние;
  • оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности обучающегося, снятие стрессового состояния;
  • сопровождение бучающегося группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств; терапия кризисных состояний, способствующих позитивному принятию себя обучающимися и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации;
  • изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики и использование информации в работе с педагогами и родителями;
  • повышение осведомленности персонала, родителей и обучающихся о признаках возможного суицида, факторов риска и путях действия в этой ситуации;
  • включение созданной системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в образовательный процесс (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения обучающихся) в общий план действий;
  • определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении обучающегося группы риска, при угрозе обучающегося покончить жизнь самоубийством и после самоубийства.

3.3.Третий уровень – вторичная профилактика, целью которой является предотвращение самоубийства.

Проводится оценка риска самоубийства, которая происходит по схеме:

  • крайняя (обучающийся имеет средства совершения самоубийства, выработан четкий план);
  • серьезная (есть план, но нет орудия осуществления);
  • умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).

Задачи педагогического коллектива на этом этапе:

педагог-психолог берет на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта для того, кто решился вступить в контакт с обучающимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага;

оповещение соответствующего учреждения (ЦРБ, психиатра), запрос о помощи;

оповещение родителей (законных представителей).

4.4.Четвертый уровень – третичная профилактика, целью которой является снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.

Проводится глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем.

Задачи педагогического коллектива на этом этапе:

  • оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (обучающиеся, персонал техникума);
  • сотрудничество с другими организациями.

Ожидаемые результаты

Организованная таким образом работа позволит:

  • осуществлять социальную и психологическую защиту обучающихся;
  • снизить количество обучающихся с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток;
  • организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде;
  • продуманно планировать готовность действий в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий кризиса, посткризисное сопровождение.

4.Алгоритм действий в случае совершения суицида (попытки суицида)

1). Оказание первой медицинской помощи.

2). Сообщение о случившимся родителям (законным представителям).

3). Сообщение о случившимся администрации техникума.

4). Сообщение о случившимся в МПО, ПиРК РС(Я).

5). Представление сведений о несовершеннолетнем обучающимся (ейся), совершившим (ей) попытку суицида (завершенный суицид)  в Р(М) КДН и ЗП МО «Ленский район» в течение рабочего дня.

6).Если обучающийся относился к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то информацию о случившемся необходимо направить в отдел опеки и попечительства МО «Ленский район» или по основному месту проживания.

7). Подготовка пакета документов в течение трех дней в МПО, ПиРК РС(Я) и Р(М) КДНиЗП (о несовершеннолетнем студенте):

  • объяснительные, акты по случаю совершения попытки суицида (завершенного суицида);
  • характеристика семьи (полная, развернутая), описание работы с семьей куратора (мастера) группы;
  • акт жилищно бытовых условий;
  • характеристика на обучающегося (йся) (подробная, развернутая, психологический статус пишет психолог);
  • выписка по результатам психологической работы со студентом (кой) и с группой, где он обучался (ась) за последний год (указать конкретные мероприятия, сроки проведения, приложить копиии материалов исследования);
  • выписка по результатам воспитательной работы с группой (приложить копии планов работы куратора, плана работы техникума по профилактике аутоагрессивного поведения обучающихся на учебный год, материалы тестирования и т.д.)
  • протоколы Совета профилактики техникума, если студент (ка) разбирались на Совете.

8).Составление профилактической или реабилитационной психолого-педагогической программы (индивидуального маршрута) внутри техникума с учетом особенностей ситуации и личностных особенностей участников.

9).Консультация (обследование) врача-психиатра, юридическая консультация по вопросом создавшейся ситуации.

10).Анализ результатов проделанной работы, определения положительных и отрицательных факторов, внесение корректив в работу для повышения эффективности.

В случае если попытка совершена вне учебного заведения, но педагогические работники владеют данной информацией, то из предложенного алгоритма исключаются два первых пункта. Далее работа ведется в соответствии свыше перечисленными пунктами.

Вся работа проводится социально-психологической службой техникума с соблюдением конфиденциальной информации, так как особенностью подросткового суицида является механизм «заражения».

5.Распределение должностных обязанностей между субъектами образовательного процесса

5.1.В области профилактики суицида

В техникуме организацией системы профилактики суицидального поведения обучающихся занимается социально-психологическая служба, в состав которой входят: заместитель директора по воспитательной работе, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели обежития.

В первый (скрытый) и второй (первичный) уровни профилактики в обязательномпорядке включаются кураторы (мастера) групп, преподаватели – предметники, педагоги – организаторы и другие участники образовательного процесса.

Деятельность в области профилактики аутоагрессивного поведения обучающихся регулируется планом работы на учебный год по профилактике суицида.

5.2.Функции членов образовательного процесса в профилактической работе

1).Администрация техникума:

  • создает условия для продуктивного сотрудничества членов социально-психологической службы;
  • поддерживает стиль общения, предполагающий в коллективе техникума спокойный, доброжелательный тон;
  • обеспечивает общий позитивный настрой в учебном заведении, разнообразит образовательную среду;
  • формирует позитивную корпоротивную культуру;
  • следит за правилами педагогической этики в учебно-воспитательном процессе, принимает меры по устранению причин нарушения педагогической этики.

2).Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

  • осуществляет планирование и контроль за деятельностью педагогов-психологов, социальных педагогов, кураторов, воспитателей общежития, педагогов – организаторов, в том числе и в области профилактики суицида;
  • координирует работу по созданию необходимой методической документации по учебно-воспитательной работе, по подготовке и проведению культурно-массовых мероприятий жизнеутверждающей направленности;
  • осуществляет контроль за качеством содержания и проведения воспитательного процесса, в том числе и по профилактике аутоагрессивного поведения;
  • организует контроль за индивидуальной воспитательной работой с обучающимися с девиантным поведением;
  • координирует взаимодействие  администрации техникума с правоохранительными органами, Центральной районной больницей, Комитетом по молодежной и семейной политике МО «Ленский район» и Р(М) КДН и ЗП, родителями обучающихся и другими общественными организациями;
  • разработывает комплекс мер по разработке психолого-педагогических мер по развитию личности обучающихся через решение развивающих и воспитательных задач, затрагивающих мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу личности, а также сферу межличностных отношений и общения;
  • координирует работу всех членов социально-психологической службы;
  • анализирует работу социально-психологической службы техникума.

3).Кураторы (мастера) групп

  • проводят реализацию воспитательных задач жизнеутверждающей направленности с учетом особенностей учебной группы;
  • способствует формированию общей культуры личности обучающихся и их социализации через проведение классных часов и мероприятий жизнеутверждающей направленности;
  • осуществляет индивидуальную работу с родителями (законными представителями) в случае попыток суицида (завершенного суицида) совместно с представителями социально-психологической службы;
  • расширяет знания о ситуации, в которой находится обучающийся;
  • осуществляет контроль за посещаемостью и успеваемостью обучающегося;
  • посещает общежитие, место жительства и семьи обучающегося;
  • выявляет обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, и напрвляет запрос в социально-психологическую службу.

4).Социальный педагог

  • совместно с кураторами (мастерами) групп посещает обучающихся по месту жительства;
  • выявляет категории обучающихся повышенного риска (малообеспеченные, неполные, неблагополучные семьи, обучающихся, попавших в тяжелую жизненную ситуацию);
  • организует и координирует совместную работу с организациями и учреждениями по поддержке семьи и детства;
  • консультирует по вопросам, возникающим в ходе учебно-воспитательного процесса, оказанию помощи обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  • оказывает обучающимся социальную поддержку с помощи семьи, педагогического коллектива, одногрупников и т.д.

5).Педагог-психолог

а) по отношению к обучающемуся:

  • проводит диагностические процедуры по выявлению группы риска с помощью специализированных методик;
  • проводит работу по снятию негативных эмоций;
  • помогает разобраться в чувствах и отношениях обучающегося с окружащими, стимулирует при необходимости потребности в замене «значимых других»  (референтных лиц и групп);
  • обучает навыкам и умениям самоконтроля, преодоления стресса, поиска поддержки, ее восприятия и оказания;
  • при необходимости включает в работу обучающегося в группу социально-психологического тренинга;
  • организует психокоррекционные занятия по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственности личности, эмпатии, по смене пассивной стратегии избегания на активные жизненные стратегии.

б) по отношению к педагогам и родителям (законным представителям):

  • информирует их о сущности аутоагрессивного поведения, особенностях суицидального поведения и предсуицидального синдрома, их проявлениях;
  • помогает овладеть мерами по профилактикеи коррекции суицидального поведения;
  • стимулирует у педагогов развитие умений и навыков преодолевающего поведения, продуктивного межличнастного взаимодействия;
  • способствует развитию эмпатии, повышению самооценки изменению педагогических установок;
  • удовлетворяет запросы по психологическому консультированию, возникающие во время учебно-воспитательного процесса.

6).Медицинский работник:

  • выделяет обучающихся, требующих внимание педагогов, родителей, обучающихся по состоянию здоровья.

7).Обучающиеся:

  • обращаются за помощью к родителям, педагогам, кураторам (мастерам) групп, педагогу-психологу в неблагоприятных жизненных ситуациях.

8).Родители (законные представители):

  • проводят профилактику депрессивных состояний у подростков;
  • наблюдают за развитием подростка;
  • создают комфортные условия проживания;
  • обеспечивают атмосферу доверительного общения с подростком, используют конструктивные способы общения в конфликтных ситуациях и трудных жизненных ситуациях;
  • организуют и контролируют соблюдение подросткового режима дня;
  • при необходимости обращаются за консультацией к соответствующим специалистам.

6.Зоны контроля со стороны субъектов воспитательного процесса по профилактике суицидального поведения среди обучающихся

6.1.Со стороны администрации техникума

  • удовлетворенность и качество педагогической деятельности кураторов (мастеров) групп, их включенность в жизнь каждого студента;
  • удовлетворенность в качестве педагогической деятельности преподавателей – предметников, их стиль, включенность в предметную деятельность каждого обучающегося, характер оценочной деятельности;
  • морально-психологический климат в педагогическом коллективе (отношение к преподавателям проецируется на отношение к обучающемуся, безразличие к педагогу рождает безразличие к обучающемуся), атмосфера взаимопомощи, поддержки, культура педагогического труда, атмосфера включенности педагогов в жизнь обучающихся;
  • внутренняя открытая образовательно – воспитательная среда техникума (работающие спортзалы, библиотека, кружки, спортивные секции и т.д.)

6.2.Со стороны педагога – психолога:

  • психологическое благополучие в семье и состояние взаимоотношений ребенка с матерью: доверие и любовь (в зону риска попадают обучающиеся, утратившие прежде всего искреннюю любовь матери);
  • психологическое благополучие в отношении с куратором (мастером) группы и другими педагогами, ведущими занятия (в зону риска попадают прежде всего обучающиеся, находящиеся у всех педагогов в «изгоях»);
  • уровень успешности обучающегося в учебной деятельности и переживание обучающимся своей успешности и неуспешности (в зону риска могут попасть как хронически неуспешные, так и хронически успешные студенты);
  • характер взаимоотношений со сверстниками: социометрический статус, референтные группы, их направленность и др. (в зону риска попадают хронические и временные «изгои», потерявшие контакты и поддержку со стороны сверстников);
  • особенности личности и специфика эмоционального реагирования обучающегося на жизненные трудности: жизнеспособность, акцентуация характера, эмоциональное состояние, готовность к принятию помощи, депрессивность и др.

6.3.Со стороны куратора (мастера) группы:

  • уровень доверия и уважения обучающихся к куратору (мастеру) группы, уровень готовности к доверительным отношениям;
  • анализ семейного воспитания, проблемы формирования характера и личности, доверительность отношений, характер переживания родителями успешности и неуспешности ребенка в учебной деятельности;
  • структура семьи, характер взаимоотношений с матерью, материальное благосостояние в семье, уровень доходов и выделяемые расходы на содержание обучающегося, переживания обучающегося своего материального благополучия и неблагополучия;
  • морально-психологический климат в учебном коллективе, лидеры и их направленность, изгои и их морально-психологическое состояние, референтные группы и их направленность;
  • уровень успешности обучающегося в учебной деятельности и отношение обучающегося к ней, контрль за «взлетами» и «падениями», причины и отношение студента к неудачам.

6.4.Со стороны родителей:

  • контроль морально-психологического состояния, уравновешенности, прогноз качества расходования денежных средств, осторожность в получении необоснованных кредитов, поддержание ресурсности;
  • характер отношения к подростку (ребенок – «цель» или ребенок – «средство»);
  • характер оказываемой помощи в ситуациях затруднения;
  • контроль морально-психологического состояния у подростков, их переживания, интимные мысли, уровень доверительности;
  • характер потребности воспитания, отношение к потребностям, вещам, отношение к деньгам, влияние референтной группы на отношение к вещам;
  • случаи неуравновешенности, замкнутости, побегов из дома;
  • референтная группа подростка, возможная включенность в асоциальные группировки, характер влияния интернета, возможные бойкоты, поддверженность к вымогательству, физическому насилию, моральному унижению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к лабораторным работам по химии для студентов обучающихся по специальности Технология продукции общественного питания

Методические рекомендации к лабораторным работам по химии для специальности  260807  Технология продукции общественного питания.Пособие представляет собой руководство для студентов и препода...

Методические рекомендации к лабораторным работам по физике для студентов обучающихся по специальности Технология продукции общественного питания

Методические рекомендации к лабораторным работам по физике для специальности 260807 Технология продукции общественного питания    Основная цель данного пособия – формирование практическ...

Методические рекомендации по организации работы предметных цикловых комиссий в колледже

Одним из основных звеньев средних профессиональных учебных заведений, которое организует и осуществляет методическую работу по обучению и воспитанию студентов, являются цикловые комиссии (ЦК).Содержан...

Методические рекомендации по организации беседы о профилактике девиантного поведения со старшеклассниками и их родителями

Любой человек, выступая с речью перед слушателями или начиная разговор, преследует определенную цель. Цель, связанная с изменением собеседников, их индивидуально-личностных качеств, жизненной поз...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧЕБНОЙ МИНИ – ФИРМЫ

Представлен тематический план занятий на "Учебной мини-фирме" и даны краткие описания содержания занятий...

Методические рекомендации по организации работы методических объединений

Методические рекомендации адресованы  руководителям структурных подразделений, руководителям методических объединений педагогических работников, методистам. Они адаптированы к деятельности опреде...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО дня

В группах продлённого дня организацией образования комплексно решаются проблемы своевременной подготовки доиашних заданий в сочетании с продуманной досуговой деятельностью позволяющей ребёнку преодоле...